Португальская готическая архитектура - это архитектурный стиль преобладал в Португалии в позднем средневековье. Как и в других частях Европы, готический стиль постепенно вытеснял романскую архитектуру в период между концом 12 и 13 веками. Между концом 15 и началом 16 веков готика была заменена архитектурой эпохи Возрождения через промежуточный стиль, называемый Мануэлино.
Центральный проход церкви монастыря Алькобаса (12–12 гг. 13 век).Готическая архитектура был доставлен в Португалию цистерцианским орденом. Первое полностью готическое здание в Португалии - церковь монастыря Алкобаса, великолепный образец ясных и простых архитектурных форм, любимых цистерцианцами. Церковь была построена между 1178 и 1252 годами в три этапа и, кажется, вдохновлена аббатством Клерво в Шампани. Его три прохода очень высокие и узкие, что производит исключительное впечатление высоты. Вся церковь покрыта ребристым сводом, а в главной часовне есть амбулатория и ряд сияющих часовен. Хранилище амбулатории снаружи поддерживается аркбутанами, типичными элементами готической архитектуры и новинкой того времени в Португалии.
После основания Алькобасы готический стиль был распространен в основном нищенскими орденами (в основном францисканцами, августинцами и доминиканцами ). В XIII и XIV веках в городских центрах было основано несколько монастырей, важные примеры которых можно найти в Порту (Церковь Сан-Франциско ), Коимбре (Монастырь Санта-Клауса). Клара-а-Велья ), Гимарайнш (Сан-Франциско, Сан-Домингуш), Сантарем (Сан-Франциско, Санта-Клара), Элвас (Сан-Домингуш), Лиссабон (руины монастыря Карму ) и многие другие места. Нищенские готические церкви обычно имели трехнефный неф с деревянной крышей и апсиду с тремя часовнями, покрытыми ребристыми сводами. В этих церквях также не было башен, и они в основном были лишены архитектурного убранства в соответствии с нищенскими идеалами. Нищенская готика также была принята в нескольких приходских церквях, построенных по всей стране, например, в Синтре (Санта-Мария), Мафре, Лоуринья и Лоле..
Яркая готика в монастыре Баталья : фасад церкви (слева) и часовня Основателя (справа).Многие романские соборы были модернизированы с элементами готики. Так, романский неф Собора Порту поддерживается аркбутанами, одними из первых построенных в Португалии (начало 13 века). Апсида Лиссабонского собора была полностью перестроена в первой половине XIV века, когда в ней появилась готическая амбулатория, освещенная фонарём (высокий ряд окон на верхнем этаже). В амбулатории есть несколько сияющих часовен, освещенных большими окнами, которые контрастируют с темным романским нефом собора. Важным переходным зданием является собор Эворы, построенный в 13 веке; Несмотря на то, что его план этажа, фасад и возвышение вдохновлены Лиссабонским собором, его формы (арки, окна, своды) уже готические. Многие готические церкви сохранили вид крепостей романских времен, например, уже упомянутый собор Эворы, церковь монастыря Леса-ду-Балио (14 век) около Матозиньюш и даже в 15 веке. -век, с Главной церковью Виана-ду-Каштелу.
Было построено несколько готических монастырей, которые до сих пор можно найти в соборах Порту, Лиссабона и Эворы (все из 14 века), как а также в таких монастырях, как Алкобаса, монастырь Санто-Тирсо и монастырь Ордена Христа.
В начале 15 века здание монастыря Баталья, спонсируемый королем Иоанном I, привел к обновлению португальской готики. После 1402 года работы были доверены мастеру Гюгу неизвестного происхождения, который привнес в проект стиль яркой готики. Все здание украшено готическими башнями (крокетами ), барельефами, большими окнами с замысловатым узором и замысловатыми зубцами. Главный портал имеет серию архивольтов, украшенных множеством статуй, а тимпан имеет рельеф с изображением Христа и евангелистов. Часовня Основателя и Дом Капитула имеют тщательно продуманные сводчатые ребристые своды, до того неизвестные в Португалии. Баталья оказал влияние на мастерские 15-го века, такие как собор Гуарда, собор Сильвеш и монастыри в Бежа (Носса-Сеньора-да-Консейсао) и Сантарем (Игрежа да Граса ).
Другим готическим вариантом была так называемая мудехар-готика, которая развивалась в Португалии к концу 15 века, особенно в регионе Алентежу. Название Мудехар относится к влиянию исламского искусства на христианские королевства Пиренейского полуострова, особенно в средние века. В Алентежу и других местах влияние мудехар в нескольких зданиях проявляется в профиле окон и порталов, часто с подковообразными арками и импостом, круглыми башенками с конические вершины, исламские мерлоны и др., а также плитка (азулежо ). Примеры включают портик церкви Святого Франциска в Эворе, внутренний двор Королевского дворца Синтры и несколько церквей и дворцов в Эворе, Эльвасе, Аррайолос, Бежа, и т. д. Мудехар со временем смешался со стилем мануэлино в начале 16 века.
Вид на Санта-Мария-да-Фейра Замок. Крепость является уникальной в мире, ее четыре вершины из четырех башен врезаны в главную башню. Вид на Браганса Замок. Большая крепостная башня была построена в 15 веке.В готическую эпоху несколько замков нужно было либо построить, либо укрепить, особенно вдоль границы с Королевство Кастилия. По сравнению с предыдущими замками, готические замки в Португалии, как правило, имели больше башен, часто круглой или полукруглой формы (для повышения устойчивости к снарядам), опорные башни, как правило, были многоугольными, а ворота замков часто были защищены парой фланговых башен. Второй, более низкий настенный занавес (барбаканы ) часто строили по периметру главных стен, чтобы предотвратить приближение военных машин к замку. Такие функции, как машинки и улучшенные стрелки, также получили широкое распространение.
Начиная с 14 века, крепостные башни становились больше и сложнее, с ребристыми крышами и такими сооружениями, как камины. Крепостные башни с улучшенными жилыми характеристиками можно найти в замках Бежа, Эштремош и Браганса, а некоторые более поздние замки (15 век) стали настоящими дворцами, например те, что в Пенедоно, Уурем и Порто-де-Мош. Наиболее значимым случаем является Замок Лейрии, превращенный королем Иоанном I. в королевский дворец. Некоторые помещения дворца украшены великолепными готическими лоджиями, из которых можно было видеть окружающий пейзаж. быть оцененным Королем и Королевой.
Монастыри и церковь Монастыря Алкобаса.
Монастыри Собора Порту (14 век).
Амбулатория в Лиссабонский собор (14 век).
Трансепт и фонарная башня Собор Эворы (13 век).
Главный фасад Собора Сильвеса (15 век).
Монастыри Собора Эворы (14 век).
Мудехар -Готика: Главный фасад Святого Франциска Эворского (конец 15 века).
Монастырь Леса-ду-Балио, Матозиньюш (14 век).
Замок Урем (15 век).
Готическое крыльцо в Эштремош Замок.
Муниципалитет Гимарайнш с готической галереей (начало 16 века).
Звездчатый ребристый свод Часовни Основателя монастыря Баталья (15 век).
Национальный дворец Синтры (15–16 вв.).
Входные башни Замка Пенедоно (15 век).
Готический мост Понте-де-Лима.
Портал монастыря Богоматери в Бежа (15 век).