Политическая война - это использование политических средств, чтобы заставить противника выполнять свою волю, основанную на враждебных отношениях. намерение. Термин «политический» описывает рассчитанное взаимодействие между правительством и целевой аудиторией, включая правительство другого государства, вооруженные силы и / или население в целом. Правительства используют различные методы для принуждения к определенным действиям, тем самым получая относительное преимущество над противником. Эти методы включают пропаганду и психологические операции (PSYOP), которые служат национальным и военным целям соответственно. Пропаганда имеет множество аспектов и преследует враждебные и принудительные политические цели. Психологические операции предназначены для стратегических и тактических военных целей и могут быть предназначены для враждебного военного и гражданского населения.
Принудительный характер политической войны ведет к ослаблению или разрушению политической, социальной или социальной воли противника и навязывает курс на действие в интересах государства. Политическая война может сочетаться с насилием, экономическим давлением, подрывной деятельностью и дипломатией, но ее главный аспект - «использование слов, образов и идей». Создание, применение и продолжение этих методов принуждения является функцией государственного управления наций и служит потенциальной заменой более прямым военным действиям. Например, такие методы, как экономические санкции или эмбарго, предназначены для нанесения необходимого экономического ущерба, чтобы вызвать политические изменения. Используемые методы и приемы политической войны зависят от политического видения и состава государства. Поведение будет отличаться в зависимости от того, является ли государство тоталитарным, авторитарным или демократическим.
Конечная цель политической войны - изменить мнение и действия противника в пользу интересов одного государства без использования военной силы. Этот тип организованного убеждения или принуждения также имеет практическую цель - спасать жизни за счет отказа от применения насилия для достижения политических целей. Таким образом, политическая война также включает в себя «искусство воодушевлять друзей и приводить в уныние врагов, получать помощь для своего дела и заставлять врагов бросать». Как правило, политическая война отличается своими враждебными намерениями и потенциальной эскалацией; но потеря жизни - это приемлемое последствие.
В политической войне используются все инструменты, кроме войны, доступные нации, для достижения ее национального цели. Лучший инструмент политической войны - это «эффективная политика, убедительно объясненная», или, точнее, «открытая политика, усиленно поддерживаемая». Но политическая война используется, как объяснил один из ведущих мыслителей в данной области, «когда заявления о связях с общественностью и мягкое публичное дипломатическое убеждение - политика« мягкой силы »- не удается завоевать нужные настроения и действия "по всему миру. Основной способ ведения политической войны - пропаганда. Суть этих операций может быть как открытой, так и скрытой. «Белая» или открытая пропаганда исходит из известного источника. С другой стороны, «серая» пропаганда - это «полуофициальное усиление голоса правительства». Радио Свободная Европа и Радио Свобода являются примерами «серой» пропаганды во время холодной войны.. Однако «черная» пропаганда - это пропаганда, идущая из неизвестного источника. Ключом к черной пропаганде является тот факт, что она чаще всего «кажется исходит из незаинтересованного источника, хотя на самом деле это не так».
Существуют каналы, которые можно использовать для передачи пропаганды. Продуманное использование технологий позволяет распространять информацию среди огромного количества людей. Самый основной канал - это устное слово. Это могут быть выступления в прямом эфире или радио- и телетрансляции. Открытое или скрытое радиовещание может быть особенно полезным инструментом. Печатное слово также очень мощно, включая брошюры, листовки, книги, журналы, политические карикатуры и подброшенные газетные статьи (подпольные или иные). Подрывная деятельность, агенты влияния, шпионы, журналисты и «полезные идиоты » - все они могут быть использованы в качестве мощных инструментов в политической войне.
Политическая война также включает агрессивные действия одного субъекта с целью получения относительного преимущества или контроля над другим в наступлении. В отношениях между национальными государствами это может закончиться захватом власти или открытой ассимиляцией пострадавшего государства в политическую систему или силовой комплекс агрессора. Эти отношения агрессор-жертва также наблюдались между соперниками внутри государства и могут включать в себя такие приемы, как убийство, военизированные действия, саботаж, государственный переворот, мятеж, революция, партизанская война и гражданская война.
Переворот использует политические ресурсы, чтобы получить поддержку в существующем государстве и нейтрализовать или обездвижить тех, кто способен сплотиться против переворота. Успешный переворот происходит быстро и после прихода к власти стабилизирует ситуацию, контролируя связь и мобильность. Более того, новое правительство должно получить признание со стороны общественности, военных и административных структур, уменьшив чувство незащищенности. В конечном итоге новое правительство будет добиваться легитимности в глазах своего народа, а также добиваться иностранного признания. Государственный переворот может осуществляться под руководством национальных сил или с иностранным влиянием, подобно иностранному освобождению или проникновению.
Историю политической войны можно проследить до глубокой древности. Китайский генерал и стратег Сунь Цзы уловил его суть в древней китайской книге о военной стратегии Искусство войны : «Так что одержать сотню побед в сотне сражений - не самое высокое превосходство; высшее мастерство - подчинить вражескую армию без каких-либо боевых действий... Эксперт в использовании вооруженных сил подчиняет силы врага, не вступая в битву, захватывает окруженные стенами города врага, не совершая нападения, и сокрушает государство врага, не продолжая война ».
В древности есть множество примеров политической войны. В Древней Греции известным примером является троянский конь, который использовал обман в тактических военных целях. Широко использовалась пропаганда, в том числе греческая риторика и театр, в которых использовались слова и изображения для воздействия на население во всем эллинском мире. Эта практика оставила прочное наследие речи как механизма политической власти, более мощного, чем сила в разрешении споров и побуждении к подчинению. В тот же период Александр Македонский использовал чеканку монет с его собственным изображением, косвенно вынуждая завоеванные народы признать его законность в качестве национального правителя и объединить разрозненные народы вместе под своим владением.
Древний Рим использовали ту же политическую войну, что и греки, включая риторику, как показал Цицерон; и искусство, которое проявляется в монетах, статуях, архитектуре, технике и мозаике. Все эти элементы были предназначены для изображения имперского господства Рима над подчиненными ему народами и превосходства римского общества. Следуя религиозному видению, император Константин I в 330 году нашей эры связал римское государство с универсальной христианской церковью. При этом он связал «религиозную приверженность с имперскими амбициями», которые оказались весьма успешными и мощными. Одним из давних символов этого слова является Чи Ро, образующий первые две буквы греческого имени Христа. Этот символ более тысячи лет использовался преемниками Константина как символ «имперского величия и божественной власти» и до сих пор является мощным символом в христианстве.
Политические лидеры Китая в этом столетии должны были сначала создать нацию, прежде чем они смогут продолжить борьбу с другими национальными игроками на международной арене. Следовательно, поскольку и Коммунистическая партия Китая, и Гоминьдан придерживались концепции политической войны в годы формирования своей борьбы, эта концепция в равной степени была связана с формированием национальной идентичности и поражением внутренних противники, поскольку это было способностью Китая конкурировать в мире. С момента основания КНР в 1949 году они сосредоточили большую часть своих усилий по ведению политической войны в рамках Департамента работы Объединенного фронта. Китайская концепция политической войны включает "три войны ", психологическую войну и правовую войну.
. По состоянию на 2019 год Тайвань (Китайская Республика) все еще основная цель политической войны КНР. Кампания политической войны Китая направлена на изоляцию Тайваня от международного сообщества и вмешательство в его демократическую систему и институты.
На протяжении всей холодной войны Советский Союз был приверженцем классической тоталитарной политической войны и продолжал использовать пропаганду для внутренней и внешней аудитории. «Активные меры » (русский: Активные мероприятия) - русский термин, обозначающий военную политическую деятельность как внутри страны, так и за рубежом в поддержку советской внутренней и внешней политики. Советские усилия принимали самые разные формы - от пропаганды, подделок и общей дезинформации до убийств. Эти меры были направлены на то, чтобы нанести ущерб имиджу врага, создать путаницу, сформировать общественное мнение и использовать существующую напряженность в международных отношениях. Советский Союз выделял огромные ресурсы и уделял внимание этим активным мерам, полагая, что «массовое производство активных мер будет иметь значительный совокупный эффект в течение нескольких десятилетий». Советские активные меры были печально известны своей нацеленностью на общественное мнение предполагаемой аудитории, включая предрассудки, убеждения и подозрения, глубоко укоренившиеся в местной истории. Советские кампании питали дезинформацию, которая психологически соответствовала аудитории. Примеры советских активных мер включают:
Коммунистическая стратегия и тактика постоянно сосредоточены на революционных целях, «для них настоящая война - это политическая война, ведущаяся ежедневно под прикрытием мира. ". цель которого состоит в том, чтобы «дезориентировать и разоружить оппозицию... вызвать желание сдаться у противостоящих народов... разрушить всю моральную, политическую и экономическую инфраструктуру нации». Мастерство Ленина в «политике и борьбе» оставалось целью Советского Союза и других глобальных коммунистических режимов, таких как Китайская Народная Республика.
Советский Союз остается всеобъемлющий пример агрессивной нации, которая расширила свою империю за счет скрытого проникновения и прямого военного вмешательства. После Второй мировой войны Советский Союз полагал, что европейские экономики распадутся, оставив социальный и экономический хаос и допустив советскую экспансию на новые территории. Советы быстро применили организационное оружие, такое как неполитические подставные группы, спонсируемые «спонтанные» массовые призывы и марионеточные политики. В то время как политические и социальные структуры многих из этих стран были в послевоенном беспорядке, прокси-коммунистические партии Советского Союза были хорошо организованы и могли взять под контроль эти слабые, недавно сформированные правительства Восточной Европы. Более того, тайные операции советских спецслужб и оккупационных сил советских вооруженных сил еще больше проникли в политическую и социальную сферы новых сателлитов. Напротив, в 1979 году Советский Союз не смог успешно проникнуть в афганское общество после поддержки переворота, который привел к власти новое марксистское правительство. В то время как советские части уже находились в Кабуле, Афганистан, на момент переворота, дополнительные советские войска прибыли, чтобы подкрепить подразделения и захватить важные провинциальные города, в результате чего общая численность советских войск в Афганистане составила 125 000–140 000 человек. Советы не были готовы к афганскому сопротивлению, которое включало классическую партизанскую тактику при иностранной поддержке. В 1989 году советские войска ушли из Афганистана, будучи неспособными проникнуть в афганское общество или остановить сопротивление.
Правительство Китайской Республики в Тайване признали, что его коммунистический противник проницательно использовал политическую войну, чтобы извлечь выгоду из слабостей Гоминьдана за годы, прошедшие с тех пор, как Сунь Ят-сен впервые совершил революцию в 1920-х годах, и Режим Чан Кай-ши принял философию политической войны как оборонительную необходимость и как лучшую основу для консолидации своей власти в надежде на их оптимистическую цель «вернуть материк». Как националистическая, так и коммунистическая доктрины политической войны Китая проистекают из одних и тех же исторических предшественников Военной академии Вампоа в 1924 году под советской опекой.
Националистический опыт Китая в политической войне можно рассматривать как гораздо более осязаемый способ, чем просто отслеживание развития доктрины. Сегодня на Тайване эта концепция фактически является синонимом Департамента общей политической войны Министерства национальной обороны, который является автором политической доктрины и является кульминацией ряда организационных проявлений ее применения
.Американская внешняя политика, демонстрирует тенденцию к политическому войны во времена напряженности и предполагаемой угрозы, и к публичной дипломатии во времена улучшения отношений и мира. Использование Америки политической войны зависит от ее центрального политического видения мира и последующих целей внешней политики. После Второй мировой войны угроза советской экспансии привела к двум новым целям американской политической войны:
Президент Гарри С. Трумэн установил способность правительства вести политическую войну в Законе о национальной безопасности 1947 года. Закон создал США. Совет национальной безопасности, который стал инфраструктурой, необходимой для применения военной силы в политических целях. Кроме того, Соединенные Штаты разработали План Маршалла, который предусматривал финансирование восстановления с 1947 по 1951 год европейских стран, опустошенных войной. Президент Трумэн выразил национальное универсалистское видение политической войны против Советского Союза в своем обращении к Конгрессу 12 марта 1947 года, тем самым утвердив Доктрину Трумэна :
Народы ряда стран мира. недавно против их воли навязали тоталитарные режимы. Правительство Соединенных Штатов неоднократно выражало протест против принуждения и запугивания в нарушение Ялтинского соглашения в Польше, Румынии и Болгарии. Я также должен заявить, что в ряде других стран произошли аналогичные изменения.. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными институтами, представительным правительством, свободными выборами, гарантиями свободы личности., свобода слова и религии, а также свобода от политического угнетения.. Второй образ жизни основан на воле меньшинства, насильственно навязываемой большинству. Он опирается на террор и угнетение, контролируемую прессу и радио; фиксированные выборы и подавление личных свобод.. Я считаю, что политика Соединенных Штатов должна быть направлена на поддержку свободных народов, которые сопротивляются попыткам подчинения со стороны вооруженных меньшинств или внешнего давления.. Я считаю, что мы должны помогать свободным народам решать свои собственные судьбы в их собственный путь.. Я считаю, что наша помощь должна быть в первую очередь через экономическую и финансовую помощь, которая необходима для экономической стабильности и упорядоченных политических процессов.. Семена тоталитарных режимов питаются нищетой и нищетой. Они распространяются и растут на злой почве нищеты и раздоров. Они достигают своего полного роста, когда умирает надежда людей на лучшую жизнь. Мы должны сохранить эту надежду.. Свободные народы мира ждут от нас поддержки в поддержании своих свобод.. Если мы не справимся с нашим лидерством, мы можем поставить под угрозу мир во всем мире - и мы обязательно поставим под угрозу благосостояние нашей собственной нации..
Доктрина Трумэна была послевоенной базой для американских военных операций, на которых правительство Соединенных Штатов пошло дальше, чтобы сформулировать активную оборонительную стратегию для сдерживания Советская угроза. 4 мая 1948 года Джордж Ф. Кеннан, отец политики сдерживания, написал меморандум для сотрудников отдела планирования политики под названием «Инаугурация организованной политической войны». Этот меморандум Совета национальной безопасности (СНБ) учредил управление по ведению боевых действий по политическим мотивам под контролем СНБ, известное как Консультативный (или оценочный) совет Совета национальной безопасности. Это управление находилось в ведении государственного секретаря, в то время как Совет имел полную власть над тайными политическими операциями. Он признал политическую войну одним из инструментов общей стратегии Соединенных Штатов. Кеннан определил «политическую войну» как «использование всех средств под командованием нации, за исключением войны, для достижения ее национальных целей. Такие действия являются как открытыми, так и скрытыми. Они варьируются от таких явных действий, как политические союзы, до экономических мер (таких как как ERP - план Маршалла), и «белая» пропаганда таких тайных операций, как тайная поддержка «дружественных» иностранных элементов, «черная» психологическая война и даже поощрение подпольного сопротивления во враждебных государствах »..
В меморандуме дается дальнейшее определение четыре проекта, которые были активированы Правлением для борьбы с растущим влиянием коммунистов за рубежом, в том числе:
Соединенные Штаты использовали серые и черные пропагандистские исследования, радиовещание и операции печатных СМИ во время холодной войны для достижения своих целей политической войны. Эти операции проводились против восточноевропейских целей из Западной Европы двумя государственно-частными организациями, частично поддерживаемыми Центральным разведывательным управлением и СНБ, а частично частными корпорациями. Это были организации «Свободная Европа», созданная в 1941 году и нацеленная на Восточную Европу, и Американский комитет освобождения (AmComLib), созданный в 1951 году для передачи информации в Советскую Россию. Вскоре после этого оба были переименованы и объединены в Радио Свободная Европа / Радио Свобода (RFE / RL). Многие новобранцы РСЕ / РС были либо из семей европейских эмигрантов, которые были категорически антикоммунистами, либо из правительственных агентств США, в первую очередь из ЦРУ. Официально «правительство США отрицало какую-либо ответственность за радио и старалось скрыть каналы финансирования, найма персонала и политического влияния. Очевидно, что основную поддержку оказывала Америка, но она, вероятно, не была официальной американской, и ее можно было исключить из дипломатические сношения и международно-правовые осложнения ". RFE / RL считалось серой операцией, пока ее существование не было публично признано «активистами» в Соединенных Штатах в конце 1960-х годов. Цель радиоприемников заключалась в том, чтобы донести правду до угнетенных народов за «железным занавесом», «чтобы помочь в восстановлении живой и разнообразной интеллектуальной жизни в Европе, которая могла бы... победить советские... посягательства на их свободу».
Кроме того, Голос Америки (VOA) начал вещание на советских граждан в 1947 году под предлогом противодействия «более вредным примерам советской пропаганды, направленной против американских лидеров и политики »со стороны внутренних советских русскоязычных СМИ. В ответ Советский Союз инициировал глушитель радиопередач «Голоса Америки» 24 апреля 1949 года.
Осенью 1950 года группа ученых, в которую входили физики, историки и психологи из Гарвардского университета., Массачусетский технологический институт и Корпорация РЭНД провели исследование психологической войны для Государственного департамента. В докладе по проекту Трой государственному секретарю, представленному государственному секретарю 1 февраля 1951 года, содержались различные предложения по ведению политической войны, включая возможные методы минимизации воздействия советских помех на радиопередачи «Голоса Америки». Можно предположить, что администрация Трумэна пыталась реализовать планы, установленные проектом «Трой» в проекте «Перегрузка и задержка». Целью последнего было сломать сталинскую систему, увеличив количество входных точек в системе и создав сложные и непредсказуемые ситуации, требующие действий.
Открытая негосударственная форма Политическая война во время холодной войны возникла после речи президента Рональда Рейгана 8 июня 1982 года в британском парламенте. В своей речи Рейган призвал к «всемирному крестовому походу за демократию», и в результате в декабре 1983 года был создан Национальный фонд за демократию (NED). NED был неправительственной организацией. (НПО), основанная на четырех фундаментальных принципах:
NED "финансирует программы поддержки кандидатов, приемлемых для США на выборах в Гренаде, Панама, Сальвадор и Гватемала на протяжении 1984 и 1985 годов с целью предотвращения коммунистических побед и создания стабильных проамериканских правительств ". Она также действовала в Европе, финансируя группы для продвижения пропаганды про-Североатлантического договора (НАТО ) в Великобритании, а также «правую французскую студенческую организацию... связанную с фашистскими военизированными формированиями». Другие заметные усилия включали антисандинистскую пропаганду и усилия оппозиции в Никарагуа, а также антикоммунистическую пропаганду и усилия оппозиции в поддержку движения солидарности в Польше в период с 1984 по 1990 год. Согласно интервью 1991 года в Washington Post с одним из создателей NED, Алленом Вайнштейном, «многое из того, что мы (NED) делаем сегодня, было тайно сделано ЦРУ 25 лет назад».
Памятник солдатам, расположенный в Влоцлавек, Польша. Памятник солдатам Красной Армии и польскому крестьянину, держащихся за руки. The Soviet Union used Red Army monuments in Soviet occupied countries as a propaganda tool.