Пьетро Антонио Локателли (3 сентября 1695 года в Бергамо - 30 марта 1764 года в Амстердам ) был итальянцем барокко композитором и скрипачом.
Мало что известно о детстве Локателли. В ранней юности он был третьим скрипачом и обладал званием виртуоза в музыкальной капелле (музыкальном заведении) церкви Санта-Мария-Маджоре в Бергамо. Его первыми учителями игры на скрипке, вероятно, были и, оба они были членами капеллы. maestro di cappella, возможно, научил его композиции. Осенью 1711 года Локателли отправился в Рим, чтобы добиться большего признания.
Локателли начал учиться в Риме осенью 1711 года, вероятно, у Антонио Монтанари или Джузеппе Валентини. и, возможно, на короткое время при Арканджело Корелли, который умер в январе 1713 года. В письме от 17 марта 1714 года Локателли написал своему отцу в Бергамо, что он является подтвержденным членом compita accademia di var Instrumenti, домашние музыканты принца Микеланджело I Каэтани (1685–1759), где Валентини работал скрипачом и композитором не позднее 1710 года. С 1716 по 1722 год Локателли был также членом congregazione generale dei musici di S. Сесилия, и, следовательно, под защитой благородного прелата и будущего кардинала Камилло Сайбо. Он также помогал другим римским дворянским домам, часто включая дом кардинала Пьетро Оттобони в церкви Сан-Лоренцо-э-Сан-Дамазо, вероятно, до 7 февраля 1723 года. Находясь в Риме, Локателли дебютировал как композитор. В 1721 году его XII Concerti Grossi, соч. 1, посвященный Камилло Сайбо, был опубликован в Амстердаме.
С 1723 по 1728 год Локателли путешествовал по Италии и Германии. Мантуя, Венеция, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Франкфурт и Кассель - единственные места, которые он, как известно, бывал. Большинство его концертных произведений, включая концерты для скрипки и каприччи, вероятно, были написаны в этот период. Позже они были опубликованы в Амстердаме. Считается, что его выступления сделали его знаменитым, но почти нет источников, подтверждающих его высокий уровень виртуозности.
Деятельность Локателли при дворе регента Мантуи ландграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадта засвидетельствована Документ 1725 года, в котором ландграф называет его «нашим виртуозом». Как часто и в каком качестве Локателли выступал в этом суде, неизвестно. Неизвестно также время его деятельности в Венеции, хотя он определенно был там.
В одной заметке описывается визит Локателли в Мюнхен. 26 июня 1727 г. "иностранный виртуоз Локателли" получил двенадцать двойных золотых гульденов от музыкального директора курфюрста
Всего год спустя, в мае 1728 года, Локателли посетил прусский двор в Берлине. Он переехал из Дрездена в Потсдам с Августом II и эскортом избирателя в количестве около 500 человек, включая Иоганна Георга Пизенделя, Иоганна Иоахима Кванца и Сильвиус Леопольд Вайс. В заметке о выступлении Локателли перед Фредериком Вильгельмом I анекдотично описывается самоуверенность музыканта и его тщеславие в великолепной, усыпанной бриллиантами одежде. Аристократические слушатели, возможно, предпочли игру на скрипке Иоганна Готлиба Грауна игре Локателли.
Согласно записи в записях богатого коллекционера автографов, Локателли жил во Франкфурте 20 октября 1728 года. запись включает миниатюрную версию Анданте из Сонаты III, соч. 2, для фортепиано.
Последняя известная остановка Локателли была в Касселе, где он получил очень высокую плату в размере 80 рейхсталеров после посещения Карла I, ландграфа Гессен-Кассельского, 7 декабря 1728 года. Органист Якоб Вильгельм Люстиг заявил в 1728 году, что Локателли удивил своих слушателей чрезвычайно трудными пассажами, царапая скрипку.
В 1729 году Локателли переехал в Амстердам, где оставался до самой смерти. Он не сочинял так много, как раньше, но давал уроки игры на скрипке любителям и отредактировал свою опцию 1–9 и произведения других музыкантов, например, сочинение Джованни Баттисты Мартини.. 2. Его редко задокументированные публичные и полупубличные выступления были открыты только для меломанов, но не для профессиональных музыкантов. Англичанин, услышавший его в 1741 году, написал: «Он так боится людей, которые у него учатся, что не допускает на свой концерт профессионального музыканта». Некоторые богатые меломаны, которые играли с Локателли как любители, помогли ему разбогатеть. В аристократических кругах он был признанным, уважаемым и поддерживаемым виртуозом и композитором. В 1741 году он открыл бизнес по продаже струн для скрипки у себя дома. Включая налоги, он заработал около 1500 гульденов только в 1742 году, что было самым высоким доходом среди музыкантов из Амстердама. Неизвестно, почему с 1744 г., когда он выпустил соч. 8, до 1762 г., когда он выпустил соч. 9, не было сообщений о нем от лексикографов, слушателей или национальных и международных музыкальных журналистов.
Локателли умер 30 марта 1764 года в своем доме на Prinsengracht.
Библиотека с более чем тысячей документов свидетельствует об интересе Локателли к литературе и науке. Он включает орнитологический, богословский, церковно-исторический, политический, географический, искусствоведческий и математические работы и литература по теории музыки XVI века. Его начальный класс включает всех важных писателей, начиная с Данте и далее. Среди большого количества распечатанных и несвязанных нот есть собрание сочинений Корелли. Также доступны картины голландских, итальянских и французских мастеров. Все это, а также его инструменты и многое другое было продано с аукциона в августе 1765 года.
Когда Локателли приехал в Амстердам в 1729 году, он открыл для себя центр европейского музыкального издательства. Он опубликовал свой Opp. 2–6, 8 и 9 и новое издание соч. 1 в Амстердаме и соч. 7 в соседнем городе Лейден. Он очень старался добиться безупречных изданий. Локателли передавал хорошо оформленные работы разным издателям, а менее оформленные работы редактировал и продавал.
Не только соч. 1 был написан в его ранние годы, но также соч. 3 и части соч. 2 и 4-8. Локателли получил привилегию, которая защищала Opp. 1–8 (которые также были выпущены в Лейдене, Голландия) от несанкционированных перепечаток и предотвратили импорт репринтов. В своем заявлении на получение привилегии он назвал себя «итальянским музыкальным мастером, живущим в Амстердаме». Как следствие этой привилегии Локателли должен был раздать бесплатные экземпляры библиотеке Лейденского университета; Таким образом, до наших дней сохранились первые отпечатки. Исключением была соч. 9, который был опубликован после истечения срока правовой охраны.
Произведения Локателли можно разделить на три категории:
Примеры виртуозных произведений: Скрипичные концерты соч. 3 с ассоциированными с ними Каприччи и Соната для скрипки соч. 6 с одним Каприччио. Оба произведения, и особенно соч. 3, были эталоном для виртуозов и прославили его на всю Европу. Каприччи были важными произведениями для изучения и упражнений, но не предназначались для публичного исполнения. Вероятно, именно через французские скрипичные школы такие музыканты, как Никколо Паганини, открыли для себя музыку Локателли. Каприччио Паганини соч. 1, № 1 похож на Каприччио Локателли Nr. 7.
Виртуозность Локателли отражена в Каприччи за счет использования старших регистров, двойной остановки, аккордов и арпеджио с широкой аппликатурой и чрезмерным растяжением левой руки, гармониками, трели в двухчастных пассажах (Trillo del Diavolo), двойные трели, различные типы смычков и вариативные смычки.
Концерты Локателли, соч. 1, соч. 7 и из соч. 4 созданы по образцу «Двенадцати гроссовых концертов» Корелли, соч. 6. The Introduttioni teatrali Op. 4 следуют формату неаполитанской оперной симфонии.
Флейтовые сонаты, соч. 2, Трио-сонаты, соч. 5, Сонаты для скрипки и Трио-сонаты, соч. 8 были популярны в Амстердаме, отдавая предпочтение общему имиджу города galant, сочетающемуся с современной популярной музыкой.
На Викискладе есть материалы, связанные с Пьетро Антонио Локателли. |