Прав (Правь), Яв (Явь) и Нав (Навь) - три аспекта или качества космос, как описано в первой главе Книги Света и в Книге Велеса (вероятно, вымысел 19-20 веков) из Славянской исконной веры (Родновери). В более старых источниках упоминаются только концепции Нав и Яв древнеславянской космологии, аналогичные Инь и Ян в даосизме, и Прав не был частью этой концепции. Буквальные значения слов «Прав», «Явь» и «Нав» соответственно: «Право», «действительность» и «вероятность». Их также символизирует как единство бог Триглав («Трехголовый»). Уже Эббо (ок. 775-20 марта 851 г., который был архиепископом Реймса ) задокументировал, что Триглав рассматривался как олицетворение связи и посредничества между Небесами, Земля и преисподняя / человечество ; эти три измерения также были соответственно связаны с белым, зеленым и черным цветами, как указано Карел Яромир Эрбен.
Прав («Право» ; ср. греч. Orthotes, санскрит Ṛta ) - это универсальный порядок, иначе описываемый как «Закон Небес», который вводится верховным Богом (Род Род, «Поколение») в славянском богословии) и пронизывает и регулирует две другие ипостаси.
Прав - это в то же время план богов, которые порождают сущности в соответствии с высшим порядком; боги и сущности, которые они порождают, «составляют» великого Бога. Яв («действительность») - это план материи и явления, здесь и сейчас, в котором вещи появляются в свете, сливаются, но также растворяются в случайности; Нав («вероятность») - это тонкий мир предков человека, духа, состоящий из памяти прошлого и проекции будущего, то есть непрерывности времени.
Представленные как Триглав, три мира традиционно ассоциируются, соответственно, с тремя богами Сварог («Небеса»), Перун («Гром») и Дажбог («Солнце») или Сварог, Перун и Световид («Святой Владыка») или Велес («Преисподняя»). Эти три бога также рассматриваются, соответственно, как представляющие качества души, плоти и силы. Перун и Световид рассматриваются как проявления одного и того же Сварога, а другие имена для них - Дажьбог («Бог дающий», «Бог дня») и Сварожич (бог огня, буквально означающий «Сын Небесный»). Нижний мир (Нав), особенно в его темном аспекте, также традиционно воплощается Велесом, который в этой функции является богом вод, но также и тем, кто направляет их (ср. Санскрит Варуна ).
В своем исследовании славянской космологии Йиржи Динда (2014) определяет Триглав как концепцию оси мира и сравнивает ее с аналогичными концепциями других индоевропейских культур. Он придает значение Триглаву как представлению того, что Жорж Дюмезиль изучал как «индоевропейскую трехфункциональную гипотезу » (священные, военные и экономические функции, отраженные тремя человеческими типами и социальными
Триглав может также представлять собой переплетение трех измерений времени, образно представленных как трехниточная веревка. По словам Эббо, Триглав можно определить как summus deus, бог, представляющий "сумму" трех измерений реальности в виде горы или дерева (сами символы оси мира). Согласно Динде, t его тройственное видение, берущее начало в протоиндоевропейской религии, также было развито в раннем и средневековом христианстве, положив начало богословию Бога, который одновременно является творцом (отцом), творением (сыном) и творческой деятельностью. (дух).
В своих богословских комментариях к Велесовой книге лидер украинского Родновера Галина Лозько подчеркивает космологический единство трех планов Неба, Земли и человечества между ними. Она дает определение богословия и космологии Родновера как «генотеизм». Бог, иерархически проявляющийся как различные ипостаси, множественность богов, возникающих из всепроникающей силы Сварога, генетически (родовид) связан с человечеством. На человеческом плане Бог воплощается прародителями / предками и родственной линией на Земле. Этика и мораль в конечном итоге проистекают из этой космологии, поскольку гармония с природой возможна только в отношениях между этнической группой и ее собственной землей. Такое же видение генетической сущности божества называется «родотеизмом» инглистов.
Родноверской деноминацией.
. Это космологическое видение дает смысл поклонения человеческим прародителям, будь то общий праотец славян Ор или Ории, или местные предки, такие как Динглинг, которому поклонялись Владивосток Родноверы. Божественные предки - это духи, которые порождают и удерживают родство, они сами являются родством. Русский волхв Доброслав подчеркивает важность кровного наследия, так как, по его словам, нарушение родовой чистоты влечет за собой потерю родства с божественным предком рода.