Pli selon pli

редактировать

Pli selon pli
Portrait de Mallarmé
Композиция для голоса и оркестра Пьера Булеза
Pierre Boulez (1968).jpg Композитор в 1968 году
АнглийскийСкладной
ТекстСонеты Автор Стефан Малларме
ЯзыкФранцузский
Выполнено1960 (1960): Баден-Баден
Движения5
Озвучивание

Pli selon pli (Сложить за сгибом) классическая музыка французского композитора Пьера Булеза. Он носит подзаголовок «Портрет Малларме» («Портрет Малларме»). Он написан для сольного сопрано и оркестра и использует тексты трех сонетов французского символиста поэта Стефана Малларме и отдельные строчки из двух других его стихотворений. Более часа - это самая длинная работа Булеза.

Содержание
  • 1 Движения и стихи
  • 2 Концепция и композиция
  • 3 Музыка
  • 4 История выступлений
  • 5 Прием
  • 6 Записи
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Движения и стихи

Композиция состоит из пяти частей, в первой и последней части используется строка из стихотворения Малларме, а в трех средних частях используется весь текст сонета Малларме. Движения и связанные с ними стихотворения:

  1. Дон - "Don du poème"
  2. Импровизация I sur Mallarmé - "Le vierge, le vivace et le bel aujourd'hui"
  3. Импровизация II sur Mallarmé - «Une dentelle s'abolit»
  4. Импровизация III sur Mallarmé - «A la nue accablante tu»
  5. Tombeau - одноименная поэма

Название взято из еще одно стихотворение Малларме, «Remémoration d'amis belges», в котором поэт описывает, как постепенно исчезает туман, покрывающий город Брюгге :

Comme furtive d'elle et visible je sens
Que se dévêt pli selon pli la pierre veuve
(«Я ощущаю, как будто невидимым и видимым,
Складку за складкой овдовевший камень раздевается»)

Булез сказал: «Итак, сгиб за сгибом, по мере развития пяти движений, раскрывается портрет Малларме».

Булез использует пять стихотворений Малларме в хронологическом порядке, начиная с раннего «Дон дю поэм» 1865 года. в первой части и продолжая до позднего «Томбо» 1897 г. в послед. Таким образом, произведение представляет жизнь Малларме и завершается словом «морт» (смерть), единственным ясно понятным словом последней части. В первой части используется только первая строка «Don du poème», а в последней части - только последняя строка «Tombeau». Описывая настройку этих текстов, критик писал, что в первой и последней частях «голос почти не присутствует - хотя и значим, когда он есть», и что голос «функционирует [-я] как инструментальный тембр сам по себе». О работе в целом написал: «Идея« установки »текста, однако, в общепринятом смысле, здесь не принята. Скорее, сопрано является неотъемлемой частью инструментальной ткани и лишь изредка являются конкретными словами или фразами. «иллюстрировано» музыкально в традиционной манере ».

Концепция и композиция

Булез написал Импровизации I и II для сопрано и ансамбля ударных в 1957 году. В 1959 году он написал Импровизацию III для сопрано, инструментальный ансамбль и большая группа ударных, а также Tombeau для сопрано и большого оркестра. В 1960 году он закончил «Дон» в версии для сопрано и фортепиано. В 1962 году он переделал это движение для сопрано и оркестра, а также переделал «Импровизацию I», завершив произведение в его первоначальном виде.

Так же, как и со многими своими композициями, Булез вернулся к работе и переработал ее. В 1980-х он переписал Дона и переработал «Импровизацию III». В обоих случаях Булез убрал некоторую гибкость, которую он ранее позволял исполнителям определять порядок воспроизведения частей этих движений.

Импровизация II противопоставляет «три разных типа звуков: фиксированный тон, частично измененный и без тонального (« шум »)».

Музыка

Пьеса имеет относительно простую крупномасштабную динамическую форму: внешние части написаны для больших ансамблей, вторая и четвертая части - для небольших групп, а в центральной третьей части используются всего десять инструменталистов и сопрано. Общая динамика наиболее громкая в начале и в конце работы и самая тихая в середине. Первая часть открывается громким звуком, который сразу же затихает, а последняя закрывается быстрым крещендо. Фактически, последнее движение «поглощается огромным и монолитным крещендо, которое медленно и неуклонно приобретает текстурную и контрапунктическую сложность по мере своего развертывания, прежде чем прерваться примерно через пятнадцать минут: это монолитная неумолимость его развертывания на столь обширном отрезке времени. это делает опыт Томбо таким захватывающим ».

Симметричная структура произведения легко проявляется не только в его динамике, но и в использовании фрагментов в начальной и заключительной частях и в расположении инструментов. Работа открывается и закрывается одним и тем же аккордом.

В композицию также включены примеры тональной живописи, как в первой части, где «туман и парящая характеристика тумана предполагаются длинными мягкий перекат подвешенных тарелок, который лежит в основе большей части движения, внезапное движение более плотных зарослей тумана под порывом ветра за счет добавления других рулонов к подвешенному рулону тарелок ".

По словам одного критика," [ Работы Булеза] населяют свой особый звуковой мир ". В Pli selon Pli он группирует инструменты нетипичным образом. Например, «Обычная секция струн не используется для лирических кантабельных мелодий, а скорее для звуков, таких как тремоло, пиццикати и других квази-перкуссионных эффектов». Иногда «к двум роялям добавляются три арфы, мандолина и гитара, чтобы сформировать струнную группу для щипковых / ударных струн». Колокола используются, чтобы избежать какой-либо ассоциации с религиозной церемонией. Вместо этого «их сочетание с другими металлическими перкуссиями создает уникальную звучность, весьма свойственную самой себе». Он описал оркестровку как «необычайно изобретательную, с иногда совершенно разным тембром между одной фразой - или даже нотой - и следующей». Джон Роквелл признал как новаторство произведения, так и его источники: «столь же очевидны, как и новизна этих произведений - их долги перед другими композиторами и другими культурами - экспрессионистская напряженность Шенберга, буйный рэкет китайской перкуссии, прежде всего пронзительный вольер Мессиана. Что не должно отрицать столь востребованную г-ном Булезом оригинальность. просто чтобы поместить его в контекст ».

Опубликованная партитура оригинальной версии была напечатана с некоторыми разделами черного, зеленого, синего, фиолетового и красного цветов для иллюстрации, согласно Библиотеке Пирпонта Моргана каталог выставки, «разная степень строгости, с которой различные его части должны быть реализованы в исполнении». Цвета не использовались в более поздних версиях.

История выступлений

Булез дирижировал Симфоническим оркестром радио Юго-Западной Германии (Баден-Баден) на мировой премьере Pli selon Pli. в 1960 году. По словам Джудит Криспин, сложные ритмы Pliselon Pli, которые «якобы» требуются композиционными соображениями, были разработаны, чтобы «продемонстрировать дирижерские навыки композитора», его «виртуозное проявление».

Морис Бежар поставил балет, используя три части: «Дон», «Импровизация III» и «Томбо».

Первое исполнение всех пяти движений в Нью-Йорке состоялось в 1978 году в Карнеги-холле Камерного ансамбля «Современный» под руководством Артура Вейсберга.

Булез иногда дирижировал частичными выступлениями. Например, он руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром в исполнении первых двух «Импровизаций» в 1974 г. и трех «Импровизаций» в 1986 г.

Прием

В В 1970 году критик, рецензирующий первую запись работы, написал, что Pliselon Pli в течение многих лет выполнял «миссию», чтобы служить «образцом« продвинутой »идиомы», и пришел к выводу, что «почва, которую он покрывает и даже ломает, хорошо подходит... как такой эмиссар ". Он писал:

Никому, кто смирился с Мессианом, эта музыка не покажется сложной: по большей части она продумана в великих брукнеровских инструментальных слоях, а вместо тематической обработки есть рифмы, ритмические каламбуры и некоторые другие. простые, если не по-Маллармеанские жесты. Прежде всего, это великолепие в высшей степени привередливого оркестрового слуха.

В 1974 году, когда Булез дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром в первых двух «Импровизациях» на одном из циклов «Ковровых концертов», который привлек особенно молодую аудиторию, публика «стояла и аплодировала» и вернула дирижера и солиста для четырех дополнительных поклонов.

В 1984 году Пол Гриффитс написал, что произведение «теперь прочно закрепилось как главный памятник это странное движение, известное как «авангард»: созданное между 1957 и 1962 годами, оно действительно является свидетельством расцвета этого движения ». Эндрю Портер сказал, что работа заслуживает ежегодного представления в Нью-Йорке. Эдвард Ротштейн назвал это «пробным камнем в послевоенной композиции».

В 1986 году New York Times критик Джон Роквелл воздержался от суждений: «как будет оценить эти партитуры, такие красочные, но столь настойчивые, самодовольно загадочные, еще предстоит выяснить », хотя однажды он написал, что композиция продемонстрировал «удивительно острое чувство цвета на слух» Булеза. В 1991 году его коллега Донал Хенахан, который долгое время враждебно относился к творчеству, использовал Pliselon Pli как образец того, что современная музыка неспособна вызвать эмоции слушателя:

Что это значит для говорите, что такое масштабное произведение, как "Pli Selon Pli" 29-летнего Булеза, становится ничтожным по сравнению почти с любой песней Шуберта или прелюдией Шопена? Не важно. Во второй половине 20 века мы требуем от наших гениев иной гениальности. Произведения г-на Булеза наиболее полезны для его слушателей, на мгновение изолируя их от человеческих чувств, которые «Erlkönig», не говоря уже о «Winterreise», может выплеснуть на поверхность. Отрывки из "Pli Selon Pli", которые г-н Булез дирижировал в Карнеги-холле, не смущали слушателя: они относились к текстам Малларме антисептически, как зубной техник в резиновых перчатках. Такого рода экспрессивно чистое искусство - вещь своего времени и, следовательно, в определенном смысле законная. Его можно назвать «великой» музыкой века в агонии.

A Граммофон обзор единственной записи окончательной версии, которую он назвал «окончательной концепцией композитора о произведении как усиленной камерной музыке. ", сказал, что" не может быть такой вещи, как продезинфицированный, пышно утешительный Pli selon Pli. Музыка остается самым продолжительным взаимодействием Булеза с модернистской эстетикой, особенно в заключительном "Tombeau", который так решительно сопротивляется этой самой преемственности и связности накопление, к которому он, кажется, стремится ". Композиция описывалась как «произведение, которое суммирует видение композитором искусства и жизни за годы до того, как он нашел свой путь к жизнеспособной электроакустической технике и более стабильному взгляду на музыкальную структуру». Другая оценка начала 21-го века назвала «возможно, величайшую партитуру» Плайселона Пли Булеза, которая «выделила особый звук, дух и способ измерения музыкального времени, которых с тех пор не придерживалась ни одна работа - ни Булез, ни кто-либо другой. не говоря уже о равных ».

Обсуждая работу в 2013 году, композитор и дирижер Маттиас Пинчер сказал:

В Pli selon pli звучность прекрасна, и они действительно также повлияли на мою собственное письмо. Благодаря удивительным металлическим звукам, которые использует Булез - арфах, перкуссии, селесте, самому чрезмерному письму для трубчатых колокольчиков, которое когда-либо слышалось в истории музыки, - он создает иллюзию поддерживающих звуков состенуто. Резонанс всех этих металлических инструментов интересовал меня с самого раннего детства. Слова Малларме... позволяют нашему воображению создавать наши собственные переживания и ассоциации... Булез берет нас за руку и ведет в этот удивительно красивый сад, и мы можем свободно ходить вокруг него в любом направлении, которое выберем... И эта работа эмоционально очень сильна, потому что это отличная музыка! Это похоже на Равель, в том, что он передает такие сильные и мощные эмоции под всеми этими слоями мысли и первозданной конструкции... Это оставляет вас полностью эмоционально разорванным, когда вы задаете вопросы - в каком мы состоянии? Как нам двигаться дальше? Мы так потрясены этим, и теперь наша очередь двигаться дальше или попробовать. Это потрясающе.

Композитор и пианист Энтони Чунг сказал: «Использование ударных инструментов в Pli selon pli, Импровизациях на Малларме, экзотическом, усиленном резонансе этого мира, оказало на меня особое влияние. "

Записи

Произведение записывалось трижды: в 1969 году с сопрано Галиной Лукомской и Симфоническим оркестром BBC ; в 1981 году с сопрано и тем же оркестром; и в 2000 году с сопрано Кристин Шефер и ансамблем InterContemporain. Булез провел все три записи. Только третья запись представляет произведение в окончательном виде. В 1983 году, сравнивая первые две записи, Пол Гриффитс отметил заметно более продолжительное время воспроизведения последней и написал: «Булез в 1969 году, похоже, был взволнован работой, которая была еще новой; в 1981 году он оглядывался назад. с любовью, конечно, но, возможно, тоже со слабым чувством сожаления. "

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Albèra, Philippe (ed.) ( 2003). Pli selon pli de Pierre Boulez. : Entretiens et études. Женева: Contrechamps Editions.
  • Харрисон, Макс (1969). «Требовательный Булез». The Times, выпуск 57658 (6 сентября): Saturday Review III, col. Д.
  • Пенчиковски, Роберт (ред.) (2010). Пьер Булез: Томбо, факсимиле предварительной партитуры и первая точная копия полной партитуры. Публикация Фонда Поля Захера. Вена: универсальное издание.
  • Сэди, Стэнли (1969). «Булез: Берлиоз нашего времени?». The Times, выпуск 57554 (8 мая): 12, col. A.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:25:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте