Pipil people

редактировать
Печать Кускатлана, основанная на «Лиенцо де Тласкала» с символом альтепетля Этническая группа Карта коренных народов Сальвадора во время испанского завоевания : Ленка Какаоопера Синка Майя Покомам Майя народ Чорти Алагилак Микс Манге Пипил

Науа Сальвадора (), более известные в академической литературе как «Пипилес», являются коренные жители, живущие в западном Сальвадоре, который они называют Кускатан. язык пипил, или нават, принадлежит к группе диалектов науатль, которая простирается от дуранго в Мексике до Сальвадора и исторически до Полуостров Никоя из Коста-Рика. Считается, что пипилы вместе с соседним народом Никарао мигрировали из Центральной Мексики на свое нынешнее место около 900 года нашей эры, после гражданской войны между чичимека и тольтеками. Поселившись в этом районе, они основали город-государство, поглотили многие другие существовавшие ранее государства и вступили в брак с коренными народами, в основном ленка, покомам и ксинка.

Их космография связана с космографией тольтеков, майя и ленка, согласно устной традиции, принятой чорти. ' и Покомам народ майя во время исхода пипил в 9 веке н.э., возглавляемый Топильцином Кецалькоатлем.

Содержание

  • 1 Этимология и синонимия
  • 2 История
  • 3 Миграция и легенды
  • 4 Испанское завоевание
  • 5 Современный Пипил
  • 6 Известный Пипил
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Этимология и синонимия

Имя Пипил - это наиболее часто встречающийся термин в антропологической и лингвистической литературе. Этот экзоним происходит от близкородственного науатль слова -pil «сын, мальчик». Археолог Уильям Фаулер отмечает, что пипил можно перевести как «благородный», и предполагает, что вторгшиеся испанцы и их индийские помощники Тласкала использовали это имя как ссылку на элиту населения, известную как Пипилтин, владевший землей и составлявший суверенное общественное государство во время экспансии тольтеков. Сами нават-пипил рассказывают о времени, когда детям тольтеков пришлось спасаться бегством во время гражданской войны чичимека-тольтеков, и о том, как они произошли от Нанахуацина. В этом прочтении имя «Пипил» лишь позже стало ассоциироваться с народом в целом. Испанцы перевели термин пипил как «детский» из-за простой формы языка науатль, на котором говорят люди тласкала и мексика, живущие вдали от основной цивилизации Мексики.

Пипил говорят на находящихся под угрозой Уто-ацтекский язык Нават, но среди молодежи науа наблюдается движение оживления.

Для большинства авторов термин пипил или нават используется для обозначения языка только в Центральной Америке (т.е. исключая Мексику). Однако этот термин (вместе с синонимом восточный науатль) также использовался для обозначения языковых разновидностей науатль в южных мексиканских штатах Веракрус, Табаско, и Чьяпас, которые, как и Пипил, сократили более ранний звук / tl / до a / t /. Разновидности, на которых говорят в этих трех областях, действительно имеют большее сходство с Нават Пипил, чем другие разновидности Науатля (предполагая более тесную связь); однако Кэмпбелл (1985) считает нават достаточно отличным, чтобы быть языком, отдельным от комплекса науатль, тем самым отвергая подгруппу восточного науатля, которая включает нават.

Другие авторы используют термин ацтекский для обозначения всех близкородственных языков в этом регионе как единого языка, не отличая науат от науатль (а иногда даже не отделяя их от почутек ). Классификация науана, которую отстаивает Кэмпбелл (1985, 1997), была заменена более новой и более подробной классификацией. В настоящее время широко признанные классификации Ластры де Суарес (1986) и Кангер (1988) рассматривают пипил как науанский диалект восточной периферии.

  • Уто-Ацтекан 5000 лет до н.э.
    • Шошонец (Северный Уто-Ацтекан)
    • Соноран
    • Ацтекан 2000 лет до н.э. (также известный как науан)
      • Почутек - Побережье Оахаки
      • Генерал Ацтеков (Науатль)
        • Западная периферия
        • Восточная Периферия
          • Пипил
          • Сьерра-де-Пуэбла
          • Перешеек-Мекаяпан
        • Уастека
        • Центральные диалекты

Диалекты Навата включают следующие:

  • Атако
  • Такуба
  • Санта-Катарина Мазагуат
  • Санто Домиго де Гусман
  • Науисалко
  • Исалко
  • Панчималько
  • Теотепеке
  • Хикалапа
  • Комазагуа
  • Чилтиупан
  • Куиснахуат

Сегодня нават редко используется, за исключением некоторых сельских районов, и в основном в качестве фраз, используемых в домохозяйствах в департаментах Сонсонате и Ахуачапан. Куиснахуат и Санто-Доминго-де-Гусман имеют самую высокую концентрацию говорящих на нават-пипиль. По оценке Кэмпбелла за 1985 год (полевые исследования 1970–1976) осталось 200 говорящих, хотя в официальных мексиканских отчетах было зарегистрировано до 2000 говорящих. Гордон (2005) сообщает только о 20 спикерах (с 1987 года). Точное количество говорящих сложно определить, потому что носители языка нават не хотят называть себя указанными из-за исторических репрессий со стороны правительства в отношении аборигенов Сальвадора, таких как Ла Матанса («Резня») 1932 года.

История

Сплоченная группа, разделяющая центральную мексиканскую культуру, мигрировала в южные гватемальские предгорья во время позднего классического периода. Они поселились вокруг города Санта-Люсия-Котсумальгуапа, региона, богатого природными ресурсами, в частности, какао, красителем индиго и тропическими фруктами, и установили Памятник 4 между Поздний и последний классический периоды. Культура просуществовала до испанского завоевания, когда они все еще сохраняли свой язык и культуру наватов, несмотря на то, что были окружены как союзниками, так и врагами майя.

Пипил представил «культы» или договоры Шипе Тотек, Тлалок, Кецалькоатль, Уэуэтеотль, Эхекатль и Тлалхитонатиух. Их архитектура одержима жизнью и смертью; как и на их центральной мексиканской родине, их «религия» требовала человеческих жертв во время войны как кодекс чести воина. Календарь пипил (Tunaypuwa), лунно-солнечная календарная система, также был выражен в центральных мексиканских терминах.

Третья группа, обозначенная как the, предположительно мигрировала в регион в конце 10 век, занимая земли к западу от реки Лемпа в течение 11 века. Легенды и археологические исследования предполагают, что эти мигранты были беженцами от конфликтов внутри тольтекской империи во время гражданской войны чичимека-тольтеков.

Пипил организовал свободную Конфедерацию, известную как Кускатлан ​​, по крайней мере, с двумя централизованными городами / государствами, которые могли быть разделены на более мелкие княжества. Пипил также были компетентными рабочими в хлопке текстиле и развили широкую торговую сеть для тканых товаров, а также сельскохозяйственных продуктов. Их выращивание какао, сосредоточенное в районе Исалкос и включающее обширную и сложную ирригационную систему, было особенно прибыльным, и торговля пипилом какао доходила до Теотиуакана на севере и на юге до Коста-Рики.

К тому времени, когда прибыли испанцы, поселения Пипил и Покомам майя были разбросаны по всему западному Сальвадору, от реки Лемпа до границы с Гватемалой. Было четыре важных ответвления Пипила:

  • Кускатлекос, ставший доминирующей державой в регионе, который сегодня является Сальвадором, имел свою столицу в Кускатлане (ныне город Антигуо-Кускатлан ​​в большом Сан-Сальвадоре).
  • Исалкос, которые были очень богаты из-за большого производства красителей какао и индиго.
  • Неуалькос из центрального региона, которые были известны своим военным обществом.
  • Мазуаха, которые были посвящены выращиванию белохвостого оленя.

Хотя они были в основном сельскохозяйственными людьми, некоторые городские центры Пипил превратились в современные города, такие как Сонсонате и Ахуачапан. Доминирующие города пипил Кускатлан ​​и Текпан Исалко в Сальвадоре были основаны примерно в 1050 году нашей эры. Руины в Агиларесе и те, что расположены недалеко от вулкана Гуазапа, считаются частью общества пипил. (Руины Чихуатана, иногда приписываемые Пипилу, на самом деле являются местом проживания майя.)

Миграция и легенда

Пипил может относиться к ветви доколумбовая цивилизация тольтеков, которая процветала в Центральной Мексике примерно в конце 1-го тысячелетия нашей эры. Столица тольтеков, Тула, также известная как Толлан и расположенная на территории современного штата Идальго, является наиболее значительным археологическим памятником связанных с тольтеками. Апогей процветания Тулы пришелся на период после того, как был построен великий город Теотиуакан, который находится дальше на юго-восток и довольно близко к современному Мехико.

Традиции, мифология и археология убедительно свидетельствуют об этом. Люди прибыли в Сальвадор примерно в 1000 году нашей эры в результате крушения Талы. Тала, очевидно принадлежащая к подгруппе или родословной тольтеков, приобрела власть или влияние в цивилизации тольтеков после падения Теотиуакана. Эта группа потерпела поражение в кровопролитной гражданской войне за престол столицы тольтеков Тулы. У побежденной группы не было иного выбора, кроме как покинуть Мексику и эмигрировать в Центральную Америку. Тула пала вскоре, примерно в 1170 году нашей эры, во времена правления Уэмака-Кецалькоатля.

Фракцию, проигравшую войну, возглавлял знаменитый герой Топильцин, сын Мишкоатля. Его последователи считали его реинкарнацией бога Кецалькоатля и использовали это имя в качестве титула. Согласно преданию, Топильцин Се Акатль Кецалькоатль основал святилище бога Нуиктлана в районе озера Гуйя. Позже он прибыл на разрушенное место майя Копан в Гондурасе, а затем отправился в окрестности нынешней Никарагуа, где основал народ, известный как Никарао.

Испанское завоевание

В начале 16 века испанские конкистадоры отправились в Центральную Америку из Мексики, которая тогда была известна как испанская колония Новой Испании. Покорив горные города-государства майя с помощью битв и кооптации, испанцы стремились расширить свое владение до нижнего тихоокеанского региона Пипилес, в котором тогда доминировала могущественная Конфедерация городов-государств Кускатлан. Педро де Альварадо, лейтенант Эрнана Кортеса, возглавил первое испанское вторжение в июне 1524 года. Его сопровождали тысячи союзников из Тлашкалы и Какчикеля, которые долгое время были соперниками Кускатлана за контроль над своим богатым регионом, производящим какао. Воины Pipil встретили испанские войска в двух крупных открытых сражениях, в результате которых христианская армия отступила в Гватемалу. Испанцы оставили позади оспу и вернулись с подкреплением. Уцелевшие силы Кускатлана отступили в горы, где они выдержали партизанскую войну против испанских союзников, которые приступили к занятию города Кускатлан. Неспособный победить это сопротивление, и с Альварадо, залечившим болезненную рану в ногу от стрелы лорда Атунала Тутта в первой битве на пляже Акаджутла, Диего де Альварадо должен был возглавить оставшуюся часть завоевания. Для полного разгрома Кускатана потребовались две последующие испанские экспедиции: одна в 1525 году, а другая в 1528 году.

Согласно легенде, Пипил Касик или лорд по имени Атлакатль и лорд Атунал Тут возглавил силы Пипила против первого контакта с испанцами, самая известная битва была битвой при Акаджутле во главе с Атуналом. Анналы Какчикелей упоминают имя Пан Атакат (водные люди) по отношению к прибрежным Пипилесам (может быть титулом военных вождей или прибрежных воинов).

После победы Испании Науа из Кускатана стали вассалами испанской короны, и испанцы больше не называли их пипилами, а Ватикан называет их просто индейцами или индейцами "Доктрина открытия ". Таким образом, термин пипил в сальвадорской риторике метисов по-прежнему ассоциируется с культурой коренных народов до завоевания. Сегодня он используется учеными, чтобы отличить коренное население Сальвадора от других народов, говорящих на науа, например, в Никарагуа. Однако ни самоидентифицирующееся коренное население, ни его политическое движение, возродившееся в последние десятилетия, не используют термин «пипил» для описания самих себя, а вместо этого используют такие термины, как «наватакетза» (говорящий на наватском языке) или просто «коренные жители». "(коренной).

Современный пипил

Популярные рассказы о пипиле оказали сильное влияние на национальную мифологию Сальвадора, поскольку значительная часть населения заявляла о своих предках от этой и других коренных групп. Около 86 процентов сегодняшних сальвадорцев - метисы (люди смешанного коренного, черного африканского и европейского происхождения), менее десяти процентов несмешанного европейского происхождения. Небольшой процент (по оценкам правительства - 1 процент, ЮНЕСКО - 2 процента, а учеными - от 2 до 4 процентов) имеет чистое или в основном чистое коренное происхождение, хотя их количество оспаривается по политическим причинам. Некоторые пипил все еще говорят на навате и следуют традиционному образу жизни. Традиционные группы живут в основном на северо-западном нагорье недалеко от границы с Гватемалой, но многочисленные самоидентифицированные коренные народы живут в других районах, таких как неуалькос к югу от столицы и народ ленка на востоке.

Согласно специальному отчету в El Diario de Hoy, благодаря усилиям по сохранению и возрождению, предпринимаемым различными некоммерческими организациями совместно с несколькими университетами, в сочетании с возрождением идентичности Pipil после гражданской войны в стране В Сальвадоре число говорящих на нават-пипиле выросло с 200 в 1980-х годах до 3000 в 2009 году. Подавляющее большинство этих говорящих - молодые люди, что может позволить вывести язык на грань исчезновения.

Также возобновился интерес к сохранению традиционных верований и других культурных практик науа Кускатана, а также возросла готовность общин проводить свои церемонии публично и носить традиционную одежду.

Известный Пипил

См. также

  • флаг Портал Сальвадора

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 06:40:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте