Пьер-Этьен Монно (9 августа 1657 - 24 августа 1733) был французским скульптором из Франш-Конте, поселившимся в Рим 1687 г. на всю оставшуюся жизнь. Он был выдающимся художником, работавшим в стиле позднего барокко для международных клиентов. В итальянских источниках он часто упоминается как Пьетро Стефано Монно, итальянская версия его имени.
Монно родился в Оршам-Венн около Безансона во Франш-Конте. Обученный отцом, резчиком по дереву, он впоследствии в течение года работал у Жана Дюбуа, скульптора из Дижона. Затем он работал в независимых комиссиях по религиозным работам в Безансоне и Полиньи. Монно также посетил Париж по крайней мере два раза, вероятно, в 1679–1681 годах и между 1684 и 1686 годами, где он мог иметь контакты или работать под руководством некоторых ведущих скульпторов, работающих на различных предприятиях Людовик XIV.
Выйдя из Безансона в декабре 1686 года, он прибыл в Рим в феврале 1687 года, где познакомился с прочным, сплоченным сообществом бургундских художников. Монно быстро влился в художественные круги Рима и получил множество заказов. С основными скульптурами алтаря Святого Игнатия в церкви Джезу, переданных Пьеру Ле Гро Младшему и Жан-Батисту Теодону в 1695 году, французские скульпторы в Риме стали высоко цениться на десятилетия вперед. Сам Монно вложил в алтарь Святого Игнатия пару ангелов с монограммой IHS.
Первый крупный заказ Монно был для двух мраморных барельефов, Рождества и Бегства в Египет по бокам Доменико Гуиди Сон Святого Иосифа для правого трансепта алтаря в Санта-Мария делла Виттория. Здесь, как и в некоторых других произведениях, на Монно в какой-то мере повлиял Гуиди, ученик Алессандро Альгарди, ставший выдающимся скульптором в Риме конца XVII века.
Через своего покровителя, принца Ливио Одескальки, Монно было поручено казнить гробницу Папы Иннокентия XI для Св. Собор Святого Петра (1697–1704) по проекту Карло Маратта. Он также был среди избранной группы, которой были поручены апостолы героического масштаба для ниш в базилике Святого Иоанна Латеранского.
Во время его последнего из трех Гранд-тур в 1699–1700 гг. аристократ Джон Сесил, 5-й граф Эксетер, доверил Монно несколько крупных поручений. Для своего семейного места Берли-Хаус граф заказал барельеф «Поклонение младенцу» и портретные бюсты с изображением себя и своей жены, которые все еще находятся в Берли-хаусе. Леоне Пасколи упоминает пять больших и одну маленькую статуи, но остальные части не изучены. Наконец, Монно создал надгробный памятник супружеской пары с наклоненными фигурами графа и его графини в натуральную величину вместе с двумя стоящими аллегорическими фигурами по сторонам. Он был доставлен в Англию и установлен в семейной часовне церкви Святого Мартина, Стэмфорд. Граф не увидел ни одной из этих работ завершенной, так как он умер на обратном пути в Англию в 1700 году, после чего его жена в 1703 году унесла его в могилу.
Как и все скульпторы, работавшие в Риме, Монно был призван восстановить фрагментарные работы. древности. Реставрации в стиле барокко часто допускали более широкую свободу интерпретации, чем позволяли вкусы восемнадцатого века и более поздних времен. Монно восстановил туловище копии после «Дискобола Майрона в роли раненого гладиатора, который опирается на руку, когда он падает на землю; он был подарен до 1734 года Папой Климентом XII Капитолийским музеям, где и остается.
Шедевр Монно - это обширный комплекс мраморных скульптур и барельефы на фоне богато окрашенных мраморных облицовок Марморбада («Мраморная баня») в Оранжерее в Карлсауэ в Касселе. Монно отправился в Кассель в 1714 году и начал с выполнения мраморных портретных бюстов Карла ландграфа из Гессен-Касселя и ландграфства. В январе 1715 года были подписаны первые контракты на новый Appartement du Bain со скульптурой, десятью скульптурами, которые уже были завершены в Риме, некоторые из них еще в 1692 году, и заказаны четыре белые мраморные горельефные панели для внешних стен павильона. еще восемь рельефных панелей для свода и портретный медальон самого Карла. Монно основал студию с помощниками в Касселе и помогал ему в создании работ. В соответствии с обновленными соглашениями в 1718 году количество мраморных рельефных панелей увеличилось до восьми, которые были установлены, и ансамбль был открыт в 1729 году. Последние две статуи, Минерва и Аврора, были объявлены Монно готовыми в 1731 году, но фактически не достигли Касселя до 1734 года..
Архитектор садового павильона неизвестен; Мифологические скульптуры Монно занимают ниши в массивном центральном пирсе, а его восемь больших белых мраморных панелей с горельефами с изображениями предметов из «Метаморфоз» Овидия заполняют опоры между арочными окнами.
Пьер-Этьен Монно умер в Риме. Один из его учеников, Бартоломео Кавасеппи (1716–1799), был скульптором, наиболее известным как реставратор древностей.
Медальонный портрет принца Ливио Одескальки, 1695
Могила Папы Иннокентия XI, Рим, Собор Святого Петра
Могила графа Эксетера, Стэмфорд, Святой Мартин
Святой Павел, Святой Иоанн Латеран
Раненый воин на основе античного фрагмента Дискоболо, без даты, Капитолийские музеи
Бюст на памятнике Саво Меллини в Санта-Мария-дель-Пополо
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пьером-Этьеном Монно. |