В философии, Платон эпистемология - теория познания, разработанная греческим философом Платоном и его последователями.
Платоновская эпистемология считает, что знание Платонических идей является врожденным, поэтому обучение - это развитие идей, заложенных глубоко в душе, часто под руководством следователя, похожего на акушерку. В нескольких диалогах Платона персонаж Сократ представляет точку зрения, согласно которой каждая душа существовала до рождения с формой добра и совершенным знанием идей. Таким образом, когда Идея «усваивается», она фактически просто «вспоминается».
Платон проводил резкое различие между знанием, которое является достоверным, и просто истинным мнением, что не совсем точно. Мнения берут начало в меняющемся мире ощущений; знание происходит из мира вневременных форм или сущностей. В Республика эти концепции были проиллюстрированы с помощью метафоры солнца, аналогии разделенной линии и аллегории пещеры.
Платоновская доктрина воспоминания или анамнез - это идея о том, что мы рождены со всеми знаниями и реализация этого знания зависит от его открытия. Следует ли понимать эту доктрину буквально или нет - предмет споров. Душа заперта в теле. Душа когда-то жила в «Реальности», но попала в ловушку тела. Когда-то он все знал, но забыл. Цель Воспоминания - вернуться к истинному Знанию. Для этого нужно преодолеть тело. Это учение подразумевает, что ничему никогда не учат, это просто вспоминают или вспоминают. Короче говоря, он говорит, что все, что мы знаем, уже загружено заранее при рождении, и наши чувства позволяют нам идентифицировать и распознавать стратифицированную информацию в нашем уме.
В «Республике» (507b-509c) Сократ Платона использует солнце как метафору для источника «интеллектуального озарения», которое он считал Формой Хороший. Метафора касается природы высшей реальности и того, как мы ее познаем. Все начинается с глаза, который, по словам Сократа, необычен среди органов чувств, поскольку для работы ему требуется среда, а именно свет. Самый сильный и лучший источник света - солнце; с его помощью мы можем ясно различать объекты. Аналогично для понятных объектов Форма Блага необходима для понимания любой конкретной вещи. Таким образом, если мы попытаемся понять, почему вещи такие, какие они есть, и какие общие категории можно использовать для понимания различных деталей вокруг нас, без ссылки на какие-либо формы (универсалии), мы полностью потерпим неудачу. Напротив, «область, где сияют истина и реальность» - это не что иное, как мир форм Платона, освещенный высшей из форм, миром Добра.
В «Республике Платона», Книга VI, разделенная линия состоит из двух частей, которые представляют понятный мир и меньший видимый мир. Каждая из этих двух частей разделена, сегменты умопостигаемого мира представляют высшие и низшие формы, а сегменты видимого мира представляют обычные видимые объекты и их тени, отражения и другие представления. Отрезки линии не равны, и их длина представляет «их сравнительную ясность и неясность» и их сравнительную «реальность и истину», а также то, есть ли у нас знания или вместо этого просто мнение об объектах.
В своем известнейшем диалоге Республика, Платон провел аналогию между человеческими ощущениями и тенями, которые проходят вдоль стены пещеры - аллегория, известная как аллегория Платона о пещере.
Наряду с этими другими аллегориями, платоновский миф о возничьем (Федр 245c-257b), безусловно, также заслуживает упоминания. Восхождение разума к небесным и транс-небесным мирам сравнивается с возничим и колесницей, запряженной двумя крылатыми конями, одним темным и одним белым. Образно представлена знаменитая платоновская трехчастная модель души: возничий олицетворяет разум, или интеллект, темную лошадку - страсти, а белая лошадь - вспыльчивую природу. Только приручив и управляя двумя лошадьми, возничий может подняться на небеса и насладиться пиршеством божественного знания. Ключевые эпистемологические особенности мифа о возничьем: (1) акцент, как и в пещерной аллегории, на истинном знании как восхождении (2) и необходимость укротить свою страстную природу для получения истинного знания.
Хороший пример того, как Платон представляет обретение знания, содержится в «Лестнице любви». В «Симпозиуме» (210a-211b) Сократ Платона цитирует жрицу Диотиму как определяющую «любовника» как человека, а любит как желание чего-то, чего у человека нет. Согласно этой лестничной модели любви, любовник переходит от ступени к ступени от самой низменной любви к чистой форме любви следующим образом:
Знание, касающееся этого. другие вещи аналогичным образом достигаются путем перехода от базовой реальности (или тени) искомой вещи (красного, высокого, худого, острого и т. д.) к конечной форме искомой вещи или искомой вещи. Такие шаги следуют той же схеме, что и метафора Платона о солнце, его аллегория пещеры и его разделенная линия; прогресс приближает человека к реальности, поскольку каждый шаг объясняет относительную реальность прошлого.