Политический унитаризм обозначает различные теории, концепции или политики, которые защищают или обеспечивают выполнение полностью единой и централизованной системы. правительства, с конечной целью создания унитарного государства. На практике унитаризм часто проявляется как политическая доктрина или движение в рамках сложных политических образований (конфедераций, федераций и других политических союзов), выступающих за высшую степень политической интеграции и объединения, помимо административных централизация.
Одной из основных целей политических унитаристов (сторонников унитаризма) является упразднение или существенное подавление всех форм регионального самоуправления и автономии путем передачи полномочий конфедеративных штатов, федеральных единиц, автономных регионов или кантонов напрямую центральное правительство.
Унитаризацию и регионализацию часто путают с централизацией и децентрализацией соответственно.
Исторически сложные процессы политической унитаризации часто происходили сопровождается политической борьбой между сторонниками унитаризма и радикальной централизации и их противниками, выступающими за децентрализацию и регионализм. В политической истории подобная политическая борьба была очень частой, даже с древних времен. Одним из самых известных примеров местного сопротивления политическому унитаризму в классические времена был внутренний конфликт между древними Афинами и другими федеративными городами-государствами в рамках Делосской лиги. В современной истории одним из наиболее ярких примеров политической унитаризации было создание Королевства Великобритании Актами Союза в 1701 году, а затем создание United Королевство Великобритании и Ирландии согласно Актам Союза в 1800 году.
Одна из практических целей политического унитаризма состоит в создании единственного однопалатного законодательного органа, с исключительными законодательными полномочиями. В процессе политической унитаризации местные регионы в формирующемся унитарном государстве лишаются какой-либо формы контрактов с централизованным правительством. Таким образом, оставшиеся региональные полномочия, если таковые вообще были оставлены, не «защищены», будучи закрепленными в конституции унитарного государства, и могут быть еще более сокращены или полностью отменены актами центрального правительства.