В социологии, власть-знание - это термин, введенный французским философом Мишелем Фуко (французским : le savoir-pouvoir). Согласно пониманию Фуко, власть основана на знании и использует знания; с другой стороны, власть воспроизводит знание, формируя его в соответствии со своими анонимными намерениями. Власть (воссоздает) создает свои собственные области упражнений через знания.
Отношения между властью и знанием всегда были центральной темой социальных наук.
В пьесе 1934 года «Скала » Т. С. Элиот писал: «Где мудрость, которую мы потеряли в знании? Где знания, которые мы потеряли в информации? ». Это разделение между информацией, знаниями и мудростью впоследствии вдохновило многие поколения ученых-информатиков.
В области политической экономии Гарольд Иннис много писал о «монополия знаний ", при которой империи на протяжении всей истории использовали информационные и коммуникационные ресурсы для производства эксклюзивных знаний и власти.
В 1943 году К.С. Льюис писал, что власть, дарованная знанием, не была властью над природой, как обычно предполагалось, а была властью, которую одни люди обладали над другими, используя для этого природу.
Фуко был эпистемологом конструктивистом и историцистом. Фуко критически относился к идее, что люди могут достичь «абсолютного» знания о мире. Фундаментальная цель многих работ Фуко - показать, как то, что традиционно считалось абсолютным, универсальным и истинным, на самом деле является исторически случайным. Для Фуко даже идея абсолютного знания является исторически случайной идеей. Однако это не ведет к эпистемологическому нигилизму; скорее, Фуко утверждает, что мы «всегда начинаем заново», когда дело доходит до знания.
Фуко включил взаимность в свой неологизм власть-знание, наиболее важной частью которого является дефис, связывающий два аспекта интегрированной концепции вместе (и намекает на их неотъемлемую неразрывность).
В своих более поздних работах Фуко предполагает, что власть-знание позже было заменено в современном мире термином правительственность, который указывает на особый менталитет управления.
Хотя на протяжении большей части 20-го века термин «знание» был тесно связан с властью, в последние десятилетия «информация» также стала центральным термином. С ростом использования больших данных информация все чаще рассматривается как средство получения полезных знаний и возможностей.
Одна из недавно разработанных моделей, известная как Модель объема и контроля, описывает, как информация капитализируется глобальными корпорациями и превращается в экономическую мощь. Объем определяется как информационные ресурсы - количество и разнообразие информации, а также люди, производящие ее. Контроль - это способность направлять взаимодействие между информацией и людьми с помощью двух конкурирующих механизмов: популяризация (информация, имеющая отношение к большинству людей) и персонализация (информация, актуальная для каждого отдельного человека).
Согласно этому пониманию, знание никогда не бывает нейтральным, поскольку оно определяет силовые отношения. Таким образом, понятие власти-знания, вероятно, будет использоваться в критических нормативных контекстах. Одним из примеров последствий знания власти является монополия Google на знания, его алгоритм PageRank и его неизбежные коммерческие и культурные предубеждения во всем мире, которые основаны на объеме и контроле принципы. Недавнее исследование показывает, например, коммерческое значение алгоритма Google Images, поскольку все результаты поиска по слову «красота» на разных языках преимущественно дают изображения молодых белых женщин.
В информационных науках «знание» определяется как более высокая форма информации, которая требует понимания закономерностей и создания полезного смысла информации, которую собирают люди.