Пьетро Помпонацци

редактировать
Пьетро Помпонацци
Pietro Pomponazzi.jpg
Родился16 сентября 1462 года. Мантуя, Маргравейт Мантуи
Умер18 мая 1525 г.. Болонья, Папская область
Alma materПадуанский университет
Научная карьера
УчрежденияУниверситет Падуи
Научные консультантыНиколетто Верния
Известные студентыЙоханнес Баптиста Монтанус. Витторе Тринкавелли

Пьетро Помпонацци (16 сентября 1462 - 18 мая 1525) был Итальянский философ. Иногда он известен под своим латинским именем Петрус Помпонатиус.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Ссылки
  • 3 Дополнительная литература
  • 4 Внешние ссылки

Биография

Пьетро Помпонацци родился в Мантуе. его образование там. Он завершил учебу в Падуанском университете, где в 1487 году стал врачом. В 1488 году он был избран экстраординарным профессором философии в Падуе, где он был коллегой Алессандро Ахиллини, Аверройст. Примерно с 1495 по 1509 год он занимал кафедру естественной философии до закрытия школ Падуи, когда он стал профессором в Ферраре, где читал лекции по Де анима (душа) и энтелехия. В 1512 году его пригласили в Болонью, где он оставался до своей смерти и где он написал все свои важные произведения.

Преобладание медицинской науки в Падуе ограничивало его энергию, но в Ферраре и еще больше в Болонье изучение психологии и теологических спекуляций было более важным. В 1516 году он выпустил свой великий труд De immortalitate animae (О бессмертии души), вызвавший бурю споров между ортодоксальными томистами из католической церкви, Аверроисты во главе с Агостино Нифо и так называемая александристская школа. Трактат был сожжен в Венеции, и сам Помпонацци подвергался серьезной опасности смерти от рук католиков. Затем последовали две брошюры, «Апология» и «Defensorium», в которых он объяснил свою парадоксальную позицию католика и философского материалиста. Его последние два трактата, De incantationibus и De fato, были посмертно опубликованы в издании его работ, напечатанных в Базеле.

. Помпонацци глубоко интересен как вестник Возрождения. Он родился в переходный период, когда схоластический формализм терял свою власть над людьми как в Церкви, так и за ее пределами. До сих пор догмат Церкви основывался на Аристотеле в интерпретации Фомы Аквинского. Это отождествление было настолько близким, что любая атака на Аристотеля или даже попытка возобновить старые дискуссии по аристотелевской проблематике рассматривались как опасная ересь. Помпонацци заявлял о своем праве изучать Аристотеля для себя и посвятил себя De anima с целью показать, что Фома Аквинский полностью неверно истолковал аристотелевскую теорию активного и пассивного интеллекта.

В своей книге «О бессмертии души» Помпонацци специально доказывал, что Фома Аквинский и Аристотель расходятся по вопросу о бессмертии души. Хотя сам Помпонацци не следует за Аристотелем в этом отношении, он утверждает, что Аристотель очень четко доказывает абсолютную смертность души с лишь ограниченными чертами бессмертия. Он не был первым, кто сделал это заявление, и, похоже, на него повлияли греческие комментаторы Аристотеля, Александра Афродисийского. Далее он утверждает, что бессмертие души не может быть определено с помощью разума и поэтому должно быть оставлено на усмотрение Бога. Поскольку Священные Писания открывают, что Бог сделал душу бессмертной, - утверждал Помпонацци, - мы тоже можем принять бессмертие души как истину и тем самым выйти за пределы разума. (Эти дебаты повлияли на его преемника 1591-1631 гг. На кафедре Чезаре Кремонини, чья приверженность Аристотелю привела к противоположному выводу о смертности души.)

Помпонацци заявил о своей приверженности Католическая вера, и, несмотря на разногласия по поводу его первоначальной работы, она не была осуждена церковью. Снова было установлено, что принцип, согласно которому религия и философия, вера и знание, могут быть диаметрально противоположными, но все же сосуществовать для одного и того же мыслителя. Этот любопытный парадокс он иллюстрирует в De incantatione, где подводит итог против существования демонов и духов на основе аристотелевской теории космоса и, как верующий христианин, утверждает свою веру в их существование. В этой работе он категорически настаивает на упорядоченной последовательности природы, причины и следствия. Они вырастают до зрелости, а затем распадаются; так что у религий свое время и они уступают. Он добавил, что даже христианство (при условии, что он говорит как философ) демонстрирует признаки упадка.

Он умер в Болонье.

Ссылки

Атрибуция

Дополнительная литература

  • Элиза Куттини, Unità e pluralità nella tradizione europea della filosofia pratica di Aristotele. Джироламо Савонарола, Пьетро Помпонацци и Филиппо Мелантоне, Руббеттино 2005.
  • Стефано Перфетти, «Пьетро Помпонацци», в Стэнфордской энциклопедии философии (издание осень 2008 г.), изд. Эдвард Н. Залта.
  • Марко Сгарби, Пьетро Помпонацци. Традиция и диссенсо, Фиренце, Лео С. Ольшки, 2010.
  • Паскуале Витале, «Потенция абсолютного и свободная в Пьетро Помпонацци», Dialegesthai. Rivista telematica di filosofia, 12/2010.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 05:39:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте