План Z

редактировать

План Z - так называлось запланированное переоборудование и расширение Кригсмарине ( Германский флот) приказал Адольф Гитлер в начале 1939 года. Флот должен был бросить вызов военно-морской мощи Соединенного Королевства и должен был быть завершен к 1948 году. Началась разработка плана в 1938 году, но он отразил эволюцию стратегического мышления Oberkommando der Marine (военно-морское командование) в течение двух десятилетий после Первой мировой войны. План предусматривал создание флота, состоящего из десяти линкоров и четырех авианосцев, которые должны были сражаться с Королевским флотом. Эти силы будут дополнены многочисленными крейсерами дальнего действия, которые будут атаковать британские корабли. Также предусматривалось относительно небольшое количество подводных лодок.

Когда Вторая мировая война разразилась в сентябре 1939 года, на новых кораблях, заказанных в соответствии с Планом Z, почти не велось никаких работ. Необходимость перенести производственные мощности на более неотложные требования вынудила Кригсмарине отказаться от программы строительства, и только несколько крупных кораблей - все они были заказаны до Плана Z - были построены во время войны. Тем не менее, план все же оказал значительное влияние на ход Второй мировой войны, поскольку к началу войны было построено всего несколько десятков подводных лодок. Флот адмирала Карла Дёница достиг только 300 подводных лодок, которые он считал необходимыми для победы в торговой войне против Британии в 1943 году, к тому времени его войска были окончательно разбиты.

Содержание
  • 1 Военно-морское строительство в соответствии с Версальским договором
  • 2 Принципы работы
  • 3 План
  • 4 Влияние на Вторую мировую войну
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Далее чтение
Военно-морское строительство в соответствии с Версальским договором
Эмден, первый крупный военный корабль, построенный после Первой мировой войны

После окончания Первой мировой войны вооруженные силы Германии стали подчиняться к ограничениям Версальского договора. Для новой Reichsmarine это означало, что она была ограничена шестью линкорами до дредноута, шестью старыми легкими крейсерами, 12 эсминцами и 12 торпедные катера. Еще два дредноута, два крейсера и четыре эсминца и торпедные катера каждый можно было оставить в резерве. Первым крупным кораблем, построенным после войны, был легкий крейсер Emden в начале 1920-х годов. Затем последовали еще три легких крейсера типа Königsberg : Königsberg, Karlsruhe и Köln и еще два корабля, были модифицированными версиями классов Кенигсберг, Лейпциг и Нюрнберг. В то же время немцы создали фиктивную корпорацию, NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS) в Нидерландах для тайного продолжения разработки подводных лодок. Это было нарушением статьи 191 Версальского договора, которая запрещала Германии владеть или строить подводные лодки для любых целей. IvS построил несколько подводных лодок для иностранных военно-морских сил, в том числе турецкую Gür, которая послужила основой для подводной лодки типа I, и финскую Vesikko, которая была прототип подводной лодки типа II.

Договор также предусматривал, что Германия может заменить свои линкоры до дредноута по достижении им двадцатилетнего возраста, но новые суда могут вытеснить не более 10,000 длинных тонн (10,000 т ). В ответ на эти ограничения немцы попытались построить мощный тяжелый крейсер, классифицированный как panzerschiff (бронированный корабль), который превосходил новые тяжелые крейсеры, построенные Великобританией и Францией. В то время как британские и французские тяжелые крейсеры были связаны Вашингтонским военно-морским договором (и последующим Лондонским военно-морским договором ) до калибра 20,3 см (8,0 дюйма) на водоизмещением 10 000 тонн немцы решили вооружить Deutschland шестью 28-см (11 дюймов) орудиями. Немцы надеялись, что, построив корабль, значительно более мощный, чем у союзников, они смогут вынудить союзников принять Германию в систему Вашингтонского договора в обмен на отмену Германии, тем самым отменив морские ограничения, наложенные Версалем. Французы категорически возражали против каких-либо уступок Германии, и поэтому были построены Deutschland и еще два подразделения - адмирал Шеер и адмирал Граф Шпее.

В 1932 г. Рейхсмарине обеспечила прохождение Schiffbauersatzplan («Программа строительства новых кораблей») через Рейхстаг. Программа предусматривала два отдельных этапа производства: первый - с 1930 по 1936 год, а второй - с 1936 по 1943 год. Последний этап был тайно предназначен для выхода из Версальских ограничений. В следующем году Адольф Гитлер стал канцлером Германии. Он в одностороннем порядке снял ограничения Версальского договора и начал систематическое восстановление вооруженных сил. Престиж, принесенный Panzerschiffe, привел к заказу двух улучшенных судов класса D. Эти корабли были отменены и переупорядочены как линкоры Scharnhorst и Gneisenau, которые были 32000-тонными (33000-тонными) кораблями, вооруженными девятью 28-сантиметровыми орудиями и гораздо большей броневой защитой, чем их предшественники. В 1935 году Гитлер подписал англо-германское военно-морское соглашение, которое разрешало Германии наращивать до 35 процентов численности Королевского флота во всех категориях военных кораблей. Первоначальные проекты двух последующих кораблей - класса Bismarck - изначально предусматривали водоизмещение 35000 длинных тонн (36000 тонн) с 13-дюймовыми (330-мм) орудиями, но для противодействия двум новым французским Линкоры класса Richelieu, новые корабли были значительно увеличены до водоизмещения более 41000 длинных тонн (42000 т) и 15 дюймов (380 мм) орудий.

Принципы работы
Эрих Рэдер, командующий Кригсмарине

Послевоенный немецкий флот был в разногласиях по поводу того, в каком направлении должно развиваться строительство. В сентябре 1920 г. Контерадмирал (Контр-адмирал) Уильям Михаэлис издал меморандум, в котором излагались цели новой Рейхсмарине; в этих целях упор делался на береговую оборону, а не на значительное расширение. Немецкая армия рассматривала Польшу как главного будущего врага, а флот предполагал, что в конфликте с Польшей Франция поддержит Польшу. Таким образом, французский флот был бы наиболее вероятным противником для Reichsmarine; Ожидалось, что Британия останется нейтральной в таком конфликте. Строительство военных кораблей до середины 1930-х годов было в первую очередь направлено против предполагаемой французской угрозы. Любые гипотетические подводные лодки, как правило, будут поддерживать основной флот, а не предпринимать коммерческие набеги, и любые набеги будут осуществляться строго в соответствии с правилами крейсера. Эта точка зрения оставалась устоявшейся ортодоксией до середины 1930-х годов, когда тогда - Kapitän zur See (капитан в море) Карл Дёниц пришел командовать подводной лодкой. Дёниц выступал за возврат к неограниченной подводной войне и принятие тактики волчьей стаи для подавления обороны конвоев.

В 1920-х годах возник вопрос, что делать с крейсера, которые предположительно будут за границей в учебных походах, когда разразится война. Высшее командование решило, что они должны действовать как независимые коммерческие рейдеры. Когда Визеадмирал (вице-адмирал) Эрих Редер стал главой Рейхсмарине в 1928 году, он полностью поддержал концепцию дальних надводных рейдеров. Во многом это произошло из-за его службы в Первой мировой войне в качестве начальника штаба визеадмирала Франца фон Хиппера, где он видел, как флот бессилен из-за сокрушительного превосходства британского флота. К 1938 году агрессивная внешняя политика Гитлера сделала конфликт с Великобританией все более вероятным. Он приказал ускорить завершение строительства Бисмарк и Тирпиц вместе с шестью новыми линкорами H-класса, которые еще не были заложены. Эти восемь линкоров составят ядро ​​нового боевого флота, способного противостоять британскому королевскому флоту. Гитлер, тем не менее, заверил Редера, что война начнется не раньше 1948 года.

Между тем Редер считал, что Британию легче победить, используя стратегию наземных рейдеров, которую он предпочитал. Первоначальная версия его плана была основана на предположении, что флот должен быть сосредоточен на танках, дальнобойных крейсерах и подводных лодках для нападения на британскую торговлю. Эти силы ограничат британскую военно-морскую мощь и позволят меньшему количеству линкоров действовать в Северном море. Этот первый проект назывался «План X»; Урезанная редакция была переименована в План Y, и окончательная версия, представленная Гитлеру, была Планом Z. Гитлер отклонил предложенный план строительства Редера, что привело к более сбалансированному флоту, включающему линкоры, которые искал Гитлер, и был принят 1 марта 1939 года. планировал использовать линкоры и авианосцы в оперативных группах для поддержки танков и легких крейсеров, атакующих британские торговые суда.

План
Граф Цеппелин при спуске на воду

План, одобренный Гитлером потребовал создания надводного флота, состоящего из следующих судов, включая все новые корабли, построенные в 1920-х и 1930-х годах:

ТипПрогнозируемыйЗавершенный
Линкоры104
Линейные крейсеры30
Авианосцы40
Panzerschiffe153
Тяжелые крейсеры53
Легкие крейсеры136
Крейсеры разведчиков220
Эсминцы6830
Торпедные катера9036
Всего23082

Эти цифры включают В него вошли четыре уже построенных или строящихся линкора типа «Шарнхорст» и «Бисмарк», три танковых корабля типа «Дойчланд» и шесть легких крейсеров, уже находящихся в эксплуатации. Чтобы завершить ядро ​​флота Plan Z, шесть линкоров класса H, три линейных крейсера класса O, двенадцать panzerschiffe класса P и два самолета класса Graf Zeppelin. Авианосцы с еще двумя новой конструкцией должны были быть построены. Пять кораблей класса Admiral Hipper соответствовали требованиям для тяжелых крейсеров, а класса M для легких крейсеров соответствовали требованиям для легких крейсеров. Дизайн Spähkreuzer 1938 станет основой для разведчиков флота, заказанных в рамках программы. 27 июля 1939 года Редер пересмотрел план отмены всех двенадцати Panzerschiffe класса P.

За короткое время от введения плана Z до начала войны с Соединенным Королевством 3 сентября только два из крупных кораблей плана была заложена пара линкоров класса H ; Материал для остальных четырех кораблей начал собираться в рамках подготовки к постройке, но никаких работ не проводилось. В то время компоненты трех линейных крейсеров находились в производстве, но их кили еще не были заложены. Два крейсера класса М были заложены, но в конце сентября их тоже списали. Работа над Graf Zeppelin была окончательно прекращена в 1943 году, когда Гитлер окончательно покинул надводный флот после разгрома Битвы за Баренцево море.

Влияние на Вторую мировую войну
U-36, Тип VII Подводная лодка

Поскольку план был отменен менее чем через год после его утверждения, положительное влияние на немецкое военно-морское строительство было минимальным. Все корабли, санкционированные планом, были списаны после начала войны, и только несколько крупных надводных кораблей были завершены до завершения плана во время конфликта. Сюда входили «Бисмарк» и «Тирпиц», а также тяжелые крейсеры Blücher и Prinz Eugen. Без шести линкоров класса H или четырех авианосцев Кригсмарине снова не смогло встретиться с Королевским флотом на равных.

Большинство тяжелых кораблей Кригсмарине использовались в качестве торговых рейдеров в начале годы войны. Два Panzerschiffe, Deutschland и Graf Spee, уже были в море в момент начала войны; первая не достигла большого успеха, а вторая в конечном итоге оказалась в ловушке и вынуждена бежать после битвы у реки Плейт в декабре 1939 года. С октября 1940 года по март 1941 года адмирал Шеер совершил собственную рейдовую операцию и захватил или потопил семнадцать кораблей, что сделало его самым успешным из немецких крупных кораблей надводных рейдеров за всю войну. Шарнхорст и Гнейзенау провели операцию Берлин, крупный вылет в Атлантику в начале 1941 года. Бисмарк и Принц Ойген отправились в последнюю атлантическую рейдовую миссию, операцию Rheinübung, в мае 1941 года. Бисмарк затонул. британский линейный крейсер HMS Hood, но сам был потоплен тремя днями позже. Потеря Бисмарка заставила Гитлера запретить дальнейшие вылазки в Атлантику; остальные крупные корабли были сосредоточены в Норвегии для использования в качестве флота в и для угрозы конвоям в Советский Союз на Мурманском пути.

Несмотря на то, что Plan Z не производил новых боевых кораблей ко времени Второй мировой войны, план отражал стратегическое мышление Oberkommando der Marine (OKM - «Военно-морское командование») в то время. Важнее всего то, что ОКМ отдавало предпочтение надводным кораблям над подводными лодками, которые Деницу потребовались для его подводной кампании в Северной Атлантике, в результате чего в начале войны у него оставалось лишь несколько подводных лодок. Два линкора типа «Шарнхорст» стоят около 150 миллионов рейхсмарок каждый, а два корабля класса «Бисмарк» стоят почти 250 миллионов рейхсмарок каждый; за эту сумму немцы могли построить более сотни дополнительных подводных лодок типа VII. Переход к подводной войне окончательно не произошел до 1943 г., когда кампания была уже проиграна.

Сноски
Ссылки
  • Bercuson, David J.; Хервиг, Хольгер Х. (2003). Разрушение Бисмарка. Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 978-1-58567-397-1.
  • Бидлингмайер, Герхард (1971). "КМ Адмирал Граф Шпее". Профиль военного корабля 4. Виндзор: Профильные публикации. С. 73–96. OCLC 20229321.
  • Блэр, Клэй, мл. (1996). Война подводных лодок Гитлера: Охотники 1939–1942. Лондон: Cassell Co. ISBN 0304352608.
  • Гардинер, Роберт; Шено, Роджер (1980). Боевые корабли всего мира Конвея, 1922–1946. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-913-8.
  • Garzke, William H.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 9780870211010.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг. II: подводные лодки и противоминные суда. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9.
  • Хервиг, Холгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг. Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9.
  • Хюммельхен, Герхард (1976). Die Deutschen Seeflieger 1935–1945 (на немецком языке). Мюнхен: Леманн. ISBN 978-3-469-00306-5.
  • Палоци-Хорват, Джордж (1997). «Немецкий флот от Версаля до Гитлера». В Маклин, Дэвид; Престон, Энтони (ред.). Военный корабль 1997–1998 гг. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-722-8.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: военно-морская история Второй мировой войны. Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-59114-119-2.
  • Рёсслер, Эберхард (1981). Подводная лодка: эволюция и техническая история немецких подводных лодок. Перевод Гарольда Эренберга. Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 0304361208.
  • Шоуэлл, Джек Маллманн (1999). Справочник ВМФ Германии 1939–1945. Глостершир: Саттон Паблишинг. ISBN 978-0-7509-1556-4.
  • Сиретт, Дэвид (1994). Поражение немецких подводных лодок: Битва за Атлантику. Колумбия: Университет Южной Каролины Press. ISBN 0585336296.
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 1841765015.
Дополнительная литература
  • Брейер, Зигфрид (1996). Der Z-Plan. Wölfersheim-Berstadt, DE: Podzun Pallas Verlag. ISBN 3-7909-0535-6.
  • Хиллгрубер, Андреас (1974). «Место Англии в планах Гитлера по мировому господству». Журнал современной истории. 9 : 5–22. doi : 10.1177 / 002200947400900101.
  • Нолти, Майк (2005). "... mit Anstand zu sterben verstehen.": Flottenrüstung zwischen Tirpitzscher Tradition, Strategischer Notwendigkeit und ideologischem Kalkül 1933 - 1943. Tönning, DE: Der Andere Verlag.
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:28:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте