Политика Иордании происходит в рамках парламентской монархии, где премьер-министр Иордании является главой правительства, а также многопартийной системы. Иордания является конституционной монархией на основе конституции, обнародованной 8 января 1952 года. Король осуществляет свою власть через назначенное им правительство, которое подотчетно Парламенту.
Королю Иордании Абдалле II был сувереном после смерти своего отца в 1999 году. Бишер аль-Хасауна был прим е Министр с 7 октября 2020 года.
Офис | Имя | Сторона | С |
---|---|---|---|
короля Иордании | Абдаллы II | 7 февраля 1999 | |
Премьер-министр | Бишер аль-Хасауна | Индепендент | 7 октября 2020 года |
Конституция Иордании наделяет исполнительной властью королем и его кабинетом. Король подписывает и исполняет или налагает вето на все законы. Король может также приостановить или распустить парламент, а также сократить или продлить срок сессии. Вето короля может быть отменено двумя третями голосов обеих палат парламента по его усмотрению, последний раз в ноябре 2009 года. Король назначает и может увольнять всех судей своим указом, утверждает поправки к Конституция, принятая обоими парламентами, объявляет войну и выступает в качестве верховного лидера вооруженных сил. На его имя издаются решения Кабинета министров, судебные постановления и национальная валюта. Кабинет, возглавляемый премьер-министром, ранее был назначен королем, но после иорданских протестов 2011 года король Абдалла согласился на выборный кабинет. Кабинет министров несет ответственность перед Палатой депутатов по вопросам общей политики; две трети голосов «вотума недоверия » Палаты могут заставить кабинет уйти в отставку.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному Национальному собранию. Национальное собрание (Маджлис аль-Умма) имеет две палаты. Палата депутатов (Маджлис ан-Нувааб) состоит из 130 членов, избираемых на четырехлетний срок в одномандатных округах, из которых 15 мест зарезервированы для женщин специальной коллегией выборщиков. девять для христиан и три для чеченцев / черкесов. В то время как Палата депутатов избирается народом, ее основные законодательные возможности ограничиваются утверждением, отклонением или изменением законодательства с небольшими полномочиями по инициированию законов. Ассамблея сенаторов (Маджлис аль-Ааян) состоит из 65 членов, назначаемых королем на четырехлетний срок. Собрание сенаторов подотчетно Палате депутатов и может быть снято "вотумом недоверия ".
Политические фракции или блоки в парламенте Иордании меняются с каждыми парламентскими выборами и обычно включают одну из следующих принадлежностей; демократическая марксистская / социалистическая фракция, основная либеральная фракция, умеренно-прагматическая фракция, основная консервативная фракция и крайне консервативная фракция (например, Фронт исламского действия ).
Палата депутатов Иордании известна драками между ее членами, в том числе актами насилия и применением оружия. В сентябре 2013 г. представитель Талал аль-Шариф попытался застрелить одного из своих коллег из автомата, находясь в здании парламента.
Судебная власть полностью независима от двух других ветвей власти. Конституция предусматривает три категории судов: гражданские (в данном случае означает «обычные»), религиозные и специальные. Обычные суды состоят как из гражданских, так и из уголовных судов на первом уровне - суды первой инстанции или примирительные суды, второго уровня - апелляционные или апелляционные суды и кассационный суд, который является высшим судебным органом в королевстве. Существует два типа религиозных судов: суды шариата, которые обеспечивают соблюдение положений исламского права и гражданского статуса, и трибуналы других религиозных общин, официально признанных в Иордании.
Король Хусейн правил Иорданией с 1953 по 1999 год, выдержав ряд вызовов своему правлению, опираясь на лояльность своих вооруженных сил и служа символом единства и стабильности для как иорданцы, так и палестинские общины в Иордании. Король Хусейн отменил военное положение в 1989 году и прекратил приостановление действия политических партий, которое было инициировано после потери Западного берега Израилем и с целью сохранения статус-кво в Иордании. В 1989 и 1993 годах в Иордании прошли свободные и справедливые парламентские выборы. Спорные изменения в законе о выборах вынудили исламистские партии бойкотировать выборы 1997, 2011 и 2013 годов.
Король Абдалла II сменил своего отца Хусейна после смерти последнего в феврале 1999 года. Абдулла быстро подтвердил мирный договор Иордании с Израилем и его отношения с США. Абдулла в течение первого года пребывания у власти переориентировал повестку дня правительства на экономические реформы.
Продолжающиеся структурные экономические трудности Иордании, рост населения и более открытая политическая среда привели к появлению множества политических партий. Стремясь к большей независимости, парламент Иордании расследовал обвинения в коррупции против нескольких деятелей режима и стал основным форумом, на котором выражаются различные политические взгляды, в том числе политические исламисты.
1 февраля 2012 года было объявлено, что король Абдалла отправил свое правительство в отставку. Это было интерпретировано как превентивный шаг в контексте тунисской жасминовой революции и разворачивающихся событий в соседнем Египте.
Король Абдалла II и правительство Иордании начали процесс децентрализации с провинцией Мадаба в качестве пилотного проекта на региональном уровне, разделив страну на три регионы: Север, Центральный и Южный. Муниципалитет Большого Аммана будет исключен из плана, но он установит аналогичный процесс децентрализации. В каждом регионе будет избранный совет, который будет заниматься политическими, социальными, правовыми и экономическими делами этого региона. Этот процесс децентрализации является частью программы демократизации Иордании.
Иордания заняла 47-е место из 180 стран в Индексе восприятия коррупции. Конституция Иордании гласит, что ни один член парламента не может иметь никаких финансовых или деловых отношений с правительством, и ни один член королевской семьи не может быть в правительстве. Однако, несмотря на прогресс, коррупция остается проблемой в Иордании. Дела о коррупции рассматриваются Комиссией по борьбе с коррупцией, а затем передаются в судебные органы для возбуждения судебного дела. Коррупция в Иордании принимает форму кумовства, фаворитизма и взяточничества.
В административном отношении Иордания разделена на двенадцать провинций (мухафазат, единственное число - мухафаза), каждое из которых возглавляет губернатор, назначенный королем. Они являются единоличными властями для всех государственных ведомств и проектов развития в своих областях:
ABEDA, ACC, AFESD, AL, AMF, CAEU, CCC, CTBTO, EBRD, ESCWA, FAO, G-77, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, ICC, ICC, ICFTU, ICRM, IDA, IDB, IFAD, IFC, IFRCS, ILO, IMF, IMO, Intelsat, Interpol, IOC, IOM (наблюдатель), ISO (корреспондент), ITU, NAM, OIC, OPCW, ОБСЕ (партнер), PCA, UN, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МООНБГ, МООНК, UNMOP, UNMOT, UNOMIG, UNRWA, UNTAET, UNWTO, U PU, WFTU, WHO, WIPO, WMO, WTO, WTrO