История философии в Польше

редактировать
История философии в Польше

История философии в Польше параллели эволюция философии в Европе в целом.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Схоластика
  • 3 Ренессанс
  • 4 Просвещение
  • 5 Польский мессианизм
  • 6 Позитивизм
  • 7 ХХ век
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки

Обзор

Польская философия опирается на более широкие течения европейской философии и, в свою очередь, способствовала их развитию. Среди наиболее значительных польских вкладов в тринадцатом веке был схоластический философ и ученый Витело, а в шестнадцатом веке - эпоха Возрождения полимат Николай Коперник.

Вп Речь Посполитая участвовала в интеллектуальном брожении Просвещения, которое для многонационального Содружества закончилось вскоре после разделов и потенциального уничтожения, которое продлилось следующие 123 года, до краха трех разделенных империй в Первой мировой войны.

Период мессианизма между ноябрь 1830 и январскими восстаниями 1863 отражали европейские романтические и идеалистические тенденции, а также стремление поляков к политическое воскресение. Это был период максималистических метафизических систем.

Крах январского восстания 1863 года вызвал мучительную переоценку положения Польши. Поляки отказались от прежней практики «измерения своих ресурсов по устремлениям» и переключились на тяжелую работу и учебу. «[A] Позитивист, - писал друг романиста Болеслава Пруса, Юлиан Охорович, - был« любым, кто основывает свои утверждения на проверяемых доказательств; кто не высказывает категорических заявлений о сомнительных вещах, и совсем не говорит о недоступных ».

Двадцатый век принес новый импульс польской философии. Интерес к западным философским течениям рос. Тщательно подготовленные польские философы внесли существенный вклад в специализированные области - в психологию, историю философии, теорию познания и особенно математическую логику. Ян Лукасевич получил мировую известность благодаря своей концепции многозначной логики и его «польской нотацииАльфред Тарский 'его работа в области теории истины принесла ему мировую известность.

После Второй мировой войны, на протяжении более четырех десятилетий, польские философы мирового уровня и историки философии такие как Владислав Татаркевич продолжали свою работу, часто перед лицом невзгод, вызванных доминированием политически принудительной официальной философии. феноменолог Роман Ингарден сделал влиятельную работу в эстетике и в гуссерлевском стиле метафизике ; его ученик Кароль Войтыла приобрел уникальное влияние на мировую арену как Папа Иоанн Павел II.

Схоластика

Страница из рукописи De perspectiva, с миниатюрой ее автора Витело Обложка Вителлонис Thuringopoloni opticae libri decem (Десять книг оптики Тюринго -полюса Витело )

Формальная история философии в Польше, можно сказать, началось в пятнадцатом веке, после возрождения Краковского университета королем Владиславом II Ягелло в 1400 году.

Истинные истоки польской философии, восходят к XIII веку и Вителло ( ок. 1230 - ок. 1314), силезец, рожденный от польской матери и тюрингенки поселенец, современник Фомы Аквинского, который провел часть своей жизни в Италии в центрах высшей интеллектуальной культуры. Помимо того, что был философом, он был ученым, который специализировался на o ptics. ктива », основанный на арабской Книге оптики Альхазена, был уникален в латинской литературе, помогал вдохновить на лучшую работу Роджера Бэкона, часть V его Opus maius «О перспективной науке», а также на его дополнительный трактат «Об умножении зрения». Perspectiva Витело также внесла важный вклад в психолог : она постановила, что з само по себе воспринимает только цвета и свет, в то время как все остальное, особенно расстояние и размер устанавливается с помощью ассоциации и бессознательного дедукции.

Представление Витело о существовании было редкостью в Средневековье не августинианец как среди консерваторов, ни аристотелист как среди прогрессистов, но неоплатоник. Это была эманационистская концепция, которая считала излучение главной характеристикой бытия и приписывала излучению природу света. Эта «метафизика света» склонила Витело к оптическим исследованиям, или, возможно, наоборот, его оптические исследования приводят к его метафизике.

Согласно польскому историку философии Владиславу Татаркевичу, ни один польский философ со времен Витело не пользовался таким выдающимся европейским статусом, как этот мыслитель, который в некотором смысле принадлежал к предыстории польской философии.

Дворик Коллегиум Майус Краковского университета, место польского высшего образования с 1400

С начала пятнадцатого века польская философия, сосредоточенная в Краковском университете, продолжала нормальный курс. В нем больше не жили выдающиеся мыслители, такие как Витело, но в нем действительно присутствовали представители всех видов использования схоластики, как через antiqua, так и через современную.

Первым из них, достигшего Кракова, был через современное, затем более распространенное движение в Европе. В физике, логике и этике, Терминизм (Номинализм ) преобладали в Кракове под французской схоластик, Жан Буридан (умер ок. 1359), который был ректором Парижского университета и выразителем взглядов из Уильяма Оккама. Буридан сформулировал теорию «импульса » - силы, которая заставляет тело, приведенное в движение, продолжать движение. - и заявлено, что импульс пропорционален скорости скорости и количеству материи, составляющей тело: таким образом, Буридан ожидал Галилео и Исаак Ньютон. Его теория импульса была важна тем, что она также объясняла движения небесных тел без обращения к духам - "интеллигенции", к которому перипатетики (последователи из Аристотель ) приписал эти движения. В Кракове физику теперь излагал (St.) Ян Канти (1390–1473), который развил эту концепцию «импульса».

Общая черта Краковской схоластики было провозглашением компромисса - примирения номинализма с более старой традицией. Например, номиналист Бенедикт Гессе, в принципе теорию импульса, не применил ее к небесным сферам.

Во второй половине пятнадцатого века, в Кракове., via antiqua стала доминирующей. Номинализм отступил, и старая схоластика восторжествовала.

В этот период томизм имел главный центр в Кельн, откуда он повлиял на Краков. Кельн, ранее являвшийся родиной Альберта Великого, сохранил образ мышления Альберта. Таким образом, кёльнские философы сформировали крыла, томистское и альбертистское, и даже кёльнские томисты, действующие неоплатонические черты, характерные для Альберта, подтвержддая эманацию, иерархию быть и метафизиком света.

Среди главных краковских приверженцев кельнского томизма Ян Глогувский (ок. 1445 - 1507) и Якуб Гостынинский ( ок. 1454 - 1506). Другим, более чистым учителем томизма был Михал Фалькенер из Вроцлава (ок. 1450–1534).

Почти в то же время скотизм появился в Польше, был привезенным из Парижа первым Михалом Тварогом из Быстшикова (ок. 1450-1520). Тварог учился в Париже в 1473–77 гг., В период, когда после анафематизации номиналистов (1473 г.) школа шотландцев пережила там величайший триумф. Выдающийся ученик Тварога, Ян из Стобницы (ок. 1470-1519), уже был умеренным скотистом, который принимал во внимание теории окхэмистов, томистов и Гуманисты.

Когда номинализм возродился в Европе на рубеже XVI века, в частности, благодаря Жаку Лефевру д'Этаплю (Faber Stapulensis), в настоящее время он снова появился в Кракове и снова начал брать верх над томизмом и скотизмом. В частности, он был повторно введен учеником Лефевра, Ян Шиллинг, уроженцем Кракова, учившимся в Париже в первые годы XVI века. Другим последователем Лефевра был Гжегож из Ставишина, краковский профессор, который с 1510 года опубликовал труды француза в Кракове.

Таким образом, Польша появилась как отдельный философский центр только в рубеж пятнадцатого века, когда творческий период схоластической философии уже прошел. На пятнадцатого века в Польше находились все течения схоластики. С приходом гуманизма в Польше схоластика будет более сильной, чем в других странах. Действительно, схоластика переживет XVI и XVII века и даже часть XVIII в Краковском и Виленском университетах и в США иезуитских, доминиканских <68.>и францисканские колледжи.

Конечно, в шестнадцатом веке, с приходом Возрождения, схоластика вступит в упадок; но в течение контрреформации 17 века и даже в начале 18 века схоластика снова стала главной философией Польши.

Ренессанс

Николай Коперник Коперник 'De Revolutionibus, 1543. Щелкните изображение, чтобы прочитать книгу. Чучело на могиле Себастьяна Петрицы, Краков Анджей Фрич Моджевский 1733 Английский перевод De optimo senatore Гослицкого Йонстон

Дух гуманизма, который достиг Польши к середине пятнадцатого века, был не очень "философским".. "Скорее, он послужил стимулом для лингвистических исследований, политических мысли и научных исследований. Но они проявляли философское отношение, отличное от того, что было в предыдущий период.

Эмпирическое естествознание процветало в Кракове еще в пятнадцатом веке, бок о бок с умозрительная философия., Самым совершенным продуктом этого расцвета был Николай Коперник ( 1473–1543, польский : Миколай Коперник). Он был не только ученым, но и философом. Согласно Татаркевичу, он, возможно, был величайшим - во всяком случае, самым известным - философом. Он познакомился через Марсилио Фичино с философией Платона и пифагорейцев ; а из сочинений., которого когда-либо создавала Польша. философов Цицерона и Плутарха он узнал о древних, которые заявили о себе в пользу движения Земли.

На Коперн ика, возможно, также повлияла краковская философия: во время учебы там терминист преподавали физику с особым акцентом на «импульс ». Его собственное мышление основывалось на философских соображениях. Он пришел к гелиоцентрическому тезису (как он должен был написать в юношеском трактате) "ratione postea equidem sensu": это было не наблюдение, открытие логического противоречие в системе Птолемея которое, послужило ему отправной точкой, которая привела к новой астрономии. В своем посвящении Папе Павлу III он представил свою работу на суд «философов».

В свою очередь, теория Коперника изменила значение взгляда человека на измененную вселенную , и места, занимаемое в нем землей и человеком, и, таким образом, приобрел далеко идущее философское.

Коперник был вовлечен не только в естествознание и , естественная философия, но также - его постулатом количественной теории теории денег и «закона Грешема »(в 1519 году, Томас Грешем ) - в философии человека.

В начале шестнадцатого века Платон, который стал образцом философии в Италии, особенно в Медичи Флоренция, была представлена В Польше в некотором роде Адамом Ловичем, автором «Бесед о бессмертии».

Вообще говоря, хотя Польша оставалась аристотелевской. Себастьян Петриси из Пильзно (1554–1626) сделал упор в теории познания на эксперимент и индукцию ; а в психологии, на чувстве и будет ; в то время как в политике он проповедовал демократические идеи. Центральной особенностью Петриси было его соединение философской теории с практической национальной жизни. В 1601–1818 годах, когда переводы на современные языки были еще редкостью, он выполнил польские переводы практических работ Аристотеля. У Петриси народная польская философская терминология начала разв не развиваться намного позже, чем французская и немецкая.

Еще одно течение Возрождения, новый стоицизм, был представлен в Польше Якубом Гурским (ок. 1525 - 1585), автором знаменитой Диалектики ( 1563) и многих работ по грамматике, риторика, теология и социология. Он склонялся к эклекясьтизму, пытаясь примирить стоиков с Аристотелем.

Более поздним, более чистым представителем стоицизма в Польше был Адам Бурски (ок. 1560–1611), автор «Диалектики Цицерона» (1604), смело провозглашающей стоический сенсуализм и эмпиризм и - до Фрэнсиса Бэкона - Вся к использованию индуктивного метода.

Звездой среди плеяды политических прогресса политических философов во время Польского Возрождения был Анджей Фрич Моджевский (1503 –72), который выступает от имени равенства для всех перед законом, ответственности монарха и правительства перед нацией, и социальная помощь слабым и обездоленным. Его главным трудом была De Republica emendanda («О реформе республики», 1551–1554).

Другим известным политическим мыслителем был Вавжинец Гжимала Гошлицкий (1530–1607), наиболее известный в Польше и за рубежом своей книгой De optimo senatore (Состоявшийся сенатор, 1568). Он выдвигал точку зрения - которая надолго запретила книгу в Англии, как подрывная монархия, - что правительство может законно править только с терпения народа

после первых десятилетий 17 века, войн, вторжений и внутренние распрей, охвативших Речь Посполитую, принес упадок философии. Если в последующий период и существовала независимая философская мысль, то она была среди религиозных несогласных, особенно польских ариан, также известных под разными именами, как антитринитаристы, Социнианцы и братья поляки - предшественники британских и американских социнианцев, унитариев и деистов, которые должны были быть занять видное место в интеллектуальных и политических течениях 17, 18 и 19 веков.

Польские диссиденты создали оригинальную этическую теорию, радикально осуждающую зло и насилие. Центры интеллектуальной жизни, такие как Лешно, принимали выдающихся мыслителей, таких как чешский педагог, Ян Амос Коменский (Коменский) и поляк Ян Джонстон. Джонстон был наставником и врачом в семье Лещинских, приверженец Бэкона и экспериментальных знаний и автор книги Naturae constantia, опубликованной в Амстердам в 1632 году, геометрической метод и натуралистическая, почти пантеистическая концепция мира, возможно, повлияла на Бенедикта Спинозу.

Сама семья Лещинских создала бы 18-го века польско-литовский король, Станислав Лещинский (1677–1766; правил в Речи Посполитой 1704–11 и снова 1733–36), le philosophe bienfaisant «(« благодетельный философ ») - фактически, независимый мыслитель, чьи взгляды на культуру опережали взгляды Жан-Жака Руссо, первый ввел в Интеллектуальную жизнь Польши в больших масштабах французское влияние, которое имеет стало столь сильным.

В 1689 году, в результате исключительной судебной ошибки, бывший польский философ-иезуит Казимеж Лищинь ски, автор рукописного тр актата De non existentia Dei (О несуществовании Бога), был обвинен в атеизме священником, который был его должником, был осужден и казнен самым жестоким образом.

Просвещение

Анджей Станислав Залуский Станислав Конарский Ян Снядецкий Гуго Коллонтай Енджей Снядецкий Станислав Сташич Юзаняфский Полтора века, в середине века, польская философия начала возрождаться. Центром этого движения была Варшава. В то время как в столице Польши не было высшего учебного заведения, ни те, что были в Кракове, Замосць или Вильно, больше не были агентствами прогресса. Первоначальный толчок к возрождению исходил от религиозных мыслителей: от членов пиаристов и других учительских орденов. Ведущим покровителем новых идей был епископ Анджей Станислав Залуский.

схоластика, которая до этого доминировала в польской философии, за ней последовало Просвещение. Первоначально наибольшее влияние оказал Кристиан Вольф и, косвенно, Готфрид Вильгельм Лейбниц. Речь Посполитая избрала королем Август III Саксон, а отношения между Польшей и ее соседом Саксонией, усилил влияние немца . Учение Вольфа было принесено в Варшаву в 1740 году театином Порталупи; с 1743 г. его главным польским чемпионом был Вавжинец Мицлер де Колоф (1711–78), придворный врач августа III.

. При Речи Посполитой король, Станислав Август Понятовский (годы правления 1764–1795), польское Просвещение радикализовалось и подпало французскому влиянию. Философской основой движения была рационалистическая доктрина Вольфа и превратилась в сенсуализм Кондильяка. Этот дух проник в польскую Комиссию народного просвещения, которая завершила реформы, начатые пиаристом священником Станиславом Конарским. Члены комиссии поддерживали связь с французскими энциклопедистами и вольнодумцами, с даламбером и Кондорсе, Кондильяком и Руссо. Комиссия отменила школьное обучение теологии, даже философии.

Этот эмпирик и позитивист философия Просвещения произвела на свет несколько выдающихся польских мыслителей. Несмотря на свою активность в период правления Станислава Августа Понятовского, они опубликовали свои основные труды только после потери Речи Посполитой в 1795 году. Самыми важными из этих деятелей были Ян Снядецкий, Станислав Сташич и Хуго Коллонтай.

Другим приверженцем этой эмпирической философии Просвещения был министр просвещения Варшавского герцогства и в рамках Конгресса Польши, учрежденного Венским конгрессом, Станиславом Косткой Потоцким (1755–1821). В некоторых местах, как, например, в Кшеменце и его лицее на юго-востоке Польши, эта философия просуществовала додевятнадцатого века. Хотя с западной точки зрения это была запоздалая философия, это была в то же время философия будущего. Это был период между Даламбером и Контом ; и даже когда эта разновидность позитивизма временно исчезла на Западе, она продолжила свое существование в Польше.

На рубеже девятнадцатого века, как Иммануил Кант Слава распространялась по остальной Европе, в Польше философия Просвещения все еще процветала. Кантизм нашел здесь враждебную почву. Еще до того, как Канта поняли, его осудили наиболее уважаемые писатели того времени: Ян Снядецкий, Сташич, Коллонтай, Тадеуш Чацкий, позже Аниол Довгерд (1776–1835). Ян Снядецкий предупреждал об этом «фанатическом, темном и апокалиптическом уме» и писал: «Пересмотреть Локка и Кондильяка, чтобы желать априорного знания вещей, которые человеческая природа может постичь только их последствия, это прискорбное отклонение разума ».

Младший брат Яна Снядецкого, Енджей Снядецкий, был первым уважаемым польским ученым, заявившим об (1799) для Канта. И, применив идеи Канта к естествознанию, он нечто новое, что было предпринято позже Иоганнесом Мюллер, Германом Людвигом Фердинандом фон Гельмгольцем и другие известные ученые девятнадцатого века.

Другим польским сторонником кантизма был Юзеф Каласенти Сзанявский (1764–1843), который был учеником Канта в Кенигсберге. Но, приняв фундаментальные положения критической теории познания, он все еще колебался между метафизическим агностицизмом Канта и новой метафизикой идеализма. Таким образом, этот один человек представил Польшу как антиметафизического Канта, так и посткантианскую метафизику.

Со временем главным польским сторонником Канта станет Феликс Яронский (1777–1827), читавший лекции в Краков в 1809–1818 гг. И все же его кантианские симпатии были лишь частичными, и эта половинчатость была типичной для польского кантизма в целом. В Польше не было действительного кантианского периода.

Для поколения, находившегося между эпохой французского Просвещения и эпохой польского государства метафизики, шотландская философия здравый смысл стал доминирующим мировоззрением в Польше. В начале девятнадцатого века шотландская школа здравого смысла господствовала в большинстве европейских стран - в Великобритании до середины века и почти столько же во Франции. Но в Польше с самого начала шотландская философия слилась с кантизмом, опередив в этом отношении Запад.

Кантовские и шотландские идеи были типично Енджеем Снядецким (1768–1768). 1838). Младший брат Яна Снядецкого, Енджей был выдающимся ученым, биологом и врачом, и из них двоих он был более творческим. Он получил образование в университетах Кракова, Падуи и Эдинбурга и с 1796 г. был профессором в Вильно, где имел степень кафедра химии и фармации. Он был противником метафизики, считая, что постижение первопричин из того, что «невозможно и ненужно». Но враг метафизики, он был, он не был эмпириком - и в этом заключалась его связь с Кантом. «Эксперимент и наблюдение могут только собрать... материалы, из которых здравый смысл может построить науку»

Аналогичная позиция, избегающая как позитивизм, так и метафизические спекуляции, близкие к шотландцам, но связанные с некоторыми чертах с кантианской критикой, проводились в период до ноябрьского восстания 1830 года практически всеми университетскими профессорами в Польше. : в Вильно, Даугирд; в Кракове, Юзеф Эмануэль Янковский (1790–1847); а в Варшаве - Адам Игнаций Забеллевич (1784–1831) и Кристин Лах Ширма (1791–1866).

Польский мессианизм

Юзеф Мария Хене-Вронский Анджей Товянский Юзеф Голуховский Адам Мицкевич Юлиуш Словацкий Юзеф Кремер Зигмунт Красиньски <692682>Бронислав Трентовский Август Цешковский

В начале девятнадцатого века, после поколения, проникнутого идеями Просвещения, Польша перешла непосредственно к максималистской философской программе, к абсолютной метафизика, синтез, великие системы, реформирование мира через философию; и порвал с позитивизмом, доктринами Просвещения и заповедями шотландской школы здравого смысла.

Польский метафизический расцвет произошел между ноябрем 1830 и Январские восстания 1863 г. и проистекали из духовных устремлений политически униженного народа.

Метафизика поляков, хотя и опиралась на немецкий идеализм, значительно отличалась от нее; это был скорее спиритуалист, чем идеалист. Он характеризовался теистической верой в личном Бога, в бессмертие душ и в превосходство духовных сил над телесными.

Польская метафизика видела миссию философии не только в поисках истины, но и в преобразовании жизни и в спасении человечества. Он был пронизан верой в метафизический смысл нации и обвинен, что человек может выполнить свое призвание только в общении духов, была нация, что нации определяли эволюцию человечество, и в особенности то, что польскому народу была отведена роль Мессии для народов.

Эти три черты - основание метафизики на концепции души и на Концепции нации и возложение на нее реформаторских - сотериологических задач - отличили польских метафизиков. Некоторые, такие как Хене-Вронский, видели Мессию в самой философии ; другие, такие как поэт Мицкевич, видели его в польской нации. Поэтому Хене-Вронский, а затем и Мицкевич принял для своих доктрин название «мессианизм ». Мессианизм стал норм в целом к ​​польской метафизике девятнадцатого века, так же как термин «идеализм » относится к немецкой метафизике.

В В первой половине девятнадцатого века в Польше появилось множество метафизиков, единодушных в этих основных принципах, хотя и разительно расходящихся в деталях. Единственным их центром был Париж, в котором проживал Юзеф Мария Хене-Вроньский (1778–1853). В остальном они изолированно изолированно: Бронислав Трентовский (1808–69) в Германии ; Юзеф Голуховский (1797–1858) в Конгрессе Польши ; Август Цешковский (1814–1894) и Кароль Либельт (1807–75) в Великой Польше (западная Польша); Юзеф Кремер (1806–75) в Кракове. Большинство из них стало активным только после ноябрьского восстания 1830 г..

. Важную роль в мессианском движении сыграли также польские поэты-романтики, Адам Мицкевич (1798–1798 гг.) 1855), Юлиуш Словацкий (1809–49) и Зигмунт Красинский (1812–59), а также религиозные деятели, такие как Анджей Товянский (1799–1799). 1878 г.).

Между философами и поэтами методы рассуждений, а часто и результаты, различались. Поэты хотят создать специфически польскую философию, философы - абсолютную универсальную философию. Мессианские философы знали современную европейскую философию и черпали из нее; поэты создавали скорее доморощенную метафизику.

Самым важным отличием мессианистов было то, что одни были рационалистами, другими мистиками. Философия Вронского была не менее рационалистической, чем философия Гегеля, в то время как поэты выражали мистическую философию.

Мессианисты были не единственными польскими философами, действовавшими в период между восстаниями 1830 и 1863 годов. Гораздо более широко известны в Польше католические мыслители, такие как отец Петр Семененко (1814–86), (1779–1856) и Элеонора Зиеменцка (1819–69).), Первая женщина-философ в Польше. Католическая философия того времени была более распространенной и пылкой, чем глубокой или творческой. Также были активны чистые гегельянцы, такие как (1808–80), и левые гегельянцы, такие как Эдвард Дембовски (1822–46).

Выдающийся представитель философии Здравый смысл, Михал Вишневский (1794–1865), учился в том бастионе Просвещения, Кшеменец ; в 1820 году во Франции он слушал лекции Виктора Кузена ; а в 1821 году в Великобритании он встретил главу шотландской школы здравого смысла в то время, Дугальда Стюарта.

Активные, также были предшественниками Позитивизм, например, Юзеф Супинский (1804–93) и Доминик Шульц (1797–1860) - связь между ранней эпохой Просвещения братьев Снядецких и грядущей эпохой. позитивизм.

позитивизм

Александр Свентоховский Адольф Дыгасинский Юлиан Охорович Болеслав Прус

Позитивистская философия, сформировавшаяся в Польше после <288 г.>Январское восстание 1863 г. вряд ли совпадение с философией Огюста Конта. Фактически это было возвращением к линии Яна Снядецкого и Гуго Коллонтая - линии, которая не прерывалась даже во время мессианского периода, но теперь обогащена идеямита. Однако это относилось лишь отчасти к философии. Он сочетал идеи Конта с идеями Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера, поскольку его интересовало то, что было общим для них всех: трезвое, эмпирическое отношение к

Польский позитивизм был реакцией против философских спекуляций, но также и против романтизма в поэзии и идеализма в политике. Это было не столько научное движение, сколько литературное, политическое и социальное. Было опубликовано мало оригинальных книг, но многие из них были переведены из философской литературы Запада - не самого Конта, а более простых писателей: Ипполит Тэн, Милль, Спенсер, Александр Бейн, Томас Генри Хаксли, немцы Вильгельм Вундт и Фридрих Альберт Ланге, датский философ Хёффдинг.

Катастрофический исход январского восстания 1863 г. породил недоверие к романтизму, отвращение к идеалам и иллюзиям и обратил поиск искупления в сторону трезвой мысли и работы, направленной на достижение реальных целей. Девизом стала «органическая работа» - термин, обозначающий кампанию за улучшение экономики, которая считалась необходимым условием прогресса. Поляки подготовились к такой работе, изучая естественные науки и экономику : они впитали в себя биологические теории Чарльза Дарвина, экономические теории Милля, Генри Томас Бакл детерминированная теория цивилизации. В конце концов они осознали связь между своими убеждениями и целями и позитивистской философией Огюста Конта, и позаимствовали ее имя и лозунги.

Петр Хмеловский Мариан Массоний

Это движение, начавшееся еще раньше в австрийской управляемой Галиции, со временем сконцентрировалось в управляемой Россией Конгрессе Польше. сосредоточен вокруг Варшавы и поэтому широко известен как «варшавский позитивизм». Его главным местом проведения был Варшавский Przegląd Tygodniowy (Weekly Review); Варшавский университет («Главная школа») был закрыт русскими в 1869 году.

пионерами варшавского позитивизма были естествоиспытатели и врачи, а не философы, и тем более журналисты и литераторы : Александр Свентоховский (1849–1938), Петр Хмеловский (1848–1904), Адольф Дыгасинский (1839–1902), Болеслав Прус (1847 –1912). Прус разработал оригинальную утилитарную вдохновленную этическую систему в своей книге Самые общие жизненные идеалы ; его публичная лекция 1873 года «Об открытиях и изобретениях », впоследствии напечатанная в виде брошюры, представляет собой замечательный вклад в то, что в следующем столетии станет областью логологии («науки о наука ").

Адам Марбург

Лидером движения был друг Пруса, Юлиан Охорович (1850–1917), образованный философ с докторской степенью Лейпцигский университет. В 1872 году он писал: «Мы назовем позитивистом любого, кто основывает свои утверждения на поддающихся проверке свидетельствах; кто не высказывается категорически о сомнительных вещах и вообще не говорит о тех, которые недоступны».

Варшавские позитивисты, среди которых были верные католики, такие как отец Францишек Крупинский (1836–98), вместе с неокантианцами сформировали общий фронт против мессианизма. Польские кантианцы были довольно слабо связаны с Кантом и принадлежали к позитивистскому движению. Среди них были Владислав Мечислав Козловский (1858–1935), Петр Хмеловский (1848–1904) и Мариан Массониус (1862–1945).

Стефан Павлицкий.

Самым блестящим философом этого периода был Адам Марбург (1855–1913). Он был позитивистом в своем понимании философии как дисциплины и в своем бескомпромиссном поиске спекуляций и кантианцем в своем толковании разума и в его сосредоточении философии на теория познания.

В Кракове отец Стефан Павлицкий (1839–1916), профессор философии Краковского университета, был мужчиной обладал широкой культурой и философскими наклонностями, но ему не хватало таланта к письму или преподаванию. За тридцатилетний срок его пребывания в должности краковская философия стала в основном исторической дисциплиной, чуждой тому, что было на Западе и в Варшаве.

20 век

Винценты Лютославски

Даже до того, как Польша восстановила независимость в конце Первой мировой войны, ее интеллектуальная жизнь продолжала развиваться. Так было, в частности, в России, управляемой Варшавой, где вместо подпольных лекций и секретных научных организаций создан Wolna Wszechnica Polska (Свободный польский университет). в 1905 году и неутомимый Владислав Верихо (1868–1916) в 1898 году основал первый в Польше философский журнал Przegląd Filozoficzny (Философское обозрение), а в 1904 году - Философское общество.

В 1907 году. Верихо основал Психологическое общество, а затем Психологический и Философский институты. Приблизительно в 1910 году небольшое число подготовленных философов резко увеличилось, поскольку вернулись люди, вдохновленные подпольными лекциями Марбурга, чтобы изучать философию в австрийском управляемом Львове и Кракове <68.>или за границей.

Казимеж Твардовский Эдвард Абрамовский

Краков тоже, особенно после 1910 года, увидел оживление философского движения, особенно в Польской академии обучения, где по инициативе Владислава Генриха в 1911 г. возник Комитет по истории польской философии, и количество философских статей и публикаций резко выросло, и уже не только исторический персонаж.

В Львов, Казимеж Твардовский (1866–1938) с 1895 г. стимулировал живое философское движение, в 1904 г. основал Польское Философское общество, а в 1911 году начало публикации (Философское движение)

. в западных философских течениях, и много обсуждений прагматизма и бергсонизма, психоанализа, Анри Пуанкаре конвенционализма, Эдмунда Гуссерля Феноменология, Марбургская школа и методологии социальной науки из Вильгельм Дильтей и Генрих Риккерт. В то же время оригинальные идеи развивались на польской почве.

Леон Петражицкий Станислав Бжозовский Роман Ингарден, автор Виткевич Станислав Игнаций Виткевич Флориан Знанецкий

Те, кто отличился в польской философии в эти до первой мировой войны годы двадцатого века, образовали две группы.

Одна группа развивалась отдельно от высших учебных заведений и ученых обществ и обращалась не столько к более широким кругам, которые она (хотя и вкратце) охватывала. Он был реакцией на предшествующий период позитивизма и включал Станислава Бжозовского (1878–1911), Винцентов Лютославский (1863–1954) и степень, Эдвард Абрамовский (1868–1918).

Владислав Витвицкий

Вторая группа философов, начавших с польской философии в двадцатом веке, академический характер. Среди них были Владислав Генрих (1869–1957) в Кракове, Казимеж Твардовский (1866–1938) в Львов и Леон Петражицкий (1867–1931) за границей - все трое, действующие члены Польской академии образования. Несмотря на несколько между ними, они имели общие черты: все трое были эмпириками, которые интересовала не метафизика, а основы философии; интересовала сама философия, а не только ее история; они понимали философию положительно, но ни один из них не был позитивистом в старом стиле.

После восстановления независимости Польши в 1918 году два старых университета (Краковский университет, Львовский университет ) присоединились четыре новых (Варшавский университет, Познанский университет, Виленский университет, Люблинский университет ). Появились новые философские журналы; все университетские города образовали философские ассоциации; съезды польских философов; философия стала более профессиональной, академической, научной.

Ян Лукасевич Станислав Лесьневский Альфред Тарский Владислав Татаркевич Тадеуш Котарбинский

Характерной чертой межвоенного периода был максималист, начали метафизические течения угасать. Доминирующим стремлением философской теории теперь была не широта, а точность. Это был период специализации, согласующийся с обвинением в том, что общая философия не даст точных результатов, таких как логика, психология или история философии.

Константин Михальский

У некоторых людей действительно сформировалось общее философское мировоззрение: в частности, Тадеуш Котарбинский (1886–1981), Станислав Игнаций Виткевич (1885–1885). 1939) и Роман Ингарден (1893–1970).

В остальном, однако, специализация была правилом. Краковская школа, верная традиция, проявила в высшей степени исторический характер и произвела на свет медиевиста всемирно известного отца Константина Михальского (1879–1947). Львовская школа сконцентрировалась на анализе концепций ; и при этом он рассмотрел оба их аспекта: субъективный и объективный - следовательно, психологический и логический. Сам Твардовский продолжал работать на стыке психологии и логики; его ученики, однако, обычно расходились в своих интересах, специализируясь либо на психологии, либо на логике.

аналитическая программа, которую Твардовский передал своим ученикам и которую они, в свою очередь, распространилище по всей Польше, связан со школой Франца Брентано (alma mater Твардовского) в Австрии и со школой британцев аналитическая школа, которая также возникла как реакция на спекулятивные системы.

Выпускники львовской школы вошли в три разные области. Некоторые посвятили себя психологии : Стефан Блаховски (1889–1962), профессор Познани, полностью; Владислав Витвицкий (1878–1948), профессор Варшавы, частично. Другие придерживались теории познания : в их числе Казимеж Айдукевич (1890–1963), профессор Львова, а после Второй мировой войны at Познань, взгляды которого напоминали неопозитивизм и который разработал оригинальную теорию радикального конвенционализма. Третья группа занималась математической, или символической, логикой.

. Важнейшим центром математической логики была Варшава. Варшавскую логическую школу возглавили Ян Лукасевич (1878–1956) и Станислав Лесьневский (1886–1939), профессора Варшавского университета. Первым из их учеников, достигшим выдающихся результатов еще до Второй мировой войны, был Альфред Тарский (1902–83), с 1939 года в США, где он стал профессором Калифорнийского университета в Беркли. Другой ученик Лукасевича, Болеслав Собоциньский (28 июня 1906 - 31 октября 1980), стал профессором философии в Университете Нотр-Дам. Варшавская логика приобрела всемирное значение, как и краковское средневековье.

. Однако Варшава не была единственной польской площадкой для изучения логики. Они были инициированы в Кракове Яном Слешинским (он же Иван Слешинский, он же Иван Владиславович Слешинский, 1854–1931), профессором математики и логики. Также в Кракове, а затем в Львове, логические исследования проводил Леон Чвистек (1884–1944), многогранный и несколько эксцентричный мыслитель - математик, философ, эстетик, художник, имя которого стало широко ассоциироваться с его концепцией "множественных реальностей".

Лешек Колаковский

После смерти Петражицкого выдающийся юрист философом был Чеслав Знаменеровский (1888–1967), профессор философии в Познани. Другим ведущим мыслителем того периода, активно работавшим на стыке социологии и философии как в Польше, так и в Соединенных Штатах, был Флориан Знанецкий (1882–1958).

В межвоенный период среди философов Польской академии образования был Владислав Генрих (1869–1869). 1957; Краков), Казимеж Твардовский (1866–1938; Львов), Леон Петражицкий (1867–1931; Варшава), и из следующего поколения: Константи Михальский (1879–1947), Ян Лукасевич (1878–1956) и Владислав Татаркевич (1886–1980). Исторические работы Михальского революционизировали преобладающие взгляды на via moderna в поздней средневековой философии. Лукасевич получил мировую известность благодаря своей концепции многозначной логики и известен своей «польской нотацией ». Татаркевич первым подготовил на польском широкомасштабную всеобъемлющую историю западной философии и историю эстетики и работал над систематизацией концепций из эстетика и этика.

После Второй мировой войны, Роман Ингарден (1893–1970), Тадеуш Котарбинский (1886–1981), и Альфред Тарский стал членом Польской академии наук.

Ян Воленский

В течение примерно четырех десятилетий после Второй мировой войны в Польше непропорционально важную официальную роль отводили Марксистская философия. Это, а также современные социально-политические течения побудили Лешека Колаковского (1927–2009), писавшего в изгнании, опубликовать влиятельную критику марксистской теории и коммунистической теории. практика. Колаковский также написал замечательную историю позитивистской философии от Юма до Венского кружка.

Не менее известен своей критикой советского марксизма был Юзеф Мария Бохенский (1902–95), OP, католический философ доминиканского ордена, читавший лекции в Риме на Папский университет св. Фомы Аквинского (Ангеликум) и в университете Фрибурга в Швейцарии. Бохенский также прославился своими работами в логике и этике.

. Среди других польских философов послевоенного периода были Анджей Заблудовский (1938–2008), логик и философ-аналитик мирового влияния, особенно в теории индукции, работающий в Варшавском университете, за исключением трехдесятилетнего перерыва, начавшегося в 1968 году; Марек Симек (1942–2011), историк немецкой трансцендентальной философии и обладатель почетной докторской степени Боннского университета ; и Ян Воленский (1940 г.р.), широко эрудированный мыслитель из Ягеллонского университета в Кракове, специализирующийся на истории львовско-варшавской школы. и в аналитической философии и широко признан в Польше как атеист и сторонник замены уроков религии в польских школах уроками философии.

См. Также

Заметки

Литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:51:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте