Помаки

редактировать

Славянские мусульмане
Помаки. Помаци. Πομάκοι. Помаклары
Pomak Photos 0006.jpg Помаки в начале 20 века
Общая численность населения
c.1 миллион
Регионы со значительной численностью населения
Турция 350,000-600,000
Болгария 67,350 Болгары-мусульмане (перепись 2011 г.). вверх до 250 000 вкл. турок и не этнической принадлежности
Северная Македония 40 000 македонцев-мусульман. до 100 000 вкл. тюркизированный
Греция 50 000 в Западной Фракии
Языки
Болгарский, включая различные болгарские диалекты как часть более широкого болгарского диалекта континуум как родной язык
Религия
суннитский ислам
Родственные этнические группы
болгарские мусульмане, мусульманские македонцы, славянские мусульмане, Турки в Северной Македонии

Помаки (болгарский : Помаци, романизированный : Поматси; греческий : Πομάκοι, латинизированный : Помакой; Турецкий : Помаклар) - термин, используемый для болгароязычных мусульман, населяющих Болгария, северо-восток Греция и в основном северо-запад Турция. С. 220 000 сильных этноконфессиональных меньшинств в Болгарии официально известны как болгарские мусульмане. Этот термин также использовался как более широкое обозначение, включая также славянские мусульманские народы Северной Македонии и Албании.

Они говорят на различных болгарских диалектах и в Греции. и Турция упоминаются там как язык помаков. Сообщество в Греции обычно свободно говорит на греческом языке, а в Турции - на турецком, в то время как общины в этих двух странах, особенно в Турции, все чаще принимают турецкий язык в качестве своего первого языка в результате образования и семейных связей с турецким народом.

Они официально не признаны единым народом с этнонимом помаки. Этот термин широко используется в разговорной речи для восточно-южнославянских мусульман и считается уничижительным. Однако в Греции и Турции практика указания этнической группы при переписи населения отменена на протяжении десятилетий. Сегодня разные члены группы заявляют о разнообразии этнической принадлежности: болгары, помаки, этнические мусульмане, турки и другие.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Происхождение
    • 2.1 Генетические исследования
  • 3 История
  • 4 Язык
  • 5 Население
    • 5,1 Болгария
    • 5,2 Турция
    • 5,3 Греция
    • 5,4 Северная Македония
    • 5,5 Албания
    • 5,6 Косово
  • 6 Известные люди
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Этимология

Их имя впервые появляется в болгарском христианско-еретическом языке, окружающем Северную Болгарию (районы Ловеч, Тетевен, Луковит, Бяла Слатина). Согласно одной теории, оно происходит от выражения «по-ямак» («больше ямака», «важнее ямака», аналогично «пó юнак», т.е. «больше, чем герой»). Также утверждается, что это слово происходит от диалектных выражений «помáкан, омáкан, омáчен, помáчен» (pomákan, omákan, omáchen, pomáchen) в смысле «предоставленный имением или сельскохозяйственными угодьями», «фермер», предоставленный гарантированный "мака", старое диалектное североболгарское слово для обозначения собственности, владения, фермы, поместья, в отличие от болгарских христиан, которые до Танзимат реформ в 1839 г. не было гарантированного «мака». Согласно третьей теории, оно происходит от тюркского «парик-», что означает «тот, кто обратился в другую веру».

Происхождение

Их точное происхождение остается неизвестным и по-разному интерпретируется болгарскими, Греческие и турецкие историки, но обычно считается, что они являются потомками коренных православных болгар и павликиан, которые также ранее обращались в православие и католическую веру, кто обратился в ислам во время османского правления Балкан. Информация, полученная через отчеты османских и католических миссионеров, подтверждает эту теорию.

Генетические исследования

Конкретная ДНК мутация, HbO, которая возникла около 2000 лет назад. по редкому гаплотипу характерен для греческих помаков. Его частота увеличилась вследствие высокого генетического дрейфа в этой популяции. Это указывает на то, что греческие помаки представляют собой изолированное население с ограниченными контактами со своими соседями. Исследование 2014 года также подтвердило высокую гомозиготность и, согласно анализу MDS, группу греческих помаков среди европейского населения, близкого к общему греческому населению.

История
Болгарские мусульмане из Родоп, "National Geographic Magazine", 1932

Помаков сегодня обычно считают потомками православных болгар и павликиан, принявших ислам во время османского правления Балкан. Они начали становиться мусульманами постепенно, от османской оккупации (начало 15 века) до конца 18 века. Впоследствии этот народ стал частью мусульманской общины системы проса. В то время люди были привязаны к просо своей религиозной принадлежностью (или своими конфессиональными общинами ), а не своим этническим происхождением, согласно концепции проса.

Монах Пахомиос Руссанос (1508 г.) –1553), посетивший горную местность Ксанти, упомянул, что около 1550 года только 6 или 9 деревень обратились в ислам. Кроме того, документы показывают, что в то время в этом районе распространялся не только ислам, но и что помаки добровольно участвовали в османских военных операциях, как в случае с деревней Шахин (Эхинос ).

в Северной Центральной Болгарии ( области Ловеч, Тетевен, Луковит, Бяла Слатина) османские власти потребовали в 1689 году, после восстания Чипровцев, по военным причинам болгар павликан (христианских еретиков) превратить в одного из официально признанные религии в Османской империи. Одна часть из них обратилась в восточное православие (часть - в католицизм) и стала болгарско-христианами, а другая часть приняла ислам и стали называться помаками. Таким образом, в Северной Центральной Болгарии помаки стали таковыми из болгарских христианских еретиков, для которых было неприемлемо или невозможно принять восточное православие по догматическим, экономическим, семейным или другим причинам.

Этнографическая карта европейской Турции f с конца 19 века, показывая коричневым цветом регионы, в основном населенные помаками.

Массовый переход к исламу в Центральных Родопах произошел между 16 и 17 веками. Согласно кодексам епископа Филиппуполя и чешского историка и слависта Константина Йозефа Йиречека в середине XVII века некоторые болгарские правители согласились стать мусульманами. массово. Они посетили османского местного администратора, чтобы объявить о своем решении, но он отправил их к греческому епископу Филиппуполя Гавриилу (1636–1672). Епископ не мог изменить их мнение. Согласно устной традиции греков Филиппуполиса, большая церемония массового обрезания проходила перед старой мечетью города, недалеко от Дома правительства. После этого жители села тоже стали мусульманами. Согласно устной традиции болгар, великий визирь Кёпрюлю Мехмед-паша (1656–1661) угрожал болгарам долины Чепино, что казнит их, если они не обратился в ислам. В 1656 году османские военные войска вошли в долину Чепино и арестовали местных болгарских провинций, чтобы передать их местному османскому администратору. Там они приняли ислам. Великий визирь Мехмед Кёпрюлю после массовой исламизации разрушил 218 церквей и 336 часовен в этих районах. Многие болгары предпочли умереть, а не стать мусульманами. Согласно недавним исследованиям, теория насильственного обращения в ислам, поддерживаемая некоторыми учеными, не имеет твердых оснований, поскольку все или большинство доказательств фальсифицированы или неверно истолкованы. В то же время искренность новообращенного вызывает подозрения и допрос. Некоторые авторы, например, объясняют массовые преобразования, произошедшие в 17 веке, десятикратным увеличением налога джизья. Мусульманские общины процветали во времена Османской империи, поскольку султан был также халифом. Османское право не признавало таких понятий, как этническая принадлежность или гражданство ; таким образом, мусульманин любого этнического происхождения пользовался точно такими же правами и привилегиями.

Мечеть Туховишты

Между тем восприятие концепции проса изменилось в течение 19 века, и начался подъем национализма в Османской империи. После русско-турецкой войны (1877–1878) помаки в долине Вача, опасаясь возмездия за свою роль в кровавом подавлении Апрельского восстания двумя годами ранее восстал против Восточной Румелии и основал автономное государство, названное Республикой Тамраш. В 1886 году правительство Османской империи признало болгарское правление Восточной Румелией, что положило конец свободному государству помаков. Во время Балканских войн, 16 августа 1913 г., в Восточных Родопах и Западной Фракии началось исламское восстание. 1 сентября 1913 г. в Комотини было создано «Временное правительство Западной Фракии» (Гарби Тракья Хукумет и Муваккатеси). Османская администрация не поддержала повстанцев, и, наконец, под нейтралитетом греческого и османского правительств, Болгария захватила земли 30 октября 1913 года. Повстанцы обратились за поддержкой к греческому государству и поместили греческого майора в Александруполис. Болгария после непродолжительного периода контроля над территорией перешла под суверенитет Западной Фракии в конце Первой мировой войны. Временное правительство было возрождено между 1919–1920 годами под французским протекторатом (Франция аннексировала этот регион у Болгарии в 1918 году), прежде чем Греция вступила во владение в июне 1920 года.

После распада Османской империи после Первой мировой войны система религиозного проса исчезла, и члены групп помаков сегодня заявляют о разнообразии этнических групп. идентичности, зависящие преимущественно от страны, в которой они живут.

Язык

Не существует особого помакского диалекта болгарского языка. В Болгарии помаки говорят почти на тех же диалектах, на которых говорят болгары-христиане, с которыми они живут бок о бок, а помаки, живущие в разных регионах, говорят на разных диалектах. В Болгарии наблюдается тенденция к тому, чтобы диалекты уступали место стандартному болгарскому языку, и это также влияет на диалекты, на которых говорят помаки, и их использование сейчас редко в городских районах и среди молодежи. Как часть более широкой общины помаков, торбеши и горани в Северной Македонии, Албании и Косово говорят на македонском или торлакском диалекте (включая. горский диалект ), которые иногда также считаются частью более широкого болгарского диалектного континуума.

Большинство помаков говорят на некоторых восточно-болгарских диалектах, в основном на диалектах руп в Южной Болгарии и балканских диалектах в Северной Болгарии. Помаки, живущие в болгарской части Родоп, говорят на родопах (особенно на смолян, чепино, хвойна и златоград поддиалектах) и Западные рупские диалекты (особенно субдиалекты Бабяк и Гоце-Делчев ). На смолянском диалекте также говорят помаки, живущие в регионе Западной Фракии в Греции. Помаки, живущие в районе Тетевена в Северной Болгарии, говорят на балканском диалекте, в частности на переходном балканском субдиалекте. Рупские диалекты болгарского языка, на которых говорят в Западной Фракии, в Греции называются помакским языком (Pomaktsou). Подобно павликанскому диалекту, в нем есть слова и сходство с грамматическими формами армянского языка

. Помакский язык преподается в начальной школе (с использованием греческого алфавита) в Помакских регионах Греция, которая находится преимущественно в Родопских горах. Помаки Фракии вместе с турками и цыганами были освобождены от обмена населением, предусмотренного Лозаннским договором (1923 г.). В договоре не упоминался их язык, но говорилось, что их языками обучения должны быть турецкий и греческий. Основным школьным пособием, используемым для обучения языку, является «Помакцу» Моимина Айдина и Омера Хамди, Komotini 1997. Существует также помакско-греческий словарь Ритвана Караходжа, 1996. Диалекты помаков находятся на восточной стороне Ят изоглосс болгарского языка, но многие группы носителей западного болгарского языка остаются. Многие из них больше не передают его; они приняли турецкий как первый язык и греческий как второй язык. Недавно Сообщество помаков Ксанти объявило о своей просьбе о равном обращении и, следовательно, о праве обучения в греческих школах без обязательного изучения турецкого языка.

Население

Болгария

Помаки в Болгарии называются болгарскими мусульманами (българи-мюсюлмани Bǎlgari-Mjusjulmani), и под местными именами Ахриани (уничижительное слово, означающее «неверные»), Поганци, Потурани, Потурнаци, Ерули, Чараклий и др. В основном они населяют Родопы в Смолянской области, Кырджалийской области, Пазарджикской области и Благоевградская губерния. Помаки есть и в других частях Болгарии. Есть несколько деревень помаков в Бургасской области, Ловечской области, Велико Тырновской области и Русе. Официально этнические помаки не зарегистрированы, в то время как 67 000 человек заявили о своей идентичности , а этнические болгары, по сравнению с 131 000, которые заявили о своей идентичности как мусульмане-болгарах при переписи 2001 года. Неофициально в Болгарии может быть от 150 000 до 250 000 помаков, хотя, возможно, не в этническом смысле, поскольку одна часть декларирует болгарскую, а другая часть - турецкую этническую принадлежность. В течение 20-го века помаки в Болгарии были предметом трех поддерживаемых государством ассимиляционных кампаний - в 1912, 1940-х, 1960-х и 1970-х годах, которые включали изменение их турецко-арабских имен на этнические болгарские и в первую кампанию конверсии из Ислам в восточное православие. Первые две кампании были прекращены через несколько лет, а вторая была отменена в 1989 году. Кампании проводились под предлогом того, что помаки как предки болгар-христиан, которые были обращены в ислам и, следовательно, должны были быть репатриированы обратно в национальный домен. Эти попытки были встречены с жестким сопротивлением некоторых помаками.

Турция

а помаки сообщество присутствует в Турции, в основном, в Восточной Фракия и в меньшей степени в Анатолии, где они называются по-турецки помаклар, а их речь - помакча. По неофициальным данным, население помаков в Турции составляет от 300 000 до 600 000 человек.

Греция

Деревня Медуза Помак, Ксанти, Фракия, Греция

Сегодня помаки (греч. Πομάκοι) в Греции населяют регион Восточная Македония и Фракия в Северной Греции, особенно восточные региональные единицы Ксанти, Родопы и Эврос. Их предполагаемое население составляет 50 000 человек, только в Западной Фракии. До греко-турецкой войны (1919–1922) и обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году помаки населяли часть регионов Моглена - Алмопия (Караджова), Кастория и некоторые другие части Греческой Македонии и Северной Македонии. Немецкий экскурсант Адольф Штрук в 1898 году описывает Констанцию ​​(в Моглена ) как большую деревню с 300 домами и двумя окнами, населенную исключительно помаками. Греческие националистические ученые и правительственные чиновники часто называют помаков "славянизированными" греческими мусульманами, чтобы создать впечатление, что они являются потомками греков, принявших ислам османской эпохи, таких как Валлахадес греческой Македонии.

Северная Македония

Македонские мусульмане (или Торбеши) также называются помаками, особенно в историческом контексте. Они являются религиозным меньшинством в Северной Македонии, хотя не все придерживаются македонской национальной идентичности и лингвистически отличаются от более крупных мусульманских этнических групп в стране, албанцев и турки. Однако примерно 100 000 помаков в Северной Македонии сохраняют сильную принадлежность к турецкой идентичности.

Албания

Славяноязычные мусульмане, которых иногда называют «помаками», живут также в албанском регионе Голлоборда. Однако этих людей также называют «Торбеш ». В македонской академии их язык считался македонским, а в болгарской академии их диалект считается частью болгарского языка. Часть этого народа до сих пор идентифицирует себя как болгары.

Косово

горани иногда также упоминаются как помаки в историческом контексте. Это люди, населяющие регион Гора, расположенный между Албанией, Косово и Северной Македонией. По общему мнению, к ним следует относиться как к особой группе меньшинства. Часть этих людей уже албанизирована. По последним переписям в конце 20 века в Югославии они объявили себя этническими мусульманами, как и боснийцы.

Известные люди
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 10:43:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте