Принцип Поллианны (также называемый Поллианнизм или предвзятость позитива ) - это склонность людей вспоминать приятные вещи более точно, чем неприятные. Исследования показывают, что на подсознательном уровне ум имеет тенденцию сосредотачиваться на оптимистическом; в то время как на сознательном уровне он имеет тенденцию сосредотачиваться на негативе. Эта подсознательная предвзятость похожа на эффект Форера.
Название происходит от из романа 1913 года Поллианна автора Элеонора Х. Портер, описывающего девушку, которая играет в «радостную игру», пытаясь найти что-то, чему можно радоваться в любой ситуации. Роман был экранизирован несколько раз, самые известные из которых - в 1920 и 1960. Первое использование имени «Поллианна» в психологической литературе было в 1969 году Баучером и Осгудом, которые описали гипотезу Поллианны как универсальную человеческую тенденцию использовать при общении положительные слова чаще и разнообразнее, чем отрицательные. Эмпирические доказательства этой тенденции были предоставлены компьютерным анализом больших массивов текста.
Принцип Поллианны был описан Маргарет Мэтлин и Дэвидом Стэнгом в 1978 году с использованием архетипа Поллианны, более конкретно как психологический принцип, который отражает положительное предубеждение, которое люди имеют при размышлении о прошлом. Согласно принципу Поллианны, мозг обрабатывает приятную и приятную информацию более точно и точно по сравнению с неприятной информацией. На самом деле мы склонны вспоминать прошлый опыт как более радужный, чем он был на самом деле. Они обнаружили, что люди подвергаются воздействию положительных стимулов и избегают отрицательных стимулов, им требуется больше времени, чтобы распознать неприятное или опасное, чем то, что является приятным и безопасным, и они сообщают, что сталкиваются с положительными стимулами чаще, чем на самом деле. Мэтлин и Стэнг также определили, что выборочный отзыв был более вероятным, когда отзыв был отложен: чем дольше задержка, тем более выборочный отзыв имел место.
Принцип Поллианны также соблюдался в социальных сетях. Например, пользователи Twitter предпочитают больше делиться позитивной информацией и чаще испытывают эмоциональное воздействие на нее.
Однако принцип Поллианны не всегда применим к людям, страдающим депрессией или тревожность, которые склонны либо более к депрессивному реализму, либо к негативной предвзятости.