Отношения Польша-Украина

редактировать
Польско-украинские отношения
Карта с указанием местоположения Польши и Украины
. Польша . Украина
Дипломатическая миссия
Посольство Польши в Киеве Посольство Украины в Варшаве

Польско-украинские отношения as международные отношения возродились вскоре после того, как Украина обрела независимость от Советского Союза в начале 1990-х. С тех пор они как улучшаются, так и ухудшаются. В польско-украинских отношениях время от времени всплывают различные споры из их общей истории, но они не имеют большого влияния на двусторонние отношения Польши и Украины.

Украина и Польша занимают соответственно второе и третье место Славянские страны, после России. Две страны разделяют границу протяженностью около 529 км. Принятие Польшей Шенгенского соглашения создало проблемы с украинским приграничным движением. 1 июля 2009 года вступило в силу соглашение о местном приграничном движении между двумя странами, которое позволяет гражданам Украины, проживающим в приграничных регионах, пересекать польскую границу в соответствии с либерализованной процедурой.

Украина является участником Восточного партнерства, проекта Европейского Союза, инициированного Польшей в 2009 году, который призван предоставить возможность для обсуждения торговли, экономической стратегии, соглашений о поездках и другие проблемы между ЕС и его восточноевропейскими соседями.

Украина - страна с наибольшим количеством польских консульств.

Содержание
  • 1 Сравнение
  • 2 История взаимоотношений
    • 2.1 Современная эпоха
      • 2.1.1 1989–2004
      • 2.1.2 2004–2014
      • 2.1.3 2015 - настоящее время
  • 3 Постоянные дипломатические миссии
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Сравнение
Польша Польша Украина Украина
ГербПольша Украина
Население 38,383,00041,660,982
Площадь 312,696 км (120,733 квадратных миль)603,628 км (233,062 квадратных миль))
Плотность населения 123 / км (318 / кв. Миль)73,8 / км (191,1 / кв. Миль)
СтолицаВаршава Киев
Крупнейший городВаршава - 1 790 658 (3 100 844 метро)Киев - 3 703 100 (5 989 500 метро)
ПравительствоУнитарная полупрезидентская конституционная республикаУнитарная полупрезидентская конституционная республика
Официальный языкПольский (де-факто и де-юре)Украинский (де-факто и де-юре)
Текущий ЛидерПрезидент Анджей Дуда. Премьер-министр Матеуш Моравецкий Президент Владимир Зеленский. Премьер-министр Денис Шмыгаль
Основные религии92,9% Христианство, 3,1% нерелигиозные, 1,3% другие, 2,7% неустановленные87,3% христианство, 11% нерелигиозные, 0,8 % другое, 0,9% не указано
Этнические группы98% поляки, 2% другие или неуказанные77,8% украинцы, 17,3% Россияне, 4,9% прочие или неустановленные
ВВП (ППС) 1,353 трлн долларов США, 35 651 доллар США на душу населения 429,947 млрд долларов США, 10310 долларов США на душу населения
ВВП (номинальный) 607 миллиардов долларов США, 15 988 долларов США на душу населения 161 миллиард долларов США 3 881 долларов США на душу населения
Иностранные граждане144 000 граждан Польши живут в Украине (2001)1 200 000 граждан Украины проживают в Польше (2017)
Военные расходы 13,7 млрд долларов12,9 млрд долларов
История взаимоотношений

Польско-украинские отношения восходят к XVI-XVII векам в Польский-лит Хуанское Содружество и часто неспокойные отношения между этим государством и в основном полонизированной знатью (шляхтой ) и казаками. И даже дальше, в 13-14 веках, когда Царство Польское и Русское царство поддерживали тесные связи. Сегодня отношения остаются несколько неспокойными.

Следующим этапом будут отношения в 1918–1920 гг., после Первой мировой войны, когда произошла польско-украинская война и Польско-украинский союз. В межвоенный период в конечном итоге будет независимая Польша, в то время как у украинцев не будет собственного государства, они будут разделены между Польшей и Советским Союзом. Это привело к ухудшению польско-украинских отношений и привело бы к всплеску межэтнической напряженности во время и сразу после Второй мировой войны (резня поляков на Волыни и операция «Висла» самый печально известный).

Хотя это привело к тому, что польско-украинские отношения в середине 20-го века остались в относительно плохом состоянии, между Польской Народной Республикой (Польша) и Украинская Советская Социалистическая Республика (Украина). Ситуация существенно изменилась с падением коммунизма, когда и Польша, и Украина стали полностью независимыми и снова могли самостоятельно определять внешнюю политику.

Современная эпоха

1989–2004

В сентябре 1989 года, вскоре после прихода к власти в Варшаве демократических сил во главе с «Солидарностью», группа польских парламентариев прибыла в Киев на учредительный съезд Народного движения Украины. Они поддержали устремления национально-демократических сил Украины. Именно тогда были заложены основы новой модели польско-украинских отношений.

О прогрессе в польско-украинских отношениях свидетельствует решение Сената Польши от 27 июля 1990 г. о провозглашении Украиной 16 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. В этом документе, в частности, говорится: «Поляки, считающие свободу и независимость Отечества своими основными ценностями, полностью осознают поворотный момент в истории Украины - соседа, с которым они хотят жить как равные и близкие народы, как а также развивать сотрудничество во всем… »

3 августа 1990 года Сенат Республики Польша принял специальное заявление, в котором он дал политическую и моральную оценку действиям на Висле. В заявлении говорилось, что« коммунистические власти, приступив к ликвидации подразделений Украинской повстанческой армии, одновременно насильственно переселили людей, в основном украинской национальности. В течение трех месяцев из разных мест были выселены около 150 000 человек, лишенных своего имущества, домов и святынь. Многие годы им не разрешали вернуться, а потом им было трудно вернуться. Сенат Республики Польша осуждает акцию «Висла», характерную для тоталитарных режимов, и попытается чтобы компенсировать возникающие из-за этого оскорбления. "

Виктор Ющенко (справа), Президент Украины, целует Александра Квасьневского, Президента Польши, Давос, 2005 г.

13 октября 1990 г. Польша и Украина согласилась с «Декларацией об основах и общих направлениях развития польско-украинских отношений». В статье 3 этой декларации говорилось, что ни одна страна не имеет территориальных претензий к другой и не будет предъявлять их в будущем. Обе страны пообещал уважать права национальных меньшинств на своей территории и улучшать положение меньшинств в своих странах.

2 декабря 1991 года Республика Польша была первым иностранным государством, признавшим государственную независимость Украины. Дипломатическая Отношения между двумя странами были установлены 8 января 1992 года. 18 мая 1992 года было подписано межгосударственное украинско-польское Соглашение о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве.

18-19 мая 1992 года. первый официальный визит президента Въезд Украины Л. Кравчука в Республику Польша, в ходе которого был подписан межгосударственный Договор о добрососедстве, дружеских отношениях и сотрудничестве, в котором отмечалось, что структуры стран, основанные на Заключительном акте Совещания по безопасности и Сотрудничество в Европе, Парижская хартия для новой Европы »,« будет принимать и поддерживать меры, направленные на сохранение и развитие позитивных традиций общего наследия, а также преодоление предрассудков и негативных стереотипов между двумя странами. "

24-25 мая 1993 г. Президент Польши Л. Валенса посетил Украину с официальным визитом, одним из главных результатов которого стало создание Консультативного комитета Президентов Украины и Республика Польша. В феврале того же года было подписано соглашение о военном сотрудничестве между Министерством обороны Украины и Министерством национальной обороны Польши, которое в последующие годы было дополнено рядом протоколов.

В марте 1994 г. была подписана Декларация министров иностранных дел Украины и Польши о принципах украинско-польского партнерства, в которой министры иностранных дел впервые на межгосударственном уровне заявили о стратегической важности Украинско-польские отношения и обязались развивать их в будущем.

Польша согласилась помочь Украине интегрироваться в западноевропейские организации, в первую очередь в НАТО и ЕС. Как сказал Ежи Козакевич, первый посол Республика Польша в Украине, как отмечалось в начале 1996 года, «одной из важнейших задач польской внешней политики является распространение и укрепление различных двусторонних инструментов в наших двусторонних отношениях с Украиной, которые облегчили бы ее путь к европейским институтам». МИД Украины образно определил главное направление сотрудничества с Польшей: «Для Украины путь через Москву ведет в Сибирь, а через Варшаву - в Париж».

После визитов Л. Кучмы в Варшава 25-27 июня 1996 года и новоизбранный президент Польши О. Квасьневский в Киеве 20-22 мая 1997 года украинско-польские отношения вышли на уровень стратегического партнерства. 21 мая главы двух государств подписали совместную неформальную Декларацию согласия и единства.

Целенаправленное развитие польско-украинского политического сотрудничества позволило Украине заручиться поддержкой Польши в установлении первого диалога с США и ведущими государствами Европы. Стратегия национальной безопасности Польши декларирует поддержку Варшавой евроатлантических устремлений Украины, в частности, в рамках продолжения политики «открытых дверей» в НАТО. Кроме того, подчеркивается, что польско-украинское сотрудничество должно способствовать укреплению важной роли Украины в политике европейской безопасности.

Во время официального визита Министра иностранных дел Бронислава Геремека в Украину 15-16 сентября 1998 г. стороны договорились активизировать совместные действия во избежание возможных негативных последствий расширения ЕС. Б. Геремек также отметил, что его страна и дальше будет поддерживать интеграционные устремления Украины, в частности, в получении статуса ассоциированного члена ЕС. В конце марта 1999 г. в Варшаве состоялось первое заседание украинско-польской конференции по вопросам европейской интеграции.

Хотя некоторые украинские официальные лица, ученые и политологи выражали обеспокоенность тем, что после вступления Польши в НАТО Варшава отвернется от Украины, но, как выяснилось, характерная черта украинской политики польского государства «была и остается поддержкой сотрудничества и сближения Украины с НАТО. и избран Киевом в 2002 году для интеграции в Альянс. Это связано с видением Польшей основных контуров европейской безопасности в контексте своих национальных интересов и желанием играть важную роль в обновленном Североатлантическом союзе, который адаптируется к современным условиям.

Подобные причины определяют поддержку Польшей евроинтеграции Украины. Независимая и сильная, а главное дружественная для Польши Украина является значительным противовесом влиянию и амбициям Российской Федерации, важным инструментом польской восточноевропейской политики. Выступая 5 марта 1998 г. в Сейме Республики Польша, Б. Геремек имел все основания сказать, что «независимая Украина имеет ключевое стратегическое значение как для Польши и ее безопасности, так и для стабильности во всем регионе. Сохранение привилегированных отношений с Украиной способствует укреплению европейской безопасности. "

2004–2014 гг.

Поддержка суверенитета Украины стала важным компонентом внешней политики Польши. Польша решительно поддержала мирное и демократическое разрешение« оранжевой революции »2004 г. в Украина, и поддержала сотрудничество между НАТО и Украиной (например, литовско-польско-украинская бригада ), а также усилия Украины по присоединению к Европейскому Союзу.

Польше. вступление в Европейский Союз создало для Украины новую реальность: впервые среди его членов появилась страна, лоббирующая курс Украины на членство в ЕС, а также в НАТО. При этом в условиях поста - Оранжевое развитие возникла необходимость в существенной модернизации структуры и наполнении политического диалога между Украиной и Польшей. Например, сотрудничество, направленное на достижение соответствия Украины первому из Копенгагенских критериев членства в ЕС («политический» критерий): обеспечение стабильности дем институтов власти, защита прав человека и верховенство закона стали важными. 2005 год был объявлен Годом Украины в Республике Польша и торжественно открыт в Варшаве в апреле 2005 года при участии Президента Украины Виктора Ющенко. Украина и Польша подписали соглашения об академическом признании документов об образовании и ученых степенях и о сотрудничестве в области информатизации. Расширились торгово-экономические и научно-технические связи между Украиной и Польшей. Республика Польша стала важнейшим экономическим партнером Украины в Центральной Европе. Украина - вторая по величине страна, куда идет польский экспорт. По состоянию на 2008 год совместная украинско-польская программа сотрудничества в области науки и технологий включала более 150 совместных исследовательских проектов.

Приграничное сотрудничество развивалось в рамках еврорегионов Карпаты и Буг, созданных в середине 1990-х годов. При этом практически все сферы двусторонних отношений столкнулись с проблемами, связанными с вступлением Польши в Шенгенскую зону с конца 2007 года, что привело к новым процедурам и правилам пересечения украинско-польской границы и, соответственно, создало дополнительные трудности для развития. и оптимизация сотрудничества между ними. состояния.

Важным направлением развития двусторонних отношений стало инициирование Польшей активизации восточного вектора в политике ЕС. Идея усиления восточного вектора Европейской политики соседства (ЕПС) стала одним из приоритетов внешней политики Польши в 2008 году, которая позиционировала себя как лидер в этом направлении. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, представляя внешнюю политику страны на 2008 год в Сейме 7 мая 2008 года, заявил о своей идее: «Польша должна и дальше специализироваться на разработке общей внешней политики в отношении Востока». В то же время Польша стремилась и продолжает стремиться укрепить свои позиции в ЕС, прежде всего за счет усиления своей роли в Восточной Европе. Ян Калицки, директор Центра восточноевропейских исследований при Варшавском университете, подтвердил эту идею в интервью Польскому радио: «Я хочу подчеркнуть, что сила позиции Польши в Европейском Союзе зависит от нашей поддержки и силы. на востоке." Министр иностранных дел Польши подчеркнул, что его страна намерена реализовывать ЕПС на востоке со своими партнерами - Чехией, Словакией, Венгрией, Эстонией, Литвой, Латвией, Румынией и Болгарией, а также со Швецией. На Европейском совете в марте 2008 г. Польша поддержала предложение о создании Союза для Средиземноморья и, таким образом, рассчитывала на поддержку ЕС в разделении восточного направления ЕПС.

В то же время эти намерения Польши были реализованы и отражены в совместном польско-шведском предложении «Восточное партнерство» от 23 мая 2008 года. Оно было представлено и одобрено на заседании Совета общей политики ЕС. и Совет по международным отношениям 26 мая 2008 г. в Брюсселе и стал флагманской инициативой всего ЕС. 26 мая 2008 г. во время встречи министров иностранных дел ЕС в Брюсселе Польша и Швеция представили совместное предложение по углублению восточной политики ЕС, известной как Восточное партнерство ЕС (ЕС). Инициатива СП адресована шести странам: прямым адресатам - Украине, Молдове, Грузии, Азербайджану и Армении, а также техническому и экспертному сотрудничеству с Беларусью. СП - это набор определенных инструментов, которые не гарантируют перспектив членства в ЕС. В то же время с помощью этого инструментария он дает возможность открыть каналы ЕС для реализации интеграционных проектов в определенных странах. По мнению многих политиков и исследователей, СП может стать полезным механизмом, который ускорит политическую и экономическую модернизацию восточных партнеров [8]. Таким образом, с момента вступления Польши в ЕС отношения наполнились новым содержанием, а ее роль как юриста и лоббиста европейской интеграции и евроатлантического курса Украины усилилась. Это проявилось, с одной стороны, в поддержке идей Украины, а с другой - в разработке и реализации конкретной программы сотрудничества ЕС с Восточной Европой. В первую очередь, речь идет о программе добрососедства и особенно о проекте «Восточное партнерство». Это польско-шведская инициатива, направленная на реальное ускорение процесса присоединения Украины (наряду с другими странами Восточной Европы) к интеграции в ЕС.

Польша была энергичным сторонником Украины в бурный период Евромайдана и Крымского кризиса 2014 года. Польское правительство проводит кампанию за Украину в Европейском Союзе и поддерживает санкции против России за ее действия на Украине. Польша заявила, что никогда не признает аннексию Крыма Россией. В 2014 году бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский утверждал, что в 2008 году президент России Владимир Путин предложил тогдашнему премьер-министру Польши Дональду Туску раздел Украины между Польшей и Россией. Позднее Сикорский заявил, что некоторые слова были истолкованы чрезмерно, и что Польша не участвовала в аннексиях. Особенно в этот период Польша приняла большое количество украинских беженцев.

2015 – настоящее время

Различные интерпретации горьких событий, связанных с поляками и украинцами во время Второй мировой войны, привели к резкому ухудшению отношений между народами с 2015 года.

Исторический вопросы, касающиеся украинская повстанческая армия (УПА) и их резня поляков на Волыни и Восточной Галичине остается спорной темой. Украинские законы о памяти (украинские законы о декоммунизации ), принятые в 2015 году в честь УПА, связанных с ней организаций и ее членов, подверглись критике в Польше. В свою очередь, в июле 2016 года Сейм Польши принял постановление партии Право и справедливость, объявив 11 июля Национальным днем ​​памяти жертв геноцида, отметив, что более 100000 польских граждан были убиты во время скоординированная атака УПА. Президент Украины Петр Порошенко выразил сожаление по поводу этого решения, заявив, что оно может привести к «политическим спекуляциям». В ответ на это украинский депутат разработал постановление, провозгласившее 24 марта «Днем памяти жертв геноцида польского государства против украинцев в 1919-1951 годах». Маршал польского Сената Станислав Карчевский осудил ходатайство.

В 2016 году Польским институтом прошел специальный показ польского фильма Волынь >в Киеве для украинских депутатов был отложен из-за опасений, что это может нарушить общественный порядок, по рекомендации МИД Украины.

В апреле 2017 года Украинский институт национальной памяти запретил эксгумацию польских жертв в 1943 г. резни поляков на Волыни и Восточной Галиции в рамках более широкой акции по прекращению легализации польских памятных мест на Украине в ответ на демонтаж памятника воинам УПА в Грушовице, Западная Польша.

Президенты Владимир Зеленский и Анджей Дуда, 2019

Президент Польши Анджей Дуда выразил обеспокоенность с назначением на высокие украинские должности лиц, выражающих националистические антипольские взгляды. В МИД Украины заявили, что в Украине нет общих антипольских настроений.

В 2018 г. внесены изменения в статью 2а польского закона об Институте национальной памяти, которая с тех пор Обсуждение «преступлений украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничающих с Третьим германским рейхом», снова вызвало критику с украинской стороны. В Украине поправку назвали «Законом против бандеровцев ».

В августе 2019 года президент Владимир Зеленский пообещал снять мораторий на эксгумацию польских месс. захоронения в Украине после того, как предыдущее украинское правительство запретило польской стороне проводить эксгумацию польских жертв устроенных УПА резни на Волыни.

28 июля 2020 года Польша, Украина и Литва вступили в новый формат международного сотрудничества известный как «Люблинский треугольник ». Он был подписан в городе Люблине на востоке Польши министрами иностранных дел Польши, Украины и Литвы: Яцек Чапутович, Дмитрий Кулеба и Линас Линкявичюс соответственно. Министр иностранных дел Украины заявил, что новый формат «станет важным элементом в развитии и укреплении Центральной Европы, но также и в укреплении Украины как полноправного члена европейской и евроатлантической семьи». Сотрудничество будет касаться не только оборонных вопросов, но также будет включать развитие экономического сотрудничества, торговли и туризма между тремя странами. Совместная декларация о создании Люблинского треугольника подчеркнула важность активизации сотрудничества между EU, НАТО и Восточным партнерством и уделением особого внимания развитию тройки. Seas Initiative.

Постоянные дипломатические миссии

.

См. Также
Список литературы
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:35:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте