Железная дорога Поллока и Гована была ранней минеральной железной дорогой около Глазго в Шотландии, построенной для доставки угля и железа с угольных шахт и металлургических заводов Уильяма Диксона к реке Клайд для дальнейшей транспортировки.
Когда в девятнадцатом веке проектировалась железная дорога Клайдсдейл-Джанкшен, она использовала часть трассы линии Поллока, чтобы добраться до Глазго от Рутерглена и этой части этот маршрут используется сегодня как главный доступ к центральной станции Глазго со стороны Мазервелл.
Джон Диксон приехал из Сандерленда в Глазго и основал угольные карьеры в Найтсвуде и Гартнавеле, где сейчас западные пригороды Глазго. Приблизительно в 1750 году он покупает стекольный завод в Думбартоне и, чтобы транспортировать уголь на завод, он построил деревянный фургон от устья шахты до Йокера. Уголь загружали в баржи, которые с отливом пошли ко дну до Левена. К 1785 году стекольный завод был крупнейшим в Соединенном Королевстве, потребляя 1500 тонн угля в год.
Корреспондент газеты писал в 1852 году:
Уголь из карьеров района Вудсайд примерно в середине в прошлом веке в основном потреблялись на стекольном заводе в Думбартоне. Мой информатор говорит, что в это время у угольных карьеров Вудсайз начиналась деревянная трамвайная дорога, которая пересекала Думбартон-роуд и доходила до набережной, расположенной на реке, почти напротив Ренфрю, с которой уголь доставлялся на габбертах. Думбартон. Я не думаю, что эта трамвайная дорога существовала в мое время, но около 70 лет назад я шел по трамвайной дороге от Угольного завода Литтл-Гован до Угольной набережной, которая тогда находилась на южном берегу реки на территории недавно построенного Тодд и Хиггинботэм, и я скорее думаю, что компания Dumbarton Glass Works в то время была заинтересована в угольном заводе Little Govan, а также в угольном заводе Woodside.
Яма Knightswood была исчерпана и Диксон приобрела права на добычу полезных ископаемых в поместье Литтл-Гован. Между 1775 и 1778 годами его сын Уильям Диксон построил линию от угольных карьеров Гована до Спрингфилда на южном берегу Клайда. В то время «Гован» простирался на юго-восток города; угольные карьеры находились в районе, ограниченном современной автомагистралью M74, Полмади-роуд и Айкенхед-роуд. «Спрингфилд» был набережной на южном берегу Клайда, сразу к западу от Уэст-стрит, хотя на самом деле использовался Уэрри-Уорф. Трасса фургонов шла с юго-востока на северо-запад, огибая южную часть застроенной территории того времени, а подход к Клайду проходил по тому, что стало Западной улицей. Построенный в частном порядке и не требующий полномочий парламента, он стал известен как Govan Waggonway.
Диксон построил его по принципу, знакомому ему по Тайнсайду, с деревянными поперечными шпалами и деревянными рельсами, а фургоны с фланцевыми колесами тащили лошади.
В 1810 году Глазго, Канал Пейсли и Джонстон близился к завершению, а его строительство в Глазго закончилось в Порт-Эглинтоне; он выходил на западную сторону Эглинтон-стрит, непосредственно к югу от перекрестка Камберленд-стрит и напротив него; территория давно застроена. По словам Патерсона (стр. 207), «1 августа 1811 года угольщик Уильям Диксон (младший) купил у Корпорации Глазго 1 242 квадратных ярда земли для строительства трамвая, по которому уголь из его карьеров в Говане переправлялся на канал Ардроссан. бассейн в Порт-Эглинтоне ". Основная линия вагонного пути, конечно, была уже давно проложена, и это должно быть связано с намерением Диксона построить короткую соединительную ветку с бассейном канала.
Позже Диксон построил металлургический завод немного западнее угольного разреза Гован, в районе к востоку от точки, где Кэткарт-роуд пересекает M74. Из-за пламени, исходящего из печей, работы стали известны как пламя Диксона. Угольные карьеры Гована расширились за счет наземного оборудования на большой территории; Металлургический завод был связан с карьерами местными трамваями, но уголь и железо нужно было транспортировать дальше. Вагонвей Гован с деревянными перилами и конной тягой был технологически несовершенным. К 1830 году железные дороги, использующие шпалы из каменных блоков и чугунные рельсы, были хорошо развитой технологией, и Диксон поручил Томасу Грейнджеру и Джону Миллеру спроектировать преобразование его вагонного пути в железную дорогу. Грейнджер и Миллер были ответственны за несколько «угольных железных дорог» в центральной Шотландии, в частности, Монкланд и Киркинтиллох железную дорогу, открытую в 1826 году. Ширина колеи составляла 4 фута 6 дюймов, которую Грейнджер и Миллер приняли на вооружение.
29 мая 1830 года Парламентским актом была разрешена компания Polloc and Govan Railway как публичная компания с капиталом в 10 000 фунтов стерлингов и разрешенным заимствованием в размере 5000 фунтов стерлингов.
В восточной части терминал находился на землях, принадлежащих попечителям больницы Хатчесона, «благодаря чему справедливая выгода, которую рассчитывала произвести мера, могла быть обеспечена учреждению». Робертсон также показывает короткий западный отрог от Эглинтон-стрит к мосту Шилдс; Робертсон называет это «филиалом Polloc Estate». Общая протяженность утвержденных линий составила 0,85 мили (основная линия) и 0,34 мили (ответвления), в общей сложности почти 2 км.
Линия открыта 22 августа 1840 г., «от Рутерглена до гавани Брумилау», после того как были получены еще два акта (в 1831 и 1837 годах), разрешающие значительно больший капитал: 36 000 фунтов стерлингов в размере стоимости акций. Кобб предполагает, что открытие 1840 года происходило от моста Полмади, то есть металлургического завода и угольных карьеров Диксона, с расширением на восток до станции в Рутерглене в 1842 году.
Каледонский Железная дорога (CR) открыла свою главную линию из Глазго в 1849 году; Маршрут пролегал от Таунхеда через железную дорогу Глазго, Гарнкирк и Коатбридж (GGCR), являющуюся продолжением более ранней железной дороги Гарнкирка и Глазго, которая была построена как угольная линия. GGCR был модернизирован, но маршрут был окольным. Ранее был предложен более короткий маршрут между Мазервеллом и Глазго; он получил парламентские полномочия 31 июля 1845 года и назывался железнодорожной магистралью Клайдсдейл. ЧР заключила предварительные договоренности об аренде линии Поллока и Гована 29 января 1845 года, а вскоре после этого - о сдаче в аренду самой линии Клайдсдейл Джанкшен. CR приобрела железную дорогу Поллока и Гована 18 августа 1846 года, и Уильям Диксон получил в качестве оплаты 2400 акций CR. CR модернизировал Polloc и Govan и переоборудовал его до стандартной ширины колеи, а также использовал его выравнивание для части маршрута: он образовал конечный переход с линией в Рутерглене. На Эглинтон-стрит новая линия разошлась на север и оканчивалась на железнодорожной станции Саутсайд, которая была разделена с прямой железной дорогой Глазго, Баррхед и Нилстон.
30 марта 1849 года открылась общая конечная станция. ; это была большая грузовая база на реке Клайд, сразу к западу от терминала «Брумило» Поллока и Гована в Виндмиллкрофте, и заменявшая его. Устаревшие рельсы на Вест-стрит оставались на месте еще восемнадцать лет: 14 марта 1867 года был принят парламентский акт, чтобы поднять часть линии на Вест-стрит к реке Клайд.
Железная дорога Clydesdale Junction была открыта. поглощена Каледонской железной дорогой.