F100 | |
---|---|
F100 для испытываемого F-15 Eagle | |
Type | Turbofan |
национального происхождения | США |
Производитель | Pratt Whitney |
Первый запуск | 1970-е годы |
Основные приложения | F-15 Eagle. F-15E Strike Eagle. F-16 Fighting Falcon. Northrop Grumman X-47B |
Разработан в | Pratt Whitney PW1120 |
Pratt Whitney F100 (обозначение компании JTF22 ) является форсажный турбовентиляторный двигатель производства Pratt Whitney, который используется в F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon.
В 1967 году ВМС США и ВВС США выпустили совместный запрос на двигатель для предложений (RFP) для F-14 Tomcat и FX. (FX стал параллельным соревнованием по проектированию истребителей, которое привело к появлению F-15 Eagle в 1970 году.)
Эта программа двигателей называлась IEDP (Программа начальной разработки двигателей). Он финансировался и управлялся Отделом авиационных систем (ASD) на авиабазе Райт Паттерсон. В рамках ASD был назначен сотрудник отдела системных проектов для управления этапами определения самолетов и двигателей FX. Подразделение турбинных двигателей Лаборатории силовых установок ВВС было задействовано в качестве вспомогательной службы для оказания помощи ASD Systems Engineering в оценке технических рисков. Позже, после выбора F-15, инженерные кадры ASD превратились в проектный офис F-15 Systems.
Регулируемое выхлопное сопло сокращено.IEDP был создан, чтобы быть конкурентоспособным на этапе проектирования / демонстрации двигателя, за которым следовало сокращение до одной победившей программы проектирования и разработки двигателя. General Electric и Pratt Whitney заключили контракт на выполнение примерно 18-месячной программы с целью улучшения тяги и снижения веса для достижения соотношения тяги к весу, равного 8. По окончании IEDP, GE и PW представили предложения по кандидатам на двигатели для самолетов, которые были отобраны в конкурсе FX. Этим истребителем был истребитель McDonnell F-15. Двигатель получил обозначение Pratt Whitney F-100. В 1970 году ВВС заключили с Pratt Whitney контракт на разработку и производство двигателей F100-PW-100 (USAF) и F401-PW-400 (USN). ВМС сократят, а затем отменит свой заказ, решив продолжить использование двигателя Pratt Whitney TF30 от F-111 в своем F-14.
F100-100 впервые полетел на F-15 Eagle в 1972 году. с тягой 23930 фунтов-силы (106,4 кН). Из-за передовой природы двигателя и самолета на первых этапах эксплуатации возникло множество проблем, включая высокий износ, остановку двигателя и "жесткий" запуск форсажной камеры. Эти «жесткие» запуски могли быть вызваны отказом форсажной камеры или гашением после запуска, в любом случае большие струи реактивного топлива зажигались выхлопом двигателя, что приводило к возникновению волн высокого давления, вызывающих двигатель заглохнуть. Первые проблемы были решены в F100-PW-220, и двигатель все еще находится в парке ВВС США по сей день.
F-16 Fighting Falcon поступил на вооружение с F100-200, с небольшими отличиями от -100. В поисках способа снизить себестоимость единицы продукции ВВС США реализовали в 1984 году программу альтернативных истребителей (AFE), в соответствии с которой контракт на поставку двигателей будет заключаться на конкурсной основе. F-16C / D Block 30/32 были первыми, кто был построен с общим моторным отсеком и мог принять существующий двигатель или General Electric F110.
Из-за неудовлетворительной надежности, затрат на техническое обслуживание и срока службы F100-PW-100/200 компания Pratt Whitney в конечном итоге была вынуждена модернизировать двигатель для решения этих проблем. В результате двигатель, получивший обозначение F100-PW-220, практически исключает срывы и нестабильность фрезерного вала, а также удваивает время между капитальными ремонтами в депо. Также были значительно снижены надежность и затраты на техническое обслуживание, а двигатель оснащен системой цифрового электронного управления двигателем (DEEC). F100-PW-220 был представлен в 1986 году и мог устанавливаться как на F-15, так и на F-16. Вариант без дожигания, F100-PW-220U питает Northrop Grumman X-47B UCAV. Аббревиатура «E» от 220E означает эквивалент. Аббревиатура дана двигателям, которые были модернизированы с серии 100 или 200 до 220, что соответствует спецификации 220.
Первый -229 был поднят в 1989 году и имел тягу 17 800 фунтов силы (79 кН) (сухая тяга) и 29 160 фунтов силы (129,7 кН) с форсажной камерой. В настоящее время он используется на последних моделях F-16 и F-15E. Используя технологию, разработанную на основе программ двигателей F119 и F135 для F-22 Raptor и F-35 Lightning II, текущий производимый F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) включает современные материалы для турбин, методы управления охлаждением, аэродинамика компрессора и электронное управление. Поставки самолетов -229EEP начались в 2009 году.
Данные из DTIC, Международный университет Флориды, Национальный музей ВВС США
Данные компании Pratt Whitney
Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные со страницей Pratt Whitney F100. |