Портрет женщины (ван дер Вейден)

редактировать
Панно, масло на дубе, выполненное около 1460 года Рогиром ван дер Вейденом см. Текст Рогир ван дер Вейден, Портрет дамы, ок. 1460, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия 34 × 25,5 см (13 × 10 дюймов)

Портрет женщины (или Женский портрет ) небольшое панно, масло на дубе, выполненное около 1460 года голландским художником Рогиром ван дер Вейденом. Композиция построена из геометрических форм, образующих линии вуали, декольте, лица и рук женщины, а также за счет падения света, освещающего ее лицо и головной убор. Яркие контрасты тьмы и света подчеркивают почти неестественную красоту и готическую элегантность модели.

Ван дер Вейден был озабочен заказанной портретной живописью ближе к концу своей жизни и был высоко оценен последующими поколениями художников за его проницательные воспоминания о характере. В этом произведении скромность и сдержанность женщины передаются через ее хрупкое телосложение, опущенные глаза и крепко зажатые пальцы. Она стройна и изображена в соответствии с готическим идеалом вытянутых черт лица, на что указывают ее узкие плечи, плотно зачесанные волосы, высокий лоб и тщательно продуманная оправа головного убора. Это единственный известный портрет женщины, принятый ван дер Вейденом в качестве автографа, однако имя натурщика не записано, и он не озаглавил работу.

Хотя ван дер Вейден не придерживался правил идеализации, он обычно стремился льстить своим натурщикам. Он изображал своих моделей в модной одежде, часто с округлыми - почти скульптурными - чертами лица, некоторые из которых отклонялись от естественного изображения. Он адаптировал свою эстетику, и его портреты женщин часто имеют поразительное сходство друг с другом.

Картина находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, с момента ее передачи в дар в 1937 г., а нет. 34 в каталоге де Вос raisonné художника. Он был описан как «известный среди всех портретов женщин всех школ».

Содержание

  • 1 Композиция
  • 2 Отрыв от идеализации
  • 3 Состояние и происхождение
  • 4 Галерея
  • 5 См. также
  • 6 Источники
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Источники
    • 6.3 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Состав

Женщина, которая, вероятно, находится в возрасте от подросткового до двадцати лет, показан в половину длины и в профиль в три четверти на двухмерном внутреннем фоне темно-сине-зеленого цвета. Фон плоский, и ему не хватает внимания к деталям, характерным для религиозных произведений ван дер Вейдена. Как и его современник Ян ван Эйк (ок. 1395 - 1441), работая в портретной живописи, он использовал темные плоскости, чтобы сосредоточить внимание на натурщице. Лишь Ганс Мемлинг (ок. 1435–1494), ученик ван дер Вейдена, нидерландский художник поместил портрет на фоне экстерьера или пейзажа. В этой работе плоская обстановка позволяет зрителю сосредоточиться на женском лице и спокойной выдержке. Ван дер Вейден сводит свое внимание к четырем основным чертам: женский головной убор, платье, лицо и руки. Фон с возрастом потемнел; вполне вероятно, что углы, создаваемые хеннином натурщика и его платьем, когда-то были намного острее.

см. Заголовок и текст Петрус Христос (ок. 1410 / 1420–1475 / 1476), Портрет женщины-донора ок. 1455, Национальная художественная галерея, Вашингтон. Работа Кристуса оказала большое влияние на ван дер Вейдена, что видно по выражению лица и окраске.

Женщина носит элегантное черное платье с глубоким вырезом и темными полосами меха на шее и запястьях. Ее одежда выполнена в модном тогда бургундском стиле, который подчеркивает высокую и тонкую эстетику идеала готики. Ее платье застегивается на ярко-красный пояс, затянутый ниже груди. Головной убор из хеннина баффа задрапирован большой прозрачной вуалью, которая спускается на плечи и достигает плеч. Внимание Ван дер Вейдена к структуре одежды - тщательная детализация булавок, вставленных в вуаль для фиксации ее положения, - типично для художника.

Женская вуаль образует ромбовидную форму, уравновешенную обратной стороной. струйка легкой жилетки под платьем. Она показана под небольшим углом, но ее поза сосредоточена на переплетенных широких линиях рук, декольте и вуалью. Голова женщины изящно освещена, не оставляя на коже резких тональных контрастов. У нее длинное тонкое лицо, выщипанные брови и веки, а также выщипанная линия роста волос, которая создает модно высокий лоб. Ее волосы туго заколоты на краю чепчика и лежат над ухом. Ее высокий головной убор и строгая линия волос подчеркивают ее удлиненное лицо, придавая ему скульптурный вид.

Левое ухо женщины посажено, по словам историка искусства Норберта Шнайдера, неестественно высоко и далеко назад, параллельно ее глазам, а не к ней. ее нос; это положение, вероятно, является художественным приемом, используемым для продолжения движения диагональной линии правого внутреннего крыла вуали. В 15 веке вуали обычно носили из скромности, чтобы скрыть чувственность плоти. В этой работе вуаль имеет противоположный эффект; лицо женщины обрамлено головным убором, чтобы привлечь внимание к ее красоте.

см. Заголовок и текст Кадр с портрета из Вашингтона, на котором изображены скрещенные пальцы женщины и красный пояс.

Руки женщины скрещены, как будто в молитве, и расположены так низко в картине, как будто покоится на раме. Они визуализируются как сильно сжатые в небольшую область изображения; вероятно, ван дер Вейден не хотел, чтобы они привели к появлению области высокого тона, которая могла бы отвлечь от описания ее головы. Ее тонкие пальцы детализированы до мельчайших деталей; Ван дер Вейден часто указывал на социальное положение своих моделей, изображая их лица и руки. Рукав платья выходит за запястья. Ее пальцы сложены слоями; их замысловатое изображение - наиболее детализированный элемент картины, перекликающийся с пирамидальной формой верхней части картины.

Ее глаза смиренно смотрят вниз, в отличие от ее относительно экстравагантной одежды. Благочестие ее выражения достигается за счет мотивов, общих для работ ван дер Вейдена. Ее глаза и нос удлинились, а нижняя губа стала полнее за счет использования тона и ярко выраженной отделки. Некоторые вертикальные линии вокруг этих черт подчеркнуты, зрачки увеличены, а брови слегка приподняты. Вдобавок контуры ее лица выделены немного неестественным и абстрактным образом, выходящим за рамки обычных пространственных ограничений человеческого представления 15 века. Эта методология была описана искусствоведом Эрвином Панофски : «Рожье сосредоточил внимание на некоторых характерных чертах - значимых как с физиогномической, так и с психологической точки зрения, - которые он выражал в основном с помощью линий». Ее высокий лоб и полный рот были замечены как намекающие на природу одновременно интеллектуальную, аскетичную и страстную, что символизировало «неразрешенный конфликт в ее личности». Панофски говорит о «тлеющей возбудимости».

Натурщица неизвестна, хотя некоторые искусствоведы предполагают ее личность. На основании сходства черт лица писатель Вильгельм Штайн предположил в начале 20 века, что она могла быть Мари де Валенжен, незаконнорожденной дочерью Филиппа Доброго из Бургундии. Тем не менее, это спорное утверждение, а не широко распространенное. Поскольку ее руки изображены покоящимися на нижней раме картины, историки искусства обычно признают, что это был независимый портрет, а не религиозное произведение. Возможно, он был задуман как подвеска к изображению мужа женщины, однако никакой другой портрет не был предложен в качестве подходящего компаньона.

Отказ от идеализации

см. Заголовок и текст Мастерская Рогира ван дер Вейдена, Портрет леди, гр. 1460. Национальная галерея, Лондон. Эта похожая картина гораздо менее детализирована и написана в его мастерской. Он может датироваться 1466 годом.

Ван дер Вейден работал в той же традиции портретной живописи, что и его современники Ян ван Эйк и Роберт Кампен. В начале-середине 15 века эти три художника были среди первого поколения художников «Северного Возрождения » и первыми северными европейцами, которые изобразили представителей среднего и высшего классов натуралистически, а не средневековым христианином. идеализированная форма. В более раннем нидерландском искусстве профиль в профиль был доминирующим способом изображения знати или духовенства, достойных портретной живописи. В таких работах, как Портрет мужчины в тюрбане (1433), Ян ван Эйк нарушил эту традицию и использовал профиль лица в три четверти, который стал стандартом в искусстве Нидерландов. Здесь ван дер Вейден использует тот же профиль, что позволяет ему лучше описать форму головы и черты лица сидящего. Она изображена в поясе, что позволяет художнику показать руки, скрещенные на талии.

Несмотря на эту новую свободу, женские портреты ван дер Вейдена поразительно похожи по концепции и структуре, как друг на друга. и женским портретам Кампена. Большинство из них имеют три четверти лица и половинную длину. Обычно они ставят свои модели на темный фон, однородный и невзрачный. Хотя портреты отличаются выразительным пафосом, черты лица женщин сильно напоминают друг друга. Это указывает на то, что, хотя ван дер Вейден не придерживался традиции идеализированного изображения, он стремился доставить удовольствие своим ситтерам способом, который отражал современные идеалы красоты. Большинство портретов ван дер Вейдена были написаны по заказу знати; он написал только пять (включая Портрет дамы), которые не были портретами доноров. Известно, что в своем Портрете Филиппа де Кро (ок. 1460) ван дер Вейден хвалил молодого фламандского дворянина, скрывая его большой нос и перекус. Описывая эту тенденцию в отношении вашингтонского портрета, историк искусства Норберт Шнайдер писал: «В то время как ван Эйк показывает природу« в сыром виде », Рожье совершенствует физическую реальность, цивилизовывая и очищая Природу и человеческую форму с помощью кисти. " Высокое качество живописи подчеркивается по сравнению с очень похожей мастерской Национальной галереи. У лондонского предмета более мягкие, округлые черты, он моложе и менее индивидуален, чем у c. 1460 модель. Техника также менее тонкая и тонкая в лондонской работе. Однако у обоих схожее выражение лица и схожая одежда.

Ван дер Вейден был больше озабочен эстетическим и эмоциональным откликом, создаваемым изображениями в целом, чем конкретными портретами. Историк искусства и куратор Лорн Кэмпбелл предполагает, что популярность портрета обусловлена ​​скорее «элегантной простотой рисунка, который создает [натурщик]», чем изяществом ее изображения. Хотя ван дер Вейден не оставался в рамках традиционных сфер идеализации, он создал свою собственную эстетику, которую он распространил на свои портреты и религиозные картины. Эта эстетика включает в себя настроение печальной преданности, которое является доминирующим тоном во всех его портретах. Его фигуры могут быть более естественными, чем у художников предыдущих поколений; однако его индивидуалистический подход к изображению благочестия его ситтеров часто приводит к отказу от правил масштаба.

Джон Уокер, бывший директор Национальной галереи искусств, называл эту тему «аутре»., но считал, что, несмотря на неуклюжесть индивидуальных черт, модель все же «странно красива». К моменту завершения работы ван дер Вейден затмил по популярности даже ван Эйка, и эта картина типична для строгой духовности над чувственностью последнего, которой прославился ван дер Вейден.

Состояние и происхождение

см. Заголовок и текст Эта рентгенограмма 1937 года показывает, что талия женщины сначала была уже, а грудь была более выраженной.

Хотя ван дер Вейден не назвал работу, и имя натурщицы не записано ни в одном Из ранних инвентаризаций стиль ее платья использовался для размещения картины очень поздно в карьере ван дер Вейдена. С. Датировка 1460 года основана на платье высокой моды и очевидном хронологическом положении работы в эволюции стиля ван дер Вейдена. Однако не исключено, что он был выполнен и позже (ван дер Вейден умер в 1464 году).

Портрет дамы был написан на единой дубовой доске с вертикальной текстурой и имеет неокрашенные поля с каждой стороны. Панель была изготовлена ​​из левкаса, на который затем была нанесена монохромная фигура. Затем были добавлены глазури масляного пигмента, которые позволили получить тонкие и прозрачные градации тона. Инфракрасная рефлектография показывает, что ван дер Вейден не делал набросок работы на доске до того, как начал рисовать, и нет Доказательства недоплату. Это показывает, что дама изображалась более стройной до того, как в работу были внесены изменения; Густо нанесенная фоновая краска покрывает часть пояса, демонстрируя, что первоначальный силуэт был расширен. Эти изменения также видны на рентгеновских изображениях . Он находится в относительно хорошем состоянии, его несколько раз чистили, последний раз в 1980 году. Наблюдается некоторая потеря краски на вуали, головном уборе и рукавах, а также потертости на ухе.

происхождение картины неясно, и есть сомнения, какая картина упоминается в некоторых ранних описаниях. князь Ангальта, вероятно Леопольд Фридрих Франц (ум. 1817) из Верлица, близ Дессау, Германия, держал его в начале 19 век, после которого он, вероятно, перешел к Леопольду Фридриху (ум. 1871). Картина была предоставлена ​​для выставки в 1902 году, когда она была показана в Hôtel de Gouvernement Provincial, Брюгге на Exposition des primitifs flamands et d'art ancien. Он принадлежал герцогу Анхальтскому до 1926 года, когда он продал его арт-дилерам Duveen Brothers. Они, в свою очередь, продали его в том же году Эндрю У. Меллону. В следующем году он был предоставлен во временное пользование Королевской академии художеств в Лондоне для выставки, охватывающей шесть веков фламандского и бельгийского искусства. Меллон завещал эту работу своему Образовательному и благотворительному фонду в 1932 году, который в 1937 году передал ее Национальной галерее искусств, где она находится в постоянной экспозиции.

Галерея

См. Также

Ссылки

Примечания

Источники

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Портрет леди.
Слушайте это статья Разговорный значок Википедии Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 07.06.2010 и не отражает последующих редакций. ()

Последняя правка сделана 2021-06-02 12:05:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте