Саймон Лейс | |
---|---|
Родился | Пьер Рикманс. (1935-09-28) 28 сентября 1935 г.. Брюссель, Бельгия |
Умер | 11 августа 2014 (2014-08-11) (78 лет). Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия |
Профессия | Профессор |
Национальность | Бельгиец |
Alma mater | Католический университет Левена (1834 г.) –1968) |
Выдающиеся награды | Prix Renaudot,. Prix mondial Cino Del Duca,. Prix Guizot-Calvados,. Приз Кристины Стед |
Пьер Рикманс (28 сентября 1935 - 11 августа 2014 г.), более известный под своим псевдонимом Саймон Лейс, был бельгийско-австралийским писателем, эссеистом и литературным критиком, переводчик, искусствовед, китаевед, профессор университета. Его работы, в частности, были посвящены политике и традиционной культуре Китая, каллиграфии, французской и английской литературе, коммерциализации университетов и морской фантастике. Публикуя трилогию Les Habits neufs du président Mao (1971), Ombres chinoises (1974) и Images brisées (1976), он был одним из первых интеллектуалов, осудивших культурную революцию в Китае и поклонение Мао на Западе.
Пьер Рикманс родился в Уккле, районе с высшими слоями среднего класса в Брюсселе, в известной бельгийской семье, жившей в дом на авеню де Обепин. Он был сыном издателя, внуком Альфонса Рикманса, члена Антверпена олдермена и вице-президента Сената, племянника Пьера Рикманса., генерал-губернатор Бельгийского Конго, и Гонзаг Рикманс, профессор Католического университета Лувена и признанный эксперт по арабской эпиграфике.
Он учился в начальной школе Servites de Marie недалеко от своего дома, затем изучал греческий и латинский гуманитарные науки в епархиальной школе кардинала Мерсье в Брейн-л'Алле. Там один из его учителей, аббат Вуссюр, «завершил укоренение в нем непоколебимой христианской веры».
С 1953 года он изучал право и историю искусства в Католическом университете Лувена.
В 1955 году его отец умер преждевременно. В мае он стал членом делегации из десяти молодых бельгийцев, приглашенных провести месяц в Китае. Во время этого визита он принял участие в беседе с Чжоу Эньлаем, премьер-министром Китайской Народной Республики. В результате он проникся симпатией к маоистскому режиму: «Я с уверенностью выразил маоистскому режиму то же сочувствие, которое я испытывал ко всему китайскому». Он вернулся из поездки с твердым убеждением, что «было бы немыслимо жить в этом мире, в наше время, без хорошего знания китайского языка и прямого доступа к китайской культуре».
По его словам. Вернувшись в Бельгию, он закончил изучение истории искусств и начал изучать каллиграфию.
Летом 1958 года он отправился в Этель, порт во французском Бретани, чтобы сесть на одну из последних оставшихся лодок для тунца. Отчет о рыболовной экспедиции, который он написал, был опубликован только 45 лет спустя под названием «Проспер».
После получения небольшой стипендии от правительства Чан Кайши он поступил в Факультет изящных искусств Тайваньского национального университета. Там он учился под руководством Пу Синь-ю, двоюродного брата Пу И, последнего императора, и провел некоторые исследования для своей будущей докторской диссертации на Ситао, китайского художника в время империи Цин.
После завершения учебы на Тайване в 1960 году он был призван на военную службу в Бельгии. Вместо этого он предпочел отказаться от военной службы по соображениям совести и в течение следующих трех лет проходить государственную службу в сфере сотрудничества в целях развития. Во-первых, благодаря вмешательству евразийского писателя Хан Суйин, он смог устроиться на неполный рабочий день и преподавать в Университете Наньян в Сингапуре. Однако в 1963 году режим Ли Куан Ю подозревал его в том, что он коммунист, он был вынужден собраться и уехать в Гонконг, в то время являвшийся британской колонией.
Два года он преподавал в Колледже Новой Азии, одном из колледжей Китайского университета Гонконга. Он жил в районе скваттеров Коулун, деля с тремя друзьями небольшую квартиру, которую они назвали Wu Yong Tang (《无用 堂》 «зал бесполезности»), и жил жизнью, благоухающей жизнью восточной сцены de la vie de bohème.
Он пополнил свой доход написанием резюме статей в прессе материкового Китая и сбором свидетельств беженцев с материка от имени бельгийской дипломатической делегации. Он также почерпнул информацию из China News Analysis, еженедельного издания, издаваемого в Гонконге ученым-иезуитом отцом Ласло Ладани. Эти отчеты станут основой его книги 1971 года «Les Habits neufs du président Mao» (переводится как «Новая одежда председателя»).
Он также преподавал курсы в местном Alliance française. В 1964 году он женился на Хан-фан Чанге, журналистке, с которой познакомился на Тайване, и стал отцом близнецов в 1967 году.
В Гонконге Рикманс познакомился с французским синологом Рене Вьене, затем член Situationist International, другим синологом, с которым он познакомился в New Asian College. Рене Виэне, считавший, что сообщения китайской прессы о культурной революции были менее очищены, чем работы западных журналистов и китаеведов, получил согласие Пьера Рикманса на публикацию его эссе Les Habits neufs du president Mao в Париж от Champ Libre, издательского дома Жерара Лебовичи.
Для своей докторской диссертации Рикманс решил перевести и прокомментировать шедевр истории китайского искусства, трактат о живописи автора Ситао. Он был опубликован в 1970 году Institut Belge des Hautes Etudes Chinoises в Брюсселе под названием Propos sur la peinture du moine Citrouille-amère de Shitao. Contribution à l'étude terminologique des teories chinoises de la peinture.
По совету своего издателя он решил взять псевдоним, чтобы не быть объявленным персоной нон грата в Китайской Народной Республике. Он выбрал «Симон» в качестве своего имени, отсылку к первоначальному имени апостола Петра, и «Лейс» в качестве своего второго имени, дань уважения главному герою Виктору Сегалену <17 Рене Лейс, опубликованный в 1922 году, в котором бельгийский подросток, проживавший в Пекине в последние дни династии Цин, развлекает своего работодателя рассказами об интригах и заговорах, происходящих за стенами императорского дворца.. Также предполагается, что его псевдоним - это намек на династию художников из Антверпена под именем Лейс, наиболее известным представителем которой является Анри Лейс.
В 1970 году Рикманс поселился в Австралии и он преподавал китайскую литературу в Австралийском национальном университете в Канберре, где он руководил дипломной работой будущего премьер-министра Австралии Кевина Радда.
Он вернулся в Китай. в 1972 году на шесть месяцев в качестве атташе по культуре посольства Бельгии в Пекине.
В 1983 году Рикманс появился в литературном ток-шоу Apostrophes на французском телевидении. Ведущий, Бернар Пивот, также пригласил Марию-Антониетту Макчокки, «знатока Китая» и автора книги Далла Цина. После того, как последний стал лирически на тему Нового Китая, Рикманс яростно ответил, указав на фактические ошибки, которые предполагали, что она не проверила свои источники перед написанием своей книги, работу, которую он оценил как «d'une stupidité totale». (совершенно глупо) или «une escroquerie» (мошенничество).
В период 1987–93 гг. он был профессором китаеведения в Сиднейском университете. Он рано ушел на пенсию, позже объяснив, что ближе к концу «глубокие изменения» начали влиять на университеты в Австралии и во всем мире, «преобразования... постепенно уводящие университет от модели, которой я изначально посвятил свою жизнь».
После выхода на пенсию он вернулся в Канберру, где прожил остаток своей жизни.
Он умер от рака в Сиднее в возрасте 78 лет в августе 2014 года в окружении жены и четырех детей.
Рикманс написал в Французский, английский и китайский.
Его книги о китайской культурной революции и о маоистском Китае, начиная с трилогии Les Habits neufs du président Mao (1971), Ombres chinoises (1974) и Images brisées (1976) - дал язвительные описания культурного и политического разрушения в материковом Китае, осуждая лицемерие его западных защитников.
В 1971 году по совету своего издателя он решил взять псевдоним перед выпуском Les habits neufs du président Mao, чтобы избежать риска стать персоной нон грата в Китайской Народной Республике. Он выбрал «Лейса» после главного героя романа Виктора Сегалена Рене Лейса (опубликованного в 1922 году).
В 1970-х годах эти книги Рикмана вызвали сильную враждебность среди многих западных интеллектуалов. особенно французские маоисты, связанные с журналом Tel Quel (например, Philippe Sollers ), и привлекали нападки со стороны ежедневных газет, таких как Le Monde. Однако его защищали некоторые интеллектуалы, такие как Жан-Франсуа Ревель и Этимбл.
. В 1996 году он прочитал Лекции Бойера на тему «Аспекты культуры», в котором он доказывал необходимость возделывать сады разума и которые позже были опубликованы как «Взгляд с моста: аспекты культуры» (1996).
Рикманс также был переводчиком китайской литературы, такой как Аналитики Конфуция и Трактат о живописи Ситао. Его перевод «Аналектов Конфуция» (1997) был направлен на ознакомление читателей с «настоящим, живым Конфуцием», а не с официальным конфуцианским культом, изображающим его «всегда правильным, немного напыщенным, слегка скучным» - и присвоенным авторитарными сторонниками.
Фильм 2001 года Новая одежда императора, снятый Аланом Тейлором, был основан на романе Лейса «Смерть Наполеона». Однако Лейс выразил отвращение к фильму; заявив в послесловии к перепечатке романа, что этот «последний аватар [Новая одежда Императора], кстати, был и грустным, и забавным: грустно, потому что Наполеон был истолкован до совершенства актером» (Ян Холм ), исполнение которого заставило меня мечтать о том, чего можно было бы достичь, если бы продюсер и режиссер удосужились прочитать книгу ».
Его сборник эссе« Зал бесполезности »(2011) раскрыл масштаб его эксцентричные интересы, остроумие и проницательность.
Его перевод (2013) эссе Симоны Вейл 1940 года «Об упразднении всех политических партий» был вдохновлен, по его словам, «токсичной атмосферой» это начало загрязнять австралийскую политику.
Он регулярно писал для англоязычной прессы - The New York Review of Books, The Times Literary Supplement, Quadrant и The Monthly - и для французской прессы - L'Express, Le Point, Le Monde, Le Figaro littéraire и Le Magazine Littéraire.
Он был научным сотрудником Австралийской гуманитарной академии, почетным командующим ВМС Франции и членом Королевской академии языков и французской литературы. Belgique.
Он получил множество наград, в том числе приз Французской академии, Prix d'histoire et de sociologie, Prix Renaudot de l'essai, Prix Henri Gal, Prix Femina, Prix mondial Cino Del Duca, Prix Guizot-Calvados, Prix Quinquernal de Literature и приз Кристины Стед за художественную литературу.
Более полный список его публикаций на разных языках и в разных изданиях см. в WorldCat для Pierre Ryckmans и Simon Leys ; см. также этот список статей Саймона Лейса в The New York Review of Books.