Прагматический принцип

редактировать

Прагматический принцип, также известный как принцип прагматизма или максима прагматизма, является максимой логики, сформулированной Чарльзом Сандерсом Пирсом. Выступая в качестве нормативной рекомендации или регулирующего принципа в нормативной науке логики, его функция состоит в том, чтобы направлять ход мысли к достижению ее цели, консультирование по оптимальному способу «достижения ясности опасений ». Вот его первоначальное утверждение 1878 года на английском языке, когда оно еще не было названо:

Таким образом, похоже, что правило для достижения третьей степени ясности понимания выглядит следующим образом: подумайте, какие эффекты, которые предположительно могут иметь практическое значение, мы представляем себе объект нашей концепции иметь. Тогда наше представление об этих эффектах составляет всю нашу концепцию объекта.

(Пирс на стр. 293 из «Как сделать наши идеи ясными », Popular Science Monthly, т. 12, стр. 286–302. Широко перепечатывается, включая сборник Документы Чарльза Сандерса Пирса (CP) v. 5, параграфы 388–410.)

Семь способов взглянуть на прагматическую максиму

Пирс сформулировал прагматическую максиму по-разному на протяжении многих лет, каждый из что добавляет немного ясности или исправления в их коллективный корпус.

  • Первый отрывок представлен в виде словарной статьи, предназначенной для определения прагматизма как мнения, благоприятствующего применению прагматической максимы в качестве рекомендации о том, как прояснить смысл.

Прагматизм. Мнение о том, что метафизика должна быть в значительной степени прояснена применением следующей максимы для достижения ясности понимания: подумайте, какие эффекты, которые, возможно, могут иметь практическое значение, мы представляем себе как объект нашей концепции. Тогда наше представление об этих эффектах составляет всю нашу концепцию объекта.

(Пирс, 1902 г., «Прагматик и прагматизм » в Философско-психологическом словаре, включая цитату самого себя из 1878 г. «Как сделать наши идеи ясными "в Popular Science Monthly v. 12, pp. 286-302. Перепечатано в CP 5.2).
  • Второй отрывок представляет прагматическую максиму (с дополнительным акцентом на формах слова« зачать ») в качестве рекомендации для вас, адресата, о том, как вы можете прояснить свою концепцию, а затем переформулируйте ее в указательном, таким образом, чтобы подчеркнуть универсальность прагматизма:

Прагматизм изначально был провозглашен в форме максимы, а именно: эффекты, которые предположительно могут иметь практическое значение, которое, по вашему мнению, имеет объекты вашей концепции. Тогда ваше представление об этих эффектах составляет всю вашу концепцию объекта.

Я повторю это другими словами, так как часто таким образом можно устранить некоторый неожиданный источник недоумения для читателя. На этот раз он будет в ориентировочном настроении, а именно: весь интеллектуальный смысл любого символа состоит в сумме всех общих способов рационального поведения, которые, при условии всех возможных различных обстоятельств и желаний, последуют после принятия символ.

(Peirce, 1905, из "Issues of Pragmaticism" в The Monist v. XV, n. 4, pp. 481-499, см. Стр. 481 через Google Книги и через Интернет Архив. Перепечатано в CP 5.438.).
  • В третьем отрывке поясняется значение практического смысла и дается альтернативное изложение максимы. Такое рассуждение и все рассуждения основаны на идее, что тот, кто проявляет определенные виды воли, в свою очередь подвергнется определенным принудительным восприятиям. Рассмотрение такого рода - что определенные линии поведения влекут за собой определенные виды неизбежных переживаний - называется практическим соображением. Это оправдывает максиму как практическую веру, что:

Чтобы выяснить значение интеллектуальной концепции, нужно рассмотреть, какие практические последствия могут возникнуть из истинности этой концепции - и сумма этих последствий составляет весь смысл концепции.

(Peirce, 1905, CP 5.9.)
  • Четвертый отрывок иллюстрирует одну из многочисленных попыток Пирса передать смысл прагматической философии, перефразируя прагматический принцип. Представляя эту версию, он обращается к потенциальным критикам, которые не верят, что простая эвристическая максима, не говоря уже о том, что касается рутинных вопросов логической процедуры, образует достаточную основу для всей философии. Он предполагает, что им может показаться, что он делает прагматизм «простой максимой логика вместо возвышенного принципа спекулятивной философии ". Для улучшения философского положения он пытается превратить прагматизм в ту же форму философской теоремы:

Прагматизм - это принцип, который ектическое суждение, выражаемое в предложении в изъявительном наклонении, представляет собой запутанную форму мысли, единственное значение которой, если оно есть, заключается в его тенденции навязывать соответствующую практическую максиму, выражаемую как условное предложение имеющий аподозис в императивном настроении.

(Peirce, 1903, из лекций о прагматизме, CP 5.18, также в «Прагматизме как принципе и методе правильного мышления: Гарвардский университет 1903 года»). «Лекции о прагматизме», с. 110, и в Essential Peirce v. 2, pp. 134-5.)
  • Пятый отрывок полезен в качестве дополнительного пояснения и направлен на исправление ряда исторических недоразумений, возникших в отношении предполагаемого значения слова прагматическая максима. В качестве источника такого недоразумения Пирс указывает на свое более молодое «я» (но откажется от признания, считая его ошибочным - см. Седьмой отрывок).

Доктрина, похоже, предполагает, что целью человека является действие - стоический аксиома, которая для автора в возрасте шестидесяти лет не зарекомендовала себя с такой силой, как в тридцать. Если, напротив, допустить, что действие требует конца и что эта цель должна быть чем-то вроде общего описания, то тогда дух самой максимы, заключающейся в том, что мы должны смотреть на результат наших концепций, чтобы правильно постижение их направило бы нас к чему-то отличному от практических фактов, а именно к общим идеям, как истинным толкователям нашей мысли.

(Peirce, 1902, из "Pragmatic and Pragmatism " в Словаре философии и психологии. Перепечатано CP 5.3, 1902).
  • Шестой отрывок полезен в заявляя, что прагматическая максима связана с темой рефлексии, а именно, что она сводит весь прагматизм ни к чему большему или меньшему, чем к методу рефлексии.

Таким образом, изучение философии состоит из рефлексии и прагматизма является тем методом рефлексии, который руководствуется постоянным удержанием в поле зрения своей цели и цели анализируемых идей, независимо от того, имеют ли эти цели природу и использование действия или мысли. Будет видно, что прагматизм - это не Weltanschauung, а метод рефлексии, имеющий своей целью прояснить идеи.

(Пирс, 1902, CP 5.13, примечание 1 ).
  • Седьмой отрывок представляет собой позднее размышление о восприятии прагматизма. С почти ощутимым чувством раздражения Пирс пытается оправдать максиму прагматизма и чтобы исправить его неправильное прочтение, выявив ряд ложных впечатлений, накопленных за прошедшие годы, и он пытается еще раз предупредить пагубные последствия этих ошибок. Вспоминая само зачатие и рождение прагматизма, он пересматривает его первоначальные обещания и его предполагаемой участи в свете его последующих превратностей и его очевидной судьбы. Принимая стиль посмертного анализа, он представляет собой настоящее вскрытие того, как основная идея прагматизма, при всей ее практичности, может быть уничтожена множеством Он продолжает здесь (1906 г.), чтобы отказаться от философского признания - в пятом отрывке (см. выше) - которое он написал в 1902 г. о своем оригинальном стр. негодование прагматизма.

Это пятикратное употребление производных от concipere должно было иметь цель. На самом деле их было два. Один заключался в том, чтобы показать, что я говорю о смысле ни в каком другом смысле, кроме интеллектуального. Другой заключался в том, чтобы избежать всякой опасности быть понятым как попытку объяснить концепцию с помощью восприятий, изображений, схем или чего-либо, кроме концепций. Поэтому я не имел в виду сказать, что действия, которые более строго единичны, чем что-либо, могут составлять смысл или адекватную правильную интерпретацию любого символа. Я сравнил действие с финалом симфонии мысли, где вера - это полубезубийство. Никто не понимает, что несколько тактов в конце музыкальной части являются целью движения. Их можно назвать ее итогом. Но эта цифра явно не подлежит детальному применению. Я упоминаю об этом только для того, чтобы показать, что подозрение, которое я сам выразил после слишком поспешного перечитывания забытой журнальной газеты, что она выражает стоическое, то есть номиналистическое, материалистическое и совершенно мещанское состояние мысли, было совершенно ошибочным.

(Пирс, 1906, CP 5.402, примечание 3 ).

Ссылки

  1. ^Брент, Джозеф (1998), Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь, 2-е издание, Блумингтон и Индианаполис: Indiana University Press (страница каталога ); также NetLibrary.
  2. ^Статья, содержащая его, была первоначально написана на французском языке как «Comment rendre nos idées claires» в 1877 году для Revue Philosophique, которая опубликовала его в томе VII в январе 1879 года. Максима появилась на стр. 48 как «Considérer quels sont les effets pratiques que nous pensons pouvoir être produits par l'objet de notre concept. La concept de tous ces effets est la concept Complète de l'objet». Любопытно, что в версии Revue Philosophique опущена последняя статья и половину абзаца.
Последняя правка сделана 2021-06-02 13:29:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте