Пьер де ла Рю (c.1452 - 20 ноября 1518) был франко-фламандским композитором и певцом Возрождения. Его имя также появляется как Piersson или варианты Pierchon и его топонимика, если присутствует, как различные формы de Platea, de Robore, или де Вико . Член того же поколения, что и Жоскен де Пре, и давний сотрудник Габсбургской - бургундской музыкальной капеллы, он занимает место с Агриколой, Брумель, Компер, Исаак, Обрехт и Вербеке как одни из самых известных и влиятельных композиторы в Нидерландах полифонический стиль в десятилетия около 1500.
Ла Рю, вероятно, родилась в Турне, в современной Бельгии, и, вероятно, получил образование в Соборе Парижской Богоматери там, где имелась солидная музыкальная база. Возможно, он был сыном Жана де ла Рю, главного просветителя города Турне.
Хотя никаких записей о его детстве не сохранилось, Питер Вандер Стратен (фламандский эквивалент его имени) упоминается в архивы собора ст. Гудуле в Брюсселе в 1469–1470 гг., Как взрослый (тенор) певец; считается, что это, скорее всего, был он. В 1471 году он был в Генте в Якобскерке в качестве певца на полставки, оплачиваемого из разного фонда собора, что предполагает, что его приглашали для специальных выступлений полифонии. Впоследствии он был принят на работу в Ньюпорт в 1472 году, в церкви Онзе-Ливе-Фроув, вероятно, первоначально в качестве временной договоренности, но к концу года церковные власти наняли его на более постоянной основе.. К 1477/8 г. он больше не работал там, так как его имя исчезло из бухгалтерской книги.
Его местонахождение в течение 1480-х годов не очень хорошо известно, хотя есть запись, что он работал в месте под названием «Св. Ода» (дата и город неизвестны), а также, возможно, в соборе по адресу Камбре. Предыдущие биографии Ла Рю помещают его в Сиену, Италия, между 1483 и 1485 годами; однако было установлено, что на «La Rue» в записях был другой певец. Пьер де ла Рю, вероятно, никогда не был в Италии, что сделало его одним из немногих выдающихся франко-фламандских композиторов этого поколения, которые никогда не поехали туда.
В 1489 году ему заплатило Братство Illustre Lieve Vrouwe в s-Hertogenbosch, снова как «Питер вандер Стратен», и в документе указано, что он приехал из Кельна, поэтому он, очевидно, провел некоторое время в Германии в качестве тенорового певца. Он оставался в Братстве в Хертогенбосе до 1492 года, когда он одновременно стал полноправным членом Братства и присоединился к Великой капелле императора Священной Римской империи Максмилиана. Он должен был оставаться на службе у Габсбургов и Гранд-капелла до конца своей жизни.
Гранд-капелла, музыкальное учреждение Бургундско-Габсбургских двор, уже имевший к тому времени выдающуюся историю Филипп Прекрасный унаследовал его в 1494 году. Это было центральное учреждение бургундской школы, место встречи таких композиторов, как Дюфай и Буснуа работал и уже оставил часть музыки; музыка Окегема также недавно была скопирована в рукописи, связанные с группой, непосредственно перед наймом Ла Рю. Вдобавок, музыка композиторов отдавала предпочтение предыдущим герцогам Бургундии, таким как Карл Смелый - Адриен Басин, Жиль Джой, Хайн ван Гизегем и Роберт Мортон - также, вероятно, все еще исполнялись и изучались. Это была грозная музыкальная организация, не уступающая по качеству папской капелле в самом Риме, и ее качество продолжало улучшаться в 16 веке с добавлением таких композиторов, как Марбриан де Орто, Николас Чемпион, Жиль Рейнго, Антониус Дивитис и Александр Агрикола. Это была музыкальная среда, в которой Ла Рю вошел в полную зрелость как композитор.
После того, как Ла Рю был нанят с Большой капеллой, он совершил две поездки в Испанию. Во время второй поездки в 1506 году он потерпел кораблекрушение в Ла-Манше и провел три месяца при дворе Генриха VII Английского. Еще через два года в Испании, на службе у Хуаны Кастильской - Иоанны Безумной - он вернулся в Нидерланды в 1508 году, вероятно, потому, что Хуана была лишена власти (ее муж Филипп, умер от тифа в 1506 г.). Хуана была безутешна, не могла оставить труп своего мертвого мужа и сошла с ума; почему Ла Рю оставался так долго, неизвестно, но не исключено, что его темная, интенсивно выразительная музыка была одной из немногих вещей, которые приносили ей утешение. К тому же к нему хорошо относились. Хуана назначила его главным капелланом, главой капеллы, и заплатила ему вдвое больше, чем получали другие певцы; Оплата певцам была, по-видимому, единственным практическим административным делом, которое она смогла сделать в период своего безумия.
Во время своих путешествий с Большой капеллой он встретил многих других франко-фламандских композиторов, которые были работая в одно и то же время (например, Жоскен, Исаак и Робер де Февен ), и эти встречи, возможно, также оказались решающими в развитии его стиля.
Между 1508 и 1514 годами суд останавливался в Мехелен и Брюсселе, редко путешествуя. Предполагается, что это самые продуктивные годы для Ла Рю как композитора, поскольку у него было бы больше всего свободного времени, и он избавил бы от тягот путешествий по Европе. Вскоре после того, как Карл V достиг совершеннолетия в 1515 году, двор возобновил свои путешествия; Ла Рю ушел в отставку вскоре после огромного тура по всем городам в северных частях империи Карла. Вероятно, он оставил свою работу во время одного из посещений часовни в Кортрейке в мае или июне 1516 года. Он оставался там до своей смерти, немногим более двух лет спустя. Хотя его эпитафия намекает на возможность того, что он, возможно, когда-то работал в судах в Франции и Венгрии, никаких других подтверждающих доказательств найдено не было; однако остаются биографические пробелы в 1470-х и 1480-х годах: например, местонахождение «Святой Оде» еще не известно.
Ла Рю был относительно богат, когда умер, особенно для певца, который не был аристократом, и подробности его завещания и последующих событий, связанных с его расположением, сохранились в деталях. Его исполнители не только нашли в его квартире сундуки с деньгами, но и получил значительный доход от своих пребендов, которые распределялись по многим местам, включая родственников, благотворительные организации, хоры, учреждения; и он устроил заупокойные мессы, которые пели каждый день в течение месяца после его смерти, а затем еще 300 месс, которые пели в нескольких разных соборах. Он попросил, чтобы его похоронили слева от алтаря в церкви в Кортрейке, хотя точное местонахождение больше не может быть найдено, а эпитафия сохранилась лишь в нескольких частично противоречащих друг другу копиях. Его эпитафия указывает на то, что он был бережливым, добродетельным человеком, не «склонным к преступлениям Венеры» (как, например, композитор Николас Гомберт, который был отправлен на галеры за приставание к певчему, Гизелин Данкертс, уволенный из хора Сикстинской капеллы за чрезмерное «уделение женщинам», или Жиль Джой, который написал мессу, основанную на имени своей любимой проститутки). Ла Рю, кажется, ценился и любился своими коллегами на протяжении всей своей карьеры.
Ла Рю писал мессы, мотеты, Magnificats, настройки Lamentations и chansons, разнообразные композиции, отражающие его статус как основной композитор в одном из самых известных музыкальных учреждений Европы в окружении других не менее творческих людей. Некоторые ученые предполагают, что он сочинял музыку только в течение последних 20 лет своей жизни, в основном когда находился на императорской службе; но оказалось, что трудно точно датировать какую-либо из его работ, хотя можно было предложить группы, основанные на грубой хронологии. Стилистически его произведения больше похожи на Хоскена, чем на любого другого композитора, работающего в то же время. На самом деле неправильная атрибуция сомнительных работ пошла в обе стороны.
Тем не менее, в стиле Ла Рю есть несколько уникальных черт. Ему нравились очень низкие диапазоны голоса, иногда доходящие до до или даже до подземной си-бемоль под басовой стойкой; он использовал больше хроматизма, чем большинство его современников; и большая часть его работ богата диссонансом. Он также разбивал длинные плотные текстуры, вставляя контрастные отрывки только для двух голосов, что также сделали Окегхем и Хоскин. Он был одним из первых, кто регулярно увеличивал силу голоса со стандартных четырех до пяти или шести. Одна из его шестиголосых масс, Missa Ave sanctissima Maria, представляет собой шестиголосый канонический, технически сложный подвиг, напоминающий некоторые работы Окегема. Это также самая ранняя из известных когда-либо существовавших мессов с шестью голосами.
Каноническое письмо - особенно важная черта стиля Ла Рю, и он особенно прославился за это. Ему нравилось писать каноны значительной сложности, а не ограничиваться простым подражанием. Вторая из двух его масс, основанная на мелодии L'homme armé, начинается и заканчивается канонами измерения, канонами, в которых все голоса поют один и тот же материал, но с разной скоростью; это еще один подвиг контрапунктовой виртуозности, достойный Жоскена или Окегема; действительно, иногда казалось, что Ла Рю сознательно соревнуется с более известным Жоскеном. Завершающий Agnus Dei этой мессы - единственный известный канон измерения всей эры для четырех голосов, причем все четыре голоса поют одну и ту же мелодию. Ла Рю написал шесть произведений, полностью каноничных от начала до конца, в том числе две мессы, три мотета и шансон; и он написал еще три мессы, два мотета и три шансона, которые основаны на каноне, но содержат несколько свободных частей; и есть множество других работ, которые включают канонические разделы. В использовании канонов он, возможно, находился под влиянием Матфея Пиплара, который написал раннюю каноническую мессу, которую Ла Рю почти наверняка знала, поскольку она входила в репертуар придворной капеллы Габсбургов.
Ла Рю также был одним из первых, кто тщательно использовал технику пародии, пропитывая структуру массы музыкой, взятой из всех голосов ранее существовавшего источника. Некоторые из его масс используют технику cantus firmus, но редко строго; он часто предпочитал технику перефразирования, в которой монофонический исходный материал приукрашивается и перемещается между голосами.
Ла Рю написал одну из самых первых полифонических мессы Реквиема, чтобы выжить, и это одна из самых известных его работ. В отличие от более поздних Реквиемов, он включает в себя полифонические настройки только Introit, Kyrie, Tract, Offertory, Sanctus, Agnus и Communion - Dies Iræ, часто центр тяжести в более поздних Реквиемах, был добавлен позже. Это была обычная литургическая практика в галликанской Франции и в регионе Северной Европы, в котором он работал. Эта масса больше, чем многие другие, подчеркивает низкие регистры голосов и даже сами низкие голоса.
Двадцать пять мотетов Ла Рю сохранились. Они в основном для четырех голосов. Хотя они используют имитацию, эта техника чаще встречается внутри разделов и фраз, а не в их дебютах, в отличие от стиля Josquin. Еще одна стилистическая особенность мотетов Ла Рю - использование остинато, которые могут быть отдельной нотой, интервалом или серией нот. Кроме того, он использует зародышевые мотивы - небольшие легко узнаваемые узоры, из которых происходят более крупные мелодические единицы и которые придают единство композиции. В целом мотеты сложны в контрапункте, с отдельными линиями, имеющими характерный характер, в стиле Оккегема. Это наиболее верно в отношении ранних произведений, на которые, вероятно, повлиял более старый композитор.
Более половины песнопений посвящены Деве Марии. Ла Рю был первым композитором, который написал магнификат на каждом из восьми тонов, а также написал шесть отдельных настроек Марианского антифона Salve regina. Скорее всего, это ранние работы.
Его тридцать шансонов демонстрируют разнообразие стилей, некоторые из которых сродни позднему бургундскому стилю (например, как показано в Hayne van Ghizeghem или Жиль Биншуа ) и другие, использующие более современный имитационный полифонический стиль. Поскольку Ла Рю никогда не бывал в Италии, он никогда не использовал итальянский стиль фроттола, который отличался легкими, гомофоническими текстурами (которые Хоскин так эффективно использовал в своих популярных El Grillo и Scaramella). и который так очаровал других представителей его поколения.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пьером де ла Рю. |