Пьер де ла Рю

редактировать
Франко-фламандский композитор (c1452–1518)

Пьер де ла Рю (c.1452 - 20 ноября 1518) был франко-фламандским композитором и певцом Возрождения. Его имя также появляется как Piersson или варианты Pierchon и его топонимика, если присутствует, как различные формы de Platea, de Robore, или де Вико . Член того же поколения, что и Жоскен де Пре, и давний сотрудник Габсбургской - бургундской музыкальной капеллы, он занимает место с Агриколой, Брумель, Компер, Исаак, Обрехт и Вербеке как одни из самых известных и влиятельных композиторы в Нидерландах полифонический стиль в десятилетия около 1500.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Большая капелла
    • 1.3 Уход на пенсию и смерть
  • 2 Музыка
    • 2.1 Музыка и стиль, общие характеристики
    • 2.2 Массы
    • 2.3 Мотеты и шансоны
    • 2.4 Chansons
  • 3 Работы
  • 4 Медиа
  • 5 Записи
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Ла Рю, вероятно, родилась в Турне, в современной Бельгии, и, вероятно, получил образование в Соборе Парижской Богоматери там, где имелась солидная музыкальная база. Возможно, он был сыном Жана де ла Рю, главного просветителя города Турне.

Хотя никаких записей о его детстве не сохранилось, Питер Вандер Стратен (фламандский эквивалент его имени) упоминается в архивы собора ст. Гудуле в Брюсселе в 1469–1470 гг., Как взрослый (тенор) певец; считается, что это, скорее всего, был он. В 1471 году он был в Генте в Якобскерке в качестве певца на полставки, оплачиваемого из разного фонда собора, что предполагает, что его приглашали для специальных выступлений полифонии. Впоследствии он был принят на работу в Ньюпорт в 1472 году, в церкви Онзе-Ливе-Фроув, вероятно, первоначально в качестве временной договоренности, но к концу года церковные власти наняли его на более постоянной основе.. К 1477/8 г. он больше не работал там, так как его имя исчезло из бухгалтерской книги.

Его местонахождение в течение 1480-х годов не очень хорошо известно, хотя есть запись, что он работал в месте под названием «Св. Ода» (дата и город неизвестны), а также, возможно, в соборе по адресу Камбре. Предыдущие биографии Ла Рю помещают его в Сиену, Италия, между 1483 и 1485 годами; однако было установлено, что на «La Rue» в записях был другой певец. Пьер де ла Рю, вероятно, никогда не был в Италии, что сделало его одним из немногих выдающихся франко-фламандских композиторов этого поколения, которые никогда не поехали туда.

В 1489 году ему заплатило Братство Illustre Lieve Vrouwe в s-Hertogenbosch, снова как «Питер вандер Стратен», и в документе указано, что он приехал из Кельна, поэтому он, очевидно, провел некоторое время в Германии в качестве тенорового певца. Он оставался в Братстве в Хертогенбосе до 1492 года, когда он одновременно стал полноправным членом Братства и присоединился к Великой капелле императора Священной Римской империи Максмилиана. Он должен был оставаться на службе у Габсбургов и Гранд-капелла до конца своей жизни.

Гранд-капелла

Гранд-капелла, музыкальное учреждение Бургундско-Габсбургских двор, уже имевший к тому времени выдающуюся историю Филипп Прекрасный унаследовал его в 1494 году. Это было центральное учреждение бургундской школы, место встречи таких композиторов, как Дюфай и Буснуа работал и уже оставил часть музыки; музыка Окегема также недавно была скопирована в рукописи, связанные с группой, непосредственно перед наймом Ла Рю. Вдобавок, музыка композиторов отдавала предпочтение предыдущим герцогам Бургундии, таким как Карл Смелый - Адриен Басин, Жиль Джой, Хайн ван Гизегем и Роберт Мортон - также, вероятно, все еще исполнялись и изучались. Это была грозная музыкальная организация, не уступающая по качеству папской капелле в самом Риме, и ее качество продолжало улучшаться в 16 веке с добавлением таких композиторов, как Марбриан де Орто, Николас Чемпион, Жиль Рейнго, Антониус Дивитис и Александр Агрикола. Это была музыкальная среда, в которой Ла Рю вошел в полную зрелость как композитор.

После того, как Ла Рю был нанят с Большой капеллой, он совершил две поездки в Испанию. Во время второй поездки в 1506 году он потерпел кораблекрушение в Ла-Манше и провел три месяца при дворе Генриха VII Английского. Еще через два года в Испании, на службе у Хуаны Кастильской - Иоанны Безумной - он вернулся в Нидерланды в 1508 году, вероятно, потому, что Хуана была лишена власти (ее муж Филипп, умер от тифа в 1506 г.). Хуана была безутешна, не могла оставить труп своего мертвого мужа и сошла с ума; почему Ла Рю оставался так долго, неизвестно, но не исключено, что его темная, интенсивно выразительная музыка была одной из немногих вещей, которые приносили ей утешение. К тому же к нему хорошо относились. Хуана назначила его главным капелланом, главой капеллы, и заплатила ему вдвое больше, чем получали другие певцы; Оплата певцам была, по-видимому, единственным практическим административным делом, которое она смогла сделать в период своего безумия.

Во время своих путешествий с Большой капеллой он встретил многих других франко-фламандских композиторов, которые были работая в одно и то же время (например, Жоскен, Исаак и Робер де Февен ), и эти встречи, возможно, также оказались решающими в развитии его стиля.

Отставка и смерть

Между 1508 и 1514 годами суд останавливался в Мехелен и Брюсселе, редко путешествуя. Предполагается, что это самые продуктивные годы для Ла Рю как композитора, поскольку у него было бы больше всего свободного времени, и он избавил бы от тягот путешествий по Европе. Вскоре после того, как Карл V достиг совершеннолетия в 1515 году, двор возобновил свои путешествия; Ла Рю ушел в отставку вскоре после огромного тура по всем городам в северных частях империи Карла. Вероятно, он оставил свою работу во время одного из посещений часовни в Кортрейке в мае или июне 1516 года. Он оставался там до своей смерти, немногим более двух лет спустя. Хотя его эпитафия намекает на возможность того, что он, возможно, когда-то работал в судах в Франции и Венгрии, никаких других подтверждающих доказательств найдено не было; однако остаются биографические пробелы в 1470-х и 1480-х годах: например, местонахождение «Святой Оде» еще не известно.

Ла Рю был относительно богат, когда умер, особенно для певца, который не был аристократом, и подробности его завещания и последующих событий, связанных с его расположением, сохранились в деталях. Его исполнители не только нашли в его квартире сундуки с деньгами, но и получил значительный доход от своих пребендов, которые распределялись по многим местам, включая родственников, благотворительные организации, хоры, учреждения; и он устроил заупокойные мессы, которые пели каждый день в течение месяца после его смерти, а затем еще 300 месс, которые пели в нескольких разных соборах. Он попросил, чтобы его похоронили слева от алтаря в церкви в Кортрейке, хотя точное местонахождение больше не может быть найдено, а эпитафия сохранилась лишь в нескольких частично противоречащих друг другу копиях. Его эпитафия указывает на то, что он был бережливым, добродетельным человеком, не «склонным к преступлениям Венеры» (как, например, композитор Николас Гомберт, который был отправлен на галеры за приставание к певчему, Гизелин Данкертс, уволенный из хора Сикстинской капеллы за чрезмерное «уделение женщинам», или Жиль Джой, который написал мессу, основанную на имени своей любимой проститутки). Ла Рю, кажется, ценился и любился своими коллегами на протяжении всей своей карьеры.

Музыка

Музыка и стиль, общие характеристики

Ла Рю писал мессы, мотеты, Magnificats, настройки Lamentations и chansons, разнообразные композиции, отражающие его статус как основной композитор в одном из самых известных музыкальных учреждений Европы в окружении других не менее творческих людей. Некоторые ученые предполагают, что он сочинял музыку только в течение последних 20 лет своей жизни, в основном когда находился на императорской службе; но оказалось, что трудно точно датировать какую-либо из его работ, хотя можно было предложить группы, основанные на грубой хронологии. Стилистически его произведения больше похожи на Хоскена, чем на любого другого композитора, работающего в то же время. На самом деле неправильная атрибуция сомнительных работ пошла в обе стороны.

Тем не менее, в стиле Ла Рю есть несколько уникальных черт. Ему нравились очень низкие диапазоны голоса, иногда доходящие до до или даже до подземной си-бемоль под басовой стойкой; он использовал больше хроматизма, чем большинство его современников; и большая часть его работ богата диссонансом. Он также разбивал длинные плотные текстуры, вставляя контрастные отрывки только для двух голосов, что также сделали Окегхем и Хоскин. Он был одним из первых, кто регулярно увеличивал силу голоса со стандартных четырех до пяти или шести. Одна из его шестиголосых масс, Missa Ave sanctissima Maria, представляет собой шестиголосый канонический, технически сложный подвиг, напоминающий некоторые работы Окегема. Это также самая ранняя из известных когда-либо существовавших мессов с шестью голосами.

Каноническое письмо - особенно важная черта стиля Ла Рю, и он особенно прославился за это. Ему нравилось писать каноны значительной сложности, а не ограничиваться простым подражанием. Вторая из двух его масс, основанная на мелодии L'homme armé, начинается и заканчивается канонами измерения, канонами, в которых все голоса поют один и тот же материал, но с разной скоростью; это еще один подвиг контрапунктовой виртуозности, достойный Жоскена или Окегема; действительно, иногда казалось, что Ла Рю сознательно соревнуется с более известным Жоскеном. Завершающий Agnus Dei этой мессы - единственный известный канон измерения всей эры для четырех голосов, причем все четыре голоса поют одну и ту же мелодию. Ла Рю написал шесть произведений, полностью каноничных от начала до конца, в том числе две мессы, три мотета и шансон; и он написал еще три мессы, два мотета и три шансона, которые основаны на каноне, но содержат несколько свободных частей; и есть множество других работ, которые включают канонические разделы. В использовании канонов он, возможно, находился под влиянием Матфея Пиплара, который написал раннюю каноническую мессу, которую Ла Рю почти наверняка знала, поскольку она входила в репертуар придворной капеллы Габсбургов.

Мессы

Ла Рю также был одним из первых, кто тщательно использовал технику пародии, пропитывая структуру массы музыкой, взятой из всех голосов ранее существовавшего источника. Некоторые из его масс используют технику cantus firmus, но редко строго; он часто предпочитал технику перефразирования, в которой монофонический исходный материал приукрашивается и перемещается между голосами.

Ла Рю написал одну из самых первых полифонических мессы Реквиема, чтобы выжить, и это одна из самых известных его работ. В отличие от более поздних Реквиемов, он включает в себя полифонические настройки только Introit, Kyrie, Tract, Offertory, Sanctus, Agnus и Communion - Dies Iræ, часто центр тяжести в более поздних Реквиемах, был добавлен позже. Это была обычная литургическая практика в галликанской Франции и в регионе Северной Европы, в котором он работал. Эта масса больше, чем многие другие, подчеркивает низкие регистры голосов и даже сами низкие голоса.

Мотеты и шансоны

Двадцать пять мотетов Ла Рю сохранились. Они в основном для четырех голосов. Хотя они используют имитацию, эта техника чаще встречается внутри разделов и фраз, а не в их дебютах, в отличие от стиля Josquin. Еще одна стилистическая особенность мотетов Ла Рю - использование остинато, которые могут быть отдельной нотой, интервалом или серией нот. Кроме того, он использует зародышевые мотивы - небольшие легко узнаваемые узоры, из которых происходят более крупные мелодические единицы и которые придают единство композиции. В целом мотеты сложны в контрапункте, с отдельными линиями, имеющими характерный характер, в стиле Оккегема. Это наиболее верно в отношении ранних произведений, на которые, вероятно, повлиял более старый композитор.

Более половины песнопений посвящены Деве Марии. Ла Рю был первым композитором, который написал магнификат на каждом из восьми тонов, а также написал шесть отдельных настроек Марианского антифона Salve regina. Скорее всего, это ранние работы.

Chansons

Его тридцать шансонов демонстрируют разнообразие стилей, некоторые из которых сродни позднему бургундскому стилю (например, как показано в Hayne van Ghizeghem или Жиль Биншуа ) и другие, использующие более современный имитационный полифонический стиль. Поскольку Ла Рю никогда не бывал в Италии, он никогда не использовал итальянский стиль фроттола, который отличался легкими, гомофоническими текстурами (которые Хоскин так эффективно использовал в своих популярных El Grillo и Scaramella). и который так очаровал других представителей его поколения.

Работы
Массы
  1. Missa Alleluia (5vv);
  2. Missa Almana (4vv);
  3. Missa Assumpta est Maria (4vv);
  4. Missa Ave Maria (4vv);
  5. Missa Ave sanctissima Maria (6vv);
  6. Missa Conceptio tua (5vv);
  7. Missa Cum iucunditate (или iocunditate) ( 4 и 5vv);
  8. Missa de Beata Virgine (4vv);
  9. Missa de Feria (5vv);
  10. Missa de Sancta Anna (4vv);
  11. Мисс Санта-Крус (5vv);
  12. Миссия Санкто Антонио (4vv);
  13. Миса де Санкто Иов (4vv);
  14. Мисс Септем Долорибус (5vv);
  15. Missa de Virginibus (4vv);
  16. Missa Incessament (5vv), также известная как Missa Sic deus Non salvatur rex, самый длинный массовый цикл Ла Рю;
  17. Missa Inviolata (4vv);
  18. Missa Iste est Speciosa (5vv);
  19. Missa Jesum Liate (4vv);
  20. Missa Missa L'homme armé I (4vv);
  21. Missa Nunqua fué pena major;
  22. Missa O gloriosa Margaretha (4vv);
  23. Missa O Salutaris Hostia (4vv);
  24. Missa Pascale (5 vv);
  25. Missa Pro fidelibus defunctis (4-5vv);
  26. Missa Puer natus est (4vv);
  27. Missa Sancta Dei Genetrix (4vv);
  28. Missa Sine Nomine I (4vv);
  29. Missa Sub Tuum praesidium (4vv);
  30. Missa Tandernaken (4vv);
  31. Missa Tous les regretz (4vv)
Мессы с неопределенной принадлежностью
  1. Missa Iste Confessor;
  2. Missa L'homme armé II (4vv);
  3. Missa sine nomine II (4vv).
Фрагменты массы
  1. Kyrie in festo Paschale;
  2. Kyrie Paschale;
  3. Credo Angeli Archangeli;
  4. Credo de villagiis;
  5. Credo l'amour de moy;
  6. Credo;
  7. Credo.
Motets
  1. Ave Regina cœlorum;
  2. Ave sanctissima Maria;
  3. Считайте Израиль;
  4. Da pacem, Domine;
  5. Delicta juventutis;
  6. Gaude virgo mater;
  7. Lauda anima mea Dominum;
  8. Laudate Dominum omnes gentes;
  9. O Domine Jesu Christi;
  10. O salutaris hostia;
  11. Pater de caelis Deus;
  12. Quis dabit pacem;
  13. Regina coeli;
  14. Salve mater salvatoris;
  15. Salve regina I;
  16. Salve regina II;
  17. Salve regina III;
  18. Salve regina IV;
  19. Salve regina V;
  20. Salve regina VI;
  21. Дева Санта-Мария;
  22. Si dormiero;
  23. Te decet laus;
  24. Vexilla Regis-Passio Domini.
Мотеты с неопределенной атрибуцией
  1. Absalom, fili mi (первоначально приписывались Хоскину; постепенное формирование научного консенсуса, что это может быть La Rue);
  2. Domini est terra;
  3. Lamentationes Hieremiae (von);
  4. Virga tua.
Magnificats
  1. 8 Магнификаты, из которых 7 сохранились для четырех (тоны II, IV, V, VII и VIII), пяти (тон VI) или шести (тон I) голосов
Chansons
  1. À vous non- autre;
  2. Au feu d'amour;
  3. Autant en emporte;
  4. Carmen in re;
  5. Ce n'est pas jeu;
  6. Cent mille regretz;
  7. De l'œil de le fille;
  8. Dedans bouton;
  9. Dicte moy bergere;
  10. D'ung altre aymer;
  11. D'ung desplaisier;
  12. En espoir vis;
  13. En l'amour d'un dame;
  14. Forseulement;
  15. Forseulement;
  16. Iam sauche;
  17. Il fault morir;
  18. Il viendra le jour;
  19. Incessament mon povre cueur;
  20. Las que plains tu;
  21. Ma bouche rit;
  22. Myn hert altyt heeft verlanghen;
  23. Plorés, genicés, criés -Requiem;
  24. Pour ceque je suis;
  25. Pourquoy non;
  26. Пуркуа обвиняет меня; Pour ung jamais;
  27. Si le changer;
  28. Tant que nostre argent;
  29. Tous les regretz;
  30. Tous nobles cueurs;
  31. Trop plus secret.
Chansons с сомнительной атрибуцией
  1. Комментарий Adieu;
  2. Dueil et ennuy;
  3. Je n'ay regretz;
  4. Sailliés avant.
Медиа
Recordings
  • Пьер де Ла Рю: мюзикл-портрет, Capilla Flamenca, Дирк Снеллингс ( Musique en Wallonie, 2011, MEW 11059, 3 компакт-диска). Включает четыре массовых сеттинга (Missa de septem doloribus, Missa Ave Maria, Missa Sub tuum praesidium и Missa Alleluia), мотетов и шансонов.
  • Полные магнификаты и три Salve Reginas Пьера де ла Рю, VivaVoce, Peter Schubert (Naxos 8.557896-97)
  • Missa Incessament, ensemble amarcord, 2005 (Раум Кланг "Edition Apollon" 10105
  • Missa l'Homme Armé "-" Missa pro defunctis "(Реквием), ансамбль Клеман Жанекен, Harmonia Mundi, 1989/1996, HMT 7901296
  • " O Salutaris Hostia ", Духовная музыка эпохи Возрождения (Cantillation / Walker) ABC classics, 2003 (Австралийская радиовещательная корпорация 472 881 -2)
  • Missa Nuncqua fue pena mayor Missa Inviolata, The Brabant Ensemble / Stephen Rice (Hyperion CDA 68150, 2016)
Примечания
Ссылки
  • Гюстав Риз, Music in the Renaissance. New York, WW Norton Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
  • Дэвисон, Найджел (январь 1962). Мотеты Пьера де ла Рю ». Музыкальный квартал. лы. Издательство Оксфордского университета. 48 (1): 19–35. doi : 10.1093 / mq / xlviii.1.19. JSTOR 740214.
  • Мартин Стэхелин, «Пьер де ла Рю», в словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Meconi, Honey. Л. Мэйси (ред.). Пьер де ла Рю. Grove Music Интернет. Архивировано из оригинала 13 января 2011 года. Дата обращения 29 октября 2010 года. (требуется подписка)
  • Хани Мекони, Пьер де ла Рю и Musical Life at the Habsburg- Бургундский двор. Оксфорд, издательство Оксфордского университета. 2003. ISBN 0-19-816554-4
  • Эндрю Х. Уивер, «Аспекты музыкального заимствования в полифонической Missa de Feria пятнадцатого и шестнадцатого веков». Мед Мекони, изд. Раннее музыкальное заимствование. Нью-Йорк и Лондон, Рутледж. 2004. ISBN 0-8153-3521-0
  • Найджел Ст. Дж. Дэвисон, Дж. Эван Крейдер и Т. Герман Кихи: 1989–1998. Пьер де ла Рю - Опера Омния; Corpus Mensurabilis Musicae 97, Nine Volumes, American Musicological Society, Hanssler-Verlag:
Том 1: AMS, Hanssler-Verlag, 1989: 37751 14807, 197pp
1 Missa Alleluia
2 Missa Almana
3 Missa Assumpta Est Maria
4 Missa Ave Maria
5 Missa Ave Sanctissima Maria
Том 2: AMS, Hanssler- Verlag, 1992,: 37751 17962, 217pp
6 Missa Concepto Tua
7 Missa cum Jucunditate
8 Missa de Beata Virgine
9 Missa de Feria
10 Missa de Sancta Anna
Том 3: AMS, Hanssler-Verlag, 1992: 37751 18055, 236pp
11 Missa de Sancta Cruce
12 Missa de Sancto Антонио
13 Missa de Sancto Job
14 Missa de Septem Doloribus
15 Missa de Virginibus
Том 4: AMS, Hanssler-Verlag, 1996: 37751 24012, 152pp
16 Missa Incessament
17 Missa Inviolata
18 Missa Ista Est Speciosa
19 Missa L'homme Arme I
20 Missa Nunca Fue Pena Mayor
Том 5: AMS, Ha nssler-Verlag, 1996: 37751 24020, 152pp
21 Missa O Gloriosa Margaretha
22 Missa O Salutaris Hostia
23 Missa Pascale
24 Missa Pro fidelibus defunctis
25 Missa Puer natus est nobis
Том 6: AMS, Hanssler-Verlag, 1996: 37751 21382, 134pp
26 Missa Sancta Dei Genitrix
27 Missa sine nomine I
28 Missa Sub Tuum praesidium
29 Missa T'ander Naken
30 Missa Tous Les Regretz
Том 7 AMS, Hanssler-Verlag, 1998 : 37751 3008X, 183pp
Mass Dubia
D1 Missa de septem doloribus
D2 Missa Iste confessor
D3 Missa L'homme armé II
D4 Missa sine nomine II
D5 Missa Fortuna desperata
Том 8: AMS, Hanssler-Verlag, 1998: 37751 18063, 145pp
Magnificats
Magnificat Тон I (Кирш 855)
Магнификат Тон II (Кирш 856)
Магнификат Тон IV (Кирш 857)
Магнификат Тон V (Кирш 858)
Magnificat Tone VI (Kirsch 859)
M agnificat Tone VII (Kirsch 860)
Magnificat Tone VIII (Kirsch 861)
Magnificat Tone IV (Kirsch 719)
Lamentationes
Vol 9: AMS, Hanssler- Verlag, 1996: 37751 18071, 234pp
Motets
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пьером де ла Рю.
Последняя правка сделана 2021-06-02 05:32:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте