Plage i Laśkiewicz (Plage Laśkiewicz) был первым польским производителем аэрокосмической продукции, расположенным в Люблине и производившим самолеты под именем Люблин . Полное имя: Zakłady Mechaniczne E. Plage и T. Laśkiewicz - Механический завод E. Plage и T. Laśkiewicz. Завод производил самолеты между 1920 и 1935 годами, когда он был национализирован как LWS.
Plage i Laśkiewicz сначала был механической мастерской и производителем паровых котлов, но в 1920 начал производство самолетов, как первый завод в независимой Польше. 17 февраля 1920 года польское правительство заказало лицензионное производство итальянских истребителей Ansaldo A.1 Balilla и легких бомбардировщиков Ansaldo A.300 в Plage Laśkiewicz. Первый польский А.300 поднялся в воздух 14 июня 1921. Однако из-за отсутствия опыта качество выпускаемых самолетов было низким, и происходили многочисленные аварии. В результате заказ был ограничен 70 А.300 и 50 А.1 производства 1924.
Несмотря на неудачное начало, завод накопил опыт, и серьезных проблем с будущими сериями не возникло. В 1924 году польское правительство заказало лицензионное производство французских легких бомбардировщиков Potez XV, а в 1925 - 1926 их было построено 100 штук в Plage Ласкевич. В 1928–1931 годах завод выпустил 150 более современных Potez 25. В 1929–1930 годах завод выпустил 11 пассажирских самолетов Fokker F-VIIb / 3m по лицензии Fokker и 20 собственных модификаций бомбардировщиков Fokker F-VIIb / 3m.
В середине 1920-х годов руководство фабрики сменилось, и главным дизайнером стал Ежи Рудлицкий. Затем, помимо лицензионного производства, завод начал выпускать собственные самолеты под названием «Люблин», обозначенным буквой «R» для Рудлицкого.
Первой собственной разработкой был биплан-бомбардировщик Lublin R-VIII, летавший в 1928. Шесть были произведены к 1930 году, три из них были позже переоборудованы в гидросамолеты и использовались в морской авиации Польши до 1939 года. Прототипы легких пассажирских самолетов: биплан R-IX и высокоплан R-XI. не заказывала Польские авиалинии. Также не производился серийно спортивный высокоплан Lublin R-XII.
Lublin R-XIIIDДругой конструкцией был зонтик от солнца самолет связи Lublin R-X, летавший в 1929. Он выиграл конкурс на самолет связи ВВС Польши, но было выпущено только 7 самолетов. Вместо этого Рудлицки развил его дальше и спроектировал учебно-тренировочный самолет R-XIV и самолет для сотрудничества с армией Lublin R-XIII, который стал основным польским армейским самолетом для сотрудничества (и единственным серийным самолетом Люблина). 15 из R-XIV были построены в 1930–31, а 223 из R-XIII построены в 1932–1935 годах (еще 50 после национализации). Его экспериментальный вариант R-XIX представил V-образный хвост, изобретенный Рудлицки.
Легкий пассажирский самолет Люблин R-XVI 1932 года не заказывался авиакомпаниями, но 6 были произведены как санитарный самолет R-XVIb. Последней конструкцией был двухмоторный гидросамолет-торпедоносец Lublin R-XX, летал в 1935 году, но его тоже не выпустили. Кроме них, некоторые другие конструкции не дошли до стадии прототипов.
В 1924–1933 годах завод производил также автомобильные кузова, в основном для автобусов Somua (импортные) и Ursus, но также для импортных автомобилей класса люкс и Ralf-Stetysz машины.
Из-за планов польских авиационных властей (в основном Людомил Райский ) собрать всю авиационную промышленность на государственных заводах, завод Plage Laśkiewicz был вынужден разориться. После поставки 7 из заказанных 50 самолетов R-XIIIF в конце 1935 военное министерство Польши под предлогом разорвало контракт. В результате завод обанкротился, а затем был национализирован под названием LWS (Lubelska Wytwórnia Samolotów - Люблинский авиазавод). Затем достроили 18 практически готовых Р-XIIIF, купленных по цене лома, и построили следующую серию из 32.
Список Люблинских самолетов | |||
---|---|---|---|
Название | Описание | Дата первого полета. Опытный образец / серийный номер | Построенный номер |
Люблин R-VII | 2-х моторный тяжелый бомбардировщик с высокорасположенным крылом | (проект 1924 г.) | – |
Lublin R-VIII | 1-моторный, 2-местный, бомбардировщик / гидросамолет-биплан | 1928/1930 | 6 |
Lublin R-IX | 1-моторный, 2 + 6-местный, пассажирский биплан | 1929 / - | 1 |
Lublin RX | 1-моторный, 2-местный, связной, высокоплан | 1929/1929 | 7 |
Lublin R-XI | 1-моторный, 2 + 4-местный, пассажирский, высокоплан | 1930 / - | 1 |
Lublin R-XII | 1-моторный, 3-местный, спортивный самолет, высокоплан | 1930 / - | 1 |
Lublin R-XIII | 1-моторный, 2-местный, армейский кооперация и разведка / гидросамолет, высокоплан | 1931/1932 | 273 |
Люблин R-XIV | 1-моторный, 2-местный, учебно-тренировочный, высокоплан | - / 1930 | 15 |
Lublin R-XV | 1-двигатель, 2-местный, армейский кооперативный, высокоплан | (проект 1930 г.) | – |
Lublin R-XVI | 1-моторный, 2 + 4-местный, пассажирский и скорая помощь, высокоплан | 1932/1935 | 7 |
Lublin R-XVII | 1-двигательный, разведывательный, биплан (Potez XXV разработка) | (проект) | – |
Lublin R- XVIII | 2-х моторный, средний бомбардировщик, биплан с V-образным хвостовым оперением | (проект 1933 г.) | – |
Lublin R-XIX | 1-моторный, 2-местный, опытный армейский кооператив, высокий крыло с V-образным оперением | 1933 / - | 1 |
Lublin R-XX | 2-х моторный, 5-местный, гидросамолет-торпедоносец, низкоплан | 1935 / - | 1 |
Lublin R-XXI | 1-моторный, 2-местный, армейский кооперативно-разведывательный, высокоплан | (проект 1932 г.) | – |
Lublin R-XXII | 1-моторный, 3-местный, торпедный гидросамолет-биплан | (проект 1934 г.) | – |