Пьер Тейяр де Шарден

редактировать
Французский философ и священник-иезуит

Преподобный. Пьер Тейяр де Шарден. SJ
Тейяр де Шарден (1).jpg
Родился(1881-05-01) 1 мая 1881. Орсин, Овернь, Франция
Умер10 апреля 1955 (1955-04-10) ( в возрасте 73 лет). Нью-Йорк, США
НациональностьФранцуз
Alma materПарижский университет
Известная работа
ЭраФилософия 20-го века
РегионЗападная философия
Школа
Основные интересы
Известные идеи
Влияния
Под влиянием

Пьер Тейяр де Шарден SJ (Французский: (Об этом звуке слушайте ); 1 мая 1881 г. - 10 апреля 1955 г.) был французским идеалистом философом и иезуитом католическим священником, получившим образование палеонтолога и геолог и участвовал в открытии пекинского человека. Он задумал виталистскую идею точки Омега (максимальный уровень сложности и осознанности, к которому, по его мнению, эволюционировала вселенная), и развил его вместе с Владимиром Вернадским концепция ноосферы. Идеи Тейяра оказали глубокое влияние на движение Нью Эйдж.

В 1962 году Конгрегация доктрины веры осудила несколько работ Тейяра на основании их предполагаемой двусмысленности и доктринальных ошибок. Некоторые видные католические деятели, в том числе кардинал Ратцингер и Папа Франциск, с тех пор положительно прокомментировали некоторые из его идей. Реакция ученых на его труды была в основном критической.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Академическая карьера
    • 1.3 Палеонтология
    • 1.4 Служба во время Первой мировой войны
    • 1.5 Исследования в Китае
    • 1.6 Путешествия по миру
    • 1,7 Смерть
  • 2 Учения
  • 3 Отношения с католической церковью
  • 4 Оценки ученых
  • 5 Наследие
    • 5.1 Влияние на движение Нью Эйдж
  • 6 Библиография
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
    • 10.1 Pro
    • 10.2 Contra
    • 10.3 Другое

Жизнь

Ранние годы

Пьер Тейяр де Шарден родился в замке Сарсенат, Орсин, примерно в 4 км к северо-западу от Клермон-Ферран, Овернь, Французский третий Республика 1 мая 1881 года, будучи четвертым из одиннадцати детей библиотекаря Эммануэля Тейяра де Шардена (1844–1932) и Берта-Адель, урожденная де Домпьер д'Орнуа из Пикардии, великая- внучатая племянница Вольтера. Он унаследовал двойную фамилию от своего отца, который происходил по линии Тейяра из древней семьи магистратов из Оверни, происходящей из Мюрата, Канталь, получившего дворянство при Людовике XVIII в. Франция.

Его отец, любитель натуралист, собирал камни, насекомых и растения и способствовал наблюдению за природой в домашних условиях. Духовность Пьера Тейяра пробудила его мать. Когда ему было 12 лет, он поступил в иезуитский колледж Монгре в Вильфранш-сюр-Сон, где закончил бакалавриат по философии и математика. Затем, в 1899 году, он поступил в новициат иезуитов в Экс-ан-Прованс, где начал свою философскую, теологическую и духовную карьеру.

Когда Закон об ассоциациях от июля 1901 года требовал от конгрегационных ассоциаций подчинения своей собственности государственному контролю, некоторые иезуиты сослали себя в Соединенное Королевство. Молодые студенты-иезуиты продолжили учебу на острове Джерси. Тем временем Тейяр получил литературную степень в Кане в 1902 году.

Академическая карьера

С 1905 по 1908 год он преподавал физику и химия в Collège de la Sainte Famille в Каире, Хедиват Египта. Он писал: «[Это] ослепительный восток предвиден и жадно пьян... в его сиянии, его растительности, его фауне и его пустынях».

Тейяр изучал богословие в Гастингсе, Суссекс, с 1908 по 1912 год. Там он синтезировал свои научные, философские и теологические знания в свете эволюции. В то время он прочитал Творческая эволюция Генри Бергсона, о котором он написал, что «единственный эффект, который оказала на меня эта блестящая книга, - это дать мне топливо в нужный момент, и очень кратко, для огня, который уже пожирал мое сердце и разум ». Короче говоря, идеи Бергсона помогли ему объединить свои взгляды на материю, жизнь и энергию в единое и органичное целое.

Палеонтология

С 1912 по 1914 год Тейяр работал в палеонтологической лаборатории Национального музея естественной истории Франции, изучая млекопитающие среднего третичного периода. Позже он учился в других странах Европы. В июне 1912 года он вместе с Артуром Смитом Вудвордом и Чарльзом Доусоном вместе с Артуром Смитом и Чарльзом Доусоном вошел в состав первоначальной команды раскопок на участке Пилтдаун после обнаружения первых фрагментов. мошенничества "Пилтдаунский человек ". Некоторые предполагают, что он участвовал в розыгрыше. Марселлин Буль, специалист по исследованиям неандертальцев, который еще в 1915 году признал не гоминидное происхождение этих животных. Пилтдаунские находки постепенно привели Тейяра к палеонтологии человека. В Институте палеонтологии человека при музее он стал другом Анри Брейя и в 1913 году вместе с ним участвовал в раскопках в доисторической росписи пещере Эль-Кастильо на северо-западе Испании.

Служба во время Первой мировой войны

Мобилизованный в декабре 1914 года, Тейяр служил в Первой мировой войне носилками в 8-м марокканском стрелковом отделении. За свою доблесть он получил несколько наград, в том числе Médaille militaire и Почетный легион.

Во время войны он развил свои размышления в своих дневниках и в письмах к своей кузине Маргарите Тейяр. -Chambon, который позже опубликовал их сборник. Позже он писал: «... война была встречей... с Абсолютом». В 1916 году он написал свое первое эссе: La Vie Cosmique (Космическая жизнь), где его научная и философская мысль раскрылась так же, как и его мистическая жизнь. Находясь в отпуске из армии, он произнес торжественную клятву иезуита в Сент-Фуа-ле-Лионе 26 мая 1918 года. В августе 1919 года в Джерси он написал Puissance spirituelle де ла Матьер (Духовная сила материи).

В Парижском университете Тейяр получил три основных естественнонаучных образования: геология, ботаника и зоология <407.>. Его диссертация посвящена французским млекопитающим нижнего эоцена и их стратиграфии. После 1920 года он читал лекции по геологии в Католическом институте Парижа, а после получения докторской степени в 1922 году стал там доцентом.

Исследования в Китае

В 1923 году он отправился в Китай с отцом Эмилем Лисентом, который отвечал за сотрудничество между Национальным музеем естественной истории и Лаборатория Марселлина Буля в Тяньцзине. Лисент проделал значительную основную работу с миссионерами, которые в свободное время собирали наблюдения научного характера.

Тейяр написал несколько эссе, в том числе La Messe sur le Monde (Месса в мире) в пустыне Ордос. В следующем году он продолжил читать лекции в Католическом институте и участвовал в цикле конференций для студентов инженерных школ. Два богословских эссе о первородном грехе были отправлены теологу по его просьбе сугубо личного характера:

  • июль 1920: Chute, Rédemption et Géocentrie (Fall, Redemption и Geocentry)
  • Весна 1922 г.: Notes sur quelques représentations Historiques possibles du Péché originel (Заметки о некоторых возможных исторических представлениях первородного греха) (Сочинения, Том X)

Церковь потребовала, чтобы он прекратил читать лекции в Католическом институте, чтобы продолжить его геологические исследования в Китае.

Тейяр снова отправился в Китай в апреле 1926 года. Он оставался там около двадцати лет, совершив множество путешествий по всему миру. Он поселился до 1932 года в Тяньцзине с Эмилем Лисентом, затем в Пекине. В период с 1926 по 1935 год Тейяр совершил пять геологических исследовательских экспедиций в Китае. Они позволили ему составить общую геологическую карту Китая.

В том же году начальство Тейяра в ордене иезуитов запретило ему преподавать дальше.

В 1926–27, после пропущенной кампании в Ганьсу, Тейяр отправился в долину реки Сангган около Калгана (Чжанцзякоу ) и совершил тур по Восточной Монголии. Он написал Le Milieu Divin (). Тейяр подготовил первые страницы своей главной работы «Le Phénomène Humain» (Феномен человека ). Святой Престол отказал в одобрении Le Milieu Divin в 1927 году.

Набросок «Недавно открытого пекинского человека», опубликованный в Сфере.

. Он присоединился к продолжающимся раскопкам пекинского человека Участок Чжоукоудянь в качестве советника в 1926 году и продолжал выполнять роль кайнозойской исследовательской лаборатории в Китайской геологической службе после ее основания в 1928 году. Тейяр проживал в Маньчжурия с Эмилем Лисентом, живущим в западной Шаньси и северной Шэньси с китайским палеонтологом Ян Чжунцзян и с Дэвидсоном Блэком, председатель Геологической службы Китая.

После экскурсии по Маньчжурии в районе Большого Хингана с китайскими геологами Тейяр присоединился к команде Американской экспедиции Центр-Азия в пустыне Гоби, организованной в Июнь и июль Американским музеем естественной истории с Роем Чепменом Эндрюсом. Анри Брей и Тейяр обнаружили, что пекинский человек, ближайший родственник антропопитека из Явы, был фабером (мастером по камням и повелителем огня). Тейяр написал L'Esprit de la Terre (Дух Земли).

Тейяр принимал участие в качестве ученого в Croisière Jaune (Желтом круизе), финансируемом Андре Ситроен в Центральной Азии. К северо-западу от Пекина, в Калгане, он присоединился к китайской группе, которая присоединилась ко второй части команды, группе Памир, в городе Аксу. Он оставался со своими коллегами в течение нескольких месяцев в Урумчи, столице Синьцзяна.

. В 1933 году Рим приказал ему оставить свой пост в Париже. Впоследствии Тейяр предпринял несколько исследований на юге Китая. Он путешествовал по долинам Янцзы и Сычуань в 1934 году, затем, в следующем году, в Гуанси и Гуандун. Отношения с Марселленом Буля были прерваны; музей сократил финансирование на том основании, что Тейяр больше работал на Геологическую службу Китая, чем на музей.

Все эти годы Тейяр внес значительный вклад в создание международной сети исследований в области палеонтологии человека, связанной с вся Восточная и Юго-Восточная Азия. В этой задаче он был бы особенно связан с двумя друзьями, англичанином / канадцем Дэвидсоном Блэком и Скоттом Джорджем Брауном Барбуром. Часто он приезжал во Францию ​​или Соединенные Штаты только для того, чтобы покинуть эти страны для дальнейших экспедиций.

Путешествие по миру

Пьер Тейяр де Шарден (1947)

С 1927 по 1928 год Тейяр жил в Париже. Он отправился в Левен, Бельгия, и в Канталь и Арьеж, Франция. Между несколькими статьями в обзорах он познакомился с новыми людьми, такими как Поль Валери и, которые должны были помочь ему в вопросах с католической церковью.

Отвечая на приглашение Генри де Монфрейд, Тейяр предпринял двухмесячное путешествие в Обок, в Харар в Эфиопии. Империя, а в Сомали со своим коллегой, геологом, перед тем как отправиться в Джибути, чтобы вернуться в Тяньцзинь. Находясь в Китае, Тейяр подружился с Люсиль Свон.

. В 1930–1931 годах Тейяр оставался во Франции и в США. Во время конференции в Париже Тейяр заявил: «Для наблюдателей будущего величайшим событием будет внезапное появление коллективной гуманной совести и человеческой работы, которую предстоит сделать». С 1932 по 1933 год он начал встречаться с людьми, чтобы прояснить вопросы с Конгрегацией доктрины веры относительно Le Milieu divin и L'Esprit de la Terre. Он встретил Гельмута де Терра, немецкого геолога на Международном геологическом конгрессе в Вашингтоне, округ Колумбия

Тейяр участвовал в 1935 г. Йель - Кембридж экспедиция в северную и центральную Индию с геологом Гельмутом де Терра и Паттерсоном, которые подтвердили свои предположения об индийских палеолитических цивилизациях в Кашмир и Соляной хребет долина. Затем он ненадолго остановился на Яве по приглашению голландского палеонтолога Густава Генриха Ральфа фон Кенигсвальда на стоянку Java Man. Был обнаружен второй череп, более полный. Профессор фон Кенигсвальд также нашел зуб в китайской аптеке в 1934 году, который, по его мнению, принадлежал трехметровому обезьяне, гигантофитеку, который жил от ста тысяч до около миллиона лет назад. Окаменелые зубы и кости (кости дракона ) часто измельчаются в порошок и используются в некоторых отраслях традиционной китайской медицины.

. В 1937 году Тейяр написал Le Phénomène spirituel (Феномен духа) на сесть на корабль «Императрица Японии», где он встретил Сильвию Бретт, Рани из Саравак Корабль доставил его в Соединенные Штаты. Он получил медаль Менделя, выданную Университетом Вилланова во время Конгресса Филадельфии в знак признания его работ по палеонтологии человека. Он произнес речь о эволюции, происхождении и судьбе человека. New York Times от 19 марта 1937 года представила Тейяра как иезуита, который считал, что человек произошел от обезьян. Спустя несколько дней он должен был получить знак отличия Doctor Honoris Causa от Бостонского колледжа. По прибытии в этот город ему сказали, что награда была отменена.

Рим запретил его работу L'Energie Humaine в 1939 году. К этому моменту Тейяр снова базировался во Франции, где его остановили малярия. Во время своего обратного путешествия в Пекин он написал L'Energie spirituelle de la Souffrance (Духовная энергия страдания) (Полное собрание сочинений, том VII).

В 1941 году Тейяр представил в Рим свою самую важную работу, «Le Phénomène Humain». К 1947 году Рим запретил ему писать или преподавать на философские темы. В следующем году Тейяр был вызван в Рим верховным генералом иезуитов, который надеялся получить разрешение от Святейшего Престола на публикацию «Le Phénomène Humain». Однако запрет на публикацию, изданный ранее в 1944 году, снова был возобновлен. Тейяру также запретили занимать преподавательскую должность в Коллеж де Франс. Еще одна неудача произошла в 1949 году, когда в разрешении на публикацию Le Groupe Zoologique было отказано.

Тейяр был номинирован на Французскую академию наук в 1950 году. Его начальство запретило ему присутствовать на Международном конгрессе палеонтологии в 1955 году. Верховная власть Святой Канцелярии в Указ от 15 ноября 1957 г. запрещал хранение произведений де Шардена в библиотеках, в том числе религиозных институтов. Его книги нельзя было продавать в католических книжных магазинах и переводить на другие языки.

Дальнейшее сопротивление работе Тейяра возникло в другом месте. В апреле 1958 года все иезуитские публикации в Испании («Razón y Fe», «Sal Terrae», «Estudios de Deusto» и т. Д.) Содержали уведомление испанского провинциала иезуитов о том, что работы Тейяра были опубликованы на испанском языке без предварительного уведомления. церковный экзамен и вопреки указу Святого Престола. Постановление Священной Канцелярии от 30 июня 1962 г., подписанное Папой Иоанном XXIII, предупреждало:

[Я] очевидно, что в философских и богословских вопросах указанные работы [Тейяра] являются изобилует двусмысленностями или, скорее, серьезными ошибками, оскорбляющими католическую доктрину. Вот почему... преподобные отцы Священной канцелярии призывают всех ординариев, настоятелей и настоятелей... эффективно защищать, особенно умы молодежи, от опасностей дел о. Тейяр де Шарден и его последователи.

Римская епархия 30 сентября 1963 года потребовала от католических книготорговцев в Риме отозвать его работы, а также те, которые поддерживали его взгляды.

Смерть

Могила на кладбище бывшего иезуитского послушника в Гайд-парке, Нью-Йорк

Тейяр умер в Нью-Йорке, где он проживал в иезуитской церкви Св. Игнатия Лойолы, Парк-авеню. 15 марта 1955 года в доме своего двоюродного брата-дипломата Жана де Лагарда Тейяр сказал друзьям, что надеется умереть в пасхальное воскресенье. Вечером пасхального воскресенья, 10 апреля 1955 года, во время оживленной дискуссии в квартире Рода де Терра, его личного помощника с 1949 года, Тейяр умер от сердечного приступа. Похоронен на кладбище иезуитской провинции Нью-Йорк в иезуитском послушнике, Св. Эндрю-он-Хадсон, в Гайд-парке, Нью-Йорк. С переездом новициата собственность была продана Кулинарному институту Америки в 1970 году.

Учения

Тейяр де Шарден написал две всеобъемлющие работы, Феномен человека и божественная среда.

Его посмертно опубликованная книга «Феномен человека» излагает всеобъемлющий отчет о развертывании космоса и эволюции материи. человечеству, к окончательному воссоединению со Христом. В этой книге Тейяр отказался от буквальных интерпретаций творения в Книге Бытия в пользу аллегорических и богословских интерпретаций. Раскрытие материального космоса описывается от изначальных частиц до развития жизни, человека и ноосферы, и, наконец, до его видения Точка Омега в будущем, которая «тянет» к себе все творение. Он был одним из ведущих сторонников ортогенеза, идеи о том, что эволюция происходит направленным, целенаправленным образом. Тейяр аргументировал дарвиновскими терминами в отношении биологии и поддерживал синтетическую модель эволюции, но аргументировал ламаркистскими терминами развитие культуры, прежде всего через средство обучения. Тейяр полностью посвятил себя эволюционному процессу в 1920-е годы как сердцевине своей духовности, в то время как другие религиозные мыслители считали, что эволюционное мышление бросает вызов структуре традиционной христианской веры. Он посвятил себя тому, что показали.

Тейяр разобрал вселенную, предположив, что в ней виталистский эволюционный процесс. Он интерпретирует сложность как ось эволюции материи в геосферу, биосферу, в сознание (в человеке), а затем в высшее сознание (точка Омега).

Уникальное отношение Тейяра к палеонтологии и католицизму позволило ему развить очень прогрессивную, космическую теологию, которая учитывала его эволюционные исследования. Тейяр признал важность внедрения Церкви в современный мир и подошел к эволюции как к способу придания онтологического значения христианству, особенно теологии творения. Для Тейяра эволюция была «естественным ландшафтом, в котором находится история спасения».

Космическое богословие Тейяра во многом основано на его интерпретации Священного Писания, особенно Колоссянам 1: 15-17 (особенно стих 1: 17б) и 1 Коринфянам 15:28. Он использовал христоцентризм этих двух отрывков Павла, чтобы построить космическое богословие, которое признает абсолютное первенство Христа. Он понимал творение как «телеологический процесс, ведущий к единению с Божеством, осуществляемый через воплощение и искупление Христа,« в Котором все держится »(Кол. 1:17). Далее он утверждал, что творение не будет полным, пока каждое участвующее существо не будет полностью соединено с Богом через Христа в Плероме, когда Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15:28) »

Работа всей жизни Тейяра была основана на его убеждении, что человеческое духовное развитие движется по тем же универсальным законам, что и материальное развитие. Он писал: «... все является суммой прошлого» и «... ничто не постижимо, кроме как через его историю.« Природа »- это эквивалент« становления », самотворения: это точка зрения, с которой сталкивается опыт непреодолимо ведет нас... Нет ничего, даже человеческая душа, высшее духовное проявление, о котором мы знаем, что не подпадало бы под этот универсальный закон ». Феномен человека представляет собой попытку Тейяра примирить свою религиозную веру с его академическими интересами как палеонтолога. Одно особенно острое наблюдение в книге Тейяра связано с представлением о том, что эволюция становится все более необязательным процессом. Тейяр указывает на социальные проблемы изоляции и маргинализации как огромных ингибиторов эволюции, особенно потому, что эволюция требует объединения сознания. Он заявляет, что «никого не ожидает эволюционное будущее, кроме как в ассоциации со всеми остальными». Тейяр утверждал, что состояние человека обязательно ведет к психическому единству человечества, хотя он подчеркивал, что это единство может быть только добровольным; это произвольное психическое единство он назвал «единодушием». Тейяр также утверждает, что «эволюция - это восхождение к сознанию», приводя энцефализацию в качестве примера ранних стадий, и, следовательно, означает непрерывный подъем к Точке Омега, которая, по сути, и целей, Бог.

Тейяр также использовал свою воспринимаемую корреляцию между духовным и материальным, чтобы описать Христа, утверждая, что Христос не только имеет мистическое измерение, но также принимает физическое измерение, когда он становится принцип организации вселенной, то есть тот, кто «скрепляет» вселенную (Кол. 1: 17b). Для Тейяра Христос образует не только эсхатологическую цель, на которую ориентировано его мистическое / церковное тело, но он также «действует физически, чтобы регулировать все вещи,« становясь »тем, от кого все творение получает свою стабильность.. " Другими словами, как тот, кто держит все воедино, «Христос обладает превосходством над вселенной, которое является физическим, а не просто юридическим. Он является объединяющим центром вселенной и ее целью. Функция удержания всех вещей вместе указывает на то, что Христос - это не только человек и Бог; Он также обладает третьим аспектом - более того, третьей природой, - которая является космической ». Таким образом, описание Павла Тела Христова - это не просто мистическая или церковная концепция для Тейяра; это космический. Это космическое Тело Христа «распространяется по всей вселенной и включает в себя все вещи, которые достигают своего исполнения во Христе, [так что]... Тело Христово - это единственное, что создается в творении». Тейяр описывает это космическое скопление Христа как «Христогенез». Согласно Тейяру, вселенная вовлечена в христогенез, поскольку она развивается к своей полной реализации в Омеге, точке, которая совпадает с полностью реализованным Христом. Именно в этот момент Бог будет «всем во всем» (1 Кор. 15: 28в).

Наш век, вероятно, более религиозен, чем любой другой. Как же могло быть так, если такие проблемы нужно решать? Единственная проблема заключается в том, что он еще не нашел Бога, которому мог бы поклоняться.

Тильхард подвергся критике за то, что он включил в свои работы общие понятия социального дарвинизма и научного расизма, а также с поддержкой евгеники, хотя его также защищал теолог Джон Хот.

Отношения с католической церковью

В 1925 году Настоятель приказал Тейяру Генерал Общества Иисуса Влодимир Ледоховский оставить свою преподавательскую должность во Франции и подписать заявление, в котором отзываются о своих спорных заявлениях относительно доктрины первородного греха. Вместо того, чтобы покинуть Общество Иисуса, Тейяр подписал заявление и уехал в Китай.

Это было первое из серии осуждения со стороны некоторых церковных чиновников, которые продолжались до смерти Тейяра. Апогеем этих осуждений стало предостережение Конгрегации Доктрины Веры по поводу работ Тейяра в 1962 году monitum (предупреждение). В нем говорилось:

Несколько произведений о. "Пьер Тейяр де Шарден", некоторые из которых были опубликованы посмертно, редактируются и пользуются большим успехом. Исходя из суждения о тех моментах, которые касаются положительных наук, достаточно ясно, что вышеупомянутые работы изобилуют такими двусмысленностями и даже серьезными ошибками, что оскорбляют католическую доктрину. По этой причине наиболее выдающиеся и наиболее почитаемые отцы Священной канцелярии призывают всех ординариев, а также руководителей религиозных институтов, ректоров семинарий и президентов университетов эффективно защищать умы, особенно молодежи, от представляемых опасностей. по произведениям о. Тейяр де Шарден и его последователи.

Священная канцелярия не помещала какие-либо работы Тейяра в Index Librorum Prohibitorum (Указатель запрещенных книг), который существовал при жизни Тейяра и во время его правления. Указ 1962 года.

Вскоре после этого видные священнослужители организовали сильную теологическую защиту работ Тейяра. Анри де Любак (впоследствии кардинал) написал три всеобъемлющие книги по теологии Тейяра де Шардена в 1960-х годах. Хотя де Любак упомянул, что Тейяр был не совсем точен в некоторых из своих концепций, он подтвердил ортодоксальность Тейяра де Шардена и ответил критикам Тейяра: «Нам не нужно беспокоиться о ряде недоброжелателей Тейяра, у которых эмоции притупляют разум. ". Позже в том же десятилетии Йозеф Ратцингер, немецкий теолог, ставший Папой Бенедиктом XVI, восторженно отзывался о христологии Тейяра во введении Ратцингера в христианство:

Следует рассматривать как важную услугу Тейяра де Шардена, что он переосмыслил эти идеи с точки зрения современный взгляд на мир и, несмотря на не совсем неоспоримую тенденцию к биологическому подходу, тем не менее, в целом правильно их понял и во всяком случае снова сделал их доступными.

В течение следующих нескольких десятилетий видные богословы и прелаты, включая ведущих кардиналов, все одобрительно отзывались об идеях Тейяра. В 1981 году кардинал Агостино Казароли написал на первой полосе ватиканской газеты l'Osservatore Romano:

То, что наши современники, несомненно, запомнят, помимо трудностей понимания и недостатков выражения в этой смелой попытка достичь синтеза - это свидетельство слаженной жизни человека, одержимого Христом в глубине своей души. Он был озабочен уважением веры и разума и ожидал ответа на призыв Иоанна Павла II: «Не бойтесь, открывайте, широко открывайте Христу двери в необъятные владения культуры, цивилизации и прогресса».

20 июля 1981 года Святой Престол заявил, что после консультации с кардиналом Казароли и кардиналом Франьо Шпером письмо не меняет позиции предупреждения, изданного Святой Канцелярией 30 июня 1962 года, в котором указывалось, что Работа Тейяра содержала двусмысленность и серьезные доктринальные ошибки.

Кардинал Ратцингер в своей книге Дух литургии включает видение Тейяра как пробный камень католической мессы:

Итак, теперь мы можем говорят, что цель поклонения и цель творения в целом одна и та же - обожествление, мир свободы и любви. Но это означает, что историческое проявляется в космическом. Космос - это не закрытое здание, стационарный контейнер, в котором случайно может происходить история. Это само движение от одного начала до одного конца. В каком-то смысле творение - это история. На фоне современного эволюционного мировоззрения Тейяр де Шарден изобразил космос как процесс восхождения, серию союзов. С очень простых начал путь ведет к все большим и более сложным единствам, в которых множественность не отменяется, а сливается в растущий синтез, ведущий к «Ноосфере», в которой дух и его понимание охватывают целое и сливаются в своего рода живой организм. Ссылаясь на послания к Ефесянам и Колоссянам, Тейяр смотрит на Христа как на энергию, которая стремится к Ноосфере и, наконец, включает все в своей «полноте». Отсюда Тейяр придал христианскому богослужению новый смысл: пресуществление Воинства - это ожидание преобразования и обожествления материи в христологической «полноте». По его мнению, Евхаристия определяет направление движения космоса; он предвидит свою цель и в то же время настаивает на ее достижении.

Кардинал Эйвери Даллес сказал в 2004 году:

Французский иезуит Тейяр де Шарден в своем собственном поэтическом стиле любил размышлять о Евхаристии. как первые плоды нового творения. В эссе под названием The Monstrance он описывает, как, преклонив колени в молитве, у него было ощущение, что Воин начинает расти, пока, наконец, благодаря своему таинственному расширению, «весь мир стал раскаленным, сам стал подобен единому гигантскому Воинству. ". Хотя, вероятно, было бы неправильно предполагать, что вселенная в конечном итоге будет пресуществлена, Тейяр правильно определил связь между Евхаристией и окончательным прославлением космоса.

Кардинал Кристоф Шенборн писал в 2007 году:

Вряд ли кто-нибудь еще пытался объединить познание Христа и идею эволюции как ученый (палеонтолог) и богослов о. Пьер Тейяр де Шарден, S.J., сделал.... Его захватывающее видение... олицетворяет великую надежду, надежду на то, что вера во Христа и научный подход к миру могут быть объединены.... Эти краткие ссылки на Тейяра не могут дать должного его усилиям. Очарование, которое Тейяр де Шарден проявлял для целого поколения, проистекает из его радикального взгляда на науку и христианскую веру вместе.

В июле 2009 года официальный представитель Ватикана Федерико Ломбарди сказал: «К настоящему времени никого нет. мог бы мечтать сказать, что [Тейяр] - неортодоксальный автор, которого не следует изучать ».

Папа Франциск ссылается на эсхатологический вклад Тейяра в своей энциклике Laudato si '.

Философ Дитрих фон Хильдебранд подверг резкой критике работу Тейяра. По словам этого философа, в разговоре после лекции Тейяра: «Он (Тейяр) полностью проигнорировал решающее различие между природой и сверхприродой. После оживленной дискуссии, в ходе которой я рискнул критиковать его идеи, у меня была возможность поговорить с Тейяр в частном порядке. Когда наш разговор коснулся Св. Августина, он яростно воскликнул: «Не упоминайте этого несчастного человека; он все испортил, представив сверхъестественное». Фон Хильдебранд пишет, что тейярство несовместимо с христианством., подменяет святость эффективностью, дегуманизирует человека и описывает любовь как просто космическую энергию.

Оценки ученых

Согласно Дэниелу Деннетту (1995), «среди ученых стало до единого мнения, что Тейяр не предложил ничего серьезного в плане альтернатива ортодоксии; идеи, которые были его собственными, были смешаны, а остальное было просто напыщенным переопределением ортодоксии ». Стивен Роуз писал, что« Тейяра некоторые почитают как гениального мистика, но среди большинства биологов считают не более чем шарлатаном."

В 1961 году британский иммунолог и лауреат Нобелевской премии Питер Медавар написал пренебрежительный обзор The Phenomenon Of Man для журнала Mind : «по большей части это [...] вздор, обманутый множеством утомительных метафизических замыслов, и его автора можно оправдать в нечестности только на том основании, что, прежде чем обмануть других, он приложил большие усилия, чтобы обмануть себя». Биолог-эволюционист Ричард Докинз назвал обзор Медавара «разрушительным» и The Pheno. Менон Человека «квинтэссенция плохой поэтической науки».

Сэр Джулиан Хаксли, биолог-эволюционист, в предисловии к изданию «Феномен человека» 1955 года похвалил мысль Тейяра де Шардена за то, что он взглянул на способ, которым человеческое развитие должно быть исследовано в более широком интегрированном универсальном понимании эволюции, хотя и признал, что он не мог полностью следовать за Тейяром. Феодосий Добжанский в своей работе 1973 года опирался на настойчивые утверждения Тейяра о том, что эволюционная теория обеспечивает суть того, как человек понимает свое отношение к природе, называя его «одним из великих мыслителей нашего времени».

Джордж Гейлорд Симпсон считал, что, если Тейяр был прав, дело всей жизни «Хаксли, Добжанского и сотен» других был не только неправым, но и бессмысленным », и был озадачен их публичной поддержкой его. Он считал Тейяра другом и его работу в области палеонтологии обширной и важной, но резко отрицательно относился к его вкладам в качестве научного теоретика и философа.

В 2019 году биолог-эволюционист Дэвид Слоан Уилсон похвалил Тейяра за его вклады. книга «Феномен человека» как «во многих отношениях пророческая с научной точки зрения» и считает свою собственную работу обновленной версией этой книги, комментируя, что «современная эволюционная теория показывает, что то, что Тейяр имел в виду под точкой Омега, достижимо в обозримом будущем.. "

Наследие

Брайан Свимм писал: «Тейяр был одним из первых ученых, осознавших, что человек и вселенная неразделимы. Единственная вселенная, о которой мы знаем, - это вселенная, которая породила человека».

Пьер Тейяр де Шарден удостоен награды праздник в Календаре святых Епископальной церкви 10 апреля. Джордж Гейлорд Симпсон назвал самый примитивный и древний род истинных приматов, эоцен род Тейльхардина.

Тейяр и его работы продолжают оказывать влияние на искусство и культуру. Персонажи, основанные на Тейяре, появляются в нескольких романах, в том числе Джин Телемон в Моррис Уэст Ботинки рыбака (упомянутые по имени и цитируемые Оскаром Вернером играя Отец Телемон в киноверсии романа). В Дэне Симмонсе '1989–97 Гиперион Кантос Тейяр де Шарден был канонизирован святым в далеком будущем. Его работа вдохновляет антрополога священника Поля Дуре. Когда Дуре становится Папой, он берет Тейяра I в качестве своего царственного имени. Тейяр появляется как второстепенный персонаж в пьесе «Подделка» Эрика Симонсона, поставленной чикагской труппой Steppenwolf Theater Company в 2009 году, в которой участвует вымышленное решение печально известной мистификации «Пилтдаунский человек».

Ссылки варьируются от случайных цитат - автомеханик цитирует Тейяра в Филипа К. Дика Сканер мрачно - до служащих философской основой сюжета, как работа Тейяра в Джулиане Мэй 1987–94 Серия Галактических сред. Тейяр также играет главную роль в фильме Энни Диллард 1999 «На какое-то время». Тейяр упоминается по имени, а точка Омега кратко объясняется в Артура К. Кларка и Стивена Бакстера Свет других дней. Название сборника рассказов Все, что поднимается должно сходиться Фланнери О'Коннор является отсылкой к работе Тейяра. Роман американского писателя Дона Делилло 2010 года Точка Омега позаимствовал название и некоторые идеи у Тейяра де Шардена. Роберт Райт в своей книге Ненулевое значение: Логика человеческой судьбы, сравнивает свой собственный натуралистический тезис о том, что биологическая и культурная эволюция является направленной и, возможно, целенаправленной, с идеями Тейяра.

Работа Тейяра также вдохновила на философские размышления итальянского лауреата архитектора Паоло Солери, таких произведений искусства, как «L'Offrande de la terre ou Hommage à Teilhard» французского художника Альфреда Манесье де Шарден и акриловая скульптура американского скульптора Фредерика Харта «Божественная среда: дань уважения Тейяру де Шардену». Скульптура «Точка Омега» работы Генри Сеттера с цитатой из Тейяра де Шардена находится у входа в Библиотеку Рёша в Дейтонском университете. Испанский художник Сальвадор Дали был очарован Тейяром де Шарденом и теорией точки Омега. Его картина 1959 года Вселенский собор (картина), как говорят, представляет "взаимосвязанность" точки Омега.

Симфония № 8 Эдмунда Руббры 1968 года называется Hommage à Teilhard de Chardin.

Оратория для хора и семи инструментов «Объятия Вселенной», написанная на либретто Фреда ЛаХэя, впервые была исполнена в 2019 году. Она основана на жизни и мысли Тейяра де Шардена.

Несколько университетских городков чтят Тейяра. В его честь названо здание в Манчестерском университете, а также общежития в Университете Гонзага и Сиэтлский университет.

Проект Де Шарден, пьеса, посвященная жизни Тейяра., проходил с 20 ноября по 14 декабря 2014 года в Торонто, Канада. Документальный фильм о жизни Тейяра «Эволюция Тейяра де Шардена» был намечен к выпуску в 2015 году.

Основанный в 1978 году, Джордж Аддер основал большую часть Omega Vector на основе работ Тейяра.

Американский физик Фрэнк Дж. Типлер развил концепцию Тейяра Omega Point в двух противоречивых книгах: The Physics of Immortality и других. Теологически обоснованная Физика христианства. Сохраняя центральную предпосылку Точки Омега Тейяра (т. Е. Вселенная, развивающаяся к максимальному состоянию сложности и осознанности), Типлер вытеснил некоторые из более мистических / теологических элементов OPT своими собственными научными и математическими наблюдениями (а также некоторыми элементами заимствовано из теории Фримена вечного разума Дайсона ).

В 1972 году уругвайский священник Хуан Луис Сегундо в своей пятитомной серии «Теология для ремесленников нового человечества» написал, что Тейяр: « заметил глубокие аналогии, существующие между концептуальными элементами, используемыми естественными науками, - все они основаны на гипотезе общей эволюции вселенной ».

Влияние на движение Нью Эйдж

Тейяр оказал глубокое влияние на движения Нью Эйдж и был описан как «возможно, человек, наиболее ответственный за одухотворение эволюции в глобальном и космическом контексте».

Цитата Тейяра о уподобление открытие силы любви ко второй раз, когда человек откроет силу огня, цитировалось в проповеди достопочтенного Майкла Карри, председательствующего епископа епископальной церкви, во время свадьбы принца Гарри и Меган Маркл 20 мая 2018 года.

Библиография

Даты в скобках - это даты первой публикации на французском и английском языках. Большинство этих работ были написаны годами ранее, но церковный приказ Тейяра запретил ему публиковать их из-за их противоречивого характера. Сборники эссе организованы по тематике, а не по дате, поэтому обычно каждый из них рассчитан на многие годы.

  • Le Phénomène Humain (1955), написанный 1938–40, научное изложение теории эволюции Тейяра.
    • Феномен человека (1959), Harper Perennial 1976: ISBN 0-06-090495-X. Перепечатка 2008 г.: ISBN 978-0-06-163265-5.
    • (1999), Брайтон: Sussex Academic, 2003: ISBN 1-902210-30-1.
  • Письма от путешественника (1956; английский перевод 1962), написанные в 1923–55.
  • Le Groupe Zoologique Humain (1956), написанные в 1949 году, более подробное изложение Теории Тейяра.
    • Место человека в природе (английский перевод 1966 г.).
  • Le Milieu Divin (1957), духовная книга, написанная в 1926–27 гг., В которой автор стремится предложить путь повседневной жизни, т. Е. Светской жизни, быть обожествленным.
    • (1960) Harper Perennial 2001: ISBN 0-06-093725-4.
  • Эссе L'Avenir de l'Homme (1959), написанные в 1920–1920 гг. 52, об эволюции сознания (ноосферы).
    • Будущее человека (1964) Изображение 2004: ISBN 0-385-51072-1.
  • Гимн Вселенной (1961; английский перевод 1965) Харпер и Роу: ISBN 0-06-131910-4, мистические / духовные эссе и мысли, написанные 1916-1955 гг.
  • L'Energie Humaine ( 1962), очерки нравственности и любви, написанные в 1931–1939 гг.
    • Human Energy (1969) Harcort Brace Jovanovich ISBN 0-15-642300-6.
  • L'Activation de l'Energie (1963), продолжение Human Energy, эссе, написанные в 1939–55, но не планируемые к публикации, об универсальности и необратимости человеческих действий.
    • Activation of Energy (1970), Harvest / HBJ 2002: ISBN 0-15-602817-4.
  • Je M'Explique (1966) Жан- Пьер Демулен, редактор ISBN 0-685-36593-X, "The Essential Teilhard" - избранные отрывки из его произведений.
    • Позвольте мне объяснить (1970) Харпер и Роу ISBN 0-06-061800-0, Collins / Fontana 1973: ISBN 0-00-623379-1.
  • Христианство и эволюция, Harvest / HBJ 2002: ISBN 0-15-602818-2.
  • Heart of the Matter, Harvest / HBJ 2002: ISBN 0-15-602758-5.
  • В будущее, Harvest / HBJ 2002: ISBN 0-15-602819-0.
  • Создание разума: Письма солдата-священника 1914–1919, Коллинз (1965), Письма, написанные во время войны.
  • Письма во времени. of War, Collins (1968), состоящий из духовных эссе, написанных во время войны. Одна из немногих книг Тейяра, получивших одобрение.
  • Vision of the Past, Collins (1966), состоящая из в основном научных эссе, опубликованных во французском научном журнале Etudes.
  • The Appearance of Man, Collins (1965) состоит в основном из научных работ, опубликованных во французском научном журнале Etudes.
  • Letters to Two Friends 1926–1952, Fontana (1968). Состоит из личных писем на самые разные темы, в том числе о его понимании смерти. См. Письма двум друзьям 1926–1952 гг. Хелен Уивер (перевод). ISBN 9780853911432. OCLC 30268456. CS1 maint: other (ссылка )
  • Письма к Леонтин Занта, Коллинз (1969).
  • Переписка / Пьер Тейяр де Шарден, Морис Блондель, Гердер и Гердер (1967) Эта переписка также имеет как одобрение, так и отсутствие возражений.
  • де Шарден, PT (1952). «О зоологической позиции и эволюционном значении Australopithecines ». Труды Нью-Йоркской академии наук (опубликовано в марте 1952 г.). 14 (5): 208–10. doi : 10.1111 / j.2164-0947.1952.tb01101.x. PMID 14931535.
  • de Terra, H; de Chardin, PT; Paterson, TT (1936). «Совместные геологические и доисторические исследования позднего кайнозоя в Индия ". Наука (опубликовано 6 марта 1936 г.). 83 (2149): 233–236. Bibcode : 1936Sci.... 83..233D. doi : 10.1126 / science.83.2149.233-a. PMID 17809311.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Wikimedia Co У mmons есть СМИ, связанные с Тейяром де Шарденом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Пьер Тейяр де Шарден

Профи

Contra

Другое

Последняя правка сделана 2021-06-02 05:30:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте