JT9D | |
---|---|
Внутренняя структура JT9D | |
Тип | Турбореактивный двухконтактный двигатель |
Национальное происхождение | США |
Производитель | Pratt Whitney |
Первый запуск | декабрь 1966 г. |
Основные области применения | Airbus A300 / A310. Boeing 747. Boeing 767. McDonnell Douglas DC-10 |
Произведено | 1966–1990 |
Построено | более 3200 |
Стоимость единицы | 800000 долларов в 1968 году. (5,9 миллиона долларов сегодня) |
Разработан в | Pratt Whitney PW4000 |
Двигатель Pratt Whitney JT9D был первый реактивный двигатель с высокой степенью двухконтурности для питания широкофюзеляжного авиалайнера . Первым его применением был Боинг 747-100, оригинальный "Джамбо Джет". Это был первый турбовентиляторный двигатель Pratt Whitney с высокой степенью двухконтурности.
Программа JT9D была запущена в сентябре 1965 года, а первый двигатель был испытан в декабре 1966 года. Он получил сертификат FAA в мае 1969 года и поступил на вооружение в январе 1970 года на Боинг 747. Впоследствии он использовался в самолетах Boeing 767, Airbus A300 и A310, а также Douglas DC-10. Усовершенствованный JT9D-7R4 был представлен в сентябре 1982 года и был одобрен для 180-минутного ETOPS для двухдвигательных двигателей в июне 1985 года. К 2020 году JT9D налетал более 169 миллионов часов. Производство было прекращено в 1990 году, и его заменил модернизированный PW4000.
. JT9D был разработан как часть конструкции C-5 Galaxy. Компания Pratt Whitney заключила контракт на изучение необходимого типа большого двигателя, но в конечном итоге контракт на производство был присужден компании General Electric TF39. Первый испытательный запуск двигателя был проведен на испытательном стенде в Ист-Хартфорде, штат Коннектикут, с первым полетом двигателя в июне 1968 года, установленным на Boeing B-52 E, который служил испытательным стендом 747 .
Передовые технологии в конструкциях, аэродинамике и материалах повышают топливную эффективность и надежность. JT9D был построен с использованием титановых сплавов и никелевых сплавов. Двигатель состоял из одноступенчатого вентилятора, трехступенчатого компрессора низкого давления и одиннадцатиступенчатого компрессора высокого давления, соединенного с двухступенчатой турбиной высокого давления и четырехступенчатой турбиной низкого давления. JT9D-3, самая ранняя сертифицированная версия двигателя, весила 8 608 фунтов (3905 кг) и создавала тягу 43 500 фунтов-силы (193 кН).
Pratt Whitney столкнулись с трудностями при разработке JT9D во время испытаний Boeing 747 программа. Отказ двигателей во время программы летных испытаний привел к тому, что тридцать самолетов были припаркованы за пределами завода с бетонными блоками, свисающими с пилонов, в ожидании модернизированных двигателей. В 1969 году Boeing и Pratt Whitney работали вместе, чтобы решить эту проблему. Проблема была связана с овализацией, при которой напряжения во время взлета вызвали деформацию корпуса двигателя и придание ему овальной формы, в результате чего лопатки турбины высокого давления задевали стороны. Эта проблема была решена путем усиления кожуха двигателя и добавления тяговых звеньев в форме ярма.
Двигатели JT9D, установленные на ВВС США Boeing E-4 Воздушные командные пункты были обозначены F105 .
Все варианты - двухконтурные ТРДД с кольцевыми камерами сгорания и 6 ступенями турбины.
Комп. | Модель | Сертификация | Взлет, сухой | Длина | Ширина | Вес | LPоб / мин | HPоб / мин | T/W | Вентилятор | Применение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
15-ступенчатое | JT9D-3A | 9 января 1970 г. | 43,500 фунтов-силы (193 кН) | 154,89 дюйма. 3,934 м | 95,60 дюйма. 2,428 м | 8,713 фунтов (3,952 т) | 3650 | 7850 | 4,99 | 92,3 дюйма. 2,34 м | B747 |
JT9D-7 | 14 июня 1971 г. | 45500 фунтов (202 кН) | 8,880 фунтов (4,03 т) | 3750 | 8000 | 5.12 | |||||
JT9D-7A | 22 сентября 1972 г. | 46150 фунтов-силы (205,3 кН) | 5.2 | ||||||||
JT9D-20 | 16 октября 1972 г. | 198 кН (44,500 фунтов) | 8,470 фунтов (3,84 т) | 3650 | 5,25 | DC-10 | |||||
JT9D-7H | 19 июня 1974 г. | 45 500 фунтов силы (202 кН) | 8 880 фунт (4,03 т) | 5,12 | B747 | ||||||
JT9D-7AH | 46,150 фунт-силы (205,3 кН) | 5,2 | |||||||||
JT9D-7F | 30 сентября 1974 г. | 46750 фунтов-силы (208,0 кН) | 3750 | 5,26 | |||||||
JT9D-7J | 31 августа 1976 г. | 48 650 фунтов (216,4 кН) | 5,48 | ||||||||
JT9D-20J | 29 декабря 1986 г. | 48 050 фунтов (213,7 кН) | 8,580 фунтов (3,89 т) | 5,6 | DC-10 | ||||||
16- ступень | JT9D-59A | 12 декабря 1974 г. | 51720 фунтов (230,1 кН) | 154,256 дюйма. 3,9181 м | 97,03 дюйма. 2,465 м | 9,140 фунтов (4,15 т) | 3780 | 8011 | 5,66 | 93,6 дюйма. 2,38 м | DC-10 A300 |
JT9D-70A | 51140 фунтов (227,5 кН) | 9155 фунтов (4,153 т) | 5,59 | B747 | |||||||
JT9D-7Q | 31 октября 1978 г. | 51,900 фунтов (231 кН) | 9,295 фунтов (4,216 т) | 3888 | 8000 | 5,58 | |||||
JT9D- 7Q3 | 22 октября 1979 г. | 3960 | 5.58 | ||||||||
JT9D-7R4D | 25 ноября 1980 г. | 210 кН (48000 фунтов) | 96,00 дюймов. 2,438 м | 8,935 фунт (4,053 т) | 3770 | 5,37 | 93,4 дюйма. 2,37 м | B767 | |||
JT9D-7R4D1 | 1 апр., 1981 | 8,915 фунтов (4,044 т) | 3810 | 5,38 | A310 | ||||||
JT9D-7R4E | 50000 фунтов-силы (220 кН) | 3770 | 5,61 | B767 | |||||||
JT9D-7R4E1 | 154,295 дюйма. 3,9191 м | 8,935 фунтов (4,053 т) | 3810 | 5,6 | A310 | ||||||
JT9D-7R4G2 | 23 июля 1982 г. | 54750 фунтов-силы (243,5 кН) | 9 170 фунтов (4,16 т) | 3825 | 8080 | 5,97 | B747 | ||||
JT9D-7R4H1 | 56000 фунтов-силы (250 кН) | 8,915 фунтов (4,044 т) | 3810 | 6,28 | A300-600 | ||||||
JT9D-7R4E4 | 29 марта 1985 г. | 50000 фунтов (220 кН) | 8,935 фунтов (4,053 т) | 5,6 | B767 |
Данные от Pratt Whitney
Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Pratt Whitney JT9D. |