Пьер Бейль | |
---|---|
Портрет Луи Фердинанда Эль Младшего | |
Родился | (1647 -11-18) 18 ноября 1647 г.. Карла-ле-Конт, Королевство Франции |
Умер | 28 декабря 1706 (1706-12-28) (59 лет). Роттердам, Голландская Республика |
Эра | Философия 17-го века |
Регион | Западная философия |
Школа | Философский скептицизм |
Известные идеи | Скептическая трилемма |
Влияет | |
Влияет | |
Пьер Байль (французский: ; 18 ноября 1647 - 28 декабря 1706) был французским философом, писателем и лексикографом. Он наиболее известен своим историко-критическим словарем, публикация которого началась в 1697 году. A гугенот, Байль бежал в Голландскую республику в 1681 году из-за религиозных преследований. во Франции. Бейль был известным сторонником религиозной терпимости, и его работа оказала значительное влияние на последующий рост и развитие европейской эпохи Просвещения. Он считается предшественником Энциклопедистов.
Бейл родился в Карла-ле-Конт (позже переименованный в Карла-Байль в его честь), около Памье, Арьеж, Франция. Он получил образование у своего отца, кальвинистского священника, и в академии в Пуйлауренс. Впоследствии он поступил в иезуитский колледж в Тулузе и через месяц (1669) стал католиком. Через семнадцать месяцев он вернулся к кальвинизму и сбежал в Женеву.
. Там он познакомился с учением Рене Декарта. Он вернулся во Францию и уехал в Париж, где в течение нескольких лет работал наставником в различных семьях под именем Бел. В 1675 г. он был назначен заведующим кафедрой философии Протестантской Академии Седана. В 1681 г. университет в Седане был запрещен правительством в ходе действий против протестантов.
Незадолго до этого события Бейл бежал в Голландскую республику, где почти сразу был назначен профессором философии и истории в Школе Illustre в Роттердаме. Он преподавал в течение многих лет, но ввязался в длительную внутреннюю ссору в колледже, в результате которой Байль был лишен своей кафедры в 1693 году.
Байль оставался в Роттердаме до своей смерти 28 декабря 1706 года. Он был похоронен. в Роттердаме, в «валлонской церкви», где семь лет спустя будет похоронен и Пьер Журье. После сноса этой церкви в 1922 году могилы были перенесены на Общее кладбище Кроосвейк в Роттердаме. Памятный камень показывает, что Пьер Байль находится в этих могилах.
Мемориальный камень валлонским могилам на Генеральном кладбище в Кроосвейке. Среди них Пьер Бейль.В Роттердаме Бейль опубликовал свой знаменитый [fr ] в 1682 году, а также свою критику Луи Маймбурга ' s работа по истории кальвинизма. Репутация, достигнутая этой критикой, вызвала зависть Пьера Журье, кальвинистского коллеги Байля из Седана и Роттердама, написавшего книгу на ту же тему.
Между 1684 и 1687 годами Байль издал «Nouvelles de la république des lettres», литературный критик. В 1686 году Бейль опубликовал первые два тома своего раннего призыва к терпимости в религиозных вопросах. За этим последовали третий и четвертый тома в 1687 и 1688 годах.
В 1690 году появилась работа, озаглавленная, которую Журье приписал Байлю, на которого он нападал с большой враждебностью. Потеряв кресло, Бейль занялся подготовкой своего огромного Dictionnaire Historique et Critique (Историко-критический словарь), который фактически стал одной из первых энциклопедий (до того, как появился термин в широкое распространение) идей и их авторов. В «Словаре» Бейл выразил мнение, что многое из того, что считалось «правдой», на самом деле было просто мнением, и что преобладали легковерие и упрямство. Словарь останется важным научным трудом в течение нескольких поколений после его публикации.
Остальные годы жизни Бейля были посвящены разным трудам; во многих случаях он отвечал на критику в адрес своего словаря.
Вольтер в прелюдии к своей Poème sur le désastre de Lisbonne называет Байля «le plus grand dialecticien qui ait jamais écrit»: величайший диалектик, который когда-либо был написано.
"Nouvelles de la république des lettres" была первой серьезной попыткой популяризировать литературу, и она оказалась чрезвычайно успешной. Его многотомный Историко-критический словарь представляет собой шедевр Байля. Английский перевод «Словаря», сделанный товарищем Бейля изгнанником-гугенотом Пьером де Мезо, был определен президентом США Томасом Джефферсоном как один из ста основополагающих текстов, образующих первое собрание Библиотека Конгресса.
Бейль выдвинул аргументы в пользу религиозной терпимости в его «Словарном историческом и критическом» и «Философском комментарии». Бейль отверг использование Священных Писаний для оправдания принуждения и насилия: «Нужно переписать почти весь Новый Завет, чтобы собрать все доказательства, которые он дает нам о той кротости и долготерпении, которые составляют отличительный и основной характер Евангелия». Он не считал терпимость опасностью для государства; напротив:
«Если множественность религий наносит ущерб государству, то это исходит из того, что они не поддерживают друг друга, а наоборот, стремятся сокрушить и уничтожить друг друга методами преследования. Одним словом, все зло возникает не из-за терпимости, а из-за ее отсутствия ».
Бейль также отверг использование принуждения и насилия в университетах,
будет вечным предметом удивления для людей, которые знают, что такое философия, найти что авторитет Аристотеля так уважался в школах на протяжении нескольких веков, что, когда спорщик процитировал отрывок из этого философа, тот, кто отстаивал этот тезис, не осмелился сказать «трансеат», но должен либо опровергнуть этот отрывок, либо объяснить его в его собственный путь - точно так же, как мы относимся к Священному Писанию в богословских школах. Парламенты, которые запрещали любую другую философию, кроме философии Аристотеля, более простительны, чем врачи, потому что действительно ли члены парламента были убеждены в том, что Если эта философия была лучшей из всех, или, если бы они не были, общественное благо могло побудить их запретить новые мнения из опасения, что академические подразделения распространят свое пагубное влияние на спокойствие государства.
Ричард Попкин высказал мнение, что Пьер Бейль был скептиком, который использовал Историко-критический словарь для критики всех ранее известных теорий и философий. По мнению Бейля, люди изначально неспособны к достижению истинного знания. Из-за ограниченности человеческого разума мужчинам следует вместо этого придерживаться только своей совести. Бейль критически относился ко многим влиятельным рационалистам, таким как Рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Николас Мальбранш и Готфрид. Вильгельм Лейбниц.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пьером Бейлем. |
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Пьер Бейль |