Пьед-Нуар

редактировать
Французы, родившиеся в Колониальном Алжире, и их потомки
Пьед-Нуар
Общая численность населения
1959 г.: .

1,4 миллиона (13% населения). 2012: .

3,2 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
Алжир, Оран, Константин
Языки
Французский, Испанский, Окситанский, Магрибский арабский
Религия
В основном Римский католицизм,. Иудаизм ·протестантизм
Нотр-Дам-д'Африк, церковь, построенная французскими Пьед-Нуарами в Алжире Альбер Камю в 1957 г.

Пьед-Нуар (французское произношение:, «Black-Feet», единственное число Pied-Noir ) - народ французского и другие европейцы, родившиеся в Алжире во время периода французского правления с 1830 по 1962 годы, подавляющее большинство из которых уехало в материковую Францию. как только Алжир получил независимость, или в последующие месяцы. В зависимости от контекста определение может также включать алжирских евреев, которым было предоставлено французское гражданство в соответствии с Указом Кремье.

от французского вторжения 18 июня 1830 года до обретения независимости Алжир был административно часть Франции и ее европейское население называли просто алжирцами или colons (колонистами), тогда как мусульманский народ Алжира называли арабами, мусульманами или Коренной. Термин «pied-noir» начал широко использоваться незадолго до окончания алжирской войны в 1962 году. По данным последней переписи населения в управляемом Францией Алжире, проведенной 1 июня 1960 года, насчитывалось 1 050 000 человек. - Мусульманские гражданские лица (в основном католики, но включая 130 000 алжирских евреев ) в Алжире, 10 процентов населения.

Во время алжирской войны пидс-нуары подавляющее большинство поддерживали колониальное французское правление в Алжире и были против алжирских националистических групп, таких как Национальный фронт освобождения (английский: Фронт национального освобождения) (FLN) и Algérien National Algérien (английский: Алжирское национальное движение) (MNA). Корни конфликта кроются в политическом и экономическом неравенстве, воспринимаемом как «отчуждение» от французского владычества, а также в требовании лидирующего положения для берберской, арабской и исламской культур и правил, существовавших до Французское завоевание. Конфликт способствовал падению Четвертой Французской республики и исходу европейских и еврейских алжирцев во Францию.

После обретения Алжиром независимости в 1962 году около 800000 пид-нуаров французской национальности были эвакуированы на материковую часть Франции, а около 200 000 человек остались в Алжире. Из последних их все еще оставалось около 100 000 в 1965 году и около 50 000 к концу 1960-х.

Те, кто перебрались во Францию, подвергались остракизму со стороны левых за предполагаемую эксплуатацию местных мусульман, а некоторые обвиняли их в этом. война, следовательно, политическая неразбериха вокруг распада Четвертой республики. В популярной культуре сообщество часто изображается как отстраненное от французской культуры и тоскующее по Алжиру. Таким образом, новейшая история пидс-нуаров запечатлена темой двойного отчуждения как от своей родины, так и от принятой ими земли. Хотя термин rapatriés d'Algérie подразумевает, что они когда-то жили во Франции, большинство Pieds-Noirs родились в Алжире. Многие семьи жили здесь на протяжении поколений, и алжирские евреи, которых считали пидс-нуарами, были такими же коренными жителями Алжира, как и его мусульманское население.

Содержание

  • 1 Происхождение термина
  • 2 История
    • 2.1 Французское завоевание и заселение
    • 2.2 Связь с материковой Францией и мусульманским Алжиром
    • 2.3 Население Пьед-Нуар как часть общей Население Алжира
    • 2.4 Сефардская еврейская община
    • 2.5 Алжирская война и исход
      • 2.5.1 Алжирская война
      • 2.5.2 Исход
      • 2.5.3 Бегство на материковую Францию ​​
  • 3 Песнь о Африканцы
  • 4 Известные пид-нуары
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники

Происхождение термина

Общая эмблема «черные ноги», используемая ассоциациями пид-нуар после обретения независимости

Существуют конкурирующие теории о происхождении термина «pied-noir». Согласно Оксфордскому словарю английского языка, это относится к «человеку европейского происхождения, жившему в Алжире в период французского владычества, особенно французскому человеку, изгнанному после того, как Алжир получил независимость в 1962 году». В словаре Ле Робер говорится, что в 1901 году это слово указывало на матроса, работающего босиком в угольной камере корабля, ноги которого почернели от копоти и пыли. Поскольку в Средиземноморье это часто был уроженец Алжира, этот термин использовался уничижительно по отношению к алжирцам до 1955 года, когда он впервые стал относиться к «французам, родившимся в Алжире», согласно некоторым источникам. Оксфордский словарь английского языка утверждает, что это использование произошло из континентального французского как отрицательное прозвище.

Существует также теория, что этот термин происходит от черных ботинок французских солдат по сравнению с босоногими алжирцами. Другие теории сосредотачиваются на новых поселенцах, которые пачкают свою одежду, работая в болотистой местности, носят черные сапоги на лошадях или топчут виноград, чтобы сделать вино.

История

Французское завоевание и поселение

Бомбардировка Алжира силами адмирала Дуперре в 1830 г. Зуав высадились в Алжире на Тонкин, январь 1885 г. Четверо детей в фургоне тащили двумя ослами, около 1905 года. Первые пьед-нуары были детьми военнослужащих французской армии Африки.

Европейское заселение Алжира началось в 1830-х годах, после того как Франция начала процесс завоевания с помощью военных захват города Алжира в 1830 году. Вторжение было спровоцировано тем, что Дей Алжира ударил французского консула мухобойкой в ​​1827 году, хотя упоминаются также экономические причины. В 1830 году правительство короля Карла X заблокировало Алжир, и армада отправилась в Алжир, за которой последовала сухопутная экспедиция. Отряд из 34 000 солдат высадился 18 июня 1830 г. в Сиди-Феррух, в 27 км (17 миль) к западу от Алжира. После трехнедельной кампании Хусейн Дей капитулировал 5 июля 1830 года и был сослан.

В 1830-х годах французы контролировали только северную часть страны. Войдя в регион Оран, они столкнулись с сопротивлением эмира Абд аль-Кадера, лидера суфийского Братства. В 1839 году Абд аль-Кадер начал семилетнюю войну, объявив джихад французам. Французы подписали два мирных договора с аль-Кадером, но они были нарушены из-за недопонимания между военными и парижским правительством. В ответ на нарушение второго договора Абд аль-Кадер выгнал французов к побережью. В ответ отряд численностью около 100000 человек двинулся в сельскую местность Алжира и вынудил Абд аль-Кадера сдаться в 1847 году. В 1848 году Алжир был разделен на три департамента Франции, Алжир, Оран, и Константин, тем самым став частью французского государства.

Французы построили свою колониальную систему по образцу своих предшественников, османов, кооптировав местные племена. В 1843 году колонисты начали наблюдение через арабские бюро, которыми руководили военные чиновники, наделенные властью в определенных областях. Эта система просуществовала до 1880-х годов и до подъема Французской Третьей республики, когда усилилась колонизация. Крупномасштабная перегруппировка земель началась, когда компании, занимающиеся спекуляцией землей, воспользовались государственной политикой, разрешившей массовую продажу местной собственности. К 20 веку европейцы владели 1 700 000 гектаров; к 1940 г. 2 700 000 га, около 35-40%; а к 1962 году он составлял 2 726 700 га, что составляло 27 процентов пахотных земель Алжира. Поселенцы приезжали со всего западного Средиземноморского региона, особенно из Италии, Франции, Испании и Мальты.

Отношения с материковой Францией и мусульманским Алжиром

Карта Французского Алжира

Отношения Пьед-Нуар с Францией и Алжиром был отмечен отчуждением. Поселенцы считали себя французами, но многие из Pieds-Noirs имели слабую связь с материковой Францией, которую 28 процентов из них никогда не посещали. Поселенцы охватывали диапазон социально-экономических слоев, от крестьян до крупных землевладельцев, последних из которых называли великими колониями.

В Алжире мусульмане не считались французами и считали их таковыми. не имеют одинаковых политических или экономических выгод. Например, коренное население не владело большинством поселений, ферм или предприятий, хотя на момент обретения независимости их насчитывалось почти девять миллионов (против примерно одного миллиона пидс-нуаров). В политическом отношении алжирцы-мусульмане не имели представительства в Национальном собрании Франции до 1945 года и обладали ограниченным влиянием в местном управлении. Для получения гражданства от них требовалось отказаться от мусульманской идентичности. Поскольку это означало бы отступничество, только около 2500 мусульман получили гражданство до 1930 года. Политически и экономически доминирующее положение поселенцев ухудшило отношения между двумя группами.

Население пид-нуар как часть всего алжирского населения

Немусульманская доля населения в 1954 г. по департаментам (административное деление после 1957 г.). Белый: менее 2% немусульман; голубой: 2-5%; средне-синий: 5-10%; темно-синий: 10-30%; черный: более 30% немусульманского населения

Примерно со второй половины XIX века до обретения независимости Пьед-Нуары составляли примерно 10% от всего населения Алжира. Хотя они составляли численное меньшинство, они, несомненно, были главной политической и экономической силой региона.

В 1959 г. население Пьед-Нуар насчитывало 1 025 000 человек, что составляло 10,4% от общей численности населения Алжира, и этот процент постепенно снижается с момента пика в 15,2% в 1926 г. Однако в некоторых районах Алжира наблюдались высокие концентрации. Пьедс-Нуар, таких как области Бон (ныне Аннаба ), Алжир и, прежде всего, область от Орана до Сиди-Бель-Аббес. Оран находился под европейским правлением с 16 века (1509 г.), и в 1959 г. население Орана составляло 49,3% европейцев и евреев. В столичном районе Алжира европейцы и евреи составляли 35,7% населения. В столичном районе Бон они составляли 40,5% населения. Департамент Оран, богатые сельскохозяйственные угодья, развитые в Европе, площадью 16 520 км (6 378 кв. Миль), простирающиеся между городами Оран и Сиди-Бель-Аббес, включая их, был районом с самой высокой плотностью пид-нуар за пределами города, причем пид-нуар составляли 33,6% населения департамента в 1959 году.

Общее население Алжира и пид-нуар население
ГодНаселение АлжираПид Нуар Население
18301,500,00014,000 (в 1836 году)
18512,554,100100,000 (в 1847 г.)
196010,853,0001,111,000 (в 1959 г.)
196511,923,000100,000 ( в 1965 г.)

Сефардская еврейская община

Алжирский еврей, ок. конец 19 - начало 20 века

Евреи веками проживали в Северной Африке и Иберии, некоторые с тех пор, как «финикийцы и евреи, занимавшиеся морской торговлей, основали Hippo Regius (нынешняя Аннаба), Типаса, Кесария (ныне Черчель ) и Икозиум (ныне Алжир) ". Согласно устной традиции, они прибыли из Иудеи после Первой еврейско-римской войны (66–73 гг. Н.э.), хотя исторически известно, что многие евреи-сефарды прибыли после испанской Реконкисты. В 1870 году министр юстиции Адольф Кремье написал предложение, décret Crémieux, о предоставлении французского гражданства алжирским евреям. Этому продвижению препятствовала часть более крупного сообщества пид-нуар, и в 1897 году в Алжире произошла волна антисемитских беспорядков. Во время Второй мировой войны декрет Кремье был упразднен при режиме Виши, а евреям было запрещено заниматься профессиональной деятельностью в период с 1940 по 1943 год. Гражданство было восстановлено в 1943 году, после того как Свободная Франция взяла под свой контроль над Алжиром после операции «Факел» . Таким образом, евреи Алжира в конечном итоге стали считаться частью общины Пьед-Нуар, и многие бежали из страны во Францию ​​в 1962 году вместе с большинством других Пьед-Нуар после войны в Алжире.

Алжирская война и exodus

Алжирская война

Более века Франция поддерживала колониальное господство на территории Алжира. Это позволяло делать исключения из республиканского законодательства, включая законы шариата, применяемые исламскими обычными судами к мусульманкам, которые давали женщинам определенные права на собственность и наследование, которых у них не было по французскому законодательству. Недовольство алжирцев-мусульман выросло после мировых войн, в которых алжирцы понесли много жертв. Алжирские националисты начали усилия, направленные на продвижение равенства, перечислив жалобы в Манифест алжирского народа, в котором требовалось равное представительство в государстве и доступ к гражданству, но не было равенства для всех граждан в соблюдении исламских заповедей. Французский ответ заключался в предоставлении гражданства 60 000 «достойных» мусульман. В ходе реформы в 1947 году французы создали двухпалатный законодательный орган с одним домом для французских граждан, а другой - для мусульман; но придал голосу европейца в семь раз больший вес, чем голосу мусульманина. Появились военизированные группы, такие как Фронт национального освобождения (Front de Libération nationale, FLN), заявившие о арабско-исламском братстве и государстве. Это привело к началу войны за независимость, алжирской войны в 1954 году.

Алжир: мусульманские кварталы (зеленые), европейские кварталы (коричневые), террористические атаки

С первых вооруженных в ходе ноябрьских операций 1954 года гражданские лица племени Пьед-Нуар всегда были мишенью для FLN, либо в результате убийства; бомбардировки баров и кинотеатров; массовые убийства; пытки; и изнасилования на фермах. В начале войны Пьед-Нуары считали, что французские военные смогут преодолеть сопротивление. В мае 1958 г. демонстрация для Французского Алжира, возглавляемая Пьед-Нуаром, но с участием многих мусульман, заняла здание правительства Алжира. Заговоры с целью свержения Четвертой республики, некоторые из которых включали столичных французских политиков и генералов, уже некоторое время циркулируют в Алжире. Генерал Жак Массу контролировал беспорядки, сформировав «Комитет общественной безопасности», требуя, чтобы его знакомый Шарль де Голль будет назначен президентом Французской Четвертой республики, чтобы предотвратить «покидание Алжира». В конечном итоге это привело к падению республики. В ответ французский парламент 329 голосами против 224 поставил де Голля у власти. Когда де Голль взял на себя руководство, он попытался достичь мира, посетив Алжир в течение трех дней после своего назначения, провозгласив «Французский Алжир!»; но в сентябре 1959 года он запланировал референдум о самоопределении Алжира, который прошел подавляющим большинством голосов. Многие французские политические и военные лидеры в Алжире сочли это предательством и сформировали организацию armée secrète (OAS), которая пользовалась большой поддержкой среди пьед-нуаров. Эта военизированная группа начала нападать на официальных лиц, представляющих власть де Голля, мусульман и самого де Голля. ОАГ также обвиняли в убийствах и взрывах, которые сводили на нет все оставшиеся возможности для примирения между общинами, в то время как сами пидс-нуары никогда не считали такое примирение возможным, поскольку их община была мишенью с самого начала.

Оппозиция завершилась Алжирский путч 1961 года во главе с отставными генералами. После его провала 18 марта 1962 года де Голль и FLN подписали соглашение о прекращении огня, Эвианские соглашения, и провели референдум. В июле алжирцы проголосовали 5 975 581 против 16 534, чтобы стать независимыми от Франции. Это вызвало резню пидс-нуаров в Оране, устроенную мусульманским населением пригорода. Европейцев расстреливали, насиловали, линчевали и доставили на бойню в Пети-Лак , где их пытали и казнили.

Исход

министр юстиции Адольф Кремье <134 указов от 24 октября 1870 г. автоматически предоставили французское гражданство сефардским евреям Французского Алжира. Напротив, для подачи заявления мусульмане и проживающие в Европе иностранцы с трехлетним проживанием должны были достичь возраста совершеннолетия (21 год).

Исход начался, когда стало ясно, что Алжир станет независимым. В Алжире сообщалось, что к маю 1961 года моральный дух Pieds-Noirs упал из-за насилия и обвинений в том, что все сообщество французских граждан несет ответственность за «терроризм, пытки, колониальный расизм и продолжающееся насилие в целом», а также потому, что группа чувствовала себя «отвергнутой нацией как Pieds-Noirs». Эти факторы, резня в Оране и референдум о независимости привели к серьезному исходу пид-нуаров.

Число пид-нуаров, бежавших из Алжира, с 1962 года составило более 800 000 человек. и 1964. Многие Pieds-Noirs уехали только с тем, что можно было унести в чемодане. Путаницу усугубляло то, что правительство де Голля приказало французскому флоту не помогать с транспортировкой французских граждан. К сентябрю 1962 года такие города, как Оран, Бон и Сиди-Бель-Аббес, были полупустыми. Вся административная, полицейская, школьная, судебная и коммерческая деятельность прекратилась в течение трех месяцев после того, как многим Pieds-Noirs сказали выбрать либо «la valise ou le cercueil» (чемодан или гроб). 200 000 Pieds-Noirs решили остаться, но постепенно ушли в течение следующего десятилетия; к 1980-м годам в Алжире осталось всего несколько тысяч пид-нуаров.

Бегство пид-нуаров затмило бегство мусульман харкис, сражавшихся на стороне французов во время алжирской войны.. Из примерно 250 000 лоялистов-мусульман только около 90 000, включая иждивенцев, смогли бежать во Францию; а из тех, кто остался, многие тысячи были убиты линчевателями или казнены как предатели ФНО. В отличие от обращения с европейскими пидс-нуарами, французское правительство не приложило особых усилий для расширения защиты харки или для организации их организованной эвакуации.

Бегство на материковую Францию ​​

Французское правительство заявило, что оно не ожидало, что такое огромное количество уедет; он полагал, что, возможно, 300 000 человек могут выбрать временный выезд и что большая часть вернется в Алжир. Администрация выделила средства для приема тех, кого она вызвала репатриантами, чтобы частично возместить им материальный ущерб. Администрация уклонилась от признания истинного числа беженцев, чтобы не нарушить свою политику в отношении Алжира. Следовательно, было мало планов по их возвращению, и, по крайней мере, психологически, многие из Pieds-Noirs были отчуждены как от Алжира, так и от Франции.

Неофициальный флаг Pied-Noir

Многие Pieds-Noirs поселились в континентальной Франции, в то время как другие мигрировали в Новую Каледонию, Австралию, Испанию, Израиль, Аргентину, Италию, США и Канаду. Во Франции многие переехали на юг, где климат похож на Северную Африку. Приток новых граждан поддержал местную экономику; однако новички также боролись за рабочие места, что вызывало недовольство.; одним непреднамеренным последствием со значительными и продолжающимися политическими последствиями было недовольство, вызванное государственной программой переселения Pieds-Noirs в сельскую местность Корсики, вызвавшей культурное и политическое националистическое движение. В некотором смысле пидс-нуары смогли хорошо интегрироваться во французское сообщество, в частности, по сравнению с их харки мусульманскими собратьями. Их переселение облегчил экономический бум 1960-х годов. Однако легкость ассимиляции зависела от социально-экономического класса. Интеграция была легче для высших классов, многие из которых сочли трансформацию менее напряженной, чем низшие классы, чей единственный капитал остался в Алжире, когда они бежали. Многие были удивлены тем, что с ними часто обращаются как с «низшим классом или группой аутсайдеров» с трудностями в продвижении по карьерной лестнице. Кроме того, многие Pieds-Noirs утверждали, что денег, выделенных правительством для помощи в переезде и возмещении, было недостаточно для их потери.

Таким образом, репатриированные Pieds-Noirs часто чувствовали себя «разочарованными» во французском обществе. Они также страдали от чувства отчуждения, вызванного изменением позиции французского правительства в отношении Алжира. До обретения независимости Алжир был юридически частью Франции; после обретения независимости многие чувствовали, что их предали, и теперь они изображаются как «смущающие» их страны или виновные в войне. Большинство Pied-Noirs испытывали сильное чувство утраты и тоску по своей потерянной родине в Алжире. Американский писатель Клэр Мессуд вспомнила, как видела своего отца-пэда-нуара, упавшего католика, плакавшего, когда Папа Иоанн Павел II читал мессу по телевизору. На вопрос, почему, Messud père ответил: «Потому что, когда я в последний раз слушал мессу на латыни, я думал, что у меня есть религия, и я думал, что у меня есть страна». Мессуд отмечал, что романист Альбер Камю, сам пье-нуар, часто писал о своей любви к морским берегам и горам Алжира, заявляя, что Алжир был местом, которое было частью его души, чувств. что она отметила, что отражает те, которые были у других пьед-нуаров, для которых Алжир был единственным домом, который они когда-либо знали.

Песня африканцев

Сообщество пьед-нуаров приняло, поскольку оба неофициальный гимн и как символ его идентичности, версия 1943 года капитана Феликса Бойера «Le Chant des Africains » (букв. «Песня африканцев»). Это была маршевая песня Infanterie de Marine 1915 года, первоначально озаглавленная «C'est nous les Marocains» (букв. «Мы марокканцы») и посвященная полковнику Ван Хекке, командиру кавалерии времен Первой мировой войны. часть: 7e régiment de chasseurs d'Afrique («7-й африканский полк легкой кавалерии»). Песня Бойера была заимствована во время Второй мировой войны Первой армией Свободной Франции, которая была сформирована из частей Африканской армии и включала в себя множество пид-нуаров. Музыка и слова позже были использованы Пьед-Нуарами, чтобы заявить о своей верности Франции. (послушайте Chant des Africains )

«Песня африканцев» была запрещена к использованию в качестве официальной военной музыки в 1962 году в конце алжирской войны до августа 1969 года, когда французский министр по делам ветеранов Дела (Ministre des Anciens Combattants) в то время, Анри Дювийяр, снял запрет.

Известные Пьедс-Нуар

См. Также

  • флаг Портал Франции

Ссылки

Источники

  • Ramsay, R. (1983) Корсиканская бомба замедленного действия, Manchester University Press: Manchester. ISBN 0-7190-0893-X.

Последняя правка сделана 2021-06-02 05:12:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте