Портрет Марии Портинари

редактировать
картина Ганса Мемлинга Портрет Марии Портинари, ок. 1470–72. Включая раму: 44,1 × 34 см (17,4 × 13,4 дюйма). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Портрет Марии Портинари маленький ок. 1470–1472 гг. Картина Ганса Мемлинга темперой и маслом на дубовой панели. На нем изображена Мария Маддалена Барончелли, о которой известно очень мало. Ей около 14 лет, она изображена незадолго до свадьбы с итальянским банкиром Томмазо Портинари. Мария одета в соответствии с пиком моды конца пятнадцатого века, с длинным черным хеннином с прозрачной вуалью и замысловатым ожерельем, усыпанным драгоценными камнями. Ее головной убор и ожерелье идентичны тем, что были на ее изображении в позднем Алтаре Портинари Хуго ван дер Гуса (ок. 1475 г.), картине, которая, возможно, была частично основана на картине Мемлинга. портрет.

Панно - правое крыло религиозно-навесного триптиха ; утраченная центральная панель записана в описи XVI века как Богородица с младенцем, а на левой панели изображен Томмазо. Панели были заказаны Томмазо, членом известной флорентийской семьи. Томмазо был доверенным лицом Карла Смелого и амбициозным менеджером Брюгге отделения банка, контролируемого Лоренцо Медичи, а также хорошо известным и активным меценат фламандского искусства. Томмазо в конечном итоге потерял свое положение из-за серии крупных и рискованных необеспеченных займов, предоставленных Чарльзу.

Портреты Марии и Томмазо висят рядом друг с другом в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Центральная панель потеряна; некоторые историки искусства предполагают, что это могла быть его Богородица с младенцем в Национальной галерее, Лондон.

Содержание

  • 1 Комиссия
  • 2 Описание
  • 3 Происхождение
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки

Комиссия

Портрет Томмазо Портинари, ок. 1470. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Портрет был заказан любителем искусства Томмазо как правое крыло триптиха. Ее поместили напротив мужа, с потерянной в центре Мадонной с младенцем. Их небольшой размер и близость предполагают, что портреты были заказаны для частной молитвы; Некоторые историки искусства считают, что, учитывая культурную проницательность Томмазо и его озабоченность своим социальным положением, они были частично доступны для публики. Триптих мог быть предназначен для капеллы Портинари, расположенной за апсидой базилики Сант-Эусторджо в Милане и построенной между 1462 и 1468 годами.

Марии было около 14 лет в то время, когда портрет был заказан, либо в год ее замужества в 1470 году, либо вскоре после этого. Томмазо представлял банк Медичи в Брюгге, но после многообещающей ранней карьеры он предоставил Карлу Смелому ряд рискованных и необеспеченных займов, которые остались невыплаченными и в конечном итоге привели к банкротству филиала.. Он умер молодым, и когда портрет впервые был упомянут как часть его коллекции в 1501 году, его уже не было в живых. Мария записана как живая в то время; она была исполнительницей воли своего мужа, но ее дальнейшая судьба неизвестна. В инвентаре 1501 года оба портрета помещены в виде крыльев с центральной панелью Богородицы и Младенца; «небольшое ценное панно с изображением Богоматери посередине, а по бокам нарисованы Томмазо и Мона Мария, его жена» (una tavoletta dipinta preg [i] ata cum nel mezo una immagine di Nostra Donna e delle bande si è Tommaso e mona Maria sua donna dipinti in deta tavoletta).

Описание

Спекулятивная реконструкция оригинального триптиха с Богородицей с младенцем в центре

На поясном портрете изображена Мария Портинари (род. Мария Маддалена Барончелли в 1456 году) в трехчетвертном виде, повернутом налево. У нее несколько скандинавские черты лица, и она одета по высокой моде, которая тогда была на пике фламандского и итальянского высшего общества. Ее ставят на ровный непрозрачный темный фон, сложив руки в молитве. В ранних портретах Мемлинга фон, как правило, простой, как это всегда было в работах Яна ван Эйка и Роджера ван дер Вейдена, и пользуется популярностью в бургундских придворных кругах. Напротив, более поздние портреты Мемлинга расположены в богатых интерьерах или на фоне пейзажей, обрамленных колоннами, например, в его [it ], что помогло датировать его работы.

Лицо Марии. идеализирован и соответствует современным идеалам красоты, особенно с приподнятыми бровями и удлиненным носом. Историк искусства Лорн Кэмпбелл отметила ее внешнее сходство с Богородицей на панели Мемлинга в Национальном музее античного искусства, Лиссабон. В этой работе рама Марии немного занижена по сравнению с ее головой, что является общей характеристикой современной северной портретной живописи, которая также встречается в аналогичных работах Рогира ван дер Вейдена и Петруса Кристуса. Ее локти опираются на невидимый парапет, который совпадает с нижним краем окрашенной каменной рамы, действуя как trompe-l'œil, помещая ее как в одну и ту же реальность, так и в более близкую. близость к зрителю. Мария носит относительно скромное обручальное кольцо, отделанное рубинами и сапфиром. Ее ожерелье раскрашено в основном красными и синими драгоценными камнями, как и ее портрет Хуго ван дер Гуса на Алтаре Портинари.

Двойной портрет Карла Смелого и Изабелла Бурбонская. Неизвестный художник, XVI в. Музей изящных искусств, Гент

Черный хеннин - длинный, усеченный и относительно простой, с прозрачной вуалью, которая ниспадает на шею сзади и ненадолго ложится на плечо. Вероятно, его оставили относительно без украшений, чтобы не отвлекать от ожерелья. Ее костюм в основном черный или коричневый, с широким, но высоким вырезом и белыми меховыми краями на рукавах. У Портинари темные глаза, сильный нос, полные губы и острый подбородок. Ее видимая рука, сложенная в молитве, но нереально смещенная от центра, носит что-то похожее на украшенное драгоценностями кольцо. Темные рукава ее платья покрыты красной или красной бархатной тканью, стянутой белым поясом. Ее волосы сбриты назад, чтобы добиться высокого лба и скульптурного вида, модного в то время.

Фрагмент из Хуго ван дер Гуса c. 1475 Алтарь Портинари, Уффици, Флоренция Фрагмент алтаря Портинари, изображающий дочь пары Маргариту. Обратите внимание на такой же взгляд, манеру поведения и хеннин

. Ожерелье Марии позолочено и усыпано жемчугом, рубинами и сапфирами. Он содержит три открытых цветка; один белый с рубиновым камнем, другой красный с сапфиром и один серо-голубой с жемчугом. В верхней строке находится ряд бусин из оникса , с которых свисают, по словам искусствоведа Софи МакКоннелл, «маленькие слезинки» из золота и синевато-серой эмалированной проволоки. Ожерелье очень похоже на то, которое носила Маргарет Йоркская на своей свадьбе с Карлом Смелым в 1468 году, на которой присутствовали Портинари. Изображение Чарльза на двойном портрете с Изабеллой Бурбонской, ныне живущей в Генте, очень похоже на Томаса чертами лица, в то время как Изабелла и Мария очень похожи. Дирк де Вос считает, что ван дер Гус, возможно, видел панель Мемлинга, когда он останавливался с Томмазо в Брюгге c. 1497 г. и включены элементы для его собственного изображения.

Панель находится в очень хорошем состоянии и является одной из наиболее хорошо сохранившихся работ Мемлинга. Техническая экспертиза с использованием рентгенографии показывает, что изначально хеннин содержал жемчуг, образованный буквами «Т» и «М», обозначающими Томмазо и Марию. Подобные жемчужные монограммы, которые должны были быть обозначены как знак супружеской связи, можно найти на портретах пары ван дер Гус. Марьян Эйнсворт заключает, что они были удалены из окончательной композиции, поскольку они могли быть «считается слишком заметным проявлением роскоши в присутствии Богородицы с Младенцем, скорее всего, теперь потерянный объект почитания Марии». На одном этапе ухо Марии было обнажено, но позже оно было прикрыто широким фронтом хеннина, изменение мнения также обнаружено в очень похожем портрете женщины-донора в c. 1470-е - начало 1480 года Донн Триптих.

Провенанс

Деталь портрета Томмазо, сделанного Гюго, ок. 1470

Панно в разное время приписывалось ван дер Гусу и ван Эйку, но Мемлинг признал его еще во время основополагающей выставки 1902 года Exposition des primitifs flamands в Брюгге в Брюгге, когда его одолжил Леопольд Гольдшмидт из Парижа. В 1916 г. Макс Дж. Фридлендер описал его как «несомненно» Мемлинга, и ок. 1475. Историк искусства Кателин Перье-д'Этерен, отмечая, что портретные лица Мемлинга редко недооценивались, писал, что эта панель содержит «тонкие, но уверенные врезанные линии», которые могут быть предварительными рисунками лица Марии, возможно, сделанными с натуры.

Exposition des primitifs flamands в Брюгге

Триптих был зарегистрирован в описи имущества Томмазо после его смерти. Панно из Нью-Йорка прошло через сына Томмазо, Франческо. Центральная панель была описана в его завещании 1544 года как «маленькая скиния с тремя подвижными крыльями, в которой изображены славная Дева Мария и отец и мать дарителя» (unum tabernaculettum que clauditur con tribus sportellis, in qua est depicta imago Gloriossime virginis Marie et patris et matris dicti testatoris). Франческо завещал триптих монастырю больницы Санта-Мария-Нуова во Флоренции. Записи указывают на небольшой неповрежденный крылатый алтарь, который оставался во владении больницы примерно до времени наполеоновской оккупации, когда он, вероятно, был разрушен.

Панель Марии была продана как Диерик Баутс за 6000 франков в 1870 году. Позже он прошел через несколько частных коллекций, прежде чем попал во владение [он ] Рима, который ненадолго вернул его во Флоренцию. После этого панели находились в Лондоне с 1901 года, откуда они были проданы Виллерою Гольдшмидту из Парижа за 426 500 долларов в 1910 году. Они были куплены, также в 1910 году, коллекционером Бенджамином Альтманом из Нью-Йорка по совету Макса Фридлендера, наряду с работами Альбрехта Дюрера, Джерарда Давида и Ганса Гольбейна Младшего - картины, «суровая строгость которых, кажется, наиболее созвучна его собственный вкус ». Альтман завещал свои владения Метрополитену после своей смерти в 1913 году.

Примечания

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 12:04:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте