Польская культура в межвоенное время

редактировать

Польская культура в межвоенный период стала свидетелем возрождения польского суверенитета. Государство вместе с его культурным наследием больше не подавлялось тремя иностранными разделителями. В ходе культурного развития произошло отступление элитных культур знати 19 века, а также традиционной народной культуры и возникновение новой массовой культуры, объединяющей польские общество ближе к новой интеллигенции, образованной на практике демократии.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Основные моменты
  • 3 Культурный вклад меньшинств
  • 4 См. также
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Дополнительная литература

Предпосылки

Помимо экономического паралича, вызванного веком разделов, одним из самых серьезных последствий иностранного правления было неграмотность, от которой в 1921 году страдали 33,1% граждан Польши, причем хуже всего было в бывшей Российской империи. Территории прусского раздела были наиболее развиты, хотя поляки также подверглись политике германизации Kulturkampf и Hakata. Между тем восточные и южные территории - части бывшего русского раздела и австрийского раздела - были одними из наименее развитых регионов Европы. Несмотря на то, что уровень экономического, культурного и политического развития между тремя бывшими оккупационными зонами существенно отличался, с течением времени культурные центры Варшава, Краков, Вильно (современный Вильнюс) и Львов (современный Львов) поднялись до уровня жизненно важных европейских городов.

Основные моменты

В то время как термин «польская культура» относится в первую очередь к польской -языковая культура в Польше, Вторая Польская Республика также имела множество ярких национальных меньшинств, в первую очередь еврейское, украинское, белорусское, литовский и немецкий. Это было мультикультурное общество, этнокультурный облик которого формировался веками. В 1921 году по данным первой в истории всероссийской переписи, поляки-католики составляли 69,2% населения, украинцы 14,3%, евреи 7,8%, белорусы 3,9% и немцы 3,9%. Доля меньшинств составила 30,8% от общего числа. Возникновение новой интеллигенции привело к развитию рекордного количества политических партий, лобби и обществ. Примерно за десяток лет читательская аудитория газеты увеличилась вдвое. В 1919 году новые университеты открылись в Познани, Вильно и Люблине. Университеты в Кракове и Львове были полонизированы уже пятью годами ранее. Союз учителей начальной школы был сформирован в 1919 году. За первые десять лет реконструкции Польши общее количество школ увеличилось почти на 10 000 благодаря официальному указу о государственном образовании. Ко времени нацистско-советского вторжения в 1939 году около 90% детей учились в школах по всей стране, и это число ограничивалось только нехваткой квалифицированного персонала и отсутствием подходящих мест, особенно в деревнях.

Восточная ярмарка (Targi Wschodnie ), главный вход; Львов (ныне Львов, Украина)

В 1921 году во Львове была открыта большая ярмарка сразу после окончания военных действий ; предназначены для облегчения новых деловых партнерских отношений внутри Польши, а также из Великой Румынии, Венгрии и Советского Союза среди других мест. Ежегодная Восточная торговая ярмарка или Targi Wschodnie (как она была известна на польском ) к 1928 году могла похвастаться около 1600 экспонентами, 400 из которых были иностранными фирмами. В том году ярмарка привлекла 150 000 посетителей, и на ее территории были трамвайные пути до города, таможня и телефонная станция. В том же 1928 году аналогичная ярмарка была открыта в Вильно (ныне Вильнюс, Литва), чтобы стимулировать развитие бизнеса в северо-восточной Польше, охватывая Литву и Латвию. Северную торговую ярмарку (Targi Północne ) за первый год посетило ошеломляющее количество посетителей - 180 000 человек. Это было крупнейшее ежегодное местное мероприятие, на котором демонстрировались текстиль, мебель, сельскохозяйственных животных, меха, туристическое оборудование, производственное оборудование и многие другие коммерческие товары.

Pola Negri, 1924

Новые театры открылись в Быдгоще (1919), Катовице (1922) и Торунь (1929). В Варшаве с 1913 года выступал новый Teatr Polski, а в 1924 году открылся Teatr Narodowy, затем - Teatr Bogusławskiego (1926, перестроен) и Атенеум (1928). Также было несколько ярких театральных трупп в Кракове и Львове. К 1936 году в стране действовало 26 постоянных драматических театров. Краковская филармония Концертный зал, вдохновленный Брюссель 'Maison du Peuple, был построен в 1931 году благодаря щедрой спонсорской поддержке принца и кардинала Адама Стефана. Сапега. В межвоенный период Краковская филармония поддерживала также Профсоюз польских профессиональных музыкантов, созданный для защиты благосостояния его членов, а также художественного уровня их выступлений.

Музыкальные консерватории были созданы в Варшаве, Познань, Катовице, Краков, Лодзь и Вильно. В 1934 году в Кракове был построен главный филиал Польского национального музея, его фонд насчитывал 300 000 единиц хранения. Киноиндустрия получила большой подъем примерно в 1934 году, когда к нему присоединилось поколение новых актеров, в том числе Стефан Ярач, Мечислава Свиклинска, Эльжбета Барщевска, Казимеж Юноша- Стемповский и Адольф Дымша. В этот период была внедрена студийная система кинопроизводства с Sfinks of Warsaw, основанная Александром Герцем, которая стала крупнейшей местной кинопроизводственной компанией. Студия обнаружила тогда 17-летнюю Полу Негри и сняла с ней восемь полнометражных фильмов, прежде чем Негри стал международной сенсацией из Голливуда. В 1926 году Польское радио начало свои регулярные передачи из Варшавы. Количество государственных станций увеличилось до 10 перед вторжением 1939 года.

Первое заседание Польской литературной академии, 1933 год. Слева направо: премьер-министр Януш Енджеевич, Зофия Налковская, Мария Мосцицкая, президент Игнаций Москицкий, Мария Енджеевич Вацлав Серошевский, Леопольд Посох. Слева направо: полковник Ян Глоговски, директор Сковронски, Зенон Пшесмицкий, Вацлав Берент, Петр Хойновский, Юлиуш Клейнер, Винценты Ржимовский, Ежи Шзанявский, Юлиуш Каден-Бандровский, Кароль Ирзиковский, Тадеуш Желеньский, Тадеуш Зелиньский и Болеслав Лесмян

В 1933 году Польская литературная академия (PAL) была основана в Варшаве. Это был один из важнейших государственных институтов литературной жизни, ориентированный на развитие культуры и искусства. Он был предложен Стефаном Жеромским, чтобы ускорить процесс выхода из века расового антиполонизма, и реализован в пятую годовщину его смерти. Академия наградила двумя высшими национальными наградами за вклад в развитие польской литературы: Золотой и Серебряный лавры (Złoty и Srebrny Wawrzyn). Основная цель заключалась в повышении качества книгоиздания Польши. Среди почетных членов были основные покровители Академии: президент Польши Игнаций Мосцицкий и маршал Юзеф Пилсудский.

Культурный вклад меньшинств

Дух возрождения затронул не только мейнстрим Польши. общества, но также и национальных, этнических и религиозных меньшинств. К концу 1930-х годов в украинской прессе было около 68 наименований, опубликованных в основном во Львове, Станиславове и Коломые. Самым важным из них была ежедневная львовская газета Dilo (Дело) с сильным культурным и либеральным происхождением. Он выходил еженедельно уже с 1880 года, но в межвоенной Польше он расширился до 10 страниц в день (16 страниц в субботу) с 10 штатными сотрудниками. Среди других популярных ежедневных изданий - «Новий цас» и «Украинские вести». Белорусская пресса состояла из 16 периодических изданий; Литовская и российская пресса опубликовали по 10 наименований. В Варшавском университете семинары по истории Украины проводил известный ученый, проф. Мирон Кордуба, который учил Ежи Гедройца среди других. Однако украинские попытки создать университет с украинским языком обучения не увенчались успехом, что свидетельствует об отсутствии перспектив со стороны различных политических образований до нацистско-советского вторжения. Обильное собрание немецкой прессы включало известную антифашистскую газету Neue Lodzer Zeitung.

Болеслав Лесмян

Еврейская культурная жизнь была особенно яркой, с многочисленными еврейскими публикациями и более 116 периодическими изданиями. Авторы идиша, в первую очередь Исаак Башевис Сингер, добились международного признания. Среди других известных еврейских авторов были Бруно Шульц, Юлиан Тувим, Мариан Хемар, Эмануэль Шлехтер, Ян Бжехва, Зузанна Гинчанка и Болеслав Лесмян. Конрад Том и Ежи Юрандот были менее известны в мире, но внесли важный вклад в польскую литературу. Певец Ян Кепура был одним из самых известных художников той эпохи, как и еврейские композиторы популярной музыки, такие как Генрик Варс, Ежи Петерсбурский, Артур Голд, Хенрик Голд, Зигмунт Бялостоцкий или джазмены célèbres Шимон Каташек и Якуб Каган. Среди художников, известных своими изображениями еврейской жизни в Польше, были Леопольд (Лейб) Пилиховский, обученный Самуэлем Хиршенбергом, Артуром Марковичем, отмеченным наградами мастером- художник Мауриций Трэбач, Израэль Лейзерович (мн. ) - один из самых многообещающих экспрессионистов нового поколения - убит в Освенциме и многие другие. Еврейских детей посещали в основном религиозные школы. В 1937–1938 учебном году насчитывалось 226 начальных школ и двенадцать средних школ, а также четырнадцать профессиональных школ с идиш или ивритом в качестве языка обучения. Сеть из 219 светских языковых школ идиш находилась в ведении TSYSHO (Центральная школьная организация идиша) с 24 000 учениками в 1929 году. Реалгимназье, которым руководит TSBK (филиал TSYSHO) в Вильно, была первой современной средней школой в истории, в которой идиш был языком

См. также

Примечания и ссылки

Дополнительная литература

  • Болеслав Климашевский, Краткая история польской культуры, Интерпресс, 1984, ISBN 83-223-2036-1
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:55:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте