Паломничество реликвий, Маастрихт

редактировать

Паломничество реликвий, Маастрихт. Heiligdomsvaart Maastricht
Heiligdomsvaart Maastricht, fotocollage 2a.jpg Изображения 1930, 1955 Паломничества, 1976 и 2018 гг.
Статусактивный
Жанрпаломничество
Частотасемилетие
Местоположение (а)Маастрихт
СтранаНидерланды
Годы активности629 (с перерывом на 150 лет)
Последний раз24 мая 2018 г. (2018-05-24) - 2 июня 2018 г. (2018-06-02)
Предыдущее событие30 июня 2011 г. (2011-06-30) - 10 июля 2011 (2011-07-10)
Следующее событие2025
Посещаемость>100000
Активностьмесс, реликвии показ, шествия, концерты, выставки и т. Д.
ОрганизаторVereniging Het Graf van Sint Servaas
Веб-сайтhttp://www.heiligdomsvaartmaastricht.nl

The Паломничество реликвий или Маастрихтское семилетнее паломничество (голландский : Heiligdomsvaart v Маастрихт) - это семилетнее католическое мероприятие в голландском городе Маастрихте. Возникнув в средние века, он превратился из паломничества к могиле святого Серватия в современное религиозное, историческое, культурное и торговое предприятие. Основные моменты программы - демонстрация или открытие мощей в главных церквях и, во-вторых, шествия с главными реликвиями города. Следующее паломничество состоится в 2025 году.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Маастрихт как паломнический город
    • 1.2 Средневековье: апогей маастрихтского паломничества
    • 1.3 16-17 века: упадок паломничество в Маастрихт
    • 1.4 1874: Возрождение семилетнего паломничества
    • 1.5 ХХ век: навстречу современному паломничеству
  • 2 Программа современного паломничества
    • 2.1 Мессы и другие услуги
    • 2.2 Выставка реликвий
      • 2.2.1 Выставка реликвий в базилике Богоматери
      • 2.2.2 Выставка реликвий в базилике Святого Серватия
    • 2.3 Процессии
      • 2.3.1 Группы носителей
      • 2.3.2 Тематические группы
      • 2.3.3 Представительные группы
      • 2.3.4 Музыкальные и фольклорные группы
    • 2.4 Культурная программа
  • 3 Список религиозных объектов в паломничестве
    • 3.1 Серватиана
    • 3.2 Маастрихтские преданности
      • 3.2.1 Звезда Моря
      • 3.2.2 Черный Христос Вика
      • 3.2.3 Бюст Святого Серватия
      • 3.2.4 Бюст Святого Ламбера
    • 3.3 Реликварии и статуи
      • 3.3.1 Реликварийный сундук СвятогоСерватий
      • 3.3.2 Бюсты реликвария
      • 3.3.3 Другие реликварии
      • 3.3.4 Другие статуи
  • 4 См. Также
  • 5 Источники
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Маастрихт как паломнический город

Склеп Святого Серватия в Базилике Святого Серватия. Франкский саркофаг был добавлен позже Форма реликвий, выданная Богородицей. В центре - двойной византийский крест

Маастрихт был важным местом паломничества за несколько столетий до первого зарегистрированного семилетнего паломничества. Первым о паломниках, воздающих дань у могилы святого Серватия, упомянул Григорий Турский в конце VI века. Именно тогда епископ Монульф заменил деревянную надгробную часовню каменной базиликой. В календарях святых 8 и 9 веков упоминаются чудеса, происходящие у могилы святого. По мере увеличения числа паломников первоначальная церковь становилась слишком маленькой. Его заменяли все более крупными постройками, пока нынешняя церковь не была построена в 11 веке. На протяжении веков церковь Святого Серватия приобрела множество реликвий, которые хранились в драгоценных реликвариях. индульгенции, связанные с этими реликвиями, привлекли больше паломников. Французский паломник в 1453 году подсчитал, что за один год в Маастрихте можно было заработать около 800 лет сокращения чистилища наказания. В то же время предполагалось, что совершенное паломничество в Маастрихт было вознаграждено полной снисходительностью (полное перечисление наказания).

Другая коллегиальная церковь в Маастрихте, церковь Богоматери, владели и важными реликвиями. После Первого крестового похода (1096-99) две основные реликвии Истинного Креста были приобретены в Константинополе. Одним из них был так называемый Пекторальный крест Константина, который был помещен в небольшой золотой триптих. Другой был византийский двойной крест или Патриарший крест, подаренный церкви Филиппом Швабским. Оба реликвария были подарены папе бывшим каноником в 1837 году. Сейчас они находятся в сокровищнице Св. Петра в Ватикане. Другой причиной для паломников посетить храм Богоматери была реликвия пояса Пресвятой Богородицы Девы Марии, которая остается в церкви сегодня.

Когда это произошло, между двумя основными церквями было большое соперничество. привлечению паломников. Больше паломников - больше доходов. Глава Св. Серватия, считая себя старейшим и более могущественным учреждением, следил за тем, чтобы реликвии не показывались на открытом воздухе у Богоматери. Было высказано предположение, что для этой цели использовалась амбулаторная галерея в хоре Богоматери. Каким бы способом они ни демонстрировали свои реликвии, это было почти наверняка менее эффективно, чем зрелищные представления под открытым небом у святого Серватия. На протяжении веков из-за этого возникло несколько споров, некоторые из которых велись на самом высоком уровне в Папском трибунале. Разногласия достигли высшей точки в 1495 году, когда капитул преподобного Серватия заказал копию Патриаршего Креста Богоматери.

В интересах паломников два гостеприимства были построены на юго-западном углу Фрейтхоф. Гостеприимство Святого Серватия впервые упоминается в 11 веке. Рядом с ним находился Госпиталь Святого Иакова, который был построен специально для паломников, направляющихся в Сантьяго-де-Компостелла. Из-за сокращения количества паломников оба учреждения в 17 веке взяли на себя другие задачи. Они были разрушены в начале 19 века.

Средние века: апогей маастрихтского паломничества

Реликвии паломничества 1468 года в Маастрихте, Ахене и Корнелимюнстерском аббатстве

Голландское слово heiligdomsvaart (немецкий : Heiligtumsfahrt) означает «путешествие к святым мощам». Вероятно, оно происходит от старых немецких терминов Römerfahrt и Aachener Fahrt, средневековые путешествия или паломничества в Рим и Аахен. Маастрихтский хайлигдомсварт долгое время проводился одновременно с Ахеном и Корнелимюнстерским аббатством. Вместе они предложили одни из лучших реликвий, которые можно увидеть в Европе. Папская булла 1249 года - это самый старый документ, относящийся к Маастрихтскому паломничеству около середины июля, хотя название heyldomsvaert не упоминается до 1440 года. В 1391 году использовался термин heiligdomskermis («ярмарка из святые мощи »). Популярность паломничества Маастрихт-Аахен-Корнелимюнстер достигла своего апогея в 15 веке, когда в середине июля эти города посетили до 140 000 паломников.

Семилетнее паломничество в средневековом Маастрихте было сосредоточено вокруг церкви Святого Серватия., хотя церкви Богородицы и другие, несомненно, извлекли выгоду из своей внутренней деятельности. Традиционной датой была одна неделя до и одна неделя после 16 июля, праздник святых епископов Монульфа и Гондульфа. Неизвестно, когда именно эта дата стала центром паломничества в Маастрихте, но в 1289 году вспомогательный епископ Бонавентура из Льежа предложил паломникам послабление, посетившее могилу Святого Серватия примерно в это время год. Годом семилетнего паломничества был Юбилейный, что означало, что были предоставлены дополнительные послабления. Большинство паломников стремились заработать индульгенции, посетив могилу Святого Серватия, выпив святую воду из чаши Святого Серватия и посетив хотя бы одну из ежедневных демонстраций реликвий. Никаких индульгенций нельзя было получить без исповеди и покаяния. После выполнения требований паломники получали напечатанное исповедальное свидетельство. капеллан вписывал имя паломника и прикреплял печать церкви.

В Маастрихте Соборная церковь Святого Серватия имела исключительное право показывать реликвии на открытом воздухе. Во время семилетнего паломничества это происходило один раз в день на площади Vrijthof. В 15 веке здесь собиралось столько паломников, что стены вокруг площади пришлось снести. После празднования мессы под открытым небом были показаны некоторые церковные реликвии из гномьей галереи, аркадной галереи чуть ниже крыши апсиды. Галерея гномов была украшена по этому случаю тканями с изображением ангелов и ключей Святого Серватия.

Посох паломника и одна из «небесных тканей» показаны из галереи гномов (Blokboek van Sint-Servaas, ок. 1460) Хоспис Святого Серватия на площади Фрейтхоф (Valentijn Klotz ?, 1671)

Показ мощей, должно быть, был театрализованным событием, во время которого многие паломники были охвачены волнением. На протяжении всей церемонии были слышны громкие крики. Некоторые паломники сидели на крышах вокруг Фрейтхофа, чтобы лучше рассмотреть реликвии и получить пользу от их воздействия. Многие взяли с собой хлеб, мясо и личные вещи, чтобы получить благословение от мощей. Мощи были показаны в четырех группах. Каждой группе объявляли формулой, которая начиналась со слов: «Тебе будет показано...», после чего следовало краткое описание предметов и молитва. Фиксированный порядок был следующим: 1. сударий святого Серватия (одна из трех «небесных тканей», утерянных во время осады Маастрихта 1579 ) вместе с его посохом. ; 2. красный плащ святого Серватия вместе с его посохом паломника ; 3. белая ткань, покрывающая саркофаг святого Серватия, вместе с его чашей и патеном ; 4. бюст-реликварий святого Серватия, реликварийный герб святого Фомы и серебряный наперсный крест, сделанный святым Лукой для Девы Марии. Затем паломников пригласили посетить могилу внутри церкви и увидеть выставленные там другие реликвии. Церемония завершилась колокольным звоном и трубой паломников в рога паломников.

Паломнические значки Святого Серватия

В средние века десятки тысяч людей посетили Маастрихт во время семилетнего паломничества. Монастыри, больницы, богадельни и отдельные граждане предлагали приют, так как лишь ограниченное их число могло быть допущено в официальные городские больницы паломников. Паломники приезжали со всей Европы, в частности из Нидерландов, Франции (Нормандия и Бретань в частности, где почитался Святой Серватий много), Англия, Священная Римская империя (Германия, Австрия и Богемия), Венгрия и Скандинавия. После посещения Маастрихта многие отправились в Аахен и Корнелимюнстер или в другие места паломничества. Паломники были жизненно важны для средневековой экономики города. Во время семилетнего паломничества обычно строгие правила торговли были смягчены. Каждый гражданин мог продавать еду и питье или менять валюту. Паломникам был предложен ряд религиозных сувениров: рога паломников из глины, фляги паломников из белой трубочной глины и, прежде всего, значки паломников из олова или свинца. В XVI и XVII веках их постепенно заменили печатные изображения, бланки паломников, буклеты, медали и флаги. Предметы часто украшались изображениями реликвий из Маастрихта, Ахена и Корнелимюнстера, что позволяло легко продавать их во всех трех местах.

Четырнадцать дней маастрихтского паломничества были известны как «Свобода Святого Серватия». ". Это был период, когда обычные правила не применялись, что привело к большей свободе граждан и посетителей, но также и к росту преступности. О начале этого периода объявили городские сторожа, взорвавшие свои предприятия. С этого момента никого нельзя было судить за прошлые преступления. Всегда было несколько паломников, которых отправляли в паломничество в качестве наказания. Нарушение правил в это время каралось принудительным паломничеством (например, в Сантьяго-де-Компостелла) или штрафами. Магистраты и гильдии сформировали ополчение, которое патрулировало улицы, особенно в районах, где собиралось много паломников. Большая концентрация людей в относительно небольшом городе с населением около 15 000 человек также создает угрозу пожара и болезней. Граждане были обязаны иметь на пороге ведро с водой, чтобы предотвратить крупные пожары.

16-17 века: упадок Маастрихтского паломничества

Буклет паломника и исповедальные свидетельства, 16-17 век

Упадок маастрихтского паломничества в 16 веке был результатом протестантской Реформации, а также последовавших за ней религиозных войн и вспышек чумы. Это затронуло Маастрихт так же, как и многие другие места в северо-западной Европе. Паломничества 1489 и 1552 годов были отменены из-за угрозы войны. Во время осады Маастрихта (1579) три «небесных полотна» пропали без вести, а бюст святого Серватия был в значительной степени разрушен. Маастрихт стал надежно защищенным оплотом католиков. К 1608 году количество паломников упало до 13000 человек. После захвата Маастрихта протестантской голландской республикой в 1632 году был издан запрет на процессии и другие публичные религиозные манифестации, что означало конец традиционного Heiligdomsvaart. Паломничества 1655 и 1662 годов проходили в церкви Святого Серватия. После 1706 года семилетние паломничества не совершалось до возрождения традиции в 19 веке.

Во время французской аннексии (1794-1814) религиозные отделения в Маастрихте были упразднены. В течение нескольких лет обе коллегиальные церкви использовались как военные арсеналы и конюшни. Церковные сокровища в этот период понесли большие потери. Многие предметы из золота и серебра переплавляли для уплаты военных налогов. После французского периода пренебрежение продолжалось. Некоторые средневековые реликварии были проданы коллекционерам или просто подарены. Церковь Святого Серватия лишилась четырех панелей, принадлежавших сундуку Святого Серватия, а также ее Икона Веры работы Ван Эйка. Богоматерь утратил византийский крест и другие предметы (см. Выше). В то время мало кто сожалел об этих потерях. С исчезновением паломничества и религиозных учреждений, которые веками охраняли эти объекты, они стали бессмысленными для большинства.

1874: Возрождение семилетнего паломничества

Ксилография в Боке и Die mittelalterlichen Kunst- und Reliquienschätze zu Maestricht Виллемсена (1872) Процессия с реликвиями на открытии Казначейство (фрагмент гравюры, 1873 г.) Карикатура, высмеивающая «кортеж реликвий» (Уиленшпигель, 16 августа 1873 г.)

С середины XIX века католицизм снова начал процветать в Маастрихте и в другом месте в Нидерландах. Самоуважение католиков повысилось восстановлением епископальной иерархии в Нидерландах в 1853 году. Католики теперь хотели выражать свою веру публично. В 1867 году Джоаннес Паредис, епископ Рурмонда, восстановил праздник святых епископов Маастрихта. Четыре года спустя он ввел праздник в честь мощей всех святых. Многие реликвии, потерявшие свои сосуды во время французского периода, получили новые реликварии, преимущественно в стиле готического возрождения. В то же время вновь проявился интерес к средневековому искусству. Важным шагом в переоценке религиозного наследия Маастрихта стала публикация Бока и иллюстрированного каталога церковных сокровищ Виллемсена в 1872 году. Французское издание 1873 года, кроме того, содержало дополнительные тексты о средневековых паломничествах, которые, возможно, способствовали к возрождению традиции год спустя. Также в 1873 году Сокровищница базилики Святого Серватиуса после обширных реставрационных работ под руководством голландского архитектора Пьера Кайперса открылась для публики. Частью церемонии открытия была короткая процессия с несколькими реликвариями, которая прошла из старой сокровищницы через Врейтхоф в новую сокровищницу. Шествие с тремя епископами и более чем 50 священниками было незаконным, поскольку явно игнорировало запрет на шествия, который был включен в Конституции Нидерландов 1848 года. Католики в Нидерландах были впечатлены; другие высмеивали «Маастрихтский кортеж реликвий».

Успех шествия 1873 г. стимулировал Ф.X. Руттену, декану святого Серватия, возобновить семилетнее паломничество в 1874 году. Папское разрешение было получено от Папы Пия IX, который также возродил средневековую полную снисходительность для тех, кто завершил паломничество. Средневековый обычай показывать реликвии из галереи гномов не возродился; вместо этого мощи выставлялись в церкви и во время крестного хода. Две недели мощи находились на пьедестале хора преподобного Серватия. Маршрут процессии был таким же, как и в прошлом году: выход из церкви от юго-восточного портала через Фрейтхоф и Кейзер Карелплейн к северному порталу и сокровищнице в монастырях. На этот раз против декана Руттена было подано судебное дело. Дело длилось годами; декан упорствовал, несмотря на то, что проиграл все дела. Этот и аналогичные дела вызвали бурные дискуссии в голландском парламенте. Это не помешало католикам выйти на улицы: в 1878 году в Маастрихте прошло шесть процессий, а в 1881 году началось второе «современное» паломничество.

ХХ век: к современному паломничеству

В течение 20-го века католики больше не считались угрозой в Нидерландах, отчасти из-за того, что они превратились из религиозного меньшинства в большинство. Если раньше некатолики считали процессии и паломничества «католическими суевериями» и «фольклором», то теперь в этом чувственном подходе к вере возникло определенное любопытство. Некоторые католики скептически отнеслись к этому новому «принятию».

Объявление в Limburger Koerier, 1930

В течение 1909 года демонстрация реликвий проводилась в двух главных церквях, а также в приходской церкви Вик, где так называемого Черного Христа Вика можно было почитать. Мессы проводились архиепископом Утрехта и епископом Льежа, что указывает на высокий авторитет паломничества к тому времени в Римско-католической церкви. В 1916 году пьеса Святого Серватиуса, музыкальное произведение, призванное визуализировать древнюю легенду, была исполнена под открытым небом во Фрейтхофе. Спектакль или вариации на него исполнялись до недавнего времени. Еще одним элементом паломничества до XIX века, возродившимся в XX веке, стало игривое зрелище «Штурм замка», которое происходило на реке Маас в 1930, 1937 и 1983 годах.

С 1937 года задача организации семилетнего паломничества возложена на Vereniging Het Graf van Sint Servaas (Общество могилы Святого Серватия). Общество стремится продвигать Маастрихт как католический центр и место паломничества. Также в 1937 году была восстановлена ​​старая традиция разрешить статуи Богородицы, Морской Звезды и Черного Христа из Вика в процессии. С тех пор было допущено несколько других предметов, не являющихся реликвариями (в основном статуи святых). Паломничество 1944 г. было отменено из-за Второй мировой войны. Он был отложен до 1948 года, что нарушило семилетний цикл и больше не было синхронизировано с Ахеном. Это также означало, что участники из Ахена смогли присоединиться к Маастрихтскому шествию. В 1955 году бюст Карла Великого прибыл из Аахена в сопровождении многих немецких паломников (в том числе кардинала Йозефа Фрингса ). В 1969 г. сундук с мощами святого Ремакла был доставлен из Ставло, а ящик святого Гуммара - из Лиера ; в 1976 г. посетил бюст святого Ламбера из Льеж, храм Святой Урсулы из Кельн и другие реликварии из Oldenzaal, Visé, Aachen и Burtscheid.

Начиная с 1969 года традиционные даты в середине июля были отменены, поскольку слишком много людей уезжали в отпуск. Изначально даты были перенесены на конец августа - начало сентября; позже до конца мая - начала июня. В 1988 году было положено начало партнерству с другими местами паломничества в Эурегионе Мёз-Рейн. В отличие от средневекового партнерства с Аахеном и Корнелимюнстером, паломничества запланированы таким образом, чтобы не было конкуренции между городами. В 1990 г. наблюдалось снижение числа посетителей, возможно, в результате напряженности в епархии Рурмонда при епископе Джоаннесе Гейсене. В 1997 году тема была «Где ты? около 100 000 посетителей. В 2004 году тема была «Мы время». Это был первый раз, когда к паломничеству была добавлена ​​обширная культурная программа. Тема 2011 года - «Навстречу свету». Некоторые мероприятия посетили около 175 000 человек. 55-е (современное) издание проходило с 24 мая по 3 июня 2018 года. Его тема была «Делай добро и не оглядывайся назад». Следующее паломничество в Маастрихт состоится в 2025 году.

Программа современного паломничества
Офисно-информационный центр Heiligdomsvaart 2018 в Синт-Серваасклостер

Современный Heiligdomsvaart обычно длится 11 дней. Центром большинства мероприятий является Базилика Святого Серватия. Вход в церковь и сокровищницу в это время бесплатный (обычно за плату). Во время паломничества в церковь можно попасть через три портала, два из которых обычно не используются. Небольшой склеп, обеспечивающий доступ к могиле Святого Серватия, также открыт в определенные часы. Сундук с мощами Святого Серватия, в местном масштабе известный как Noodkist («Сундук бедствия»), постоянно выставляется на лестнице хора. Вторым центром паломничества является Базилика Богоматери. В меньшей степени вовлечены другие церкви в центре Маастрихта, а также ряд (католических) школ, домов престарелых и культурных учреждений. Административный центр паломничества служит информационным центром как для паломников, так и для туристов.

Мессы и другие услуги

Церемония открытия начинается с короткой службы на открытом воздухе у источника Святого Серватиус в долине Джекер, в нескольких милях к югу от Маастрихта. Служба включает в себя питьевую воду из источника, который, согласно легенде, возник там, где Святой Серватий постучал своим посохом по земле. Церемония открытия продолжается в базилике Святого Серватия, где бюст Святого Серватия несут процессию вокруг церкви, после чего он совершает свой торжественный вход через Южный портал (Bergportaal), обычно предназначенный для королевских посетителей. Затем следует Папская месса, которую совершают епископ Рурмонда, декан Маастрихта и другие священники. Во время этой мессы Нудкиста вводят в церковь и ставят на помост на ступенях хора, где он остается на все время. В течение следующих 11 дней каждый день отмечаются массовые мессы, часто направленные на определенные группы. В 2018 г. проводились мессы и службы для членов Общины Тэзе, Общины Сант'Эджидио, Общины Распятой и Возрожденной Любви, Общества Святого Григория., Орден Гроба Господня и монахи Св. Бенедиктусбергское аббатство. Другие группы, получившие особый прием в церкви, включали паломников к святыне святого Герлаха в Houthem, паломников из Sint Oedenrode и Hasselt, члены армянской, филиппинской и антильской общин в Маастрихте, а также дети начальных школ в Маастрихте. Кроме того, организуются молебны, Часовые литургии, лекции и другие духовные мероприятия, некоторые из которых проходят в склепе, Кейзерзаале или в других необычных местах. На протяжении всего 11-дневного паломничества священники могут получить исповедь или личный совет.

Показ мощей

Церемонии показа мощей в двух основных церквях составляют духовную изюминку храма. паломничество и относится - больше, чем к шествиям или другим действиям - к его средневековому происхождению. Современный способ показать реликвии - это не из галереи гномов, а внутри церквей, сначала в базилике Богоматери, а затем в базилике Святого Серватиуса. По сравнению со средневековой практикой, в настоящее время показано больше реликвий (также разных).

Реликвии экспонируются в базилике Богоматери

бюсты-реликварии в монастырях Собора Богоматери, в ожидании показа реликвий, 2018

Показ реликвий в базилике Богородицы начинается с литургического шествия при входе, в ходе которого в храм вносятся основные реликвии из сокровищницы. Пока группы носильщиков поднимаются по центральному проходу к лестнице хора, поется Литания Святых. Носители располагаются полукругом в области алтаря перед амбулаторным. Служба начинается с чтения из Евангелия, после чего священник объявляет мощи средневековой формулой «Тебе явится...». Мощи показаны в пяти группах. Каждый раз, когда объявляется группа, носители выходят вперед у края ступенек хора, затем поднимают мощи на несколько секунд, чтобы их могли увидеть все. Реликвии ни в коем случае нельзя вынимать из контейнеров. Произносится молитва и носители возвращаются на свои места полукругом, после чего объявляется следующая группа реликвий. В 2018 году порядок показа был следующим:

  1. мощи христианских мучеников : мощевик апостола Петра, мощевик бюст апостола Варфоломея, Скандинавский рог-ковчег с мощами апостолов Фомы, Андрея и Иуды Фаддея, а также рукоятью мощевика святого Транквилла (святого, связанного с Фиванским Легион );
  2. реликвии святых епископов Маастрихта : бюсты-реликварии Серватия, Монульфа, Гондольфа и Губерта ;
  3. мощи святых женщин: мощевик пояса Святой Марии, обручальное кольцо Марии, мощи Марии Магдалины, Екатерины Сиенской и Бернадетт Субиру ;
  4. мощи святых: мощевик с маслом из могилы Святого Николая, реликвия Святого Роха и реликвия Святого Джайлза ;
  5. мощи Иисуса : ставротека (крест-мощевик) с мощами Истинного Креста (ap апал присутствует в благодарность за дар византийского двойного креста).

После благословения, дарованного крестом-реликварием, процессия снова формируется, унося реликвии в северный трансепт, где они выставляются около часа. После этого члены общины могут подойти к реликвиям, прикоснуться к ним, сфотографировать и поклониться.

Экспозиция реликвий в базилике Святого Серватия

Поклонение реликвий в часовне Святого Иосифа (после церемонии показа)

Выполняется примерно такая же процедура в базилике Святого Серватия, с некоторыми отличиями. Формула «Тебе явится...» поется здесь кантором. Каждый раз, когда демонстрируется группа реликвий, из западного хора церкви звучат короткие фанфары, усиливая драматический эффект. Кроме того, после показа реликвии не возвращаются в алтарную часть, а сразу же сносятся по ступеням хора в боковые часовни. Здесь они остаются под охраной членов братства. Это означает, что, в отличие от Богородицы, алтарь после службы практически пуст. Примечательно, что реликварий святого Фомы и большая часть Серватианы (см. Ниже: «Список религиозных объектов / Серватиана»), которые играли ключевую роль в представлении средневековых реликвий, больше не показаны. Текущий порядок экспонирования:

  1. мощи Иисуса: патриархальный крест 1490 года с мощами Истинного Креста;
  2. мощи святых: мощи Марцеллина и Петра, Святой Влас, Святой Ливин и Святой Герлах ;
  3. Мощи святых женщин: мощи Святой Агнессы, Святой Варвары, святая Сесилия, святая Амельберга и блаженная Клара Фей ;
  4. мощи святых епископов Маастрихта: реликварии-бюсты Монульфа, Гондульфа и Ламберта и рог-мощевик Губерта;
  5. мощи святого Серватия: ключ святого Серватия, его наперсный крест, бюст-реликварий и сундук с реликварием (который остается неподвижным).

После заключения Во время церемонии реликвии выставляются в боковых проходах и в часовнях, чтобы ими можно было любоваться и поклоняться. За ними следят члены различных братств и гильдий.

Шествия

Две процессии на открытом воздухе - не путать с литургическими процессиями внутри церквей - возможно, самый знаковый аспект паломничества Маастрихта. За красочными парадами в оба воскресенья смотрят десять тысяч человек, а также их транслируют по телевидению. Кроме того, есть несколько более мелких процессий, таких как открывающая процессия, «Звездная процессия» (исходящая из разных приходских церквей) и детская процессия (с самодельными святынями-реликвариями).

Зрительская трибуна и телевизионные съемки в Фрейтхоф во время первой процессии, 27 мая 2018 г.

Маршрут основной процессии в первое воскресенье начинается в Вик и проходит через мост Святого Серватия. Неделей позже отправная точка находится в Jekerkwartier, откуда идет в Onze Lieve Vrouweplein и вдоль Meuse. Оба маршрута продолжаются через Маркт в сторону Vrijthof. Здесь, в базилике Святого Серватия, проходит короткая служба, завершающаяся пением Гимна Святого Серватия. На Фрейтхофе, а иногда и на Маркт или Синт-Питерстраат, процессию можно наблюдать со стенда для зрителей . Первые ряды на трибуне Фрейтхоф обычно зарезервированы для гостей, таких как епископы, члены кабинета министров, губернатор Лимбурга, мэр Маастрихта и другие высокопоставленные лица. Телевизионные записи обычно проходят в Фрейтхоф.

С 1960-х годов организаторам шествий становится все труднее привлекать местных участников, особенно детей и молодых людей. В результате традиционные группы служителей алтаря, мальчиков хора, скаутских групп и «невест» (молодых женщин, одетых в белое) в значительной степени исчезли. То же самое произошло с католическими женскими ассоциациями и ассоциациями рабочих. Их место теперь заняли нерелигиозные, исторические и фольклорные группы или, в некоторых случаях, религиозные группы из других стран (например, Поющие девы из Тонгерен ).

Группы носителей

Около половины участниками процессий являются члены братств, гильдий носителей или других групп, которые участвуют в переноске и сопровождении возложенных на них святых предметов. Например, Братство Святого Серватия отвечает за сохранность сундука с реликварием. Святого Серватия (или Нудкиста), в то время как Гильдия Святого Серватия занимается бюстом Святого Серватия. Другие группы заботятся о бюсте Святого Ламбера, бюстах Святого Монульфа и Святого Гондульфа, статуе Богоматери, Звезды Море или другие статуи. Более крупные объекты несут на носилках для процессий (сравнимых с paso в испанских процессиях, но обычно меньше), украшенных цветами. Несущие одеты формально (в утро оденьте или белый галстук ) или наденьте псевдолитургические туники. Чтобы перевезти большие пометы, обычно требуются две команды из 12 или 16 носильщиков. Другие участники несут процессионные фонари или шесты, украшенные медалями братства. Более мелкие предметы несут одинокие участники, раньше часто священники или монахини, в настоящее время в основном семинаристы или другие миряне. Обычно они носят белые перчатки и / или держат предметы широкими рукавами своих платьев.

Тематические группы

С 1960-х или 70-х годов тема паломничества выбирается для каждого издания. В шествиях эта тема является руководством для тех групп, которые пытаются представить Евангелие все более нерелигиозной аудитории. В 2018 году тему Делай добро и не оглядывайся назад представили несколько местных любительских театральных коллективов. Некоторые участники воспроизвели темы из Ветхого и Нового Завета, другие сосредоточились на католических темах, таких как Святой Серватий, Папа Франциск и Святые Таинства. Группа студентов из римско-католических семинарий в Ролдук и Льеж несли репродукции картины Магистра Алкмаара, иллюстрирующей Семь произведений Милосердие. В ответ на это члены протестантской церкви в Нидерландах принесли рисунки школьников на ту же тему в современном контексте.

Представительные группы

Поскольку в последние годы было меньше участников из местных церквей, есть больше места для других групп, из других конфессий, из других культур или из других стран. другие города. В 2018 году в Нидерландах были местные представители протестантской церкви (см. Выше), Русской православной церкви, Армянской апостольской церкви, филиппинской общины ( с темой Ave Maria ), Антиллианское сообщество (с группой евангелия ), Орден Гроба Господня, Орден Святого Лазаря, Орден Тамплиеров OSMTH, Бунд дер Святого Себастьяна Шютценюгенд (с Ахенским Friedenskreuz или Ахенским крестом мира) и Сестер бедных Младенец Иисус (со знаменем в память беатификации их основателя, Клары Фей ).

Музыкальные и фольклорные группы

церковные хоры, оркестры, фанфары, барабаны банды, гильдии fla Метатели g и фольклорные ополчения (голландский: schutterijen) долгое время участвовали в религиозных процессиях в этой части Европы. В процессиях Heiligdomsvaart хор Базилики (главный хор Богоматери) сопровождает статую Морской Звезды, в то время как Cappella Sancti Servatii (хор Святого Серватия) проходит перед бюстом Святого Серватия. Почетное место отводится марширующему оркестру, идущему за Нудкистом, таким образом завершая процессию. В первое воскресенье 2018 года это была Royal Harmonie Sainte Cécile из Eijsden ; во второе воскресенье это была Harmonie Sint Petrus en Paulus из Маастрихтского квартала Wolder.

Культурная программа

Чтения, концерты, театральные представления, показы фильмов и выставки проходят в различных местах города на протяжении всего паломничества. Большинство из этих занятий связано с общей темой. В 2018 году спектакли и концерты проходили в различных церквях: церкви Святого Иоанна Святого Ламберта, церкви Святой Терезии, церкви Святого Сердца (Купол), а также монастырей Святого Серватия. Фильмы демонстрировались под открытым небом перед церковью Святого Петра-Бенедена. Тематические выставки проходили в монастырях базилик, восточном склепе Богоматери, Доминиканской церкви, культурном центре Centre Céramique, театре Vrijthof и Bonnefantenmuseum. На выставке Copes в Bonnefantenmuseum были представлены исторические копейки, а также современные дизайны местных дизайнеров Fashionclash.

Список религиозных предметов в паломничестве
Полупустые витрины в Сокровищнице базилики Святого Серватия во время паломничества 2018 года

В семилетних паломничествах в центре внимания религиозных объектов, прежде всего реликвии святого Серватия. Некоторые объекты очень старые и являются частью местного или национального достояния. Не все реликвии, реликварии или статуи святого святого показаны во время паломничества Хейлигдомсваарт. В сокровищницах основных церквей сотни предметов, требующих отбора. По соображениям охраны окружающей среды некоторые хрупкие предметы, которые традиционно были частью паломничества, больше не показаны.

Серватиана

С самых ранних лет так называемая «Серватиана » играла ключевую роль в Маастрихтском паломничестве. Считается, что это личные вещи святого Серватия. В семилетнем паломничестве их показали из галереи гномов. Некоторые серватианы были потеряны со временем. В сокровищнице находятся: ключ святого Серватия, наперсный крест святого Серватия, его печать, его чаша, его посох паломника, его Крозье, его чаша, его патен и его переносной жертвенник. Из-за их размера и хрупкости их роль в последние годы уменьшилась. Дополнительной причиной этого может быть то, что искусствоведы утверждали, что, за исключением чаши Святого Серватия, ни один из этих предметов не является достаточно старым, чтобы быть личными вещами человека, жившего в 4 веке. В наши дни во время показа реликвий в церкви демонстрируются только ключ и наперсный крест; ни один из Серватиан не включен в процессии. Копия посоха паломника постоянно выставлена ​​в небольшом склепе, который дает доступ к могиле Святого Серватия.

Маастрихтские верования

Четыре основные религиозные статуи в Маастрихте, известные в местном масштабе как City or Municipal Devotions (голландский: stadsdevoties), являются религиозными объектами, которые почитаются в Маастрихте в течение долгого времени. Это: статуя Богоматери, Морская звезда, Черный Христос из Вика, бюст Святого Серватия и бюст Святого Ламбера. Во время паломничества в Маастрихт они принимают участие в шествиях и различных других религиозных мероприятиях.

Морская звезда

Статуя Богоматери, Морская звезда (обычно упоминается to as: Морская звезда), вероятно, самый известный и самый популярный из Маастрихтских обрядов. Это статуя 15 века Марии с младенцем Иисусом в стиле немецкого schöne Madonnen. Он имеет давнюю традицию включаться в процессии, сначала с маастрихтскими миноритами, после 1837 года с приходом Богоматери. Даже сейчас он ежегодно участвует примерно в десяти шествиях. Для более коротких процессий используется небольшой носилок , для которого требуется четыре носилки. Для более длительных процессий, например, в семилетнем паломничестве, используется стальная конструкция гораздо большего размера. Двенадцать перевозчиков должны взять этот носилок на свои плечи. Более крупное сооружение покрыто белым дамаском и украшено цветами. Перевозчики являются членами Гильдии авианосцев Звезды Моря (голландский: Dragersgilde Sterre der Zee). Члены гильдии носят туники, одни темно-синие и красные, другие голубые и белые, украшенные медалями гильдии. Все они в белых перчатках. Через определенные промежутки времени одна бригада перевозчиков сменяет другую. Члены Братства Звезды Моря (голландский: Broederschap Sterre der Zee) сопровождают носилки процессии в белом галстуке и черном плаще с на нем шестиконечная звезда. Некоторые несут с собой фонари для процессий или шесты с мемориальными досками братства. Статуя Морской Звезды не играет роли в показе реликвий в церкви, хотя эта церемония традиционно завершается гимном О Звезда Моря.

Черный Христос Вика

«Черный Христос Вика» представляет собой большой корпус XIII века из темного ореха, который когда-то был частью распятия. На протяжении веков он хранился в монастыре Белых монахинь (голландский: Wittevrouwenklooster) в Фрейтхоф, куда он привлекал паломников в основном из Центральной Европы. После роспуска монастырей статуя была передана приходской церкви св. Мартина в Вик. В 1813 году было основано Братство Святого Креста (голландский: Broederschap van het Heilig Kruis), которое в 1963 году насчитывало около 2000 членов. Члены братства несут Черного Христа процессиями на больших носилках, подобных тем, которые использовались для Морской Звезды. Их туники красные и черные, соответствующие флагу процессии.

Бюст Святого Серватия

Знамена с изображением бюста Святого Серватия

Бюст из реликвария Святого Серватия, как мы его знаем, предположительно является вторым или третьим бюстом святого покровителя Маастрихта. Предыдущий бюст, датируемый примерно 1400 годом, был показан паломникам из галереи гномов на площади Фрейтхоф. Он был в значительной степени разрушен во время осады 1579. Новый бюст был заказан осаждающим Александром Фарнезе, герцогом Пармским, герб которого находится на пьедестале. Покрытый серебром и частично позолоченный бюст - главное художественное произведение в сокровищнице Святого Серватия. В нем находится большой фрагмент черепа святого. Бюст также является культурной иконой Маастрихтского паломничества. Изображения бюста появляются на флагах, баннерах и печатных материалах. Бюст занимает центральное место на церемонии открытия паломничества (см.: «Программа / Мессы и другие службы»). До 1970-х годов братья из монастыря Беярт (Братья Непорочного Зачатия Марии или Братья Маастрихта) несли бюст в процессиях; с 1976 года члены гильдии Святого Серватия взяли на себя эту задачу (буквально) на свои плечи. Члены гильдии носят состоящие из двух частей темно-синие туники, белые перчатки и зеленую ленту на шее с медалью гильдии. Как и в случае со статуей «Звезда моря», используются два носилки для процессий: один для коротких или закрытых процессий, а другой - для длительных путешествий. Пластиковая накидка используется для защиты бюста в непогоду.

Бюст Святого Ламбера

Реликварий-бюст Святого Ламбера относительно молод по сравнению с вышеупомянутыми объектами. Он был изготовлен Утрехт серебряниками Эдельсмидсе Бромом для приходской церкви Святого Ламберта в 1938-40 гг. Это произошло после того, как амбициозный приходской священник приобрел реликвию святого Ламбера, последнего епископа Маастрихта и единственного, кто родился здесь. Реликвия была подобрана в Льеже и с триумфом привезена 2 000 прихожан двумя дополнительными поездами в 1937 году. Новый бюст явно был смоделирован по образцу бюста Святого Серватия. Он мгновенно завоевал популярность до такой степени, что был включен в Маастрихтские богослужения. Церковь Святого Ламберта закрылась в 1985 году из-за проблем со строительством, и приход был объединен с приходом Святой Анны. С 2004 года бюст хранится в современной церкви Святой Анны, где в 2018 году ему была выделена отдельная часовня. Бюст Святого Ламбера несут процессией на одном из двух носилок, в зависимости от случая, как и ранее упомянутые объекты. Помет одет в зеленый цвет; подстилка побольше из белого штофа, украшенная цветами. Члены Гильдии Перевозчиков Святого Ламберта (голландский: Dragersgilde St. Lambertus) носят зеленые и желтые туники; на шее у них цепочка с вышитым медальоном с изображением бюста и пятиконечной звезды Маастрихта.

Реликварии и статуи

Несмотря на то, что акцент в современных паломничествах несколько сместился с поклонение святым и реликвиям, историческое и религиозное значение соответствующих объектов делает их присутствие первостепенным. Демонстрация мощей остается центральным элементом паломничества Маастрихта. Помимо главного реликвария Святого Серватия (Нудкиста), они включают в себя ряд бюстов-реликвариев апостолов и епископов, а также реликварии и статуи других местных почитаемых святых. Как упоминалось ранее, многие реликварии считаются слишком хрупкими, чтобы покинуть их защищенную среду. Это относится к большей части Серватианы, alb Святого Серватия, плащу Святого Ламбера, нескольким ставротекам (крестовым реликвариям), всем рожкам-реликвариям в сокровищницах (кроме рога викингов в Роге Богоматери), все шкатулки из слоновой кости и эмалированные шкатулки, а также серебряный гроб святого Фомы.

Сундук с мощами Святого Серватия

Нудкист, твердо стоящий на ступенях хора на время паломничества, охраняемый членами Братства Святого Серватия

Сундук с мощами Святого Серватия, часто - неправильно - упоминается как Святилище Святого Серватия, по-голландски обычно называемое Noodkist («Сундук бедствия»), представляет собой сундук XII века, содержащий останки епископа Серватий Маастрихтский - Тонгерен. Деревянный сундук с тщательно продуманными позолоченными медными рельефами, выемчатой ​​ эмалью и драгоценными камнями - главное сокровище базилики Святого Серватия и, возможно, самый важный средневековый объект в Нидерланды. Его значение как основного продукта Mosan металлоконструкций было признано во всем мире. На протяжении веков Нудкист был центром почитания святого Серватия в Маастрихте, получив свое прозвище из-за обычай выносить его в процессии во время бедствия (впервые упоминается в 1409 году). О его роли в средневековой практике паломничества известно немногое. По понятным причинам его нельзя было показать из галереи гномов. Обычно он стоял на каменном алтаре за главным алтарем, накрытым капсой, расписным деревянным ящиком. Во время паломничества капса была снята, и паломники получили доступ к алтарю. Им даже разрешалось прикасаться к груди.

После возрождения паломничества в XIX веке сундук стал частью большинства праздников. В настоящее время он постоянно выставлен на хоровой лестнице (фактически находящейся в переходе ). Когда церковь открыта для публики, сундук постоянно охраняют два или четыре члена Братства Святого Серватия. Эта ассоциация была основана в 1916 году и в настоящее время насчитывает около 50 членов. Внутри церкви они носят туники, желто-красные или черно-красные. Члены братства также сопровождают сундук, когда он покидает церковь в процессиях, что обычно происходит только один раз в год (День Святого Серватия, 13 мая). Затем братство носит утреннюю одежду с красными и белыми розетками и медалями братства. Носилки для процессий изготовлены по индивидуальному заказу и имеют стальную конструкцию с гибкими частями, которые можно регулировать на плечах носителей. Обычно в переносе сундука участвуют две команды из шестнадцати братьев по братству. Нижняя часть каркаса обтянута серой тканью. Ящик из плексигласа в форме Нудкиста закрывает его, независимо от погоды.

Бюсты-реликварии

Среди множества реликварий и религиозных предметов в Маастрихте есть дюжина бюстов-реликварий. Обсуждаемые здесь бюсты датируются преимущественно 19 веком, сделаны из дерева, а затем полихромированы. Они заменяют серебряные или позолоченные бюсты, утерянные во Французский период. Есть несколько замечательных «двойников». И в базилике Богоматери, и в базилике Святого Серватия есть бюсты Монульфа и Гондульфа, епископов Маастрихта 6-го века, которые часто связывались друг с другом. Все четыре бюста показаны во время показа реликвий в церквях, но только один набор присоединяется к уличным шествиям (набор, принадлежащий святому Серватию). Их несут на относительно небольших пометах члены Гильдии Святого Монульфа и Святого Гондульфа, которая также является гильдией звонарей. Естественно, что в обеих церквях есть бюст святого Серватия. Тот, что в Богоматери, используется только для показа реликвий в церкви. То же самое и с бюстами Святого Батоломея и Святого Губерта, а также в бюстах Богоматери. В базилике Святого Серватиуса есть два бюста Святого Ламбера (один серебряный бюст взят на время в Рейксмузеум и никогда не покидает сокровищницу), что на самом деле составляет три бюста вместе с бюстом в церкви Святой Анны. Святой Серватий также владеет бюстом Святого Амандуса, другого епископа Маастрихта. Регулярные «выездные» бюсты из других церквей и других городов - это бюст святого Антония Падуанского (из Маастрихтского прихода Шарна), бюст святого Амельберга (из Аббатство Сустерен ), серебряный бюст Святого Герлаха (из прихода Хаутем-Синт-Герлах ).

Примечание: позолоченные и покрытые серебром бюсты Святого Серватия и Святого Ламбера являются подробно рассмотрено выше (см.: «Маастрихтские Посвящения»).

Другие реликварии

Реликварий с поясом Святой Марии, ожидающий в монастырях Богоматери перед церковью. реликвии дисплей

Некоторые реликварии не попадают в указанные выше категории, но, тем не менее, достаточно важны для включения в число пи lgrimage. Выдающимся экспонатом - даже несмотря на то, что это копия гораздо более старого креста XV века - является Патриарший крест базилики Святого Серватия. Он содержит несколько больших частей Истинного креста. Его несет священник в виде процессуального креста на входной процессии во время церемонии показа реликвий. Однако он слишком хрупок, чтобы участвовать в каких-либо других процессиях. Это, возможно, также относится к реликварию с поясом Святой Марии в Базилике Богоматери, если бы эта реликвия не считалась слишком важной, чтобы ее исключать. Ядро реликвария средневековое (впервые упоминается в 1286 году), но внешний корпус был заменен в 19 веке. Как внутри церкви, так и в процессиях на открытом воздухе ее несет и сопровождает группа женщин в голубых платьях. Две женщины несут носилки с процессии; другие держат красные розы.

После Второй мировой войны Маастрихт «посетил» ряд важных реликвий (см.: «История / 20 век»). В 2018 г. были бюсты из Хаутема и Сустерена (упомянутые выше), реликварий с крестом из Дордрехта, реликварий Святой Лидвины из Схидам и реликварий из Святые Кассий и Флорентий (мученики Фиванского легиона ) из Бонна.

Другие статуи

Помимо четырех основных религиозных статуй (см.: «Маастрихтские поклонения»), есть несколько других статуй святых, включенных в Маастрихтское паломничество. Некоторые приходы Маастрихта представлены в паломнических процессиях со своим святым покровителем, каждый со своей собственной гильдией носителей. Статуя святого Петра XV века происходит из прихода Синт-Питер (фактически два прихода: один у подножия Синт-Питерсберга, другой на полпути к холму). Приход Святого Антония Падуанского в Шарне представлен бюстом (упомянутым выше) и статуей святого XVII века (?). Рядом Амби участвует со статуей Святой Вальпурги. Специальным гостем в 2018 году была статуя Богоматери, Причина нашей радости из базилики Богоматери в Тонгерен.

См. Также
Источники
  • Фред Асманн (2017): Заказ и Спутанность сознания. Хор XII века церкви Святого Серватия в Маастрихте. Clavis Kunsthistorische Monografieën, Часть XXIV. Clavis Stichting Middeleeuwse Kunst, Утрехт. ISBN 978-90-75616-13-2
  • Бок, Ф. и М. Виллемсен (1872): Die mittelalterlichen Kunst- und Reliquienschätze zu Maestricht, aufbewahrt in den ehemaligen Stiftskirchen des h. Servatius und Unserer Lieben Frau daselbst, usw. Л. Шванн, Кельн / Нойс
  • Хэй, Р. де Ла (1990): «Geschiedenis van de Maastrichtse Heiligdomsvaart». В: Th.J. ван Ренш, А. Колдевей, Р. де ла Хэй, M.L. де Крик (1990): Hemelse trektochten. Broederschappen в Маастрихте 1400-1850 гг. Vierkant Maastricht # 16. Stichting Historische Reeks Maastricht, Маастрихт. ISBN 90-70356-55-4 (онлайн-текст на сайте academia.edu )
  • Koldeweij, AM (1985): Der gude Sente Servas. Maaslandse Monografieën № 5. Ван Горкум, Ассен / Маастрихт. ISBN 9023221192
  • Колдевей, AM (1990): 'Pelgrimages'. In: Th.J. van Rensch, AM Koldeweij, RM de la Haye, ML de Kreek (1990): Hemelse trektochten. Broederschappen in Maastricht 1400-1850. Vierkant Maastricht # 16. Stichting Historische Reeks Maastricht, Maastricht. ISBN 90-70356-55-4
  • Koldeweij, AM (2000): 'Das Servatiusbustenreliquiar in der Maastrichter Servatiuskirche und seine liturgische Nutzung'. In: Kunst und Liturgie im Mittelalter: Akten des internationalen Kongress der Bibli und teca Hertzung Рим, Рим, 28. - 30. Сентябрь 1997. Николас Бок, Мюнхен (онлайн-текст на сайте academia.edu )
  • Кроос, Рената (1985): Der Schrein des heiligen Servatius in Maastricht und die vier zugehörigen Reliquiare в Брюсселе. Дзен tralinstitut für Kunstgeschichte, Мюнхен. ISBN 3422007725
  • Ubachs, P.J.H., I.M.H. Эверс (2005): Историческая энциклопедия Маастрихта. Walburg Pers, Zutphen. ISBN 905730399X
  • Os, Henk van (2000): De weg naar de Hemel. Reliekverering in de Middeleeuwen. Каталог выставки Амстердам и Утрехт. Uitgeverij De Prom, Баарн. ISBN 9068017322
  • Различные авторы (1983): De Sint Servaas, pp. 77-84. Реставрационно-информационный бюллетень № 10 (специальный выпуск о паломничестве). Stichting Restauratie De Sint Servaas, Маастрихт
  • Различные авторы и фотографы (2011): Heiligdomsvaart Maastricht 2011 (фотокнига). Stichting het Graf van Sint Servaas, Маастрихт. ISBN 978-90-78213-10-9
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Heiligdomsvaart Maastricht.
Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Toningsformulier Heiligdomsvaart Maastricht
Последняя правка сделана 2021-06-02 05:53:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте