A народная инициатива (нем. Volksinitiative, французская инициатива populaire, итальянская Iniziativa popolare, Romansh Iniziativa dal pievel) позволяет людям предлагать законы в Швейцарии на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях. На федеральном и кантональном уровне предлагается изменить соответствующую конституцию. Помимо референдума и, в некоторых кантонах, напоминания, это средство прямой демократии в Швейцарии.
Федеральная народная инициатива (немецкий: Eidgenössische Volksinitiative, французский: Initiative populaire fédérale, итальянский: Iniziativa popolare federale) инструмент прямой демократии в Швейцарии. Он позволяет гражданам предлагать изменения к Федеральной конституции Швейцарии. Голосование будет организовано для каждого предложения по модификации, которое собрало 100 000 действительных подписей за 18 месяцев.
Наиболее частые темы, затрагиваемые инициативами, - это здравоохранение, налоги, социальное обеспечение, наркополитика, общественный транспорт., иммиграция, убежище и образование. Есть только два вида ограничений на содержание:
Он отличается от обязательного референдума тем, что предложение об изменении конституции исходит от населения, а не от парламента. Власти, даже если им это не нравится, не могут предотвратить проведение инициативы, которая собрала достаточно подписей, но они могут сделать встречное предложение, известное как контрпроект.
A двойное большинство людей и кантоны обязаны изменить конституцию.
Популярные инициативы существуют на федеральном, кантональном (кантоны) и общинном (городском) уровнях.
Популярные инициативы были введены в качестве инструмента на федеральном уровне в 1891 г. - частичный пересмотр Федеральной конституции Швейцарии. В период с 1893 по 2014 год из 192 федеральных инициатив, поставленных на голосование, 22 были успешными. Еще 73 были сняты, в основном в пользу встречного предложения.
Первой успешной инициативой была первая из когда-либо запущенных, с требованием «запретить убой без предварительной анестезии» (якобы сформулировано как вопрос прав животных, но на практике направлено против shechita, в частности, практика, которая по сей день остается вне закона в Швейцарии).
Успешные инициативы относятся к следующим годам: 1893, 1908 (абсент), 1918, 1920 (азартные игры), 1921, 1928 (азартные игры), 1949, 1982, 1987 (защита водно-болотных угодий), 1990 (ядерная энергетика). мораторий на электроэнергию), 1993 (Национальный день ), 1994 (защита альпийских экосистем), 2002 (членство в ООН ), 2004, 2005, 2008, 2009 (запрет минаретов ), 2010, 2012, 2013 (зарплата руководителей ), 2014 (иммиграция ), 2014 (запрет педофильской работы).
Таким образом, успешные инициативы были довольно редкими, с перерывом в 20 лет в 1929–1949 годах и даже более чем на 30 лет в 1949–1982 годах, в течение которых ни одна инициатива не нашла одобрения у электората. В 21 веке картина существенно меняется: пять успешных инициатив были выполнены в 2000-х годах, а еще пять - только в 2010–2014 годах.
Среди 170 отклоненных инициатив (по состоянию на октябрь 2014 г.) есть несколько, которые все еще играли важную роль в швейцарской политике. Среди них выделялись, в том числе, благодаря высокой явке избирателей, которую они вдохновили, антииммиграционные инициативы Джеймса Шварценбаха в 1970 и 1974 годах (74,7% и 70,3% явки соответственно), а также инициатива 1989 года с целью о упразднении швейцарской армии (явка 69,2%).
На момент внесения в Швейцарской конституции в 1891 году система федеральной инициативы изначально предназначалась для того, чтобы позволить группам, которые не были представлены в парламенте
С 2000-х годов он все чаще используется политическими партиями для обхода парламентского процесса. Некоторые критики утверждают, что это подрывает всю швейцарскую политическую систему, основанную на компромиссе и адаптации друг к другу, поскольку подавляет любую возможность вести переговоры по какому-либо вопросу (инициатива может быть принята или отклонена только в целом). Другие утверждают, что это демократия в чистом виде.
Критики также утверждают, что увеличение числа инициатив подрывает стабильность правовой базы, поскольку инициативы, предлагающие радикальные реформы, встречаются все чаще и чаще.