Политика Шпицбергена

редактировать
A памятник Ленину с видом на бывшую советскую шахтерскую общину Пирамида, теперь город-призрак

Шпицберген находится под суверенитетом Норвегии, но Договор о Шпицбергене налагает несколько ограничений. Норвегия не может использовать архипелаг в военных целях, не может различать экономическую деятельность по национальному признаку и обязана сохранять природу. Уникально, что Свальбард - полностью безвизовая зона. Каждый может жить и работать на Свальбарде неограниченно долго, независимо от страны гражданства. Договор о Шпицбергене предоставляет гражданам, подписавшим договор, равные права на проживание с гражданами Норвегии. Граждане, не являющиеся гражданами страны, могут жить и работать неограниченное время без визы. «Положение об отказе от участия и изгнании со Свальбарда» действует на недискриминационной основе.

За государственное управление архипелагом отвечает губернатор Шпицбергена, который действует как губернатор округа и начальник полиции. Учреждение было создано и регулируется Законом о Свальбарде , который также ограничивает действие норвежских законов на острова. Общественный совет Лонгйира является единственным избранным местным правительством и организован аналогично муниципалитету на материке. Другие норвежские правительственные учреждения, которые присутствуют, - это Управление горного дела и Налоговая администрация. Единственное дипломатическое представительство - консульство России в Баренцбурге.

Архипелаг был замечен в 1596 году, и вскоре компании из Англии, Нидерландов, Дании-Норвегии и Франции вели китобойный промысел и охота. И Англия, и Дания - Норвегия претендовали на землю, в то время как голландцы и Франция потребовали принцип mare liberum, в результате чего Свальбард стал terra nullius - землей без суверенитета. Работа по созданию государственного управления началась в 1870-х годах, но не продвигалась до 1900-х годов, когда создание угледобывающих общин создало более насущную потребность. Договор о Шпицбергене был подписан после Парижской мирной конференции в 1920 году, а губернатор и закон вступили в силу в 1925 году. К тому времени остались только норвежская и русская общины.

После Второй мировой войны и начала холодной войны Шпицберген стал поляризованным с норвежскими и советскими общинами, изолированными друг от друга. Норвегия проводила более оборонительную внешнюю политику на Свальбарде, чем на материке, и внешняя активность была минимальной. Советский Союз выразил протест практически против всех новых действий Норвегии. В то время на островах было в два раза больше советских граждан, чем норвежцев. Более половины архипелага было сохранено в 1973 году. С 1990-х годов Лонгйир стал «нормализованным», отказался от структуры городка, и его население удвоилось. С другой стороны, количество советских общин сократилось, и в Баренцбурге.

осталось всего несколько сотен жителей..

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Terra nullius
    • 1.2 Установление юрисдикции
    • 1.3 Холодная война
    • 1.4 Нормализация
  • 2 Законодательство
  • 3 Учреждения
    • 3.1 Губернатор
    • 3.2 Совет сообщества Лонгйира
    • 3.3 Другое
  • 4 Проблемы
    • 4.1 Мирное использование
    • 4.2 Суверенитет
    • 4.3 Недискриминация
  • 5 Источники
История

Terra nullius

Изображение голландских китобоев Авраамом Шторком в 1690 году

Шпицберген, несомненно, был замечен Виллемом Баренцем из Нидерландов в 1596 году, хотя, возможно, ранее он был обнаружен норманнами или поморами. Московская компания в Англии начала охоту на моржей на Бьёрнёйе в 1604 году, а с 1611 года компания Йонас Пул начала китобойный промысел около Шпицберген. В следующем году Московская компания отправила новую экспедицию, но ее встретили голландские и испанские китобои. Компания потребовала исключительных прав на участок и разослала претендентов. В 1613 году семь вооруженных английских кораблей были отправлены в экспедицию, изгнавшую несколько десятков голландских, испанских и французских судов.

Это привело к международному политическому конфликту. Голландцы отвергли исключительные права англичан, заявив принцип mare liberum. Кристиан IV утверждал, что Дания-Норвегия имела права на все Северное море вместо Гренландии, являющейся старой норвежской налоговой землей, и это считалось в то время, по мнению всех сторон, Шпицберген был частью Гренландии. Англия предложила выкупить права у Дании-Норвегии в 1614 году, но предложение было отклонено, после чего англичане вернулись к своим искам об исключительных правах. Дания-Норвегия отправила трех военных в 1615 году для сбора налогов с английских и голландских китобоев, но все отказались платить.

Англичане заявили о своем суверенитете на основании ложного утверждения о том, что Свальбард было обнаружено Хью Уиллоуби в 1553 году, что Джеймс I аннексировал его в 1614 году и что китобойный промысел начали англичане. Нидерланды заявили, что китобойный промысел не может быть основанием для утверждения суверенитета. Вопрос закончился политическим тупиком, когда Дания-Норвегия и Англия заявили о суверенитете, а Франция, Нидерланды и Испания заявили, что архипелаг является свободной зоной в рамках mare liberum. Хотя Дания-Норвегия официально никогда не отказывалась от своих претензий на Шпицберген, архипелаг продолжал оставаться terra nullius - землей без правительства.

Англичане и голландцы разделили остров в 1614 году, поскольку агрессия препятствовала рентабельность обеих групп. В том же году Нидерланды создали Noordsche Compagnie как китобойный картель. После того, как через несколько лет Московская компания столкнулась с финансовыми трудностями, компания Noordsche Compagnie взяла верх и смогла доминировать в китобойном промысле и отбиваться от англичан. Компания обосновалась в северо-западном углу Шпицбергена (около Земли Альберта I ) и допускала лишь ограниченное присутствие датчан. Англичане продвигались дальше на юг, а французы - на северное побережье и открытое море. С 1630-х годов ситуация стабилизировалась, и было лишь ограниченное количество агрессивных инцидентов. К концу 18 века китобойный промысел прекратился, поскольку гренландский кит достиг местного исчезновения.

Установление юрисдикции

Работа по созданию администрации была начата Адольф Эрик Норденшельд в 1871 году. После контакта с инвестируемыми правительствами он пришел к выводу, что только Россия и Норвегия будут возражать против аннексии острова. Усилия Фритьофа Нансена повысили осведомленность норвежской общественности об Арктике., что снова вызвало общественную поддержку аннексии Шпицбергена. Индустриализация и постоянные поселения на Свальбарде начались в 1900-х годах с введением добычи угля. Это привело к необходимости юрисдикции. Во-первых, не было никаких средств для признания иска добычи полезных ископаемых законным. Во-вторых, возникла необходимость в разрешении конфликтов, особенно в отношении трудовых конфликтов, в результате которых горнодобывающая компания и рабочие часто имели разные национальности.

Правительство Норвегии выступило с инициативой в 1907 году для переговоров между вовлеченными государствами. Многосторонние конференции проводились в 1910, 1912 и 1914 годах, на каждой из которых предлагались различные типы совместного правила. Прорыв произошел на Парижской мирной конференции после Первой мировой войны. Германия и Россия были исключены, в то время как Норвегия пользовалась большой доброй волей после своей нейтральной союзнической политики во время войны и в то же время считалась безобидной. Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. предоставил Норвегии полный суверенитет над Шпицбергеном, хотя и с двумя основными ограничениями: все участники договора имели равные права на экономические ресурсы, и архипелаг не должен был использоваться в «военных целях».

Лонгйирбиен в 1908 году

После значительных политических дебатов предложение сделать Свальбард зависимой и управлять им из Тромсё было отклонено. Вместо этого в Законе о Шпицбергене оговаривалось, что острова будут управляться губернатором Шпицбергена и считаться «частью Королевства Норвегия», хотя и не считались уездом. До этого острова были известны как архипелаг Шпицберген, и именно тогда был введен термин Шпицберген. Закон вступил в силу 14 августа 1925 года. В 1925 году был принят горнодобывающий кодекс, и к 1927 году все претензии по добыче полезных ископаемых, некоторые из которых противоречили друг другу, были урегулированы. Вся невостребованная земля была передана правительству Норвегии. Хотя Советский Союз изначально скептически относился к договору, его правительство было готово подписать его в обмен на признание Норвегией советского режима. До Второй мировой войны губернатор и комиссар горной промышленности были одним человеком, находившимся на материке зимой.

Холодная война

Горнодобывающая промышленность попала в экономический спад в 1920-е годы, в результате которого были закрыты несколько горнодобывающих поселков. К 1930-м годам остались только Store Norske Spitsbergen Kulkompani и советский государственный Арктикуголь, что привело к двусторонней политике. Архипелаг был эвакуирован во время Второй мировой войны, а основные населенные пункты были сровнены Германией во время операции «Цитронелла». В 1944 году Советский Союз предложил, чтобы Свальбард стал кондоминиумом под совместным норвежским и советским режимом, за исключением Бьёрнёйи, который будет передан Советскому Союзу. Хотя это предложение обсуждалось в Норвегии, оно было в конечном итоге отклонено в 1947 году. Норвежская и русская общины были в значительной степени построены независимо друг от друга, и каждая имела свою собственную инфраструктуру, такую ​​как почтовая служба, радиостанции и транспорт. Население Норвегии стабилизировалось и составило около 1000 человек, в то время как советских было примерно в два раза больше.

Аэропорт Свальбарда, Лонгйир

Политическая напряженность между Норвегией и Советским Союзом накалилась после присоединения Норвегии НАТО в 1949 году. Советский Союз выпустил меморандумы для Норвегии, в которых говорилось, что Шпицберген не может находиться под совместным командованием НАТО, но это было отклонено Норвегией, и вопрос был снят. Новый протест был объявлен в 1958 году после того, как Norsk Polar Navigasjon предложил построить частный аэропорт в Ню-Олесунн, против которого тогда активно выступало правительство Норвегии, чтобы не волновать Советский Союз.. Новые протесты были объявлены против создания Европейской организацией космических исследований телеметрической станции Конгсфьорд, хотя протесты не остановили строительство. Компромисс относительно норвежского гражданского аэропорта был достигнут в 1971 году, и аэропорт Шпицбергена, Лонгйир открылся в 1975 году, обслуживая как советские, так и норвежские города.

Двадцать один горняк погиб в результате аварии в Нью-Йорке. - Олесунн в 1962 году. В результате дело Кингс-Бэй, когда небезопасная добыча была одобрена для поддержания увеличенного присутствия Норвегии на Шпицбергене, в конечном итоге привело к вотуму недоверия в парламенте и отзыву третьего кабинета премьер-министра Эйнара Герхардсена. была основана Caltex в 1961 году. Caltex удовлетворяла требования, основанные на признаках масла, а не на образцах. Арктикуголь не получил удовлетворения требований на основании аналогичных доказательств, что способствовало усилению напряженности в отношениях с Советским Союзом. И дело Кингс-Бэй, и дело Калтекса инициировали публичные дебаты об управлении Шпицбергеном и, в частности, об отсутствии ресурсов и контроля над советскими поселениями. Сильно увеличилось финансирование местной и центральной администрации, а губернатор активизировал свою деятельность в советских поселениях. Более половины архипелага находилось под защитой в 1972 году посредством четырех национальных парков, четырнадцати птичьих заповедников и четырех заповедников. Store Norske был национализирован в период с 1973 по 1976 год.

Нормализация

Ратуша Лонгйира

Была создана 1 ноября 1971 года. Она состояла из 17 беспартийных членов, которые были избраны или назначены от трех различных норвежских групп - служащих SNSK, государственных служащих и других, хотя соотношение менялось несколько раз. (SSD), компания с ограниченной ответственностью, которая отвечала за общественную инфраструктуру и услуги в Лонгйирбиене, была основана Store Norske 1 января 1989 года. В ее обязанности входило здравоохранение, пожарная часть, детский сад, дороги, вывоз мусора, производство электроэнергии, водоснабжение и др. канализационная система, кинотеатр, культурные объекты и библиотека. Право собственности на SSD было передано Министерству торговли и промышленности 1 января 1993 года. В течение 1990-х годов власти начали процесс «нормализации» Лонгйира, отменив схему города компании и введя полный спектр услуг, разнообразную экономику и местное население. демократия. Совет Свальбарда изменил свои правила с 1993 года и разрешил партиям баллотироваться на выборах. Общественный совет Лонгйира был основан в 2002 году, заменив Совет Свальбарда и ассимилировав SSD. С 1990 по 2011 год население России и Украины сократилось с 2300 до 370, а население Норвегии увеличилось с 1100 до 2000.

Законодательство
Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Договор о Шпицбергене

Договор о Шпицбергене был подписан 9 февраля 1920 г. и вступил в силу 14 августа 1925 г. Договор определяет Шпицберген как все острова, островки и шхеры из 74 ° до северной широты и от 10 ° до 35 ° восточной долготы. Он обеспечивает полный суверенитет Норвегии над архипелагом, но содержит несколько ограничений: мирное использование островов, недискриминацию граждан и компаний подписавших его стран, обязательство защищать окружающую среду и ограничения в налогообложении. Договор подписали 39 государств.

Закон о Свальбарде был принят 17 июня 1925 года и устанавливает, что Свальбард является «частью Королевства Норвегия». Он также предусматривает, что гражданское право, уголовное право и процессуальное право применяется к Свальбарду, но что другие положения применяются только в том случае, если это специально оговорено. По состоянию на 2008 год на Шпицберген действовал 31 нормативный акт. Закон также предписывает управление Свальбардом, в частности, учреждение губернатора и Комиссара по шахтам.

Закон был принят 15 июня 2001 г. и вступил в силу 1 июля 2002 г., заменив различные постановления. Закон был создан, чтобы обеспечить непрерывную, почти нетронутую природную среду на Свальбарде, особенно в отношении дикой природы, ландшафта, флоры, фауны и культурного наследия. Закон принят Министерством окружающей среды, Агентством по климату и загрязнению, губернатором, Управлением культурного наследия и Управлением по делам культурного наследия. Природопользование. Закон дополнен различными постановлениями. Конкретные вопросы, затронутые в законе, включают защиту растений и всех остатков человеческой деятельности до 1945 года. Он налагает ограничения на движение в разрешенных районах, особенно на моторизованные транспортные средства, но позволяет местным жителям использовать снегоходы в большем количестве районов чем туристы. Две трети Свальбарда охраняются национальными парками и заповедниками.

Учреждения

Губернатор

Кабинеты губернатора

Губернатор Свальбарда (норвежский : Сиссельманнен) является главным представителем правительства Норвегии на Свальбарде. Учреждение находится в Лонгйирбиене, и с 2015 года его возглавляет губернатор Кьерстин Асхольт. Основными обязанностями учреждения являются реализация норвежской политики, защита норвежских прав и обязанностей и представление Шпицбергена перед центральными властями. В частности, губернатор действует как начальник полиции, обладает полномочиями губернатора округа и принимает семейный закон. В этом учреждении работает 30 сотрудников, и оно подчиняется Министерству юстиции и общественной безопасности.

Свальбард - полицейский участок Норвежской полицейской службы, где губернатор несет ответственность как шерифа, так и начальника полиции. Это включает безопасность; обеспечение правопорядка, включая контроль дорожного движения; расследование дела; и профилактические системы. Губернатор отвечает за поисково-спасательные работы и является главой местной спасательной станции и подчиняется Объединенному координационному центру спасения Северной Норвегии в Будё. Учреждение также отвечает за выдачу водительских прав, регистрацию транспортных средств, паспортов и лицензий на огнестрельное оружие. Губернатор и его заместитель представляют прокуроров.

Нордсиссель в порту Ню-Олесунн

Губернатор также отвечает за охрану окружающей среды, включая надзор за окружающей средой, экологический мониторинг, управление видами, управление культурными объекты культурного наследия, управление туризмом и путешествиями, разлив нефти непредвиденные обстоятельства и охрана окружающей среды. У агентства есть два вертолета: Eurocopter AS332 Super Puma и Eurocopter AS365 Dauphin, инспекционное судно, а также более легкое оборудование, такое как снегоходы, автомобили и лодки. Юрисдикция губернатора распространяется на всю сушу и территориальные воды на расстоянии до 12 морских миль (22 км; 14 миль) от суши.

Совет сообщества Лонгйира

Совет сообщества Лонгйира является единственным избранным местным правительством на архипелаге и имеет многие из функций муниципалитета. В его состав входит совет из пятнадцати членов, который с 2011 года возглавляет мэр Кристин Кристофферсен из Лейбористской партии. Основными обязанностями совета являются инфраструктура и коммунальные услуги, включая энергоснабжение, землепользование и планирование сообщества, образование от детского сада до второго уровня средней школы и благополучие детей. В дополнение к 13-классной школе Лонгиербюена здесь работают три детских сада. Однако, в отличие от муниципалитетов на материке, медицинские услуги предоставляются государством через клинику, находящуюся в ведении Университетской больницы Северной Норвегии. Отсутствуют услуги по уходу или уходу, а также социальные выплаты. Жители Норвегии сохраняют права на пенсию и медицинское обслуживание через свои муниципалитеты на материковой части.

Другое

Консульство России в Баренцбурге

Комиссар по горнодобывающей промышленности Свальбарда входит в Норвежское управление Mining, но сохраняет собственные офисы в Лонгйирбиене. Комиссар отвечает за администрирование прав на добычу полезных ископаемых, как нефти,. Другими государственными агентствами, выполняющими надзорные функции, но не находящимися на Свальбарде, являются Норвежская инспекция труда, Норвежское нефтяное управление, и.

Другое государственные учреждения, представленные на Лонгйире, - это Норвежский полярный институт, Норвежская налоговая администрация и Церковь Норвегии. Свальбард подчиняется Окружному суду Норд-Тромса и Апелляционному суду Халогаланда, которые расположены в Тромсё. Россия имеет консульство в Баренцбурге во главе с генеральным консулом Александром Антиповым.

Вопросы

Мирное использование

Статья 9 Договора о Шпицбергене определяет, что на Шпицбергене можно строить укрепления и военно-морские базы, а архипелаг нельзя использовать в «военных целях». Подготовительная работа по договору и более поздней государственной практике заключалась в обеспечении того, чтобы на архипелаге не велось никаких военных действий; однако договор как таковой не запрещает, например, строительство военных объектов, не считающихся оборонными. Ученые согласны с тем, что статья 9 неясна, но что военное присутствие должно устанавливаться только в случае нападения или угрозы нападения на Свальбард. Норвегия явно не может использовать Свальбард для угрозы войны, но сохраняет за собой право на самозащиту от нападения на Свальбард. Однако это право не позволяет Норвегии вовлекать Шпицберген в войну в рамках самообороны других частей страны.

KV Nordkapp патрулирует Адвент-фьорд

Воды вокруг Шпицбергена имеют стратегическое значение. значение для России, так как Северный флот должен пройти через этот район, чтобы достичь Атлантического океана. Поэтому Советский Союз и Россия заботились о том, чтобы станции прослушивания и противолодочные установки не были размещены на архипелаге. За исключением периода Второй мировой войны, Норвегия никогда не размещала свои войска на Свальбарде. Однако Норвежская береговая охрана осуществляет наблюдение. Во время холодной войны Советский Союз неоднократно выражал протест против деятельности Норвегии на острове, в том числе чисто гражданских. Советский Союз выпустил множество меморандумов с протестом против таких установок, как наземные спутниковые станции и аэропорты, и даже против съемок Пояса Ориона на том основании, что это могло быть прикрытием или могло иметь потенциал

Суверенитет

До 1920 г. Норвегия была чрезвычайно активна в получении международной поддержки норвежского суверенитета, но после заключения договора интерес Норвегии к архипелагу уменьшился. С самого начала холодной войны норвежские политики не хотели вовлекать острова в политику сверхдержав. Это привело к политике избегания агитации в Советском Союзе, что снова привело к тому, что норвежские власти активно выступили против как норвежской, так и иностранной деятельности на Свальбарде, которая могла вызвать напряженность. По сравнению с отношениями с материком, в которых доминировало сдерживание за счет членства в НАТО, политика Норвегии на Свальбарде была связана с успокоением Советского Союза. Точно так же, хотя иностранное присутствие на материке поощрялось, оно категорически не поощрялось на Шпицбергене.

Карта делимитации границы

Практически вся деятельность Норвегии во время холодной войны вызвала протест со стороны Советского Союза, который утверждал: с основанием договора, что архипелаг был демилитаризованной зоной. Советский Союз будет протестовать против любой иностранной и самой новой норвежской деятельности на том основании, что она нарушает статью 9, даже если она не имеет отдаленного отношения к военной деятельности. Страх такой реакции привел к тому, что Норвегия запретила практически любое иностранное и новаторское использование архипелага. У Норвегии, по сути, было «неполитическое» управление Шпицбергеном с защитной и несущественной реакцией каждый раз, когда предлагалось какое-либо действие.

15 июня 1977 года Норвегия установила охраняемую рыболовную зону вокруг Свальбарда, которая строго регулирует рыболовство, но на недискриминационная основа. Зона простирается на 200 морских миль (370 км; 230 миль) за пределы территориальных вод. Норвегия утверждает, что политика недискриминации в договоре применяется только к суше и территориальным водам и что Норвегия имеет право создавать экономическую зону за пределами этого. Рыболовным судам из Норвегии, Исландии, Фарерских островов, России и Европейского Союза предоставляются квоты на треску и сельдь ; им, а также Гренландии и Канаде были выданы квоты на креветок. Норвегия и Советский Союз, позже Россия, разошлись во мнениях относительно границы между исключительными экономическими зонами двух стран в Баренцевом море. Норвегия утверждала, что должен применяться международно признанный принцип равноудаленности, в то время как Россия утверждала, что следует использовать одностороннюю меридиональную линию. Проблема была решена путем компромисса в 2010 году.

Недискриминация

Соглашение гарантирует, что все граждане и компании из подписавших его стран получают равные права доступа и проживания. Норвегия не может дискриминировать по национальному признаку права на рыбную ловлю, охоту и добычу полезных ископаемых, торговлю, промышленность и морскую деятельность. Однако эта деятельность может быть ограничена недискриминационным законодательством. Таким образом, Норвегии разрешено устанавливать правила и запреты на основе других объективных критериев или запрещать определенные виды деятельности в целом или в определенных географических областях. Положение о недискриминации также не запрещает дискриминацию по национальному признаку где-либо еще, кроме экономической деятельности. В частности, исследования и научная деятельность не подпадают под действие статьи о недискриминации.

Центральной частью политики недискриминации является Горнодобывающий кодекс от 7 августа 1925 года. Неясно, является ли кодекс обязательным на международном уровне, или если он может быть изменен в одностороннем порядке Норвегией. В частности, уполномоченный выдает лицензии на поиск полезных ископаемых и земель государственной и иной собственности, а также на регистрацию претензий. Чтобы удовлетворить требование, владелец должен отработать 1500 человеко-часов в течение пяти лет и платить ежегодный сбор в размере 6000 норвежских крон. Тем не менее, Министерство торговли и промышленности может делать исключения из служебных обязанностей при определенных условиях.

Соглашение разрешает налогообложение только в той мере, в какой оно покрывает расходы на администрирование архипелага и покрывает услуги, предоставляемые резидентам.. Таким образом, ставка налога значительно ниже, чем в столичной Норвегии, включая отсутствие налога на добавленную стоимость. Правительство суммирует свои расходы на Свальбарде в бюджете Свальбарда. Правила налогообложения сделали Свальбард налоговым раем, и в 2009 году оператор нефтяной вышки Seadrill основал дочернюю компанию в Лонгйирбиене для использования более низких налогов. В 2011 году ставка налога на прибыль, превышающую 10 миллионов норвежских крон, была повышена с 16 до 28 процентов - так же, как на материке.

Ссылки
Библиография
  • Арлов, Тор Б. (1994). Краткая история Шпицбергена. Осло: Норвежский полярный институт. ISBN 82-90307-55-1.
  • Холм, Кари (1999). Лонгйир - Свальбард: Historisk veiviser (на норвежском языке). ISBN 82-992142-4-6.
  • Скаген, Сёльви (2005). Fra idé til film: Orions belte (на норвежском языке). Ветт и Витен. ISBN 82-412-0540-6.
  • Ульфштейн, Гейр (1995). Договор на Шпицбергене. Scandinavian University Press. ISBN 82-00-22713-8.

Последняя правка сделана 2021-06-02 10:10:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте