Policraticus

редактировать

Policraticus был первая книга политологии, изданная в Средневековье. Написанная Джоном Солсберийским около 1159 года, она принадлежит к жанру советской литературы, известной как «зеркала для принцев», и адресована правителю территории. Хотя он затрагивает широкий спектр этических вопросов, он наиболее известен тем, что пытается определить обязанности королей и их отношения к своим подданным.

Определения

Policraticus - это псевдо греко-римский термин неологизма, означающий «государственный деятель». Солсбери черпал свои аргументы из нескольких различных источников, включая Библию и Кодекс Юстиниана. Он отстаивал божественное право королей, говоря, что

... князь стоит на вершине, которая возвышена и украшена всеми великими и высокими привилегиями, которые он считает необходимыми для себя. И это правильно, потому что нет ничего более выгодного для людей, чем полное удовлетворение потребностей князя; поскольку невозможно, чтобы его воля была противопоставлена ​​справедливости. Следовательно, согласно обычному определению, князь - это государственная власть и своего рода земное подобие божественного величия. Несомненно, большая доля божественной силы проявляется в князьях тем фактом, что в ответ на их кивок люди склоняют шеи и по большей части склоняют головы перед топором, чтобы его срубили, и, как по божественному импульсу, принца боятся все те, над кем он ставится объектом страха. И я не думаю, что это могло быть иначе, кроме как по воле Бога. Ибо всякая сила от Господа Бога, и была с Ним всегда, и исходит от вечности.

Этот божественный источник позволял князьям вести справедливые войны и требовал, чтобы все подданные подчинялись воле принца. Солсбери утверждал, что у принца было четыре обязанности: уважать Бога, поклоняться своим подданным, проявлять самодисциплину и наставлять своих министров. Солсбери выступал за строгие наказания за lèse majesté, но утверждал, что принц должен ошибаться на стороне милосердия и сострадания при исполнении своих законов.

Тираноубийство

Признавая верховную светскую власть принца, Солсбери утверждал, что принцы должны подчиняться воле Бога и Церкви.

Что касается меня, я удовлетворен и убежден, что верные плечи должны поддерживать власть правителя; и я подчиняюсь его власти не только терпеливо, но и с удовольствием, пока она проявляется в подчинении Богу и следует Его постановлениям. Но с другой стороны, если он сопротивляется и противостоит божественным заповедям, и желает заставить меня участвовать в его войне против Бога; затем безудержным голосом я отвечаю в ответ, что Бога следует предпочесть любому человеку на земле. Поэтому низшие должны держаться за своих высших и подчиняться им, и все конечности должны подчиняться голове; но всегда и только при условии неприкосновенности религии.

По мнению Солсбери, тиран подает плохой пример своему народу и может увести его от Бога. Его примером был римский император Юлиан Отступник, который попытался восстановить языческую религию Рима. В этом случае Солсбери утверждал, что убийство регента, когда все другие ресурсы были исчерпаны, было не только оправдано, но и необходимо, и он назвал тирана «образом разврата... [который] возник (ы) из зла и должен быть рубить топором везде, где он растет ". Это может быть первая защита тираноубийства, написанная после Античности.

Источники
  • Джон Солсберийский, Иоаннис Саресбериенсис Policraticus I-IV, изд. KSB Keats-Rohan, Corpus Christianorum Continuatio Mediaeualis 118 (Turnhout: Brepols, 1993).
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:46:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте