Благородная ложь

редактировать
Сократ (изображен на этом бюсте) оправдано использование благородной лжи в Платоне Республика.

В политике благородная ложь является мифом или неправда, часто, но не всегда, религиозного характера, сознательно пропагандируемая элитой для поддержания социальной гармонии или продвижения повестки дня. Благородная ложь - это концепция, созданная Платоном, как описано в Республика.

В религии благочестивый вымысел представляет собой повествование, которое представлено как истинный автор, но другие считают вымышленным, хотя и произведенным с альтруистической мотивацией. Этот термин иногда используется уничижительно, чтобы предположить, что автор повествования умышленно вводил читателей в заблуждение по эгоистичным или лживым причинам. Этот термин часто используется в религиозном контексте, иногда относясь к отрывкам в религиозных текстах.

Содержание

  • 1 Республика Платона
  • 2 Современные взгляды
    • 2.1 Карл Поппер
    • 2.2 Лео Штраус
    • 2.3 Десмонд Ли
    • 2.4 Аллан Блум
  • 3 Благочестивая фантастика
    • 3.1 Примеры
      • 3.1.1 Религиозный контекст
      • 3.1.2 Другие контексты
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

Республика Платона

P. Окси. 3679, рукопись III века нашей эры, содержащая фрагменты республики Платона.

Платон представил Благородную ложь (γενναῖον ψεῦδος, gennaion pseudos) в вымышленной сказке, известной как миф или притча о металлах. В нем Сократ указывает происхождение трех социальных классов, составляющих республику, предложенную Платоном; Сократ говорит о социально расслоенном обществе, в котором населению рассказывают «своего рода финикийские сказки»:

... земля, будучи их матерью, освободила их, и теперь, как если бы они земля была их матерью и их кормилицей, они должны заботиться о ней и защищать ее от любых нападений, а других граждан считать своими братьями и детьми одной и той же земли... В то время как все вы, в городе, - братья, скажем мы в нашей сказке, но бог, создавая тех из вас, кто способен удерживать власть, смешал золото в своем поколении, по этой причине они самые драгоценные - но в помощниках, серебре, железе и латунь у фермеров и других мастеров. И поскольку вы все родственники, хотя по большей части вы будете размножаться по своим родам, иногда может случиться так, что золотой отец родит серебряного сына, а золотое потомство произойдет от серебряного отца, а остальные таким же образом родились бы друг от друга. Итак, первое и главное повеление, которое Бог дает правителям, состоит в том, что ни в чем другом они не должны быть такими осторожными хранителями и так пристально наблюдать за тем, как эти металлы смешиваются в душах их потомков, и если рождаются сыновья к ним с добавлением латуни или железа они ни в коем случае не должны поддаваться жалости в своем обращении с ними, но должны присвоить каждому статус, соответствующий его природе, и вытеснить их среди ремесленников или фермеров. И снова, если от них родится сын с неожиданным золотом или серебром в его составе, они будут чтить таких и приказывать им подниматься выше, кто-то на должность опекуна, кто-то в помощник, утверждая, что есть оракул, что Тогда город будет низвергнут, если его хранителем будет человек из железа или меди.

Сократ предлагает и утверждает, что если бы люди поверили, «этот миф... [он] имел бы хороший эффект, сделав их более склонными заботиться о нем». государство и друг друга ". Это его благородная ложь: «изобретение одной из тех лжи, которые возникают в случае необходимости, о которой мы только что говорили, какая-то благородная...»

Современные взгляды

Карл Поппер

Сэр Карл Поппер в 1990 году

Карл Поппер обвинил Платона в попытке основать религию на благородной лжи. В Открытое общество и его враги Поппер отмечает: «Трудно понять, почему те из комментаторов Платона, которые хвалят его за борьбу с подрывным конвенционализмом софистов и за установление духовного натурализма, в конечном итоге основанного на религии, не порицают его за то, что он сделал условность или, скорее, изобретение окончательной основы религии ". Религия для Платона - благородная ложь, по крайней мере, если мы предположим, что Платон имел в виду все это искренне, а не цинично. Поппер считает, что концепция религии Платона оказала очень большое влияние на последующие мысли.

Лео Штраус

Штраус отмечал, что мыслители первого ранга, восходящие к Платону, поднимали вопрос о том, хорошо ли а эффективные политики могут быть абсолютно правдивыми и при этом добиваться необходимых целей своего общества. Подразумевается, что Штраус просит своих читателей подумать, правда ли, что благородная ложь не играет никакой роли в объединении и руководстве полисом. Нужны ли мифы, чтобы дать людям смысл и цель и обеспечить стабильное общество? Или могут свободно процветать люди, посвятившие себя неустанному исследованию на языке Ницше этих «смертельных истин»? Итак, есть ли предел у политического и что можно знать абсолютно? В «Городе и человеке» Штраус обсуждает мифы, изложенные в Республике Платона, которые необходимы для всех правительств. К ним относится вера в то, что земля государства принадлежит ему, даже если она, вероятно, была приобретена незаконно, и что гражданство уходит корнями в нечто большее, чем случайные рождения. Сеймур Херш также утверждает, что Штраус поддерживал благородную ложь: мифы, используемые политическими лидерами, стремящимися сохранить сплоченное общество. В Сила кошмаров режиссер-документалист Адам Кертис полагает, что «Штраус считал, что политики должны утверждать мощные и вдохновляющие мифы, в которые может поверить каждый. Они могут быть неправдой, но они были необходимыми иллюзиями. Одна из них была религией, а другая - мифом нации ».

Десмонд Ли

« Платона критиковали за его основополагающий миф, как если бы это был расчет Отчасти это связано с тем, что фраза, переведенная здесь как «великолепный миф» (стр. 414b), была традиционно неверно переведена как «благородная ложь», и это использовалось для поддержки обвинения Платона в том, что он одобряет манипуляции с помощью пропаганды. Но миф принимается все три класса, включая Стражей. Он предназначен для замены национальных традиций, присущих любому сообществу, которые призваны выражать вид сообщества, которым оно является или желает быть, своими идеалами, а не констатировать факты "<. 112>

Аллан Блум

Переводчик Аллан Блум выступал за облегчение рациональный перевод и толкование выражения Платона:

В книге III 414 Сократ говорит о необходимости верить в «благородную ложь» в городе, который он и его товарищи основывают (в речи). Корнфорд называет это «смелым полетом изобретений» и добавляет следующее примечание: «Эта фраза обычно переводится как« благородная ложь », и это противоречивое выражение не более применимо к безобидной аллегории Платона, чем к Новому Завету. притчу или «Путешествие странника», и может предположить, что он поддержит ложь, по большей части неблагородную, теперь называемую пропагандой... »(там же, стр. 106). Но Сократ называет это ложью. Разница между притчей и этой сказкой состоит в том, что человек, который слышит притчу, осознает, что это выдумка, истина которой не выражается буквально, в то время как жители города Сократа должны верить, что неправдивая история является правдой.. Его собеседники шокированы этой идеей, но, согласно Корнфорду, мы должны верить, что она безвредна, поскольку может вызвать неприятные ассоциации. Весь этот вопрос о лжи был тщательно подготовлен Платоном с самого начала, начиная с обсуждения со старым Цефалом (331 b-c). Он снова повторяется в отношении лжи поэтов (377 г) и утверждений, что боги не могут лгать (381 e-382 e) и что правители могут лгать (380 b-c). Теперь, наконец, открыто заявляется, что единственное действительно справедливое гражданское общество должно основываться на лжи. Сократ предпочитает открыто подходить к вопросу. Хороший режим не может быть основан на просветлении; если нет лжи, необходимо пойти на ряд компромиссов, в том числе на частную собственность, и, следовательно, принять просто обычное неравенство. Это радикальное утверждение об отношениях между истиной и справедливостью, которое приводит к парадоксу, что мудрость может править только в элементе, в котором преобладает ложь. Вряд ли стоит затушевывать этот вопрос во избежание грубейших недоразумений. И, возможно, необычно современный феномен пропаганды станет более ясным для человека, который увидит, что он каким-то образом связан с определенным мифом о просвещении, который сам ставится под сомнение платоническим анализом.

Благочестивая фантастика

Примеры

Религиозный контекст

Изображение описания Джозефом Смитом получения золотых листов от ангела Морония на холме Кумора
  • Коран, священный текст ислама, был назван несколькими авторами благочестивой выдумкой. хадис также был описан несколькими авторами как собрание различных благочестивых вымыслов. Однако
  • Дейл Эйкельман пишет, что мусульмане юристы используют благочестивую выдумку, когда утверждают, что исламский закон неизменен, хотя на самом деле он может изменяться.
  • Связь между современным празднованием Рождества и историческое рождение Иисуса также было описано как таковое.

Другой контекст

  • Фредрик Пайк описывает некоторые усилия по подъему морали во время Великой депрессии как набожные вымыслы.

См. также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 11:29:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте