Питер ван Мол или Питер ван Мол (17 ноября 1599 г. в Антверпен - 8 апреля 1650 года в Париже) был фламандским художником, известным своими историческими картинами религиозной тематики и, в меньшей степени, своими аллегорическими композициями жанра сцены и портреты. На его стиль сильное влияние оказали Рубенс, Авраам Янссенс и Артус Вольффорт. Он был придворным художником короля и королевы Франции.
Он был учеником довольно малоизвестного художника Зегера ван ден Грейва в Антверпене с 1611 по 1622 год. Он стал мастером в антверпенской гильдии св. Луки в 1623 году. ученик или помощник Артуса Вольффорта, так как его стиль близок к стилю Вольффорта. Иногда сочинения Вольфорта приписывают ван Молю.
Аллегория воздухаВозможно, что Питер ван Моль сопровождал Рубенса в 1625 году, когда он посетил Париж для исполнения цикла Марии Медичи для Галерея Люксембурга. Он основал студию в Париже в 1631 году. Он получил несколько заказов от церквей, например, заказ 1635 года на фрески в часовне Сакре-Кёр в Église Saint-Joseph-des-Carmes. В 1637 году он стал придворным художником короля и получил титул peintre ordinaire du roi («постоянный художник короля»). Он получил заказы от французской королевы Анны Австрийской и был назначен peintre ordinaire de la Reyne («постоянным художником королевы») в 1642 году.
19 февраля 1640 года Питер ван Мол женился на Анне ван дер Бурч (или Анне ван дер Берч) в церкви Сен-Сюльпис в Париже. У пары было восемь детей, из которых Роберт ван Мол (или Роберт де Мол) стал художником и гравером. В 1643 году Фламандское братство в Париже заказало ему большой алтарь Поклонения пастухов для церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ныне в Музее изящных искусств Марселя ), который является представителем его парижских работ.
Молодой человек с митройВ 1644 году записано, что он проживал в кругу фламандских и голландских художников, работавших в Париже, среди которых были Жак Фукье, Филипп Влеугельс, Виллем Кальф, Никасиус Бернаертс и Питер ван Букле. Он работал при дворе Людовика XIII.
. В 1648 г. он был одним из первых художников, получивших приглашение стать членом Королевской академии искусства и скульптуры Франции после ее основания при покровительство кардинала Мазарини. Позже это стало Академией изящных искусств.
В Париже Питер ван Мол сначала жил на улице Сен-Жак, а затем на улице Таранн, где он умер 8 апреля 1650 года.
Питер ван Мол был в основном художником религиозных сюжетов и, в меньшей степени, античных историй. Писал портреты и аллегорические композиции. Далее он создал жанровые сцены, но они известны только по репродуктивным репродукциям и современным записям.
Оплакивание ХристаСтиль ван Мола варьируется от точного и фиксированного исполнения, иногда граничащего с архаичные, такие как Оплакивание Христа (Musée des beaux-arts de Valenciennes), который является почти данью уважения фламандским примитивистам. Другие работы, такие как Благовещение (Palais des Beaux-Arts de Lille ), близки к современным работам Филиппа де Шампень. Его фрески в часовне Сакре-Кёр в Église Saint-Joseph-des-Carmes и Deposition в Лувре свидетельствуют о его долге перед Рубенсом. Влияние очевидно в типично мощном и довольно коротком мужском телосложении, а также в его ясной и глубокой палитре и красноватых тенях. В его работах также присутствует влияние Антония ван Дейка.
Питер ван Мол был активным портретистом, но его работы в этом жанре известны только по гравюрам и некоторым исследованиям головы.
Питер ван Мол также писал жанровые произведения, но ни одно из них не сохранилось. Они известны по гравюрам, сделанным после них. Композиция под названием Фламандский танец находилась в коллекции Пале-Рояль и была выгравирована Карлом Гуттенбергом между 1786-1808 годами. На нем изображены руины с танцующими крестьянами, танцующая пара в центре, музыканты и зрители справа и дети, играющие на руинах на заднем плане. Одна из его работ с изображением обнаженной женщины находилась в коллекции Жана Батиста Пьера Ле Бруна, а ее гравюра была включена в каталог коллекции Ле Бруна «Galerie des peintres flamands hollandais et allemands», изданный в 1778. Как сообщается, продажа в Антверпене гравюр с работ Питера ван Мола вызвала некоторый скандал, поскольку они считались более неприличными, чем работы Агостино Карраччи.
в Канаде:
во Франции:
в Румынии: