Агангу | |
---|---|
Рейнджер Питьянтьатьяра в Улуру | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральная Австралия : | прибл. 4000 |
языков | |
Pitjantjatjara. английский (австралийский английский, австралийский аборигенный английский ) | |
религия | |
традиционное и христианство | |
Родственные этнические группы | |
Ngaanyatjarra, Yankunytjatjara |
The Pitjantjatjara (английский:, аборигены произношение: или ) - это аборигены из пустыни Центральной Австралии около Улуру. Они тесно связаны с янкунитджатжара и нгаанйятджарра, и их языки в значительной степени взаимно понятны (все являются разновидностями языка Западной пустыни ). 140>
Они называют себя ангу (народ). Питьянтьятяра живут в основном на северо-западе Южной Австралии, простираясь через границу на Северную территорию к югу от озера Амадей и на небольшом расстоянии к западу от Западной Австралии. является неотъемлемой и важной частью их идентичности, и каждая ее часть полна историй и смысла для ангу.
Они, по большей части, отказались от кочевой охоты и собирательства, но сохранили свой язык и большая часть их культуры, несмотря на возрастающее влияние более широкого австралийского сообщества.
Сегодня по-прежнему проживает около 4000 анангу, проживающих в небольших общинах и отдаленных районах на своих традиционных землях, что составляет один из самых успешных совместных земельных соглашений в Австралии с традиционными владельцами-аборигенами.
Этноним обычно произносится (в обычной быстрой речи) с исключением одного из повторяющихся слогов -tja-, таким образом: питянтяра. В более осторожной речи все слоги будут произноситься.
Имя Питьянтьятжара происходит от слова pitjantja, именной формы глагола «идти» (эквивалентно английское слово "going" используется как существительное). В сочетании с комитативным суффиксом -tjara, это означает что-то вроде «питжантя-имеющий» (т. Е. Разновидность, в которой слово питжантья используется для «идти»). Это отличает его от его ближайшего соседа Янкунитъятяра, у которого есть янкунитя для того же значения. Эта стратегия именования также является источником имен Нгааньяджарра и Нгаатджатджарра, но в этом случае названия двух языков противопоставляются на основе их слов для «этого» (соответственно, нгаанья и нгаатджа). Два языка Pitjantjatjara и Yankunytjatjara могут быть сгруппированы вместе под названием Nyangatjatjara (что указывает на то, что у них есть nyangatja для «этого»), которое затем противопоставляет их Ngaanyatjarra и Ngaatjatjarra.
Полный список
Площадь 73000 кв. Километровый (28 000 квадратных миль) участок земли был создан на северо-западе Южной Австралии для Питьянтьятхара в 1921 году после того, как они потеряли много земли из-за враждебного вторжения охотников и владельцев ранчо.
Продолжительные засухи в 1920-х годах и между 1956 и 1965 годами на их традиционных землях в пустынях Великой Виктории и Гибсона привели к появлению многих Питьянтьатьяра, и их традиционно более западные отношения, Нгааньятьярра, чтобы двинуться на восток к железной дороге между Аделаидой и Алис-Спрингс в поисках еды и воды, таким образом смешиваясь с большинством к востоку от трех, Янкунитятяра. Они называют себя aṉangu, что первоначально означало просто людей в целом, но теперь стало обозначать аборигенов или, более конкретно, члена одной из групп, говорящих на различных языках Западной пустыни. Язык.
В ответ на продолжающееся внешнее давление на агангу, правительство Южной Австралии поддержало план пресвитерианской церкви Австралии по созданию Эрнабелла Миссия в хребтах Масгрейв в качестве убежища. Эта миссия, во многом благодаря действиям их защитника, Чарльза Дугида, опередила время в том, что не было систематических попыток уничтожить культуру аборигенов, как это было во многих других миссиях.
Начиная с 1950 года многие ангу были вынуждены покинуть свои традиционные земли из-за британских ядерных испытаний в Маралинге. Некоторые атангу впоследствии были заражены ядерными осадками в результате атомных испытаний, и многие из них погибли. Их опыт рассмотрения вопросов прав на землю и земельных прав на землю в Южной Австралии уникален. После четырех лет кампаний и переговоров с правительством и горнодобывающими группами 19 марта 1981 г. был принят Закон о правах на землю Питьянтьатьяра, который предоставил право собственности на более 103000 км (40 000 квадратных миль) земли в северо-западном углу Южная Австралия.
Закон 1984 года о правах на землю Маралинги Тьярутья (SA) предоставил Маралинге Тьярутья право безусловного права собственности на территорию площадью 80 764 км (31 183 кв. Мили). Впоследствии названный заповедник Мамунгари ) площадью 21 357,8 км (8 246,3 квадратных миль) был передан в Маралинга Тьярутья в 2004 году.
Священные места Улуру (Айерс-Рок) и Ката Тьюта (Olgas) имеют важное духовное и церемониальное значение для Anangu с более чем 40 названными священными местами и 11 отдельными Tjukurpa (или "Dreaming") тропами в этом районе, некоторые из которых ведут так далеко как море. Улуру и Ката Тьюта отделены от земель Питьянтьатьяра границей между Северной территорией и Южной Австралией и стали главной достопримечательностью и национальным парком. Центральный земельный совет предъявил права на национальный парк Улугу-Ката-Тьюта и некоторые прилегающие к нему свободные земли Короны в 1979 году, но это требование было оспорено Северной территорией правительство.
После нескольких лет интенсивного лоббирования со стороны земельного совета 11 ноября 1983 года премьер-министр, Боб Хоук, объявил, что федеральное правительство намеревается передать им неотъемлемое право собственности на собственность. Он согласился с десятью основными пунктами, которые они требовали в обмен на договор об обратной аренде с Австралийской службой национальных парков и дикой природы в режиме «совместного управления», при котором Анангу будет иметь большинство в правлении. Это было реализовано в 1985 году, после того, как дальнейшие переговоры продлили срок аренды с 50 до 99 лет, и было достигнуто соглашение о сохранении доступа туристов в Улуру.
Земля Arrernte - это исконная земля в центральной Австралии. Он контролируется Советом Аррернте, который, в свою очередь, контролируется Центральным земельным советом Алис-Спрингс.