Польская реформатская церковь

редактировать
Евангелическая реформатская церковь в Республике Польша
Реформатские церковь в Варшаве (проспект Солидарности), ноябрь 2019.jpg Реформатская церковь в Варшаве (проспект Солидарности)
КлассификацияПротестант
ОриентацияОсновная линия Реформатов
Происхождение16 век
Конгрегации8
Члены3,461 (2015)
Религии в Речи Посполитой в 1573 г.. Реформатские области Места расположения всех восьми общин

Польская реформатская церковь, официально именуемая Евангелической реформатской церковью в Республике Польша (польский: Kościół Ewangelicko-Reformowany w RP) - это историческая реформированная протестантская церковь в Польше, основанная в 16 веке, все еще существует сегодня.

Содержание

  • 1 Структура и организация
  • 2 История
    • 2.1 16-18 века
    • 2.2 Польские реформаторы без Польши (1795–1918)
    • 2.3 Независимая Польша (1918–39)
    • 2.4 Преследования Второй мировой войны (1939–45)
    • 2.5 При коммунизме (1945–89)
  • 3 Примечания
  • 4 Внешние ссылки

Структура и организация

По данным Центрального управления Польши Статистическое управление Польской реформатской церкви насчитывает 3 461 члена (2015 г.). Большинство членов церкви проживают в центральной Польше; в 2014 г. из общего числа в 3464 последователя, 1800 проживали в Лодзинском воеводстве и 1000 - в городе Варшаве. В Польше восемь общин:

Кроме того, новые общины существуют в некоторых других городах, в том числе Познань, Вроцлав и Гданьск. В 2003 году Церковь посвятила свою первую женщину министр и еще две студентки проходят обучение. Польская реформатская церковь является церковью меньшинства в Польше, где примерно 90% людей - католики.

История

16-18 веков

Польское реформаторское движение восходит к половине XVI века, когда учения швейцарских реформаторов, таких как Цвингли и Кальвин, начали Раньше лютеранство распространилось в Польшу, особенно в городах. Большой толчок к движению Реформации произошел, когда в 1525 году преданный римско-католический король Сигизмунд I Старый (1506–48) принят как его вассал в Пруссии, лютеранский князь Альберт I, герцог Прусский, создав таким образом первую протестантскую страну в мире. Хотя король выступал против «новой мысли», гуманисты по всей Польше и Литве начали изучать реформатское богословие. Наиболее известная и влиятельная группа была найдена в столице страны Кракове, где они стекались вокруг книгопечатника и продавцов, группируя дворян, бюргеров, профессоров, священников. Первая реформатская церковная служба была проведена в 1550 году в Пиньчуве, городке неподалеку Краков, где местный дворянин, принявший реформатскую веру, изгнал монахов, «очистив» город. церковь. Вскоре их примеру последовали и другие дворяне, и первый реформатский синод в Малой Польше состоялся в 1564 году в Сломниках, недалеко от Кракова. Так была образована Малопольская Братия (Jednota Małopolska).

Тем временем на севере Польши была образована другая реформатская церковь. Чешские братья, преследуемые чешским королем Фердинандом I Габсбургом, бежали в Великую Польшу (1548 г.), где поселились в имениях. местных аристократов, которых они очень быстро обратили в свою веру. Число их общин быстро увеличилось с 20 в 1555 г. до 64 в 1570 г. Их главным центром был город Лешно, где они жили под покровительством преданно реформатской семьи Лещинских.. Таким образом были образованы Великопольские братья (Jednota Wielkopolska), также называемые чешскими братьями. Великая Польша и Малопольское братство действительно пытались более тесно сотрудничать и даже подписали в 1555 году союзный договор, но реформатские дворяне Малой Польши, составлявшие оплот членов церкви, сочли чехов слишком иерархичными и недемократическими, и в конце концов Малопольское братство стало строго синодальной структурой, в то время как Великопольская церковь стала более пресвитерианской.

Миколаем «Черным» Радзивиллом

Реформацией в Великом княжестве Литовском (сегодня Литва, Беларусь и Украина ) датируются 1552 годом, когда местный аристократ Миколай «Черный» Радзивил принял реформатского проповедника, хотя некоторые Идеи Реформации были известны во дворце Сигизмунда II Августа благодаря вернувшемуся образованному литовцу Абраомасу Кульвиетису, который основал школу и обучал детей лютеранской манере. Он был вообще непопулярен среди католической иерархии из-за своих лютеранских убеждений, и когда королева уехала в 1542 году, Абраомас был вынужден покинуть страну. Вскоре за ним (Радзивиллом «Черный») последовали его двоюродный брат Миколай «Красный» Радзивилл и другие аристократы. Первый синод состоялся в 1557 году, а через два года литовцы подписали союзный договор с Малопольским братством. Было привлечено огромное количество новообращенных из православной знати. В то время как дворяне использовали польский язык в церковных службах, были предприняты усилия по обращению литовских крестьян и крепостных, но поскольку литовский язык не имел письменной формы до второй половины XIX века, польский язык оставался официальным церковным языком. Так возникли литовские братья (Jednota Litewska).

В 1556 году Иоанн Ласко (Ян Ляски) вернулся из Западной Европы, чтобы помочь с организацией Польской реформатской церкви. Видя, что новый король Сигизмунд II Август симпатизирует реформатскому делу, он попытался написать Исповедь, которая понравилась бы не только всем трем реформатским церквям, но и лютеранам. К сожалению, измученный переутомлением, он умер в 1560 г., достигнув лишь консолидации Младших реформатских братьев, которая вскоре была ослаблена расколом унитариев (1563 г.). В том же году Второе Гельветское Исповедание было переведено на польский язык и принято Литовскими и Малопольскими братьями.

В посмертную дань уважения Иоанну Ласко, чешским братьям, две реформатской и лютеранской церкви в Польше согласились в 1570 году на Сандомирское исповедание (Konfesja Sandomierska), которое было иренским переводом Второго гельветского вероисповедания и теоретически сформировало одну объединенную протестантскую церковь. Сила польских протестантов была продемонстрирована, когда в 1573 году был принят закон, запрещавший преследования на религиозной почве, что было беспрецедентным для Европы того времени. Протестанты также составляли более 65% членов нижней и почти половину верхней палаты парламента.

Реформаторы открыли отличные школы в Пиньчуве, Лешно, Краков, Вильнюс, Кедайняй и Слуцк напечатали первую полную Библию на польском языке по заказу Миколай «Черный» Радзивилл в 1563 г. в Брест-Литовске. Хотя он объединял в основном дворян и аристократов, он сумел найти последователей и среди крестьян. В некоторых регионах количество реформатских приходов полностью превосходило количество римско-католических, хотя в пропорции движение, вероятно, никогда не превышало 20% от общей численности населения и 45% дворян. В то же время движение набирало силу, появились признаки католического возрождения. Иезуиты были приглашены в Польшу духовенством в 1565 году, и вскоре эти монахи выступили за более строгие методы борьбы с «ересью». Последовали религиозные беспорядки, в результате которых протестанты были изгнаны из главных городов Польши (Краков, Познань, Люблин), за важным исключением Вильно. Раскол унитариев серьезно ослабил церковь, и в 1595 году Союз реформаторов и лютеран распался.

Новый стойкий католический король, Сигизмунд III Ваза, отказался продвигать каких-либо протестантов, и с начала 17-го века церковь оказалась в серьезной обороне, когда все три Брата потеряли церкви и последователи. За кратковременной передышкой, полученной во время правления короля Владислава IV Васы (1632–48), последовали гражданские войны, войны со Швецией, Россией и Турцией, которые опустошали страну во второй половине века. К тому времени во всех трех Братьях оставалась лишь горстка верных, и теперь литовец возглавлял остальных трех. Почти все аристократы обратились в католицизм, а последний протестант в Сенате (лютеранец) умер в 1668 году. Рост нетерпимости начался в 1658 году, когда унитарии были изгнаны из страны, а в 1668 году обращение из католицизма каралось смертью. Наконец, в 1717 году протестантское дворянство было лишено всех своих политических прав, которые были восстановлены им только в 1768 году. Хотя небольшое количество гугенотов поселились в Польше в конце 17 века (Гданьск, Варшава), их число сократилось. К 1768 году количество реформатских церквей сократилось до 40 с 500 к 1591 году.

В 1768 году под давлением православной России и протестантской Пруссии польский сейм неохотно восстановил политические права польской знати, а также предоставил почти полная свобода вероисповедания и вероисповедания - сохранялся только запрет на отказ от католицизма. При просвещенном короле Станиславе Августе Понятовском (1764–95) реформаторы быстро начали восстанавливать себя из руин. Были построены новые церкви в Познани, Пясках и др. В столице Варшаве новая община организовала себя и построила новую церковь (1776 г.). Эта община имела мультикультурное мировоззрение, поскольку помимо польской знати она состояла из купцов шотландского, английского, швейцарского, гугенотского, голландского и немецкого происхождения. Службы проводились на польском, немецком и французском языках.

Церковная организация также укрепилась, и в 1777 году в малопольском приходе Селец была подписана уния между польскими реформатами и лютеранами, и эта уния была вновь подтверждена. Была учреждена общая консистория с шестью членами в равном количестве от реформатов и лютеран, двое из которых были духовенством, двое - бюргерами и двое - дворянами. Хотя этот союз был недолгим (распущен в 1782 году), протестанты в Польше продолжали расти и расширяться, особенно в Варшаве, чья община вскоре затмила любой другой церковный центр. Этот оптимистический период был прерван тремя разделами Польши Пруссией, Россией и Австрией (1772, 1793, 1795), которые привели к исчезновению Польши на более чем столетний срок с карты Европы.

Польские реформаторы без Польши (1795–1918)

Начало было непростым. Великопольское братство было включено в 1817 году в состав Прусской евангелической унионной церкви как отдельный округ (Кирхенпровинц Позен, т.е. церковная провинция Познани), но без какой-либо автономии. Между 1829 и 1853 годами епископ Карл Андреас Вильгельм Фреймарк (1785–1855) возглавлял церковную провинцию Позен в качестве генерального суперинтенданта. Под постоянным давлением прусского правительства к середине 19 века Объединенная церковь отказалась от польского языка в своей литургии, и большинство старых реформатских дворян предпочли обратиться в католицизм, чем стать немцами. В Австрии приходы тоже были включены в состав, но образовали отдельный сениорат, отдельный от лютеранских.

В 19 веке количество польских реформатских приходов сократилось с 4 до одного в Кракове. Там реформаторы делили приход с лютеранами, и они стали настолько доминирующими, что с 1828 года только лютеранские пасторы вызывались на кафедру, хотя горстка реформатов выжила.

Польское реформатское христианство сохранялось на землях, захваченных Россией. Варшавская община, возглавляемая выдающимися членами, доминировала над малопольским братством и стала лидером деноминации. Литовские братья сохранили свою синодальную структуру и польское мировоззрение, и в начале 19 века построили монументальный храм в Вильнюсе.

. Число реформатов тоже росло: в 1803 г. колония Чешские поселенцы основали город и конгрегацию Зелув. Под энергичным суперинтендантом (умершим в 1831 г.) в 1829 г. был подписан еще один административный союз с лютеранами. Преобладание более многочисленных лютеран в новой Консистории реформатов, а также неудачное ноябрьское восстание в 1830 году привели царя Николая I к роспуску Союза в 1849 году. По новому указу были образованы отдельные лютеранская и реформатская церкви. Малопольское братство было распущено, его шесть приходов объединились в один (в Селеце) и теперь переданы в ведение Консистории в Варшаве. Эта новая церковь называлась (неофициально) Варшавской Братской. Литовские братья избежали роспуска, хотя их школы были отобраны российским государством.

Остальная часть 19-го века стала свидетелем медленного роста реформатского движения в Польше, хотя и пропорционально остальному польскому населению их процент снизился. Новые общины были основаны в Люблине (1852), Сейрияе (1852), Сувалках (1852). Чехи из Зелува переселились в другие части Польши и там образовали новые общины: в Куцове (1852 г.), Жирардове (1852 г.) и Лодзи (1904 г.). Несмотря на жестокие репрессии со стороны России после Январского восстания (1863 г.), в котором участвовали и были активны многие реформатские дворяне, церковь оставалась польской и медленно поглощала и полонизировала новые группы иммигрантов, поселившихся в стране. Рост церкви был бы более впечатляющим, если бы она не страдала от острой нехватки служителей: например, в 1880 году было всего 5 пасторов, обслуживающих 10 собраний.

Дела шли не так хорошо для церкви. Литовские братья. Его владения были конфискованы в 1841 году, а после 1866 года церковь была вынуждена вести административную деятельность и соборы на русском языке. Число приходов сократилось до 12, хотя 2 новых были основаны в 19 веке чешскими поселенцами из Зелува. Церкви удалось избежать какого-либо националистического конфликта между своими литовскими крестьянами и все еще преобладающими польскими дворянами.

В начале 20 века несколько польских реформатов из Жирардув и Зелув эмигрировал в США, где в 1915 г. в Балтиморе, штат Мэриленд был образован польский пресвитерианский приход; этот приход просуществовал до 1941 года.

Независимая Польша (1918–39)

Сразу после восстановления независимости Польши и Варшавская, и литовская братия выразили радость по этому поводу и выразили желание объединиться в единую церковь.. В 1918 году Варшавское братство предоставило женщинам полное право голоса в церковных собраниях, конгрегациях и синодах. До 1930-х годов обе церкви быстро росли. Варшавское братство организовало новые общины в Торуни, Познани, Львове (ныне Львов в Украине) и Кракове. Благодаря миссионерской деятельности несколько тысяч украинцев были обращены в реформатское христианство из восточного православия и организованы в полунезависимый синод в составе Варшавского братства. В 1926 году церковь начала издавать двухнедельную церковную газету «Еднота» (Братья), которая существует и по сей день.

Литовские братья понесли огромные потери, когда литовские приходы образовали отдельную церковь в независимой Литве., а также они потеряли для Советской России старые церковные центры, такие как Слуцк, Койданов, Минск и т. д. Братья, у которых осталось только 4 прихода (Вильно, Изабеллин, Непокойчице, Михайловка), восстановили себя, включив польских англиканцев (в основном новообращенных из Иудаизм) в отдельный синод, а также миссией украинцев и белорусов. Несмотря на неоднократные попытки объединиться, две церкви оставались отдельными, а в 1930-х годах даже враждебными, после того как Виленская консистория занялась прибыльным, но сомнительным бизнесом по предоставлению легких разводов. Переговоры о союзе были возобновлены в 1939 году, но были прерваны началом Второй мировой войны.

К 1939 году Варшавское братство насчитывало более 20 000 членов, а литовское братство ок. 5000 участников. Помимо этих двух церквей, (Kościół Ewangelicko-Unijny w Polsce), которая получила независимость от церкви старопрусского союза, ок. 3000 реформатов, и (Kościoł Ewangelicki Augsburskiego i Helweckiego Wyznania w Małopolsce), вышедшие из польской части старой объединенной австрийской церкви, имели ок. 2000, таким образом, общее число реформатов в Польше прибл. 30 000 участников. В их число входили поляки польского, чешского, литовского, немецкого, украинского, белорусского и еврейского происхождения.

Преследования Второй мировой войны (1939–45)

1 сентября 1939 года нацистская Германия вторглась в Польшу. 17 сентября - Советский Союз. После отчаянной борьбы Польша была аннексирована Россией и Германией, и к концу месяца правительство отправилось в изгнание. И нацисты, и Советы спровоцировали настоящий террор на завоеванной территории. Эти меры коснулись и реформатов. В нацистском секторе был уничтожен весь англиканский Синод Виленских братьев (около 1000 членов). В Лодзи пастору впервые запретили проповедовать на польском языке. Когда он начал делать это в Чехии, был арестован гестапо после службы в канун Рождества в 1940 году, депортирован в Дахау, где был убит. Собрание было подавлено, а службы прекращены. То же самое произошло с общинами в Торуни, Познани и Люблине.

Варшавский приход выжил под мужественным руководством генерального суперинтенданта Стефана Скерски (умер в 1948 г.), но после Варшавского восстания (1944 г.) был рассредоточен. Депортации, казни и принудительный труд опустошили церковь. При «прогрессивных» советах дела обстояли не лучше: украинские протестанты были депортированы и почти полностью истреблены. Вильненская община сначала была подчинена литовскому синоду, а затем польские службы были прекращены. Дворянство и интеллигенцию преследовали и казнили, либо депортировали в Сибирь. К 1945 году Вильно Братья перестали существовать.

При коммунизме (1945–89)

Польским реформатам понадобилось два года, прежде чем они собрались на Синоде (1947). Старого преподобного Скиерски снова выбрали суперинтендантом, но он умер измученным и сломленным зверствами войны. Положение церкви было драматичным: в Польше было всего три министра; церкви в Литве и Беларуси были потеряны Советским Союзом; церкви в Селеце и Таборе были захвачены католическим населением как «немецкие»; Варшава была полностью разрушена немцами, хотя церкви удалось уцелеть.

Количество участников оценивалось в 5000 человек, или почти 1/6 от числа 1939 года. Тем не менее, оно снижалось еще больше, поскольку немецкие и чешские реформаторы эмигрировали из Польши. Старые реформатские церкви в Западной Польше были захвачены католиками, которые отказались вернуть их; Отсутствие пастырей остро ощущалось до конца 1950-х гг. Некоторые польские реформаторы предпочли остаться на Западе, чем вернуться к коммунистическому режиму, и сформировали Лондонскую реформатскую польскую церковь, которая просуществовала до 1991 года.

Примечания

  1. ^Краткий статистический ежегодник Польши (PDF). Варшава: Центральное статистическое управление. 2017. с. 115. ISSN 1640-3630.
  2. ^Wyznania Religijne w Polsce 2012-2014 (PDF). Варшава: Główny Urząd Statystyczny. 2016. с. 60. ISBN 9788370276126.
  3. ^"Фреймарк, Карл", на: Baza osób polskich - polnische Personendatenbank, получено 6 мая 2012 года.
  4. ^Меньшие польские реформатские протестанты были организованы в четыре общины. Ср. Малгожата Коська: «Akta Gmin Kościoła Ewangelickiego Augsburskiego i Helweckiego Wyznania 1786-1939» Архивировано 17.08.2011 на Wayback Machine, Archiwum Główne Akt Dawnych w Warszawie (AGAD; Центральный архив исторических документов в Варшаве) Архивировано 17 апреля 2012 г. на Wayback Machine ; получено 6 мая 2012 г.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 09:53:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте