Портрет Яна де Леу - это небольшая 1436 картина маслом на дереве, написанная ранним голландским мастером Яном ван Эйком, теперь хранящаяся в Художественно-историческом музее, Вена. Де Леу был ювелиром, жившим в Брюгге ; Большинство историков искусства признают, что, учитывая знакомство портрета, он и ван Эйк знали друг друга и были в хороших отношениях. Работа по-прежнему находится в оригинальной раме, закрашенной под бронзу.
Как и в лондонском автопортрете, в картине преобладают черные и темно-коричневые оттенки с красными оттенками. Де Леу представлен как серьезный молодой человек с довольно пристальным взглядом. На нем черный шаперон и черная меховая куртка. Он поворачивается, чтобы взглянуть на зрителя, держа в руке ободок из золотого кольца с красным драгоценным камнем, символом его профессии, хотя некоторые предполагают, что это может указывать на недавнюю помолвку или даже, учитывая его прямой взгляд, что нарисованное означает для его предназначения.
Формально и тонально он очень напоминает предполагаемый автопортрет ван Эйка в Национальной галерее в Лондоне. В обеих работах голова завышена по отношению к туловищу. Венское панно до сих пор находится в своей первоначальной раме, очень напоминающей лондонское панно, центральное панно Дрезденского триптиха и ряд работ его мастерской; вероятно, все они были собраны одним и тем же мастером. Рамка закрашена под бронзу.
Мужской портрет, 1433. Обратите внимание на схожесть глаз, поворота головы и рта.В границах панели изображена фиктивная рамка, сильно усеянная вписаны со всех сторон. Буквы окрашены в черный цвет и написаны на фламандском просторечии. Цифры написаны арабским шрифтом. Надпись адресована непосредственно зрителю и гласит: IAN DE {LEEUW} OP SANT ORSELEN DACH / DAT CLAER EERST MET OGHEN SACH, 1401 / GHECONTERFEIT NV HEEFT MI IAN / VAN EYCK WEL BLIICT WANNEERT BEGA (N) 1436 (Ян Де [Леу], который впервые открыл глаза в праздник Святой Урсулы [21 октября] 1401 года. Теперь Ян Ван Эйк нарисовал меня, вы можете увидеть, когда он это начал. 1436). Слово «Leeuw» заменяет пиктограмму золотого льва, пьесу над фамилией натурщика - «Leeuw», что по-голландски означает лев. Части надписи вырезаны в рамке вымышленной рамки, другие части выступают из нее в рельефе.
. Надпись, кажется, содержит три из хронограмм, «разновидность сложной словесной головоломки, популярной среди гуманисты пятнадцатого и шестнадцатого веков », где годы в тексте представлены при суммировании значений римских цифр. По словам Баумана, их можно найти в году его завершения, году рождения ситтера и его возрасте, хотя оба Макс Фридлендер и Эрвин Панофски приняли только первые два.
Обращаясь к откровенному и прямому аспекту надписи, историк искусства Тилль-Хольгер Борхерт заметил, что картина «кажется говорящей: портрет обращается к зрителю от первого лица в единственном числе. Диалог с зритель, инициированный вызывающим взглядом натурщика, продолжается в «устном» обращении на кадре ». Это мнение разделяет Гай Бауман из Музея искусств Метрополитен, который писал в 1986 году, что «Ван Эйк, кажется, божественным образом не только наделил натурщика зрением и повлиял на него. его возрождение, но также, вспоминая замечание Фацио, дать портрету голос ».