Праксис (процесс)

редактировать

Праксис (из Древнегреческий : πρᾶξις, романизированный : praxis) - это процесс, посредством которого теория, урок или навык разыгрываются, воплощаются или реализуются. «Праксис» может также относиться к процессу вовлечения, применения, реализации, реализации или воплощения на практике идей. Эта тема часто встречается в философии и обсуждается в трудах Платона, Аристотеля, Св. Августин, Фрэнсис Бэкон, Иммануил Кант, Сорен Кьеркегор, Карл Маркс, Антонио Грамши, Мартин Хайдеггер, Ханна Арендт, Жан-Поль Сартр, Пауло Фрейре и многие другие. Это имеет значение в политической, образовательной, духовной и медицинской сферах.

Содержание
  • 1 Истоки
  • 2 Марксизм
  • 3 Жан-Поль Сартр
  • 4 Ханна Арендт
  • 5 Образование
  • 6 Духовность
  • 7 Медицина
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Истоки

В Древнегреческом слово praxis (πρᾶξις) относилось к деятельности, которой занимались свободные люди. Философ Аристотель считал, что существует три основных вида деятельности человека: theoria (мышление), poiesis (создание) и praxis (действие). Этим действиям соответствовали три типа знаний: теоретическое, конечная цель которого - истина; поэтический, конечной целью которого является производство; и практический, конечная цель - действие. Далее Аристотель разделил знания, полученные из практики, на этику, экономику и политику. Он также различал евпраксию (εὐπραξία, «хорошая практика») и диспраксия (δυσπραξία, «плохая практика, несчастье»).

марксизм

молодой гегельян Август Цешковский один из первых философов, использовавших термин «праксис» для обозначения «действия, направленного на изменение общества» в своей работе 1838 года «Prolegomen zur Historiosophie» («Пролегомены к историософии»). Чешковский утверждал, что, хотя абсолютная истина была достигнута в спекулятивной философии Гегеля, глубокие разногласия и противоречия в сознании человека могут быть разрешены только посредством конкретной практической деятельности, которая непосредственно влияет на социальную жизнь. Хотя нет никаких свидетельств того, что Карл Маркс сам читал эту книгу, возможно, она оказала косвенное влияние на его мысли через труды его друга Моисей Гесс.

Маркс использует термин «практика». для обозначения свободной, универсальной, творческой и самотворческой деятельности, посредством которой человек создает и изменяет свой исторический мир и себя. Праксис - это уникальная деятельность человека, которая отличает его от всех других существ. Эта концепция появляется в двух ранних работах Маркса: Экономические и философские рукописи 1844 г. и Тезисы о Фейербахе (1845). В первой работе Маркс противопоставляет свободную сознательную производительную деятельность людей бессознательному навязчивому производству животных. Он также подтверждает примат практики над теорией, утверждая, что теоретические противоречия могут быть разрешены только посредством практической деятельности. В последней работе революционная практика является центральной темой:

совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности или самоизменения [Selbstveränderung] может быть задумано и рационально понято только как революционная практика. (3-й тезис)

Вся общественная жизнь по существу практична. Все загадки, ведущие теорию к мистицизму, находят свое рациональное решение в человеческой практике и в понимании этой практики. (8-й тезис)

До сих пор философы только интерпретировали мир по-разному; Дело в том, чтобы изменить это. (11-я диссертация)

Здесь Маркс критикует материалистическую философию Людвига Фейербаха за созерцательное представление объектов. Маркс утверждает, что восприятие само по себе является составной частью практического отношения человека к миру. Чтобы понять мир, не нужно рассматривать его со стороны, оценивать его морально или объяснять с научной точки зрения. Общество не могут изменить реформаторы, понимающие его потребности, только революционная практика масс, чьи интересы совпадают с интересами общества в целом - пролетариата. Это будет акт самоосмысления общества, в котором субъект изменяет объект самим фактом его понимания.

По-видимому, вдохновленный Тезисами, XIX век социалист Антонио Лабриола называл марксизм «философией практики». Это описание марксизма снова появится в Антонио Грамши в Тюремных тетрадях и в трудах членов Франкфуртской школы. Праксис также является важной темой для марксистских мыслителей, таких как Георг Лукач, Карл Корш, Карел Косик и Анри Лефевр, и его видели как центральную концепцию мысли Маркса югославской школой Праксиса, которая учредила журнал с этим названием в 1964 году.

Жан-Поль Сартр

В Критике диалектического разума, Жан-Поль Сартр постулирует взгляд на индивидуальную практику как основу человеческой истории. По его мнению, практика - это попытка отрицать человеческие потребности. В пересмотре марксизма и его более раннего экзистенциализма Сартр утверждает, что фундаментальная связь человеческой истории - дефицит. Условия дефицита порождают конкуренцию за ресурсы, эксплуатацию одного над другим и разделение труда, что, в свою очередь, порождает борьбу между классами. Каждый человек воспринимает другого как угрозу своему собственному выживанию и практике; всегда есть вероятность того, что одна индивидуальная свобода ограничивает свободу другого. Сартр признает как естественные, так и антропогенные ограничения свободы: он называет несвязанную практическую деятельность людей «практико-инертной». Сартр противопоставляет индивидуальной практике «групповую практику», которая объединяет каждого человека, чтобы он был подотчетен друг другу в общей цели. Сартр видит массовое движение в успешной революции как лучший образец такой слитой группы.

Ханна Арендт

В Условия человека, Ханна Арендт утверждает, что западная философия слишком часто сосредотачивалась на созерцательной жизни (vita contemplativa) и пренебрегала активной жизнью (vita activa). Это привело к тому, что человечество часто упускало из виду повседневную актуальность философских идей для реальной жизни. Для Арендт практика - это высший и самый важный уровень активной жизни. Таким образом, она утверждает, что большему количеству философов необходимо участвовать в повседневных политических действиях или праксисе, которые она считает истинной реализацией человеческой свободы. По словам Арендт, наша способность анализировать идеи, бороться с ними и заниматься активной практикой - вот что делает нас уникальными людьми.

По оценке Маурицио Пассерин д'Этревес, «теория действия Арендт и ее возрождение древнего понятия праксиса представляют собой один из самых оригинальных вкладов в двадцатый век. политическая мысль... Более того, рассматривая действие как способ человеческого единения, Арендт может развить концепцию партисипативной демократии, которая находится в прямом контрасте с бюрократизированными и элитарными формами политики, столь характерными для современной эпохи ». 135>

Образование

Праксис используется преподавателями для описания повторяющегося прохождения через циклический процесс экспериментального обучения, например цикл, описанный и популяризированный Дэвидом А. Кольб.

Пауло Фрейре определяет практику в «Педагогике угнетенных» как «размышление и действие, направленные на структуры, которые необходимо преобразовать». Через практику угнетенные люди могут обрести критическое осознание своего собственного положения и вместе с учителями-учениками и учениками-учителями бороться за освобождение.

В документальном телефильме Channel 4 New Order : Play at Home, Factory Records владелец Тони Уилсон описывает практику как «делать что-то, а потом только потом выяснять, почему вы это сделали».

Праксис может быть описан как форма критического мышления и включает в себя сочетание размышлений и действий. Праксис можно рассматривать как прогрессию познавательных и физических действий:

  • Выполнение действия
  • Рассмотрение воздействия действия
  • Анализ результатов действия путем размышления над ним
  • Изменение и пересмотр концепций и планирование после размышления
  • Реализация этих планов в дальнейших действиях

Это создает цикл, который можно рассматривать с точки зрения образовательной среды, учащихся и преподавателей.

Скотт и Маршалл (2009) называют праксис «философским термином, относящимся к человеческим действиям в естественном и социальном мире». Кроме того, Грамши (1999) подчеркивает силу праксиса в «Отрывках из тюремных тетрадей», заявляя, что «философия практики не стремится оставлять простое в своей примитивной философии здравого смысла, а скорее ведет их к более высокому пониманию жизни. ". Чтобы выявить недостатки религии, фольклора, интеллектуализма и других подобных «односторонних» форм рассуждения, Грамши в своей более поздней работе напрямую обращается к «философии практики» Маркса, описывая ее как «конкретный» способ рассуждения. Это в основном включает сопоставление диалектического и научного аудита реальности; против всех существующих нормативных, идеологических и, следовательно, поддельных счетов. По сути, «философия», основанная на «практике», философия Маркса, описывается соответственно таким образом, как единственная «философия», которая в то же время является «историей в действии» или самой «жизнью» (Gramsci, Hoare and Nowell-Smith, 1972, p. 332).

Духовность

Праксис также является ключевым в духовности, где упор делается на получение непосредственного опыта концепций и определенных областей, таких как союз с Божественным, которые можно исследовать только на практике из-за неспособности конечного разума (и его инструмента, языка) постичь или выразить бесконечное. В интервью для ДА! Журнал, Мэтью Фокс объяснил это так:

Мудрость всегда есть вкус - и на латыни, и на иврите слово мудрость происходит от слова «вкус», поэтому это что-то по вкусу, а не то, о чем можно теоретизировать. «Вкусите и увидите, что благ Бог», - говорится в псалме ; и это мудрость: вкушать жизнь. Никто не может сделать это за нас. Мистическая традиция - это во многом традиция Софии. Речь идет о дегустации и доверии опыту до установления или догмы.

Согласно еврейскому словарю Стронга, еврейское слово тахам означает; собственно вкус, то есть (образно) восприятие; косвенно интеллект; транзитивно мандат: совет, поведение, указ, усмотрение, суждение, разум, вкус, понимание.

Медицина

Праксис - это способность выполнять произвольные умелые движения. Частичная или полная неспособность сделать это при отсутствии первичных сенсорных или моторных нарушений известна как апраксия.

См. Также
Примечания
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Искать praxis в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:12:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте