Важнейшее явление, имевшее место на землях Польша в раннем средневековье, а также другие части Центральной Европы были местом прихода и постоянного поселения западнославянских или лехитов народов. Славянские перемещения на территории современной Польши начались во второй половине V века эры, примерно через полвека после того, как эти территории были освобождены германскими племенами, бежавшими из Гунны. Первые волны пришедших славян заселили район верховья Вислы и другие места на землях нынешней юго-восточной Польши и южной Мазовии. Прибывшие с востока, из верхних и средних деревьев реки Днепр, иммигранты должны были быть прибыть в основном из северных ранних славян, как известные склавены, а так как как известные ветви Прибытие классифицируется как западные славяне и лехиты, которые являются ближайшими предками поляков.
. Оттуда новое население расселилось на север и запад в течение VI века.. Славяне жили выращиванием сельскохозяйственных культур и в основном занимались земледелием, но также занимались охотой и собирательством. Миграции произошли, когда дестабилизирующие вторжения в Восточную и Центральную Европу волнами людей и армий с востока, таких как гунны, авары и мадьяры, происходили. Этому движению славян на запад отчасти способствовала предыдущая эмиграция германских народов в более безопасные районы Западной Европы. Иммигранты славяне образовали некоторые небольшие племенные организации, начиная с 8 века, некоторые из которых позже объединились в более крупные, подобные государству. Начиная с VII века, эти племенные отряды построили множество укрепленных построек с земляными и деревянными стенами и насыпями, названными гор. Некоторые из них были благоустроены и заселены, в других стенах было очень большое пустое пространство.
К IX веку западные славяне заселили балтийское побережье в Померании, которое превратилось в торговую и военную державу. Вдоль береговой линии были обнаружены остатки скандинавских поселений и emporia. Наиболее важным из них, вероятно, было торговое поселение и морской порт Трусо, расположенное в Пруссии. Сама Пруссия относительно не пострадала от миграции славян и оставалась населенной балтийскими старопруссами. В то же время племя висуланцев (Wiślanie), базировавшееся в Кракове и его площадь контролировало большую территорию на юге, которую они развили и укрепили множеством опорных пунктов..
В течение X века лехиты западные поляны (Поляние, букв. «Люди открытых полей») оказались решающим историческим значением. Первоначально обосновавшиеся в центральных польских низинах около Геч, Познань и Гнезно, поляны пережили период ускоренного строительства укрепленных поселений и территориальной экспансии, начавшейся в первой половине 10 века. При герцоге Мешко I из династии Пястов расширенные поляны были обращены в христианство в 966 году, что обычно считается польским государством. Современные названия государства, «государство Мешко» или «государство Гнезно», вскоре после этого были отброшены в пользу «Польши», что является переводом племенного названия полянов. Династия Пястов продолжала править Польшей до конца 14 века.
Истоки славянских народов, пришедших на польские земли в начале средневековья как представители пражской культуры, восходят к киевской культуре, которая сформировалась в начале III века нашей эры и имеет генетическое происхождение. из постзарубинецкого культурного горизонта (сфера материальной культуры Рахны - Лютец - Почеп) и сама являлась одной из более поздних групп пост- зарубинецкой культуры. Такая этногенетическая связь очевидна между многочисленными киевским культурным населением и ранними (VI - VII веками) славянскими поселениями в бассейне Одера и Вислы, но отсутствует между этими славянскими поселениями и более древними местными поселениями культуры в том же регионе прекратившие свое существование в период с 400–450 гг. Нашей эры.
Зарубинцы круг культур, существовавший примерно с 200 г. до н.э. по 150 г. н.э., простирался вдоль среднего и верхнего Днепра и его притока реки Припять, но также оставил следы поселений на некоторых участках Полесья и верх бассейна реки Буг. Основными выделенными местными группами группа Полесья, группа Среднего Днепра и группа Верхнего Днепра. Зарубинецкая культура развивалась из милоградской культуры в северной части ареала и из местных скифских популяций в более южной части. На происхождение полесской группы также повлияли поморские и ясторфские культуры. На зарубинецкую культуру и ее истоки умеренно повлияли латиноамериканская культура и Причерноморье (торговля с греческими городами авторла импортные предметы) центры цивилизации в более ранних этапах, но не намного из-за римского влияния позже, и соответственно, его экономическое отставало от другого раннего римского периода. Практиковалась кремация тел: человеческие останки и дары захоронения, включая небольшое количеству и ограниченному разнообразию металлические украшения, помещались в ямы.
Происхождение из постзарубинецких культурных Киевская культура, часто считающаяся самой древней славянской культурой, действовала в более поздние римские периоды (конец II - середина V веков) к северу от обширных территорий черняховской культуры, в бассейне верхнего и среднего Днепра, рек Десна и Сейм. археологические культурные особенности киевских памятников показывают, что эта культура идентична или очень совместима (ту же культурную модель) с культурой славянских обществ VI века, включая поселения на землях современной Польши. Киевская культура известна в основном с поселений; могильники с ямными могилами немногочисленны и плохо Включенная. Было обнаружено не так много металлических предметов, на известное производство отечественного железа и обработки других металлов, покрытие эмалью. Глиняные сосуды изготавливались без гончарного круга. Киевская культура представляет собой промежуточный уровень развития между культурми Центральноевропейского Барбарикума и общества лесной зоны восточной части континента. Киевская культура состояла из четырех локальных форм: среднеднепровской группы, десненской группы, верхнеднепровской группы и днепровско-донской группы. Общая модель киевской культуры подобна раннеславянским культурам, которые должны были последовать и, должно быть, произошли в основном от киевских групп, но развивались, вероятно, на большей территории, простирающейся на запад до подножия Восточных Карпат., а также из более широкого фонда «Постзарубинцы». Киевская культура и родственные ей группы значительно расширились после 375 г., когда остготское государство и, шире говоря, черняховская культура были уничтожены гуннами. Этот процесс получил дальнейшее развитие и ускорился с участием потомков киевских культур, когда в середине V века распалась сама гуннская конфедерация.
Восточная колыбель у славян это также подтверждается письменным изложением. Анонимный автор, известный как Космограф Равенны (ок. 700), называет Скифию, географический регион, охватывающий обширные области Восточной Европы, как место, "где поколения склавенов жили их начало". Скифия, «простирающаяся широко и широко распространяющаяся» в восточном и южном направлении, в западном конце, как видно во время письма Иордана (первая половина - середина VI века) или ранее »Немцы и река Висла». Иордан помещает славян в Скифию.
Согласно альтернативной теории, популярной в начале 20-го года и все еще представленной сегодня, средневековой культуре на территории современной Польши, которая возникла в результате культурного перехода более ранних древних народов. Эта точка зрения в основном отвергалась, в первую очередь из-за периода археологической нестабильности, в течение которого поселения отсутствовали или были редкостью, а также из-за культурной несовместимости памятников поздней античности и раннего средневековья.
Статья 2011 года о начале Западные славяне заявляет, что переходный период (относительной депопуляции) трудно археологически. Некоторые считают, что позднеантичные «германские» народы (в Польше - позднепшеворская культура и другие) покинули Восточную и Центральную Европу и были заменены славянами, пришедшими с востока, другие считают, что «германские» группы остаются или уже существуют, Славяне. Современная археология, по словам автора, «не может удовлетворительного ответа, и вероятно, свойства сыграли свою роль». С точки зрения их происхождения, территориального и лингвистического происхождения, «германские» группы не должны противопоставляться «славянам», поскольку наше нынешнее понимание терминов может ограниченное отношение к сложным реалиям поздней античности и раннего средневековья. Местные языки в регионе не могут быть идентифицированы археологическими исследованиями, генетическая оценка останков кремационных захоронений не возможна.
Завершение процесса дифференциации культурных, признанных раннеславянской, колочинской культуры] (на территории Киевской культуры), пеньковская культура и пражско-корчакская культура, имели место в конце IV и в веке нашей эры. За пределами постзарубинского горизонта расширяющиеся ранние славяне захватили большую часть территорий черняховской культуры и дакской карпатской культуры тумулий. Эти, вероятно, внесли некоторые элементы в славянские культуры не все предыдущие жители.
Пражская культура развивалась в западной части славянской экспансии в бассейне среднего Днепр, Припять и верховья Днестра до Карпат и в юго-восточной Польше, т. Е. Верхнее и среднее Вислинский бассейн. Эта культура была ответственна за большую часть роста в VI и VII веках, к тому времени также охватила бассейны среднего Дуная и средней Эльбы. Пражская культура, скорее всего, соответствует склавенам, упомянутым Иорданом, территория которого, по его описанию, простиралась на запад до истоков Вислы. Народ пеньковской культуры населял юго-восток, от Северского Донецка до нижнего Дуная (включая регион, где будут анты), а колочинская культура - севернее более восточного. ареал пеньковской культуры (верховья Днепра и Десна бассейны). Тип Корчака обозначает восточную часть пражско-корчакской культуры, которая несколько менее напрямую зависит от материнской киевской культуры, чем две родственные ей культуры из-за своей западной экспансии. Славянские поселения начала VI века занимали площадь, в три раза превышающую территорию киевского культурного пространства сотнями лет назад.
В Польше самые ранние известные археологические памятники, ограниченные славянские, включая несколько поселений VI века и несколько захоронений. Добываемый здесь материал состоит в основном из простой керамики ручной формовки, характерной для всего раннеславянского региона. Эти культуры различаются на основе различных разновидностей этих глиняных горшков и редких украшений. Крупнейшие из старейших поселений славян (пражская культура) в Польше, которые подверглись систематическим исследованиям, находятся в Бахоже, Жешувский уезд, и зараженная вторая половина V-VII вв. Он состоял из 12 почти квадратных частично выкопанных домов, каждый площадью от 6,2 до 19,8 (в среднем 14,0) квадратных метров. Каменная печь обычно размещалась в разделе, что характерно для славянских усадеб того времени, но встречаются и глиняные печи, и очаги, расположенные в центре. В окрестностях также были обнаружены 45 новых жилищ другого типа, относящиеся к VII / VIII - IX / X векам.
Слабо развитые ремесла и ограниченные ресурсы для обработки металла характерны для сообществ всех ранних славянских культурных.. Крупных центров производства чугуна не было, но методы литья металлов были известны; среди металлических предметов, которые иногда встречаются, есть железные ножи и крючки, а также бронзовые декоративные предметы (их можно найти в находках 7-го века в Хачках, Бельск-Подляский уезд, место одного из самых ранних укрепленных поселений). Запасы типов небольших открытых поселений также включают обычно различную утварь из камня, рога и глины (в том числе утяжелители, используемые для ткачества). Поселения располагались в виде скоплений хижин вдоль долин рек или ручьев, но выше их уровня наводнения они обычно были неправильными и обычно обращены на юг. Деревянные каркасные или опорные квадратные дома с соломенной крышей имели длину каждой стороны от 2,5 до 4,5 метров. Требуются плодородные низменности, а также лесные массивы с разнообразной растительной и животной средой для дополнительных средств к существованию. Поселки были самодостаточными; Ранние славяне функционируют без торговли на дальние расстояния. Гончарные круги использовались с начала VII века. Некоторые деревни, превышающие несколько домов, были обнаружены в Кракове - Новой Гуте с 6 по 9 века, например, комплекс из 11 поселений на левом берегу Вислы в направлении Иголомии. Первоначально было сделано из скоропортящихся материалов, таких как дерево, кожа или ткани. Отдельно стоящие глиняные купольные печи для выпечки хлеба были найдены в некоторых местах. Еще один крупный комплекс поселений VI - IX век существовал в окрестностях Глогува в Силезии.
. Славянские народы кремировали мертвецов, что было типично для жителей региона на протяжении веков. Захоронения обычно были одиночными, могилы сгруппированы на небольших кладбищах, прах помещался в простые урны чаще, чем в углубления в земле. Количество найденных захоронений невелико по с известной плотностью заселения. Экономика производства продуктов питания основана на выращивании проса и пшеницы, охоте, рыболовстве, собирательстве и разведении крупного рогатого скота (в меньшей степени - свиней, овец и коз).
Первые славянские поселенцы с востока достигли юго-востока Польши во второй половине V века, особенно в бассейне реки Сан, затем в верховьях Вислы, включая Краков и Новы-Сонч долина. Единичные ранние памятники также известны около Сандомира и Люблина в Мазовии и Верхней Силезии. Несколько более молодые поселения были обнаружены в Нижней Силезии. В VI веке эти районы были заселены. В конце этого века или в начале VII века пришельцы славян достигли Западной Померании. Согласно византийскому историку Феофилакту Симокатте, славяне, захваченные в Константинополе в 592 году, назвали прибрежную территорию Балтийского моря местом, откуда они возникли.
В то время и в последующие десятилетия Западная Померания, а также некоторые из Великой Польши, Нижней Силезии и некоторых районов к западу от среднего и нижнего реки Одер составлял культурную группу Суков-Дзедзице. Его происхождение является предметом споров среди археологов. Первые поселения появляются в начале 6 века и не могут быть напрямую заимствованы из какой-либо другой славянской археологической культуры. Они обнаруживают определенное сходство с артефактами Добродзенской группы пшеворской культуры. По мнению таких ученых, как Седов, Курнатовска и Бжостович, это могло быть прямым продолжением традиции Пшеворска. По мнению аллохтонистов, он представляет собой вариант пражской культуры и считается ее более молодой ступенью. Группа Суков-Дзедзице демонстрирует значительные особенности, такие как отсутствие могил и (типичные для остального славянского мира) прямоугольные жилища, расположенные частично ниже уровня земли, были обнаружены в пределах ее диапазона.
Этот конкретный образец расширения в земли Польши, а затем Германии были частью великого переселения славян в течение 5-7 веков из исходных земель на востоке в различные страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Другой маршрут VI века, более южный, проходил через пражскую культуру славян через Словакию, Моравию и Богемию. Славяне также достигли восточных Альп и заселили бассейны Эльбы и Дунай, откуда они двинулись на юг, чтобы занять Балканы как Пелопоннес.
Кроме балтийских венетов (см. статью «Польша в античности »), древних и средневековые авторы говорят о восточноевропейских или славянских Венетах. Из описания Тацита в Germania можно сделать вывод, что его «Венети», возможно, жили в районе среднего Днепра бассейна, что в его времена соответствовало бы Прото -Славянская Зарубинцы сфера культуры. Иордан, для которого венеты имели в виду славян, писал о прошлых битвах между остготами и венетами, которые имелиместо в третьей четверти 4-го века на сегодняшней Украине. Следовательно, в то время венеты были людьми киевской культуры. Венети, как сообщает Иордан, «теперь бушуют в войне повсюду, в наказание за наши грехи», и в то время были подчинены готскому королю Германариху. Описание "многочисленной расы венетцев" Иорданом в VI веке включает указание на их места обитания в регионах около северного хребта Карпатских гор и простирающихся оттуда "почти бесконечно" на восток, а в западном направлении до истоков. Вислы. Более конкретно, он использует территорию между Вислой и нижним Дунаем как страну Склавени. «У них есть болота и леса для своих городов» (hi paludes silvasque pro civitatibus habent), - саркастически добавил он. «Самый храбрый из этих народов», анты, заселили земли между Днестром и Днепром. Венеты были третьей славянской ветвью неустановленного местонахождения (скорее всего, из колочинской культуры), а также общим общим совокупностью славянских народов, которые «хоть и являются ответвлениями одного колода, но теперь имеют три имени».
Прокопий в Де Белло Готико расположил «бесчисленные племена антов» еще дальше на восток, за Днепром. Вместе со склавени они говорили на одном языке о «неслыханном варварстве». Согласно Иордану, нация герулов путешествовала в 512 году по всем территориям склавенских народов, а затем к западу от них через большое пространство безлюдных земель, когда славяне собирались заселить западную и северную части Польши в последующие десятилетия. Все вышеперечисленное в хорошем соответствии с открытием сегодняшней археологии.
Византийские писатели пренебреглиянами за простую жизнь, которые они велики, а также за их якобы ограниченные боевые способности, но на самом деле они уже были угрозой дунай границам Империи в начале 6 века, где они велики грабительские экспедиции. Прокопий, анонимный автор Strategicon, и Феофилакт Симокатта довольно подробно писали о том, как вести себя со славянами в военном отношении, из чего следует, что они стали грозным противник. Иоанн Эфесский даже сказал в последней четверти VI века, что славяне научились вести лучше, чем византийская армия. Балканский полуостров действительно был вскоре захвачен славянскими захватчиками в первой половине VII века при императоре Ираклии.
. Вышеупомянутые авторы приводят описание подробностей о характере, условиях жизни, некоторые из которых подтверждаются археологическими находками в Польше, поскольку славянские общины были очень похожи на всем своем ареале. Их единый старославянский язык оставался в употреблении до IX-XII веков, в зависимости от региона. Ожидается, что греческие миссионеры Святые Кирилл и Мефодий из Салоник, где «все бегло говорили по-славянски», помогли без труда общаться в далекой Моравии, когда послано туда в 863 г. византийским правителем.
В 6 веке тюркоязычные кочевники Аварцы переселились в районе среднего Дуная. Дважды (в 562 и 566–567 гг.) Авары предпринимали военные походы против франков, и их пути проходили через польские земли. Аварские послы подкупали славянских вождей с земель, которые они не контролировали, в том числе Померании, чтобы обеспечить их участие в набегах аварцев, но кроме этого, точный характер их отношений со славянами в Польше неизвестен. Авары имеют обнаружение или контакты в Польше также в VII и VIII веках, когда они показывают количество артефактов в районе Кракова-Новой Гуты и в других местах, в украшение бронзового пояса, найденное в курганекуса. Этот последний предмет, датируемый Начало VIII века, используется для датировки самого кургана.
С завершением основных перемещений населения в результате переселений славян, 8-й век славянским люди поселились в Польше. Около миллиона человек активно использовали не более 20–25% земель; остальное было в основном лесом. Обычные поселения, за исключением нескольких укреплений и культовых сооружений, были ограничены низменности ниже 350 метров над уровнем моря. Большинство деревень, построенных без искусственных защитных сооружений, располагалось в долинах естественных водоемов. Славяне были хорошо знакомы с водной средой и использовали ее как естественную защиту.
Жилые и хозяйственные постройки были либо распределены случайным образом, либо расположенным рядом или вокруг центрального пустого участка. В более крупных городах проживало от 50 до 80 жителей, но чаще всего было всего несколько домов с населением не более 30 человек. Начиная с 7-го века, ранее обычные полуподземные жилища были заменены зданиями, полностью возвышающимися над поверхностью, но по-прежнему состоявшими из одной комнаты. Ямы были вырыты для хранения и других целей. Как и германский народ до них, славяне оставляют пустующие области между развитыми территориями для отделения чужаков и предотвращения во время конфликтов, особенно в своих племенных территориях.
Польские племена действительно построили более внушительные постройки, чем другие жилища в их небольших общинах: укрепленные поселения и укрепленные ограды горд (польское "gród") тип. Они были созданы на естественных, укрепляющих оборону участках, начиная с конца VI или VII века. Шелиги около Плоцка и Хачки - ранние примеры. Масштабные строительные работы проводились в 8 веке. Грани были разного дизайна и разных размеров, от маленьких до впечатляюще массивных. Использовались канавы, стены, частоколы и насыпи для укрепления периметра, что часто требовало сложных земляных работ, помимо деревянного и каменного строительства. Горы племенного периода были неравномерно распределены по стране (более крупных было меньше в Малой Польше, но больше в центральной и северной Польше), и они могли занимать территорию от 0,1 до 25 га. Они могут иметь простую или многосегментную инфраструктуру, защищенную фортификационными сооружениями разного типа. В то время как другие используются как убежища местного населения в случае внешней опасности. Начиная с 9-го века, владения ядра сталиром будущего развития городов, привлекая торговцев всех мастей, особенно в стратегически важных местах. Горы, воздвигнутые в 8 веке, были широко исследованы, например, в Мендзысвец (Цешинский уезд, племя Голеншице) и Нащаковице (Новосончский уезд). Последний разрушался и перестраивался четыре раза, окончательная реконструкция была завершена после 989 года.
Монументальная и технически сложная пограничная зона площадью более 3 гектаров была построена примерно в 770–780 годах в Тшцинице. около Ясло на месте старой эпохи бронзового века крепости, вероятно, местенции местного правителя и его гарнизона. Здесь были найдены тысячи реликвий, в том числе серебряный клад в количестве 600 штук. Горд несколько раз поджигали и в итоге разрушили в первой половине 11 века.
Эта крупномасштабная строительная деятельность с середины 8-го века была проявлением появления племенных организмов, нового цивилизационного качества, представившееся на новом уровне достаточно эффективные протополитические организации и социальные структуры. Они были основаны на этих укреплениях, оборонительных объектах, примером которых являются середина VIII века, а затем Висуланские ущелья в Малой Польше. Угроза, исходящая от аварского государства в Паннонии, могла послужить исходной мотивацией для строительных проектов.
Начиная с 8-го века, славяне в Польше все чаще объединялись в более крупные структуры, известные как «великие племена», путем добровольных или принудительных объединений. Население в основном занималось сельским хозяйством. Возделывались поля и сады в поселениях. Вспашка производилась волами и деревянными плугами, усиленными железом. Выжигание леса использовалось для увеличения посевных площадей, а также для внесения удобрений, поскольку пепел сохранялся в этом качестве в течение нескольких сезонов. Практиковался севооборот, а также система озимых / яровых культур. После нескольких сезонов эксплуатации земля оставалась пустой, чтобы восстановить плодородие. Пшеница, просо и рожь были наиболее важными культурами; Другие виды растений, включающие овес, ячмень, горох, фасоль, чечевицу, лен и коноплю, а также яблони, груши, сливы, персики и вишни во фруктовых садах. Начиная с VIII века свиньи постепенно стали экономически более важными, чем крупный рогатый скот; Также содержались овцы, козы, лошади, собаки, кошки, куры, гуси и утки. Документальные известные методы известны из археологических исследований, которые документально подтверждают прогрессирующий рост пахотных земель с течением времени и следствие, вырубки лесов, а также из письменных отчетов, предоставленных Ибрагимом ибн Якубом, евреем 10 века путешественник. Ибрагим описал и другие особенности славянского быта, например, использование паровых бань. Существование банных построек подтверждено археологией. Анонимный арабский писатель на рубеже X века упоминает, что славянские народы делали алкогольные напитки из меда, и их празднования сопровождались музыкой, играемой на лютне, бубнах и духовых инструментах.
Собирательство, охота и рыболовство по-прежнему были важными источниками пищи и материалов, таких как шкура или мех. Лес также использовался как источник строительных материалов, таких как дерево. Кроме того, здесь содержали диких лесных пчел, а лес можно было использовать как убежище. До 9 века население было отделено от основных центров цивилизации и самоокупаемо с примитивными местными сообществами и домашним производством. Специализированные мастера существовали только в области добычи и обработки железа из руды и гончарного дела; немногочисленные предметы роскоши были импортными. Начиная с VII века скромно украшенная керамика изготавливалась с помощью гончарного круга. Коллекции предметов VII – IX веков были найдены в Бониково и Брущево, Костян (железные шпоры, ножи, глиняные сосуды с некоторыми орнаментами) и в регионе Краков-Новая Гута (оружие и посуда в Плешув и Могила) и др. Славянские воины традиционно были вооружены копьями, луками и деревянными щитами. Топоры использовались позже, и все еще использовались мечи тех типов, которые были популярны в Европе 7-9 веков. Независимо от далеких держав, славянские племена в Польше жили относительно спокойной жизнью, но за счет некоторой отсталости в цивилизации.
Качественные изменения произошли в IX веке, когда польские земли снова пересекли дальние торговые пути. Померания стала частью Балтийской торговой зоны, а Малая Польша участвовала в торговле, сосредоточенной в странах Дуная. В бассейне Верхней Вислы в качестве валюты использовались восточные серебряные украшения и арабские монеты, часто разрезанные на куски, эквиваленты железных монет "grzywna" (типа, используемого в Великой Моравии ) и даже льняные ткани.
Основной социальной ячейкой была нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей, которая должна была умещаться в жилом помещении площадью от нескольких до 25 квадратных метров. «Большая семья», патриархальная группа родственных семей, состоящая из нескольких поколений, имеющая значение «род» или «клан», в этот период теряла свое значение. В прошлом (V – VII вв.) Требовалась большая группа для проведения работ по расчистке и сжиганию лесов, когда сельским общинам приходилось перемещаться с места на место; на этапе земледелия 8-го века семьи было достаточно, чтобы заботиться о своей пахотной земле. Постепенно развивалась концепция собственности на землю сельскохозяйственного назначения, которая стала семейной, а не индивидуальной прерогативой. Несколько или более клановых территорий были сгруппированы в соседнюю ассоциацию, или «ополе», которая установила элементарное самоуправление. Такое сообщество было владельцем лесных угодий, пастбищ, водоемов, и внутри него возникла первая организация вокруг общих проектов и связанного с этим развития политической власти. Большой и находчивый опол мог, расширяя свои владения, стать протогосударственным образованием, неопределенно именуемым племенем. Племя было верхним уровнем этой структуры. Он будет включать в себя несколько ополей и контролировать область площадью до 1500 квадратных километров, где внутренние отношения решаются и организовывается внешняя защита.
Общее собрание всех соплеменников решало самые насущные вопросы. Титмар из Мерзебурга написал в начале 11 века о Велети, племени полабских славян, с сообщением, что их собрание продолжало совещаться, пока все не соглашались, но эта «военная демократия» постепенно заменялась государственной системой, в которой племенные старейшины и правители брали верх. Это развитие способствовало объединению племен в «великие племена», некоторые из которых при благоприятных условиях впоследствии стали племенными государствами. Коммунальная и племенная демократия с добровольными взносами членов общины продержалась дольше всего в небольших образованиях и местных территориальных единицах. В более широком масштабе на смену ему пришло правление способных лидеров, а затем и власть малых, что в конечном итоге неизбежно ведет к наследственной передаче верховной власти, обязательному семейному налогообложению, службе и т. д. Когда социальная и экономическая эволюция достигла этого уровня, сила власти облегчилась и стала возможной параллельному профессиональным силовым эта стадия «druyna») в распоряжении правителя или вождя.
Погребальные обычаи, по крайней мере в южной Польше, включали возведение курганов. Урну с прахом ставили на курган или на столб, воткнутый в землю. В таком положении сохранилось немного таких урн, что может быть причиной редкости славянских захоронений в Польше. Согласно арабским свидетельства, все умершие, независимо от социального статуса, были кремированы и захоронены (одно дат концом IX века, а другое - примерно 930 годом). Славянский обычай поминок также упоминался ранее Феофилактом Симокаттой.
. Согласно Прокопию, славяне верили в единого бога, создателя молнии и повелителя всей вселенной, которым все жертвовали. предлагались животные (а иногда и люди). Высшего бога на всей территории славян называли Сварог, но в разных регионах время поклонялись и другим богам, часто с местными именами. Также прославлялись природные объекты, такие как реки, рощи или горы, а также нимфы, демоны, духи предков и другие духи, которые предлагали все ритуалы, которые также включают в себя предсказание. Такие верования и обычаи позже были развиты и индивидуализированы славянскими племенами.
Славяне воздвигали святилища, создавали статуи и другие скульптуры, в том числе четырехликого Световида, резьба которого символизирует различные аспекты модели славянской космологии. Один экземпляр IX века из реки Збруч в современной Украине, обнаруженный в 1848 году, экспонируется в Археологическом музее в Кракове. Многие священные места и предметы были обнаружены за пределами Польши, например, на северо-востоке Германии или Украины. В Польше были исследованы места религиозной деятельности северо-западе Померании, в том числе Щецин, где когда-то стояло трехглавое божество, и остров Волин, где находился культ 9–11 веков. статуэтки не обнаружены. Археологически подтвержденные культовые места и фигуры также были исследованы в нескольких других местах.
Первое славянское государство, подобное субъект, царство короля Само, использование франкского торговца, процветал недалеко от Польши в Богемии и Моравии, части Паннония и более южные регионы между реками Одер и Эльба. Это в период 623–658 гг. Само стал славянским лидером, помогая славянам успешно защищаться от аварских атакующих. То, что возглавил Само, вероятно, было свободным союзом племен, распавшимся после его смерти. Славянская Карантания с центром в Крнски Граде (ныне Карнбург в Австрии ) была скорее настоящим, возникшим, возможно, из одной части распадающегося царства Само. но просуществовал под властью местной династии на протяжении 8 века и стал христианизированным.
Более крупномасштабные процессы формирования государства развивались в славянских регионах в 9 веке. Великая Моравия, наиболее выдающееся славянское государство той эпохи, образовалась в начале IX века к югу от современной Польши. Первоначальные земли Великой Моравии включали то, что сейчас Моравия и западная Словакия, плюс части Богемии, Паннония и южные области Малая Польша. Слава Великой Моравской империи стала полностью очевидной в археологических открытий; Особенно впечатляют богато оборудованные захоронения. Однако такие находки не распространяются на земли, которые сейчас составляют юг Польши. Великая территориальная экспансия Великой Моравии произошла во время правления Святополка I в конце IX века. Моравское государство рухнуло внезапно; в 906 году, ослабленный внутренним кризисом и мадьярскими нашествиями, он полностью прекратил свое существование.
В 831 году Моймир I был крещен, и его моравское государство стало частью Баварской Пассау епархии. Стремясь достичь как церковной, так и политической независимости от восточно-франкского влияния, его преемник Растислав попросил у византийского императора Михаила III миссионеров. В результате Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию в 863 году и начали там миссионерскую деятельность среди славянских народов. Для достижения своих целей братья разработали письменный славянский литургический язык: старославянский, в котором использовался созданный ими глаголический алфавит. Они перевели на этот язык Библию и другие церковные тексты, тем самым заложив основу для более поздних славянских восточно-православных церквей.
Падение Великой Моравии дало возможность для расширения чешского или чешского государства, которое также включило в себя часть польских земель. Основатель династии Пржемысловичей, князь Борживой, был крещен Мефодием по славянскому обряду во второй половине IX века и поселился в Праге. Его сын и преемник Спитигнев был крещен в Регенсбурге по латинскому обряду, который знаменует ранний этап восточно-франкского / немецкого влияния в делах Богемии, которому суждено было решительным. Внук Боривоя князь Вацлав, будущий чешский мученик и покровитель, был убит, вероятно, в 935 году своим братом Болеславом. Болеслав I укрепил власть пражских князей и, скорее всего, доминировал над висуланскими и лендскими племенами Малой Польши и, по крайней мере, на части Силезии.
В 9 веке польские все еще находились на периферии средневековой Европы в том, что касается основных держав и событий, но этот прогресс действительно имеет место на уровне цивилизации, о чем свидетельствует количество построенных укреплений., курганы подняты и использовалось передвижное оборудование. Племенные элиты, должно быть, находились под относительной близостью империи Каролингов ; время от времени находили созданные там предметы. В Польше проживало племен разного размера. Имена некоторых из них, в основном из западных частей страны, известны из письменных источников, особенно из латинского документа, написанного в середине IX века анонимным баварским географом. В этот период меньшие племенные структуры распадались, в то время как на их месте создавались более крупные.
Характерной чертой рубежа X века в областях поселений польских племен была особая интенсификация горд строительная деятельность. Горды были центрами общественной и политической жизни. Вожаки и старейшины племен располагали свои штаб-квартиры в защищенной среде, и некоторые общие собрания племен проходили внутри них. Места религиозных культов обычно располагались поблизости, а сами владения часто посещали торговцы и ремесленники.
Важным событием несколько периода 9-го века является загадочное племя висланий, или вистулан (баварский географ вуйслан). Висланцы западной Малой Польши, упомянутые в нескольких письменных источниках того времени, уже были крупным племенным союзом в первой половине IX века. Во второй века они превратились в суперплеменное государство, пока их усилия не были отменены более могущественными соседями с юга. Краков, главный город Висланов, с его Вавельским ущельем, был расположен на главном «международном» торговом пути. Главная археологическая находка, связанная с Висланом, - это клад конца IX века в форме железного топора grzywnas, который хорошо известен как денежная единица в Великой Моравии. Они были обнаружены в 1979 году в деревянном сундуке под цоколем средневекового дома на улице Канонича в Кракове у реки Вислы и Вавельского холма. Общий вес железного материала составляет 3630 кг, а отдельные слитки различных размеров (из них 4212 штук) были связаны в связки, что говорит о том, что пакет готовился к транспортировке. Среди других находок: Кракус, Ванда и другие большие курганы, а также остатки нескольких владений
Висуланские владения, построенные с середины VIII века. века спустя, как правило, были очень большими, часто более 10 гектаров. Известно около 30 крупных. Горы 9-го века в Малой Польше и в Силезии, вероятно, были построены для защиты от Великой Моравской военной экспансии. Самый большой из них, в Страдуве, Казимежа Велька, имел площадь 25 гектаров и стены или насыпи высотой 18, но некоторые части этого гигантского сооружения, вероятно, были построены позже. Горы часто располагались вдоль северного склона западных Карпат, на холмах или склонах холмов. Здания внутри стен были изолированы редко или вообще отсутствовали, поэтому в большей части роли ущелий, как это было, чем-то иным, чем роль поселений или административных центров.
Большие курганы высотой до 50 метров в глубине. встречаются не только в Кракове, но и в Пшемысле и Сандомире. среди других мест (всего около 20). Вероятно, это были места захоронения правителей или вождей, а фактическое место захоронения на вершине кургана было давно утерянным. Помимо курганов, степень развития ущелья и сокровище grzywna указывает на Краков как на главный центр власти Вистулана (вместо Вислицы, как предполагалось в прошлом).
Самые важные письменные упоминания о висуланцах происходят из Жития святого Мефодия, также известного как Паннонское предание, написанного, скорее всего, учениками Мефодия сразу после его смерти в 885 году. Фрагмент говорит об очень могущественном языческом, который жил в стране Вистулана, поносил христианство и причинил им большой вред. Его предупредили эмиссары, выступавшие от имени миссионера, и посоветовали исправить и добровольно принять крещение на родине. В противном случае, как было предсказано, он должен быть предсказано в чужой стране. Согласно Паннонской легенде, именно это в конечном итоге и произошло. Этот отрывок широко интерпретируется как указание на то, что висланцы были захвачены и захвачены армией Великой Моравии, а их языческий князь попал в плен. Это должно было произойти во время второго пребывания Мефодия в Моравии, между 873 и 885 годами, во время правления Святоплука I.
A Дальнейшее развитие этой истории, возможно, можно найти в хронике Винцента Кадлубека, написанной примерно тремя веками позже. Летописец, случайно или намеренно смешивая разные исторические эпохи, рассказывает об прошедшей войне Польши с армией Александра Македонского. Бесчисленные вражеские солдаты прорвались в Польшу, а сам король, ранее покоривший паннонийцев, вошел через Моравию, как если бы это был черный ход. Он победно развернул крылья своих войск и завоевал земли Кракова и Силезию, сравняв с землей древние городские стены Кракова. Свидетельства того, что в южной части Малой Польши в 9-го века было совершено нападение и уничтожение дюжины или более владений, подтверждают археологическую достоверность этой версии событий.
К востоку от Висланов восточная Малая Польша была территорией лендское племя (Лендзиане, «лендизи» баварского географа). В середине 10 века Константин VII записал их имя как Лендзанеои. Ленды были очень значительными племенем, поскольку названия Польши на литовском и венгерском языках и поляков в средневековом русинском все начинаются с буквы «L» и происходят от названия этого племя. Поляки исторически называли себя «Лечичи ». После Великой Моравии мадьяры осуществили падения по крайней мере часть территории лендов. Они были завоеваны Киевской Русью в течение 930–940 гг. В конце 10 века лендские земли разделились; западная часть была захвачена Польшей, восточная часть оставлена Киевской Русью.
Висланы, вероятно, подверглись мадьярским набегам, поскольку в начале XIX века к укреплению часто Горд добавлялся дополнительным слоем насыпей. 10 век. В начале или середине 10-го века Вистулан, как и Силезия, был включен Болеславом I Богемским в состав Чешского государства. Это оказалось выгодным с точки зрения экономического развития, поскольку Краков был укреплением станцией на торговом пути Прага - Киев. Первые известные христианские церковные сооружения были возведены на Вавельском холме. Позже, в X веке, при неопределенных обстоятельствах, но мирным путем (сеть ущелий в этом случае не пострадала) Висланцы вошли в состав Пястов Польского государства.
С точки зрения экономических и общих цивилизационных достижений наиболее развитым регионом, который соответствовал современным границам Польши в 9 веке, Померания. Он также отличался широчайшими контактами с внешним миром, соответственно, наибольшим культурным богатством и разнообразием. Померания была излюбленным торговцев и других предпринимателей из далеких стран, некоторые из местных производственных центров; их обычно сопровождали близлежащие горды, населенные элитой. Некоторые из этих комплексов дали начало ранним городам или городским центрам, таким как Волин, Пиржице или Щецин. Баварский географический географнул два племени: Велунзани («Уэлунзани») и Пирицей («Приссани») в районе, с 70 городами. Несмотря на высокий уровень экономического развития, в далеких поморских обществах не сложились социальные структуры, свидетельствующие о государственности, за исключением Волин города-государства.
Поселение Волин было на основе на основе одноименном острове в конце 8 века. Расположенный в устье реки Одер, Волин с самого начала был вовлечен в торговлю на дальние расстояния Балтийского моря. Поселение, которое считалось идентичным как Винета, так и Йомсборг, было языческим, многонациональным и охотно принимало новичков, особенно мастеров и других профессионалов, со всего мира. Расположенный на главном межконтинентальном морском пути, он вскоре стал крупной промышленной и торговой державой Европы. В XI веке Адам Бременский признал Волин одним из европейских городов, населенных честными, добродушными и гостеприимными славянскими народами, а также другими национальностями из греков варварам, в том числе саксам при условии, что они не демонстрируют свое христианство открыто.
Волин является главным оплотом волинианской племенной территории, включающей остров и широкий участок прилегающего материка, граница которого охраняется вереницей укреплений. Пик процветания города пришелся на 900 год и после него, когда был построен новый морской порт (в муниципальном комплексе теперь их было четыре), а столичная территория защищена стенами и насыпями. Археологические находки включают большое разнообразие импортных товаров (даже с Дальнего Востока ), а также продуктов и сырья местного производства; видное место занимают янтарь и драгоценные металлы, поскольку товары были одними из основных видов экономической деятельности волинианской элиты.
Трусо в Пруссии был еще одним морским портом и торговым центром на Балтике. из переработанного Орозия 'всемирной истории Альфредом Великим. Король Альфредил описание плавания, совершенного около 890 г. Вульфстаном из датского порта Хедебю в Трусо, который расположен недалеко от устья Висла. Встан дал довольно подробное описание местонахождения Трусо на территории Эсти, но недалеко от славянских областей к западу от Вислы. Фактическое местонахождение Трусо было обнаружено в 1982 году в Янув-Поморском, недалеко от Эльблонга.
. Основанный как морской порт викингами и датскими торговцами в конце 8-го века в прусском пограничная территория, ранее уже исследованная скандинавами, Трусо просуществовала как крупный город и торговый центр до начала 11 века, когда он был разрушен и заменен в этом качестве Гданьском. Поселение занимало территорию в 20 га и из морского порта двумя причалами, ремесленной части и периферийной жилой застройки, защищенных лесом и земляным валом, отделявшим его от материка. Сами портовые торговые зоны и ремесленные зоны были разделены противопожарным рвом, по которому протекала вода. Здесь было несколько рядов домов, включая длинные строения залов викингов, прибрежные склады, рыночные площади и улицы, покрытые деревянными балками. Здесь были найдены многочисленные реликвии, используемые также в качестве денежных единиц, монет (от англ. до арабских ) и мастерских по обработке, ювелирных изделий или большого количества янтаря. Были также обнаружены остатки длинных лодок викингов, весь комплекс свидетельствовал об увлечении викингов коммерцией, оплотом их деятельности в регионе Балтийского моря. Многонациональный трусо имел обширные торговые связи не только с далекими землями и Скандинавией, но и со славянскими областями, расположенными к югу и западу от нее, откуда керамика и другие изделия перевозились по Висле речными промыслами. По иронии судьбы, внезапное уничтожение Трусо огнем и последующее исчезновение, по-видимому, было результатом набега викингов.
Эта связь с Балтийской торговой зоной привела к созданию внутриславянских торговых путей на большие расстояния. Малая Польша участвовала в обмене, сосредоточенном в придунайских странах. Восточные серебряные украшения и арабские монеты, часто разрезанные на куски, эквиваленты железных монет "grzywna" (того типа, который использовался в Великой Моравии) в бассейне Верхней Вислы и даже льняные ткани служили валютой.
мадьяры были сначала еще одной волной кочевых захватчиков. Из семьи уральских языков, пришедших из северо-западной Сибири, они мигрировали на юг и запад, занимая Паннонский бассейн с конца IX века. С тех пор, до второй половины 10 века, когда они были вынуждены селиться, они совершали набеги и грабили обширные территории Европы, включая Польшу. Сабля и элементы орнамента были найдены в могиле венгерского воина первой половины X века на территории Прземысля.
Географически вторжения мадьяр помешали ранее очень влиятельным контактам между Центральная Европа и центры византийского христианства. Возможно, это был решающий фактор, который привел Польшу к западной (латинской) ветви христианства к моменту ее принятия в 966 году.
10 век принес заметное развитие в виде стабильности поселений на польских землях. Недолговечные доисторические поселения постепенно уступили место деревням на фиксированных местах. Со временем количество деревень росло, но их местонахождение редко менялось. Структура распределения населения, сложившаяся с того столетия, очевидна на сегодняшнем ландшафте.
В источниках IX и X веков не упоминается племя полан (поланий). Ближе всего к этому существовало огромное (400 гордов) племя глопеани из баварского географа, название которого, по всей видимости, происходит от названия озера Гопло, но археологические исследования не могут подтвердить такой масштаб. поселенческой деятельности в районе озера Гопло. Что действительно указывает исследование, так это присутствие нескольких отдельных племен в Великой Польше 9-го века: одно в верхнем и среднем бассейне реки Обра, одно в нижнем бассейне Обры, а еще одно к западу от Река Варта. Было местное племя Гнезно, поселения которого были сосредоточены вокруг краевого культового центра: Леха Холма нынешнего Гнезно. На протяжении IX века племена Великой Польши не составляли единого целого в культурном смысле или в смысле модели расселения. Расположенная в центре Гнезненская земля была в то время довольно изолирована от внешних влияний, например, от высокоразвитых моравско-чешских центров или центров Балтийского моря. Такое разделение, вероятно, было положительным фактором, способствовавшим усилиям линии вождей из старшего клана местного племени, известного как дом Пястов, что привело к возникновению в начале X века зарождающегося польского государства.
То, что позже было названо государством Гнезно, также известное как государство Мешко, сначала было расширено за счет покоренных племен в эпоху отца и деда Мешко. Около 965 или 966 Ибрагим ибн Якуб описал страну Мешко, «северного царя», как самую обширную из славянских земель. Мешко, правитель славян, также был упомянут как таковой в то время Видукиндом Корвейским в его Res gestae saxonicae. В зрелом виде это государство включало западнославянские земли между реками Одер и Буг и между Балтийским морем и Карпаты, включая экономически важные устья рек Висла и Одер, а также Малая Польша и Силезия.
Имя поляков (поляны, поляны, поляны) впервые появляется в письменной форме около 1000 года, как и название страны Польша (латинизированное как Полония). «Поляне », возможно, было именем, данным более поздними историками жителям Великой Польши (предполагаемое племя, не упомянутое в более ранних источниках). Жители Великой Польши в 10 веке происходили из племен, не известных по имени, которые сыграли важную роль в создании польского государства; одно такое племя должно было составить непосредственную основу власти предшественников Мешко, если не самого Мешко.
В начале 12 века летописец Галл Аноним написал или придумал легенду о династии Пястов. Среди чудесных подробностей рассказ предлагает имена предполагаемых предков королевской семьи, начиная с человека по имени Хосьциско, отца центральной фигуры Пяста Колесника, который был скромный фермер, живущий в Гнезно и женатый на Жепке. По словам Галла, руководителями мужского пола клана Пястов, последовавших за ним, были Семовит, Лестек, Семомысл и Мешко I, первый «Пяст» известен с исторической достоверностью. Галл выразил свои опасения относительно достоверности переданной им королевской истории, но считал достоверной последовательность трех последних имен предшественников Мешко.
Результаты археологических исследований 9-го и 10-го веков. Вековые владения Великой Польши не совпадают по времени с этой историей. Гнезненского поселения в IX веке не существовало; здесь было место языческого культа только на рубеже X века. Гнезненское ущелье было построено около 940 года, возможно, потому что это место, имевшее огромное духовное значение для племенного сообщества, сплотило местное население вокруг его строительства и защиты.
При старой племенной системе племенное собрание избирало вождя в случае внешней угрозы, чтобы возглавить оборону, и это были временно предоставленные полномочия. Клан Пястов смог заменить эту практику в районе Гнезно наследственным правителем, что соответствовало тенденциям в других местах того времени. Это позволило клану Пястов создать государство, которое они могли создать на протяжении поколений.
Развитие государства Пястов можно в некоторой степени проследить по исчезновению старых племенных владений, многие из них были построены в Великой Польше во второй половине IX века и вскоре после этого, которые были разрушены наступавшим племенным населением Гнезно. Горды в Сплаве, Вжесня и в Далешине, Гостынь, например, оба построенные вскоре после 899 года, были атакованы и захвачены государственными войсками Пястов, первый из которых сгорел в начальный период вооруженной экспансии. Старые горды часто перестраивались или заменялись, начиная с первых десятилетий 10-го века, новыми, большими и сильно укрепленными воротами Пястов. Связанные водными коммуникациями мощные ущелья середины X века служили основными сосредоточениями сил зарождающегося государства.
Параллельно с укреплением укреплений ок. 920-50, Пясты предприняли военную экспансию, перейдя реку Варта и двинувшись на юг и запад в пределах бассейна реки Одер. Вся сеть племенных владений между реками Обра и Барыч среди других мест была уничтожена. Завоеванное население часто переселялось в центральную Великую Польшу, что приводило к частичной депопуляции ранее хорошо развитых регионов. В конце этого этапа формирования Пястовского государства новые Пястские ущелья были построены в (северной) зоне реки Нотец и других отдаленных районах присоединенных земель, например, в Сантоке и Орем около 970 года. В течение следующего десятилетия работа по объединению ядра раннего Пястовского государства была завершена - помимо Великой Польши с Куявы в нее входила также большая часть центральнойПольша. Мазовецкое воеводство и некоторые части Померании оказывались все более и под регионом Пяста, в то время как экспансия на юг на время застопорилась, потому что большая часть Малой Польши и Силезии находилась под контролем Чешского государства.
Расширяющееся государство Пястовало профессиональные военные силы. По словам Ибрагима ибн Якуба, Мешко собирал налоги в виде весов, используя для торговли, и тратил эти налоги в качестве ежемесячной оплаты своих воинов. Только у него было три тысячи конных солдат в тяжелой броне, количество которых, по словам Ибрагима, было очень впечатляющим. Мешко обеспечивал всех их оборудованием и потребностями, даже военную плату за их детей, независимо от их пола, с момента их рождения. Эту силу поддерживало гораздо большее количество пеших бойцов. В Пястовских горах было найдено множество вооружений, многие из которых были иностранными, например франкское или скандинавское происхождение. Наемники из этих регионов, а также немецкие и нормандские рыца составлярили значительный элемент элитной боевой гвардии Мешко.
Чтобы поддерживать эту военную машину и покрывать другие расходы, требовались большие доходы. В Великой Польше для торговли использовались некоторые природные ресурсы, такие как мех, шкуры, мед и воск, но они явно не приносили достаточного дохода. Согласно Ибрагиму ибн Якубу, Прага в Богемии, построенный из камня, был основным центром торгового обмена в этой части Европы. Из Кракова славянские торговцы привозили олово, соль, янтарь и другие товары, которые у них были, в первую очередь рабов; Покупателями были мусульмане, евреи, венгры и другие торговцы. Жизнь св. Адальберт, написанный в конце 10 века Иоанном Канапарием, судьбу многих христианских рабов, проданных в Праге, как главное проклятие того времени. Перетаскивание скованных рабов изображено как сцена в бронзе XII века Гнезненские двери. Вполне возможно, что территориальная экспансия финансировалась за счет того, что являлась показателем производительности, наиболее ценной частью которой были захваченные местные жители. Однако масштабы практики торговли людьми спорны, поскольку большая часть населения побежденных племен была переселена для сельскохозяйственных работ или в поселении, расположенных рядом с горой, где они могли служить победителям в сферах и таким образом, вносить свой вклад в экономику и экономику. демографический потенциал государства. Значительный рост плотности населения был характерен для новообразованных государств Центральной и Центральной Европы. Работорговли было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в доходах, государству Пястов пришлось искать другие варианты.
Таким образом, Мешко стремился подчинить Померанию на Балтийском побережье. В располагались богатые торговые центры, которые часто посещали торговцы, особенно с востока, запада и этого севера. У Мешко были все основания полагаться, что большая прибыль может быть результатом его способности управлять богатыми морскими портами, расположенными на дальних торговых путях, таких как Волин, Щецин и Колобжег.
Государство Пястов сначала достигло устья Вислы. Основываясь на исследованиях ущелий, возведенных вдоль средней и нижней Вислы, выясняется, что нижняя часть водного пути Вислы находилась под контролем Пяста примерно с середины 10 века. Мощное владение, построенное в Гданьске, самое позднее при Мешко, укрепило власть Пястов над Померелией. Однако устье реки Одер жестко контролировалось Йомсвикингами и волинцами, которые были союзниками Велети. «Велети сражаются с Мешко, - сообщил Ибрагим ибн Якуб, - и их военная мощь велика». Видукинд писал о событиях 963 года, в которых участвовала личность саксонца граф Вихман Младший, авантюрист, изгнанный из своей страны. По словам Видукинда, «Вихман пошел к варварам (вероятно, к Велети или волинянам) и во главе их (...) дважды победил Мешко, убил его брата и приобрел много добычи». Титмар из Мерзебурга также сообщает, что Мешко со своим народом стал подданным императора Священной Римской империи в 963 году вместе с другими славянскими образованиями, такими как лужицы, которые были вынуждены подчиниться могущественным Маркграф Геро из Саксонского Восточного Марша.
Серия военных неудач и пагубных отношений, в которых участвовали чехи Пржемысловичи в союзе с Велети, помимо соперников, вынудили Мешко искать поддержки у германского императора Отто I. После установления контактов Видукинд назвал Мешко «другом императора». Пакт был заключен и заключен не позднее 965 года. Ценой, которую Мешко пришлось заплатить за имперскую защиту, было признание статуса вассала императора . Он платил ему дань с земель до реки Варта и, весьма вероятно, также дал обещание принять христианство.
В ответ на немедленные практические меры Что касается христианской церкви, она была основана в Польше в рамках ее западного латинского обряда, что привело страну Мешко в сферу древней культуры. Из вопросов, требующих безотлагательного внимания, наиболее важной была растущее давление экспансии немецкого государства на восток (между реками Эльба и Одер ) и его планы по контролю над параллельным расширение Церкви через архиепископию в Магдебурге, создание которой завершилось в 968 году.
Так называемое Крещение Польши и сопутствующие процессы не происходили через связи Мешко с Германией. В то время Мешко устанавливал непростые отношения с богемским государством Болеслава I. Трудности были вызваны в основном чешским сотрудничеством с Veleti. Уже в 964 году обе стороны пришли к соглашению по этому и другим вопросам. В 965 году Мешко женился на дочери Болеслава Доубравке. Избранная Мешко христианская принцесса, женщина, возможно, лет двадцати, была набожной христианкой, и собственное обращение Мешко должно было быть частью сделки. Фактически, этот акт последовал в 966 году и положил начало христианизации Великой Польши, региона, который до этого момента не подвергался христианскому влиянию, в отличие от Малой Польши и Силезии. В 968 году было учреждено независимое миссионерское епископство, подчиняющееся непосредственно папе, и Иордан был назначен первым епископом.
Объем миссии христианизации в его ранняя фаза была весьма ограничена географически, и немногие сохранившиеся реликвии происходят из земли Гнезно. Каменные церкви и баптистерии были обнаружены в Острув-Ледницком и Познанском ущелье, а часовня в Гнезно. Познань также была местом первого собора, резиденции епископа Иордании и епископа Унгера, который последовал за ним.
Более новое исследование указывает на некоторые другие интригующие возможности относительно раннего происхождения польского государства в Великой Польше. Есть указания на то, что процессы, приведшие к созданию государства Пястов, начались в период ок. 890-910. За эти годы в центральной части Великой Польши произошел колоссальный цивилизационный прогресс, поскольку все обнаруженные из раскопок продукты стали лучше и сложнее. Время совпадает с распадом Великоморавского государства, вызванным мадьярскими нашествиями. До и после его падения в 905-07 годах многие великоморавцы, опасаясь за свою жизнь, были вынуждены бежать. Согласно записям Константина VII, они нашли убежище в соседних странах. Украшения, найденные в могилах Солоча в Познани, имеют свои аналоги в захоронениях около Нитры в Словакии. В районе Нитры еще в средние века жил известный клан, носивший имя Познань. Вышеупомянутое указывает на то, что город Познань был основан нитранскими беженцами, и в более общем плане иммигранты из Великой Моравии внесли свой вклад в внезапное пробуждение отдаленных и удаленных пястовских земель.
Ранняя экспансия племени Гнезненской земли. весьма вероятно, началось при дедушке Мешко, Лестеке, вероятном реальном основателе государства Пястов. В хронике Видукинда говорится о Мешко, правившем славянским народом под названием «Личичавики», который Видукинд сделал из «Лестковиц»: людей Лестко или Лестека. Лестек также был отражен в сагах о норманнах, которые, возможно, сыграли роль в происхождении Польши (им приписывается скопление сокровищ периода 930-1000 гг.). Семомысл, а затем Мешко продолжили путь Лестека, традиция которого была жива при дворе Пястов, когда Болеслав III Кримут назвал в его честь одного из своих сыновей и Анонимный Галл написал свою хронику. Термин «Лечичи», популярный позже как синоним «поляков», возможно, также был вдохновлен дедом Мешко.
Есть некоторые разнсия по поводу раннее место пребывания правящего клана. Современная археология показала, что горд в Гнезно даже не существовало до примерно 940 года. Этот факт исключает возможность ранней центральной роли Гнезно, о чем долгое время считалось, на рассказе Галла Анонима. Реликвии, найденные в Гиче (в том числе большое скопление серебряных сокровищ), где первоначальное ущелье построено около 80 лет назад, указать на это место. Другие вероятные ранние столицы включают старые владения Гжибово, Калиш или Познань. Познань, которая старше Гнезно, вероятно, была первоначальным местом двора Мешко в ранние годы его правления. Здесь была возведена первая соборная церковь - монументальное сооружение. События 974–78 гг., Когда Мешко, как и его зять Болеслав II Богемский, поддержал Генриха II, герцога Баварского, в его восстании против Отто II, создал угрозу возмездия императора. Ситуация, вероятно, побудила, заменить правительство в Гнезно, которое было более безопасным из-за его более восточного расположения. Ответ императора оказался неэффективным, но это географическое преимущество сохранялось в последующие годы. Растущее значение Гнезно было отражено в добавлении около 980 года новой южной части к первоначальному сегменту ущелья. В существующем кратком изложении документа Dagome iudex, написанного в 991-92 гг. До смерти Мешко, состояние Мешко регистрируется как Civitas Gnesnensis, или Гнезненское государство.
Огромные усилия предполагаемых Население от 100 до 150 тысяч жителей Гнезненского региона, которые участвовали в строительстве или модернизации Гнезно и нескольких основных Пястовских ущелий, было создано в ответ на предполагаемую смертельную угрозу, а не только для, чтобы помочь им в достижении региональных завоеваний. После 935 года, когда гнезненский народ, вероятно, уже существл отец Мешко Семомысл, чехи завоевали Силезию и вскоре двинулись также против Германии. Страх перед осквернением своего племенного культового центра наступающими чехами мог мобилизовать общину. восстание полабских славян было подавлено около 940 г. Германией при Отто I, и движущиеся на восток саксы, должно быть, усилили чувство опасности в то время (если только государство Пястов не было союзником). с Отто, помогая сдерживать полабийцев). Когда ситуация стабилизировалась, государство Пястов консолидировалось, и огромные владения оказались удобными для облегчения собственной экспансии Пястов, системы на этом этапе Семомыслом.
Борьба с Велети с начала правления Мешко привела к союзу его государства с Германией. В этот момент они были союзом естественным, потому что немецкое государство расширялось на восток, в то время как польское государство расширялось на запад, с общей стороны Велети между. Победа была достигнута в сентябре 967 года, когда Вихман, на этом разие силы волынцев, был убит, а Мешко помогли дополнительные конные части, предоставленные его тестем. закон Болеслав отомстил. Победа Мешко была признана императором Отто Я поворотным моментом в борьбе за сдерживание полабских славян, которая отвлекла его от его проведения итальянской политики. Этот новый статус позволил Мешко продолжить свои попытки получить для своей страны независимое епископство. Таким образом, поляки имели собственное епископство раньше чехов, чьи христианские традиции были намного старше. Победа 967 года, а также успешная битва с Маргрейв Ходо, последовавшая в битве при Сединии 972 года, позволили Мешко завоевать другие части Померания. Волин, однако, оставался автономным и языческим. Колобжег, где около 985 г. была построена сильная крепость, вероятно, был фактическим центром власти Пястов в Померании. Раньше этой области служила скандинавская колония в Барды-Свелубье близ Колобжега. Западная часть Мешко контролировала Померанию (регион, который польские историки называют Западная Померания, примерно в пределах нынешних границ Польши, в отличие от Гданьской Померании или Поморелии ), которая стала независимой от Польши во время Поморского восстания 1005, когда Польшей правил сын Мешко Болеслав.
Около 980 г., на западе, Любушская земля также перешла под контроль Мешко, и еще одна важная крепость была построена в Влоцлавеке, намного дальше на восток. Мазовецкое воеводство еще более свободно ассоциировалось с южным Пястов, а регион Сандомир какое-то время ихным форпостом.
Строительство мощных Пястовских гор на западе Силезия область вдоль реки Одер (Глогув, Вроцлав и Ополе ) не позднее 985 года. К тому времени союз с чехами закончился; Королева Доубравка, член чешской королевской семьи, умерла в 977 году. Мешко в союзе с Германией сражался с Пржемысловичами и захватил часть Силезии, а затем и восточную Малую Польшу (лендские земли). В 989 г. Краков вместе с остальной Малопольским владением был захвачен. Этот регион, автономный под властью Чехии, также имеет особый статус в Пястовском государстве. В 990 году была добавлена Восточная Силезия, что завершило захват Пястов южной Польши. К концу жизни Мешко в состав его государства входили западнославянские земли, находившиеся в географической связи и связанные природными особенностями с Пястовским территориальным ядром Великой Польши. Эти иногда рассматривались историками как «лехитские » или земли этнически польские, хотя в 10 веке все западнославянские племена, включая чехов, были очень похожи лингвистически.
Серебряные сокровища, распространенные в скандинавских странах, встречаются также в славянских областях, включая Польшу, особенно в северной Польше. Считается, что серебряные предметы, монеты и украшения, часто разрезанные на части, служили денежными единицами, привозимыми еврейскими и арабскими торговцами, но на местном уровне больше как скопление богатства и символы престижа. Процесс их сокрытия или хранения, помимо защиты от опасности, исследователи считают культовым ритуалом.
Сокровище, находящееся в Гура-Стренкова, Белосток, спрятанное после 901 года., включает дирхем монеты, отчеканенные между 764 и 901 годами, и славянские украшения, изготовленные в южной Малороссии, которые демонстрируют византийское влияние. Эта находка - проявление торгового пути X века, пролегающего из Средней Азии через Византию, Киев, Днепр и бассейны рек Припять и Мазовецкое воеводство до берегов Балтийского моря. Такие сокровища, скорее всего, принадлежали представителям формирующейся элиты.
Inline
Общие