Пьер-Жан де Беранже

редактировать
Пьер-Жан де Беранже

Пьер-Жан де Беранже (19 августа 1780 - 16 июля 1857 г.)) был плодовитым французским поэтом и шансонье (автор песен ), который пользовался большой популярностью и влиянием во Франции при жизни, но исчез в тени в последующие десятилетия. его смерть. Его называют «самым популярным французским автором песен всех времен» и «первой суперзвездой французской популярной музыки».

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и карьера, 1780–1803 годы
    • 1.2 Успех, 1804–1821 годы
    • 1.3 Заключение
    • 1.4 Пик карьеры
    • 1.5 Выход на пенсию
  • 2 Песни
  • 3 См. Также
  • 4 Избранные записи
  • 5 Ссылки
  • 6 Портреты
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь и карьера, 1780–1803 гг.

Ле Гренье (Мансарда - иллюстрация к одноименной поэме Беранже)

Беранже родился в доме своего деда на улице Монторгейль в Париже, который он позже описывается как «одна из самых грязных и шумных улиц Парижа». На самом деле он не был дворянином, несмотря на то, что его отец, который напрасно взял на себя имя Беранже де Мерсикс, использовал добавленное к фамилии «де». Фактически, он происходил из более скромной семьи, сельский трактирщик с одной стороны семьи и портной с другой - последний позже прославился в песне "Le tailleur et la fée" (Портной и фея). Он много говорил о своем скромном происхождении в «Злодее» («Плебейец»):

«Мои, благородные? ой ! vraiment, messieurs, non.. Non, d'aucune chevalerie. Je n'ai le brevet sur vélin.. Je ne sais qu'aimer ma patrie... (бис.). Je suis vilain et très-vilain... (бис.). Je suis vilain,. Vilain, vilain. ».. « Я благородный? Нет, господа, признаюсь.. Нет - для меня нет рыцарской расы. Патент сделал на пергаментном следе;. Любить мою страну все, что я знаю… (дважды.). Я действительно из низкорослой породы… (дважды.). Да, низко, господа, очень низко! "

В детстве он был застенчивым и болезненным, но умел руками и научился резать вишневые косточки. Его отправили в школу в предместье Сен-Антуан, и с ее крыши он стал свидетелем штурма Бастилии в 1789 году, о чем упоминается в его стихотворении «Le quatorze juillet» ( 14 июля). Его отец был бизнес-агентом, но из-за его роялистских симпатий ему пришлось скрываться после Французской революции. Поэтому Пьера-Жана отправили жить к тете в Перон, в Сомме, которая содержала оберж (пансион ). Его тетя, очевидно, научила его республиканским принципам, и с порога ее дома он услышал выстрелы в Валансьене (во время Войны Первой Коалиции ); он также развил страстную любовь к Франции и отвращение ко всему иностранному.

Он посещал школу в Перонне, L'Institut Patriotique, основанную М. Баллю де Белленглизом, бывшим депутатом законодательного собрания, которое руководствовалось образовательными принципами Жан-Жак Руссо. Здесь мальчиков организовали в клубы и полки, и их учили играть в политику и на войну. Беранже был президентом клуба, выступал с речами перед членами Национального собрания, прошедшими через Перонн, и составлял обращения к Жану Ламберу Тальену и Робеспьеру.

Ни то, ни другое Греческий, ни латынь не преподавались в его школе - ни даже французский язык, судя по всему, поскольку только после того, как он бросил школу, он приобрел элементы грамматика из типографа в Перонне по имени Лайнес, у которого он проходил обучение с 14 лет (после периода работы официантом у своей тети). Именно там он приобрел вкус к стихам. Хотя он никогда не мог прочесть Горация в оригинале, он был знаком с Фенелоном Телемаком, Расином и драмами Вольтер.

Проведя некоторое время в типографии Лайсне, в 1796 году его вызвали в Париж, чтобы он работал помощником в бизнесе своего отца. В 1798 году фирма обанкротилась, и Беранже оказался в затруднительном положении, хотя теперь у него было больше времени для сочинения стихов. К этому периоду относятся такие стихотворения, как «Le Grenier» (Мансарда) и «Mon Habit» (Мое пальто). Он занимался литературной поделкой, писал пасторали, былины и другие произведения. Однако к концу 1803 года Беранже находился в крайней нищете и слабом здоровье. Его гардероб состоял из одной пары ботинок, одной шинели, одной пары брюк с дырой в колене и «трех плохих рубашек, которые дружеская рука утомила, пытаясь починить». Дружелюбной рукой была Джудит Фрер, которую он знал с 1796 года и которая продолжала быть его верным спутником до самой своей смерти, за три месяца до его собственной. Она не была той Лизеттой, о которой говорится в его песнях, но была источником вдохновения для La Bonne Vieille и Maudit printemps.

Успех, 1804–1821 гг.

Бюст Пьера-Жана де Беранже, автор Давида Д. Анже (1829).

От отчаяния Беранже написал письмо Люсьену Бонапарту, брату Наполеона, приложив некоторые из его работ. Люсьен Бонапарт заинтересовался молодым поэтом, даже перечислив ему свою пенсию в 1000 франков от Institut de France, и уговорил его написать стихотворение о смерти Нерона. Пять лет спустя, в 1809 году, благодаря тому же патронажу, но косвенно, он стал курьером в Императорском университете Франции с зарплатой в размере дополнительной тысячи франков. Теперь его жизнь стала принимать более правильную форму.

Между тем, он написал много песен для праздничных мероприятий и «чтобы утешить себя во всех несчастьях»; некоторые, по-видимому, уже были опубликованы его отцом, но сам он не придавал им большого значения; и только в 1812 году, когда он составлял компанию больному другу, ему пришло в голову записать лучшие из них. В следующем году он был избран в Caveau Moderne, и его репутация автора песен начала распространяться. Рукописные копии Les Gueux, Le petit homme gris, Le Sénateur и, прежде всего, Le Roi d'Yvetot, сатиры против Наполеона, передавались из рук в руки, звучали и пели, достигая обоих популярность и признание. Примерно в это же время он познакомился с известным автором песен, Дезожье.

Катастрофические события наполеоновских войн, с вторжением во Францию ​​союзных армий, сдача Парижа в 1814 году и, наконец, поражение при Ватерлоо в 1815 году оказали глубокое влияние на Беранже и дали новый импульс и направление его поэтическому творчеству. После восстановления монархии Бурбонов он обратил свое перо против истеблишмента, выступая против антинационалистических тенденций правительства, восставая против нелепостей дня и прославляя былую славу республики. Он стал национальным поэтом Франции.

Первый том стихов Беранже («Chansons morales et autres») вышел в 1815 году, и, хотя в нем было мало политических сочинений, он вызвал подозрения в отделе, в котором он работал. из-за своей популярности; Начальник посоветовал ему не публиковать подобные материалы в будущем. Совет остался без внимания, и Беранже выпустил еще один том в 1821 году, когда он ушел со своей постоянной работы.

Заключение

Беранже в Тюрьма Ла Форс, 1828 год.

Второй том песен имел огромные продажи, но также привлек судебные разбирательства; Последующее судебное разбирательство и осуждение Беренджера привели к штрафу в размере 500 франков и 3 месяца содержания в тюрьме Сент-Пелажи, хотя, судя по всему, его проживание «внутри» было на самом деле более комфортным, чем в бедных жилищах, которые у него были ранее. страдать "снаружи". Даже в тюрьме он продолжал сочинять, продюсируя такие песни, как «Les Adieu à la Campagne», «La Chasse», «L'Agent Provocateur» и «Mon Carnaval».

Третий сборник Беренджера остался безнаказанным, но его 4-й том, опубликованный в 1828 году, подвергся суровому наказанию: автор был оштрафован на 1100 франков и приговорен к девяти месяцам заключения в тюрьме Ла Форс. Это было после того, как правительство предложило ему минимальное наказание, если он не будет защищать обвинения; Беранже, конечно же, отказался от предложения, даже не попросив возможности пройти свой срок в Maison de santé, французском эквиваленте английского сумасшедшего дома.

Пик своей карьеры

Это был самым блестящим периодом в карьере Беранже. Он имел влияние среди оппозиции правительству; к его совету обращались и уважали; его беспристрастность, его любовь к свободе слова, вежливость, отсутствие личных амбиций, великодушный нрав и выраженная симпатия к молодежи - все это вызывало у него расположение к нации и особенно к простым людям.

Его песни (такие как Le Vieux Drapeau) помогли вызвать революцию 1830 года, и он сыграл свою роль вместе со своими друзьями Лафитом и Лафайетом в размещении Луи Филипп I на престоле, но отказался от всех назначений, предложенных королем и его министрами; он просто хотел жить как философ, довольствуясь доходом от продажи своих песен и сохраняя свою личную независимость. Однако он попросил пенсию для своего друга Руже де Лиль, автора Марсельезы, который теперь был стар и беден и находился на его иждивении в течение пяти лет.. В 1833 году был издан его 5-й том песен

Набросок Беренджера пером и тушью из журнала Fraser's (журнал), ок. 1833.

После Французской революции 1848 года, несмотря на собственное сопротивление, он был избран в Учредительное собрание таким большим количеством голосов (204 471), что почувствовал себя обязанным принять это место.. Вскоре после этого, с большим трудом, он получил разрешение уйти в отставку. Это было последнее публичное мероприятие в жизни Беранже.

Уход на пенсию

Беранже старался жить на пенсии как можно тише и уединенно. Он продолжал оттачивать свои песни, и у него было много знаменитых посетителей. Среди своих друзей он был Шатобриан, Адольф Тьер, Жак Лаффит, Жюль Мишле, Ламенне, Минье. Говорили, что он был любезным по характеру, готов был получить помощь, когда в ней нуждалась, но также был готов оказать помощь, когда в ней нуждаются другие. Его переписка известна своей мудростью и добротой, напоминающая Монтень, и, иногда, Чарльз Лэм.

. Он выпустил книгу мемуаров, которая была переведена на английский язык, и начал работу над трактат «Социальная и политическая мораль», который остался незаконченным после его смерти. Во время его последней болезни улица, на которой он жил, была заполнена сочувствующими, и его смерть стала поводом для национальной скорби и траура. Были опасения, что похороны станут сигналом к ​​некоторым политическим волнениям; но правительство приняло немедленные меры, и все прошло спокойно. Улицы Парижа были заполнены солдатами и полны горожан, тихих и открытых. Время от времени раздавались крики: «Honneur, honneur a Béranger!»

Песни

Музыка и первый куплет «Le Vieux drapeau» («Старый флаг», 1820 г.)

Беранже был назван «самым популярным французским автором песен всех времен», и Безусловно, верно, что в XIX веке ни у одной нации не было лирика, чье влияние на своих соотечественников сравнивалось бы с влиянием Беранже на жителей Парижа. Как и все шансонье, он писал стихи, но не сочинял музыку; он установил слова на уже существующую мелодию, такую ​​как народная мелодия. «Le Roi d'Yvetot», например, исполнялась на традиционный эфир «Quand unten vient en ces lieux», в то время как другие могли быть установлены на хорошо известные мелодии различных композиторов.

Песни Беранже тщательно продуманы, написаны ясным и ярким стилем, полны остроумия и остроты. Дело не столько в каком-то лирическом потоке, сколько в счастливом обороте фраз, который они заслуживают. Будет ли объект счастливым или серьезным, легким или страстным, медиум остается спокойным. Особые достоинства песен заключаются в том, что их следует искать больше в английской прозе, чем в английских стихах. Он работал сознательно, никогда не писал более 15 песен в год, а часто и меньше, и был настолько привередлив, что выбросил четверть своей работы.

«Я немного поэт, - сказал о себе Беранжер, - умен в ремесле и добросовестный работник, которому старые манеры и скромный выбор сюжетов (le coin que me suis confine) принесли некоторый успех ". Его скромная самооценка противоречит его значимости в истории литературы. Когда он впервые начал развивать шансон, это была второстепенная и малоизвестная форма, ограниченная незначительными предметами и юмористическим видом обращения. Беранже поднял престиж этого искусства и наполнил его еще большим чувством.

С самого начала он решил писать песни для народа. В этом ему помогал Эмиль Дебро, который часто стоял между ним и массами как переводчик и давал ему лейтмотив народного юмора. Он заметил, что в песнях моряков и рабочих преобладает грусть; и поэтому, по мере того как он становился все более искусным в этом виде выражения, он все больше и больше искал того, что является глубоким, серьезным и постоянным в мыслях простых людей. Эволюция была медленной; и мы можем видеть в его собственных работах примеры каждой стадии, от остроумного равнодушия в пятидесяти произведениях первой коллекции до мрачного и даже трагического переживания в Les Souvenirs du peuple или Le Vieux Vagabond. И это нововведение было связано с другим, которое было своего рода прелюдией к великому романтическому движению.

, ибо шансон, как он сам говорит, открыл ему путь, на котором его гений мог легко развиваться; Этими литературными воротами он избежал строгих академических требований и имел в своем распоряжении весь словарь, четыре пятых которого, согласно Ла Харп, были запрещены для использования более регулярных и претенциозных стихов.. Если он все еще сохранил часть старого словаря, часть старых образов, он все же приучал людей слышать движущиеся предметы, рассматриваемые более свободно и просто, чем раньше; так что это была своего рода консервативная реформа, предшествовавшая насильственной революции Виктора Гюго и его армии бескомпромиссных романтиков. Похоже, он сам пробегал по этой идее; но он отказывался от своего полного одобрения нового движения по двум причинам: во-первых, потому, что романтическая школа несколько грубо использовала тонкий организм французского языка; и, во-вторых, как он писал Сент-Беву в 1832 году, потому что они приняли лозунг «Искусство для искусства » и не ставили перед собой никаких целей общественной пользы, как они писали. Для себя (и это третий важный момент) у него было сильное чувство политической ответственности. Общественный интерес занимал гораздо большее место в его оценке, чем какие-либо личные увлечения или услуги. Он мало терпел тех эротических поэтов, которые воспевают свою любовь, а не общие печали человечества, которые забывают, цитируя его собственные слова, «забывают вместе со своей любовницей тех, кто трудится пред Господом». Отсюда и то, что так много его работ носит политический характер и так много, по крайней мере в более поздние времена, вдохновлено социалистическим духом негодования и бунта. Именно благодаря этому социализму он становится по-настоящему современным. и касается рук Бёрнсом.

См. Также

Избранные записи

  • Le Pape musulman autres chansons: Ив Рехштайнер, Фредди Эйхельбергер. Альфа.

Ссылки

Портреты

Библиография

Биография и очерки :

Сборники песен :

  • Oeuvres complete de P.-J. де Беранже (Париж: Перротен, 1847). Французский текст:
Том 1. Лирика.
Том 2. Тексты песен.
Том 3. Мелодии песен.
Том 4
Том 5. Автобиография Беранже.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Пьер-Жан де Беранже
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Пьером-Жаном де Беранже
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Пьера-Жана де Беранже.
Последняя правка сделана 2021-06-02 05:21:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте