The Pramāṇavārttika (санскрит, Комментарий к действительному познанию; тиб. Tshad ma rnam ' grel) - влиятельный буддийский текст по прамане (действительные инструменты познания, эпистемологические критерии), форме индийской эпистемологии. Pramāṇavārttika - это magnum opus индийского буддиста Дхармакирти (расцвет 6-7 веков).
Праманаварттика написана примерно в 2000 стихотворных строф. Четыре главы посвящены, соответственно, умозаключениям для себя (свартханумана), достоверному знанию (праманасиддхи), чувственному восприятию (пратьякша) и умозаключениям для других (парартханумана). Работа представляет собой комментарий к более ранней работе буддийского логика Дигнаги, Праманасамуччая.
В первой главе обсуждаются структура и типы формального вывода и апоха ( исключение) теория смысла. Дэн Арнольд пишет, что апоха - это: «идея о том, что концепции являются более точными или детерминированными (более содержательными) лишь в той степени, в которой они исключают больше из своей области зрения; сфера применения кошки уже, чем у млекопитающих, только постольку, поскольку первое дополнительно исключает из его ареала все млекопитающие в мире, кроме кошек ». Во второй половине этой главы Дхармакирти также атакует брахманизм, авторитет Вед, браминов и их использование мантр, а также система касты (см. Eltschinger 2000). Он также обсуждает роль Священных Писаний, которую он считает ошибочной, но все же важной для их обсуждения «радикально недоступных вещей» (атьянтапарокша), таких как карма. Дхармакирти критикует браминов так:
Вторая глава, праманасиддхи сначала стремится защитить авторитет Будды как достоверного источника знаний для тех, кто ищет духовной свободы, и показать, что он сказал правду. Его защита сосредоточена на пяти эпитетах Будды, приписываемых ему Дигнагой: быть средством познания (праманабхутатва), стремиться к благу всех живых существ, быть учителем, быть «благополучным» и быть защитником. Дхармакирти использует бесконечное сострадание Будды (каруна ) в качестве основы для доказательства того, что он является надежным источником знания, поскольку он пишет: «Сострадание является доказательством [Будда является средством познания]». После обсуждения бесконечного сострадания Будды Дхармакирти затем переходит к критике материалистических теорий школы чарвака и теорий души индуистских брахманических школ и обеспечивает защиту буддийской концепции перерождения.. Согласно Дэну Арнольду, аргумент Дхармакирти заключается в том, что «чувственные явления должны иметь среди своих причин события, которые сами по себе являются разумными; события, в более общем смысле, должны иметь онтологически однородные причины. Таким образом, прямое утверждение состоит в том, что события, составляющие физическое тело, онтологически отличные от тех, которые вызывают психические события ". Таким образом, для Дхармакирти познание зависит не только от объектов чувств и физических органов чувств, но и от предыдущего события осознания (мановиджняна). Этот аргумент был описан Дэном Арнольдом как дуалистический, отрицание несводимости ментальных событий к физическим событиям и апелляция к квалиа, хотя Дхармакирти в конечном итоге продолжает защищать форму эпистемического идеализма (Йогачара
В третьей главе Дхармакирти утверждает, что существует только две действительных праманы : восприятие (пратьякша), которое является основой, и вывод (анумана), который основан на не сводится к восприятию. Эти две праманы имеют в качестве своих объектов только два вида существующих вещей: уникальные особенности (свалакшаны) и абстрактные / универсалии (саманьялакшана). Свалакшана - это в конечном итоге существующие вещи, единственное, что действительно существует. Поскольку восприятие рассматривается как восприятие подлинных уникальных деталей, оно для Дхармакирти «лишено концепции». Дэн Арнольд утверждал, что это похоже на форму эмпиризма, называемую эпистемологическим репрезентационализмом.
В этой главе Дхармакирти также объясняет восприятие йогина (йогипратьякша). В последней главе обсуждается, каким образом логические причины верны или неверны.
Праманаварттика пользовалась большим влиянием среди буддийских философов, таких как Джнянагарбха, Шантаракшита и Камаласила, для которых она стала ключевой работой по эпистемологии. Он также пользовался влиянием среди небуддийских мыслителей, таких как Акаланка и Ади Шанкара.
. В тибетском буддизме он пользовался влиянием среди таких мыслителей, как Сакья Пандита и Цонкапа, и это основная работа по эпистемологии, изучаемая в буддийских монастырях. По словам Жоржа Дрейфуса:
Со времен Сапана. этот труд считается одним из самых важных текстов тибетской схоластической традиции. Он не только охватывает такие важные области, как логика, философия языка и эпистемология; он также предоставляет философскую методологию для схоластических исследований в целом, а также большую часть философского словаря и инструменты (аргументы и следствия), используемые в дебатах.
Дхармакирти написал длинный автокомментарий по первой главе. Он известен как Svopajñaṛtti, или Svavṛtti. Другие комментарии включают: