Афинская чума

редактировать
Эпидемия в Афинах, Греция Чума в древнем городе, Мишель Свертс, ок. 1652–1654

Афинская чума (древнегреческий : Λοιμὸς τῶν Ἀθηνῶν, Loimos tôn Athênôn) была эпидемией, опустошившей город - состояние из Афин в древней Греции во второй год (430 г. до н.э.) Пелопоннесской войны, когда победа Афин все еще казалась достижимой. Чума убила от 75 000 до 100 000 человек, около четверти населения, и, как полагают, проникла в Афины через Пирей, порт города и единственный источник продовольствия и припасов. На большей части восточного Средиземноморья также произошла вспышка болезни, хотя и с меньшими последствиями.

Чума оказала серьезное воздействие на афинское общество, что привело к несоблюдению законов и религиозных убеждений; в ответ законы стали более строгими, что привело к наказанию неграждан, утверждающих, что они афиняне. Кроме того, Перикл, вождь Афин, умер от чумы. Чума возвращалась еще дважды: в 429 г. до н.э. и зимой 427/426 г. до н.э. Было высказано предположение, что причиной чумы было около 30 патогенов.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Социальные последствия
    • 2.1 Страх перед законом
    • 2.2 Уход за больными и мертвыми
    • 2.3 Религиозные раздоры
    • 2.4 Последствия
  • 3 Симптомы
  • 4 Возможные причины
    • 4.1 Сыпной тиф
    • 4.2 Брюшной тиф
      • 4.2.1 Симптомы
      • 4.2.2 Анализ ДНК
    • 4.3 Вирусная геморрагическая лихорадка
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Предыстория

Спарта и ее союзники, за исключением Коринфа, были почти исключительно наземными державами, способными вызывать большие сухопутные армии которые были почти непобедимы. Перед лицом объединенной кампании Спарты и ее союзников на суше, начавшейся в 431 г. до н.э., афиняне под руководством Перикла проводили политику отступления в пределах городских стен Афин, полагаясь на афинское морское превосходство в снабжении, в то время как превосходящие Афинский флот преследовал передвижения спартанских войск. К сожалению, эта стратегия также привела к массовой миграции из сельской местности на Чердаке в уже густонаселенный город, что привело к перенаселенности и нехватке ресурсов. Из-за тесного проживания и плохой гигиены Афины стали рассадником болезней, и многие граждане умерли. В истории эпидемий во время войны Афинская «чума» примечательна тем, что ограничивает поражение одной стороной, а также своим влиянием на окончательный исход войны.

В своей Истории Пелопоннесской войны историк Фукидид, который присутствовал и сам заразился этой болезнью и выжил, описывает эпидемию. Он пишет о болезни, пришедшей из Эфиопии, которая прошла через Египет и Ливию в греческий мир и распространилась по всему Средиземноморью; Чума была настолько сильной и смертельной, что никто не мог вспомнить о подобной чуме, и врачи, не знающие ее природы, не только были беспомощны, но и сами умирали быстрее всех, больше всего контактировав с больными. В перенаселенных Афинах от болезни погибло около 25% населения. Вид горящих погребальных костров Афин заставил спартанцев отвести свои войска, не желая рисковать контактом с больным противником. Многие афинские пехотинцы и опытные моряки погибли. Согласно Фукидиду, только в 415 г. до н.э. Афины оправились в достаточной степени, чтобы начать крупное наступление, которое было катастрофическим.

Первое подтверждение чумы не было обнаружено до 1994-95 гг., Когда раскопки обнаружили первое массовое захоронение. После этого открытия отчеты Фукидида об этом событии, а также анализ останков были использованы, чтобы попытаться определить причину эпидемии.

Социальные последствия

Сообщения об афинской чуме графически описывают социальные последствия эпидемии. Рассказ Фукидида ясно описывает полное исчезновение социальной морали во время чумы:

... катастрофа была настолько огромной, что люди, не зная, что произойдет рядом с ними, стали безразличными ко всем правилам религии или закона. »

— Фукидид, История Пелопоннесской войны

Воспринимаемое влияние афинской чумы на коллективное социальное и религиозное поведение перекликается с рассказами о средневековой пандемии, наиболее известной как Черная смерть, хотя ученые оспаривают ее объективную достоверность в обоих случаях, ссылаясь на историческую связь между эпидемическим заболеванием и необоснованной моральной паникой, граничащей с истерией.

Страх перед закон

Фукидид утверждает, что люди перестали бояться закона, так как они чувствовали, что уже живут под смертным приговором. Точно так же люди стали тратить деньги без разбора. Многие считали, что они не проживут достаточно долго, чтобы пользоваться плодами мудрых вложений, в то время как некоторые из бедняков неожиданно разбогатели, унаследовав собственность своих родственников. Также зафиксировано, что люди отказывались вести себя достойно, потому что большинство из них не рассчитывали прожить достаточно долго, чтобы иметь хорошую репутацию.

Уход за больными и мертвыми

Α реконструированный внешний вид Миртис, 11-летняя девочка, которая умерла во время чумы в Афинах и чей скелет был найден в братской могиле Керамейкос, Национальный археологический музей Афин

Другой причиной отсутствия достойного поведения было то, что явная заразность болезни. Те, кто ухаживал за больными, были наиболее уязвимы для заражения. Это означало, что многие люди умерли в одиночестве, потому что никто не хотел рисковать, заботясь о них. Мертвых складывали друг на друга, оставляли гнить или бросали в братские могилы. Иногда те, кто нес мертвецов, наталкивались на уже горящий погребальный костер, бросали на него новое тело и уходили. Другие присвоили подготовленные костры, чтобы иметь достаточно топлива для кремации своих мертвых. У тех, кому посчастливилось пережить чуму, выработался иммунитет, и они стали главными опекунами тех, кто позже заболел.

Братская могила и почти 1000 гробниц, датируемых между 430 и 426 годами до нашей эры, были найдены недалеко от Афин. 'древнее кладбище Керамейкос. Братскую могилу окаймляла невысокая стена, которая, кажется, защищала кладбище от заболоченной земли. В этой могиле в форме шахты, раскопанной в 1994–1995 годах, могло быть всего 240 человек, по крайней мере, десять из них - дети. Скелеты в могилах были размещены случайным образом, без слоев почвы между ними.

Экскаватор Эфи Базиотопулу-Валавани из Третьей Эфореи (Управление) древностей сообщил, что «братская могила не носила монументального характера. Найденные нами подношения представляли собой обычные, даже дешевые захоронения. сосуды; черненые, несколько небольших краснокнижных, а также белые lekythoi (фляги с маслом) второй половины V в. до н.э. Тела были помещены в яму в течение одного-двух дней.. Эти [факторы] указывают на массовые захоронения в состоянии паники, вполне возможно, из-за чумы ».

В это время беженцы из Пелопоннесской войны иммигрировали в пределах Длинных стен Афин, раздувая население как афинского полиса, так и порта Пирей. За это время население увеличилось втрое, увеличив вероятность заражения и ухудшение гигиены.

Религиозная рознь

Чума также вызвала религиозную неуверенность и сомнения. Поскольку болезнь поражала безотносительно к благочестию человека к богам, люди чувствовали себя брошенными богами, и казалось, что поклоняться им бесполезно. Сами храмы были местами огромного страдания, поскольку беженцы из афинской сельской местности были вынуждены искать жилье в храмах. Вскоре священные постройки были заполнены мертвыми и умирающими. Афиняне указали на чуму как на доказательство того, что боги благоволили к Спарте, и это было подтверждено оракулом, что Аполлон сам (бог болезней и медицины) будет сражаться за Спарту, если они будут сражаться изо всех сил. Более ранний оракул предупреждал, что «придет дорийская [спартанская] война и принесет с собой чуму».

Фукидид скептически относится к этим выводам и считает, что люди просто были суеверны. Он полагается на преобладающую в то время медицинскую теорию теорию Гиппократа и стремится собирать доказательства посредством прямого наблюдения. Он заметил, что птицы и животные, питавшиеся падалью, исчезли, хотя он оставляет открытым вопрос, умерли ли они после того, как съели трупы, или отказались есть их и были изгнаны:

Все птицы и звери, которые охотятся на человеческие тела, либо воздерживаются от прикосновения к ним (хотя многие из них лежат непогребенными), либо умирают, попробовав их. В доказательство этого было замечено, что такие птицы действительно исчезли; они не были связаны с телами, и их вообще не было видно.

Последствия

Чума была непредвиденным событием, которое привело к одной из крупнейших зарегистрированных потерь жизни в Древней Греции, а также к поломке афинского общества. Баланс сил между гражданами изменился из-за того, что многие из богатых умирали, а их состояния унаследовали оставшиеся родственники из низшего класса. По словам Фукидида, те, кто заболели и выжили, больше всего сочувствовали другим страждущим: полагая, что они больше не могут поддаться никаким болезням, некоторые выжившие предложили помощь с оставшимися больными. Чума также способствовала общей потере Афинами власти и способности расширяться. Многие из оставшихся афинян оказались метиками, которые подделали свои документы или подкупили чиновников, чтобы скрыть свой первоначальный статус. Некоторые из этих людей были обращены в рабов после того, как их поймали. Это привело к более строгим законам, определяющим, кто может стать афинским гражданином, уменьшив как их количество потенциальных солдат, так и объем политической власти, но также уменьшилось обращение и права метиков в Афинах.

Чума нанесла огромный ущерб в Афины через два года после начала Пелопоннесской войны, от которой он так и не оправился. Их политическая сила ослабла, а моральный дух среди их армий, а также среди граждан значительно упал. Затем Афины потерпят поражение от Спарты и упадут из-под стражи в Древней Греции.

Симптомы

Согласно Фукидиду, Афинской чуме, болезнь началась с проявления симптомов в голове, когда она распространилась по всему телу. Он также подробно описывает симптомы, которые испытали жертвы чумы.

  • Лихорадка
  • Покраснение и воспаление в глазах
  • Боль в горле, приводящая к кровотечению и неприятному запаху изо рта
  • Чихание
  • Потеря голоса
  • Кашель
  • Рвота
  • Пустулы и язвы на теле
  • Сильная жажда
  • Бессонница
  • Диарея

Возможные причины

Историки давно пытались определить болезнь, стоящую за Афинской чумой. Заболевание традиционно считалось вспышкой бубонной чумы во многих ее формах, но пересмотр описанных симптомов и эпидемиологии побудил ученых выдвинуть альтернативные объяснения. К ним относятся сыпной тиф, оспа, корь и синдром токсического шока. Основываясь на поразительном описательном сходстве с недавними вспышками в Африке, а также на том факте, что афинская чума, очевидно, пришла из Африки (как записал Фукидид), Эбола или связанная с ней вирусная геморрагическая лихорадка

Учитывая возможность того, что профили известной болезни могли со временем измениться или что чума была вызвана болезнью, которой больше не существует, точная природа афинской чумы может никогда не быть известна. Кроме того, скопление людей, вызванное притоком беженцев в город, привело к нехватке продовольствия и воды и, вероятно, пропорционально увеличилось количество насекомых, вшей, крыс и отходов. Эти условия могли вызвать более чем одно эпидемическое заболевание во время вспышки.

Тиф

В январе 1999 года Университет Мэриленда посвятил свою пятую ежегодную медицинскую конференцию, посвященную печально известные истории болезни, до Афинской чумы. Они пришли к выводу, что греки убили тиф. «Эпидемический сыпной тиф - лучшее объяснение», - сказал доктор Дэвид Дюрак, профессор медицины в Университете Дьюка. «Сильнее всего он поражает во время войны и лишений, у него около 20% смертности, он убивает жертву примерно через семь дней, а иногда вызывает поразительное осложнение: гангрену на кончиках пальцев рук и ног. Афинская чума имела все эти функции ". В случаях тифа прогрессирующее обезвоживание, истощение и сердечно-сосудистый коллапс в конечном итоге приводят к смерти пациента.

Это медицинское заключение подтверждается мнением А. В. Гомм, написавший подробное аннотированное издание Фукидида и также считавший, что причиной эпидемии был тиф. Это мнение выражено в его монументальном труде «Исторические комментарии к Фукидиду», завершенному после смерти Гомма А. Эндрюсом и К. Дж. Дувером. Ангелос Влахос (Άγγελος Βλάχος), член Афинской академии и дипломат, в своих «Замечаниях о Фукидиде» (Παρατηρήσεις στο Θουκυδίδη, [1992] I: 177–178) признает и поддерживает мнение Гом Гомма: в целом допустимо, чтобы это был тиф »(« Σ "μερα, όπως γράφει ο Gomme, έχει γίνει από όλους παραδεκτό ότι ήταν τύφος »). Эта теория также нашла подтверждение в недавнем исследовании чумы греческими эпидемиологами.

Брюшной тиф

Симптомы

Симптомы, обычно связанные с брюшным тифом, напоминают описание Фукидида. К ним относятся:

Некоторые характеристики брюшного тифа явно расходятся с описанием Фукидида. Животные-падальщики не умирают от заражения брюшным тифом, начало лихорадки при брюшном тифе обычно медленное и незаметное, а брюшной тиф обычно убивает на более позднем этапе развития болезни. Поскольку брюшной тиф чаще всего передается из-за плохих гигиенических привычек и условий общественной санитарии в густонаселенных городских районах, это маловероятная причина возникновения чумы в менее урбанизированной Африке, как сообщает Фукидид.

Анализ ДНК

А 2 005 ДНК исследование пульпы зуба из зубов, извлеченных из древнегреческой могильной ямы, проведенное ортодонтом доктором Манолисом Папагригоракисом из Афинского университета, обнаружило последовательности ДНК, похожие на последовательности ДНК Salmonella enterica (С. enterica), организм, вызывающий брюшной тиф.

Вторая группа исследователей, включая американского эволюционного молекулярного биолога Dr. Бет Шапиро из Калифорнийского университета в Санта-Круз оспорила выводы команды Папагригоракиса, сославшись на то, что они считают серьезными методологическими недостатками. В письме в International Journal of Infectious Diseases Шапиро и др. заявил, что «хотя этот анализ ДНК подтверждает, что последовательность Афин, возможно, является сальмонеллой, он ясно демонстрирует, что это не брюшной тиф».

Метод, использованный командой Папагригоракиса (ПЦР ), показал сам по себе подвержен ложноположительным результатам, вызванным загрязнением, а место захоронения источника, как известно, в древности активно использовалось свиньями, носителями другого сальмонеллы серовара, который мог иметь был перепутан с тем, который вызывает брюшной тиф. Тем не менее, команда Папагригоракиса утверждает, что основа этого опровержения неубедительна и что методология, использованная командой Шапиро, исторически давала противоречивые результаты.

Вирусная геморрагическая лихорадка

в повествовании Фукидида многозначительно упоминается к повышенному риску среди лиц, осуществляющих уход, более типичному для контактного распространения вирусной геморрагической лихорадки от человека к человеку (например, болезни, вызванной вирусом Эбола или вируса Марбург ), чем тиф или брюшной тиф. Необычно в истории чумы во время военных операций, осаждающие спартанские войска описываются как не пораженные болезнью, бушующей рядом с ними в городе. Описание Фукидида также предлагает сравнение с VHF по характеру и последовательности развивающихся симптомов, а также по обычному летальному исходу примерно на восьмой день. Некоторые ученые интерпретировали выражение Фукидида «lygx kenē» (λύγξ κενή) как необычный симптом икоты, которая теперь признана частой находкой при болезни, вызванной вирусом Эбола. Вспышки VHF в Африке в 2012 и 2014 годах подтвердили наблюдения о повышении опасности для лиц, осуществляющих уход, и о необходимости барьерных мер предосторожности для предотвращения распространения болезней, связанных с ритуалами горя и погребальными обрядами. Вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке в 2015 году отметила стойкое воздействие на гениталии и глаза у некоторых выживших, что и описано Фукидидом. С клиническим инкубационным периодом продолжительностью до 21 дня и недавно продемонстрированной инфекционной способностью до 565 дней инфекции, передаваемой через сперму, перемещение лихорадки Эбола через торговлю через Нил в загруженный порт Пирей представляется вполне вероятным. Близость древних греков с африканскими источниками отражена в точных изображениях обезьян в искусстве фресок и керамики, в первую очередь генонов (Cercopithecus ), типа приматов, ответственных за передачу марбургского вируса в Германию и Югославию, когда эта болезнь была Впервые охарактеризован в 1967 году. По-видимому, соблазнительным является требование большого количества слоновой кости, использованной афинским скульптором Фидием в двух монументальных статуях из слоновой кости и золота Афины и Зевса (одно из Семи чудес ), которые были изготовлен в том же десятилетии. Никогда еще в древности слоновая кость не использовалась в таких масштабах.

Второй древний рассказ, предполагающий этиологию геморрагической лихорадки, принадлежит Титу Лукрецию Кару. В I веке до нашей эры Лукреций охарактеризовал афинскую чуму как «кровянистые» или черные выделения из телесных отверстий. Лукреций цитировал и был поклонником научных предшественников греческой Сицилии Эмпедокла и Акрона. Хотя никаких оригинальных работ врача Акрона не сохранилось, сообщается, что он умер c. 430 г. до н.э. после поездки в Афины для борьбы с чумой.

К ​​сожалению, идентификация на основе последовательностей ДНК ограничена неспособностью некоторых важных патогенов оставлять «след», который можно извлечь из археологических останков спустя несколько тысячелетий. Отсутствие устойчивой сигнатуры РНК-вирусов означает, что некоторые этиологии, в частности вирусы геморрагической лихорадки, не могут быть проверены с использованием доступных в настоящее время научных методов.

Ссылки

  • Диксон Б. "Эбола в Греции?" Британский медицинский журнал (1996), 313–430.
  • Макнил, Уильям Х. Чумы и люди. Нью-Йорк: Anchor Books, 1976. ISBN 0-385-12122-9.
  • Помрой, Сара Б. Спартанские женщины. Oxford: Oxford University Press, 2002. ISBN 0-19-513067-7.
  • Zinsser, Hans. Крысы, вши и история: хроника эпидемий и эпидемий. Бостон, 1935 г.; Нью-Йорк: Black Dog Leventhal Publishers, 1996. ISBN 1-884822-47-9.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 07:23:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте