Политика Джибути происходит в рамках президентской представительной демократической республики, где исполнительная власть осуществляется президентом и Правительство. Законодательная власть принадлежит как правительству, так и Национальному собранию. В партийной системе и законодательной власти доминируют социалистические Народное собрание за прогресс. В апреле 2010 года была принята новая конституционная поправка. Президент является одновременно главой государства и главой правительства и избирается прямым голосованием на один шестилетний срок. Правительство возглавляет Президент, который по предложению последнего назначает Премьер-министра и Совет Министров. Существует также палата депутатов, состоящая из 65 человек, представители которой избираются всенародно сроком на пять лет. В административном отношении страна разделена на пять областей и один город с одиннадцатью дополнительными районными подразделениями. Джибути также является частью различных международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств.
В 1958 г. Накануне обретения независимости соседней Сомали в 1960 г. в Джибути был проведен референдум, на котором было решено, присоединиться ли к Сомалийской Республике или остаться с Францией. Референдум оказался в пользу продолжения ассоциации с Францией, отчасти благодаря объединенному голосованию «за» значительной этнической группы афар и проживающих в Европе европейцев. Были также широко распространены фальсификации результатов голосования, когда французы изгнали тысячи сомалийцев до того, как референдум достиг результатов голосования. Большинство проголосовавших «против» составляли сомалийцы, решительно выступавшие за присоединение к объединенному Сомали, как это было предложено Махмудом Харби, вице-президентом Правительственного совета. Два года спустя Харби погиб в авиакатастрофе.
Бывший вице-президент Правительственного совета Махмуд Харби.В 1967 году был проведен второй плебисцит, чтобы определить судьбу территория. Первоначальные результаты подтвердили продолжение, но ослабление отношений с Францией. Голосование также было разделено по этническому признаку: сомалийцы-резиденты обычно голосовали за независимость с целью возможного союза с Сомали, а афары в основном предпочитали оставаться связанными с Францией. Однако референдум снова был омрачен сообщениями о фальсификации результатов голосования со стороны французских властей. Вскоре после проведения референдума бывший Côte française des Somalis (французский Сомалиленд) был переименован в Territoire français des Afars et des Issas.
В 1977 году был третий референдум. Подавляющее большинство избирателей - 98,8% - поддержали выход из Франции, что официально ознаменовало независимость Джибути.
Хасан Гулед Аптидон, сомалийский политик, выступавший за голосование «за» на референдуме 1958 года, в конечном итоге оказался первый президент страны (1977–1999). Он был переизбран без сопротивления на второй шестилетний срок в апреле 1987 года и на третий шестилетний срок в мае 1993 года на многопартийных выборах. Электорат одобрил действующую конституцию в сентябре 1992 года. Многие законы и указы, принятые до обретения независимости, остаются в силе.
Президент Джибути Исмаил Омар Геллех.В начале 1992 года правительство решило разрешить многопартийную политику и согласилось на регистрацию четырех политических партий. Ко времени выборов в национальное собрание в декабре 1992 г. только трое прошли квалификацию. Это Народное объединение за прогресс (Народное объединение за прогресс ) (RPP), которое было единственной легальной партией с 1981 по 1992 год, Parti du Renouveau Démocratique (Партия демократического обновления ) (PRD) и Национально-демократическая партия (Национально-демократическая партия ) (PND). Только RPP и PRD оспаривали выборы в Национальное собрание, и PND отказалась от участия, заявив, что было слишком много оставшихся без ответа вопросов о проведении выборов и слишком много возможностей для фальсификации со стороны правительства. РПП получила все 65 мест в национальном собрании при явке менее 50% электората.
В 1999 году глава администрации президента Аптидона, глава службы безопасности и ключевой советник на протяжении более 20 лет Исмаил Омар Геллех был избран на пост президента в качестве кандидата от RPP. Он получил 74% голосов, остальные 26% достались кандидату оппозиции от (ODU). Впервые за время независимости ни одна группа не бойкотировала выборы. Мусса Ахмед Идрисс и ODU позже оспорили результаты выборов, основываясь на «нарушениях» и утверждении, что «иностранцы» голосовали в различных районах столицы; однако международные и местные наблюдатели сочли выборы в целом справедливыми и указали лишь на незначительные технические трудности. Геллех принял присягу в качестве второго президента Республики Джибути 8 мая 1999 года при поддержке альянса между RPP и признанной правительством частью FRUD, возглавляемого Афарами.
Дилейта Мохамед Дилейта, бывший премьер-министр Джибути, вице-президент Народного митинга за прогресс (RPP) и президент Союза президентского большинства (UMP).В настоящее время политическая власть разделена между президентом Сомали Исса и премьер-министром Афара, при этом посты в правительстве примерно разделены. Однако именно иссас доминируют в правительстве, государственной службе и правящей партии, что вызывает недовольство и политическое соперничество между сомалийскими иссасами и афарами.
В правительстве доминирует сомалийский Исса Мамасен, пользующийся поддержкой сомалийских кланов, особенно Исаак (клан жены нынешнего президента) и Гадабуурси Дир (второй по значимости сомалийский клан в политике Джибути). В начале ноября 1991 года в Джибути разразилась гражданская война между правительством и группой повстанцев, в основном афарской, Фронтом восстановления единства и демократии (FRUD). ФРУД подписало мирное соглашение с правительством в декабре 1994 года, положив конец конфликту. Два члена FRUD впоследствии были назначены членами кабинета министров, и на президентских выборах 1999 г. FRUD проводил кампанию в поддержку RPP. В феврале 2000 года другое отделение ФРУД подписало мирное соглашение с правительством. 12 мая 2001 года президент Исмаил Омар Геллех председательствовал на подписании так называемого окончательного мирного соглашения, официально положившего конец десятилетней гражданской войне между правительством и вооруженной группировкой ФРУД. Договор успешно завершил мирный процесс, начатый 7 февраля 2000 года в Париже, с Ахмедом Дини Ахмедом, представляющим FRUD.
8 апреля 2005 г. президент Геллех был приведен к присяге на второй шестилетний срок после единоличных выборов. Он набрал 100% голосов при явке 78,9%.
В начале 2011 года жители Джибути приняли участие в серии протестов против давно действующего правительства, которые были связаны с более крупные демонстрации арабской весны. Геллех был переизбран на третий срок позже в том же году с 80,63% голосов при 75% явке. Хотя оппозиционные группы бойкотировали голосование из-за изменений в конституции, позволяющих Гелле снова баллотироваться на посты, международные наблюдатели в целом охарактеризовали выборы как свободные и справедливые.
31 марта 2013 года Геллех сменил премьер-министра, занимающего долгое время Диллейта Мохамед Диллейта с бывшим президентом Союза президентского большинства (UMP) Абдулкадер Камил Мохамед.
Офис | Имя | Партия | С |
---|---|---|---|
президента | Исмаила Омара Геллеха | RPP | 8 мая 1999 года |
Премьер-министр | Абдулкадер Камил Мохамед | RPP | 1 апреля 2013 г. |
Президент избирается прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Премьер-министр назначается президентом, и Совет министров несет исключительную ответственность перед президентом, как указано в статьях 21 и 23 Конституции Джибути.
Кандидат | Партия | Голосов | % | |
---|---|---|---|---|
Исмаил Омар Геллех | Народный митинг за прогресс | 111,389 | 87,07 | |
Омар Эльми Хайрех | Союз национального спасения | 9,385 | 7,34 | |
Мохамед Дауд Чехем | Союз национального спасения | 2340 | 1,83 | |
Мохамед Мусса Али | Независимый | 1946 | 1,52 | |
Хасан Идрисс Ахмед | Независимый | 1,770 | 1,38 | |
Джама Абдурахман Джама | Независимый | 1,103 | 0,86 | |
Всего | 127,933 | 100,00 | ||
Действительные голоса | 127,933 | 97,08 | ||
Недействительные / пустые голоса | 3,845 | 2,92 | ||
Всего голосов | 131,778 | 100,00 | ||
Зарегистрированные избиратели / явка | 191,103 | 68,96 | ||
Источник: Présidence de la République de Djibouti |
Партия | Голосование | % | Места | +/– | |
---|---|---|---|---|---|
Союз за президентское большинство | 105,278 | 87.83 | 57 | +2 | |
UDJ –PDD | 13,088 | 10.92 | 7 | ||
811 | 0,68 | 1 | +1 | ||
Республиканский альянс за демократию | 684 | 0,57 | 0 | ||
Всего | 119,861 | 100,00 | 65 | 0 | |
Действительные голоса | 119,861 | 96,71 | |||
Недействительные / пустые голоса | 4,073 | 3,29 | |||
Всего голосов | 123,934 | 100,00 | |||
Зарегистрированные избиратели / явка | 194,169 | 63,83 | |||
Источник: Президентство Джибути, МПС |
Джибути делится на пять административных районов и один город :
регион Али-Сабие, регион Арта, регион Дихил, регион Джибути, Область Обок и Область Таджура.
Страна делится на одиннадцать районов.
ACCT, ACP, AfDB, AFESD, AL, AMF, ECA, ФАО, G-77, IBRD, ICAO, ICC, ICRM, IDA, IDB, IFAD, IFC, IFRCS, IGAD, ILO, IMF, IMO, Intelsat (неподписавшийся пользователь), Интерпол, IOC, ITU, ITUC, NAM, OAU, OIC, OPCW, UN, UNCTAD, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВФП, ВОЗ, ВМО, WToO, WTrO