Африканский период Пикассо, который длился с 1906 по 1909 год, был периодом, когда Пабло Пикассо писал в стиле, который находился под сильным влиянием африканской скульптуры, особенно традиционных африканских масок и искусства Древнего Египта, в дополнение к неафриканским влияниям, включая иберийскую скульптуру, и искусство Поля Сезанна и Эль Греко. Это прото-Cubist период после Пикассо голубого периода и Роза Период также называется негр Период, или черный период. Пикассо собирал и черпал вдохновение в африканском искусстве в этот период, а также в течение многих лет после него.
В начале 20-го века африканские произведения искусства привозили в Париж в результате экспансии Французской империи в страны Африки к югу от Сахары. Пресса гудела от преувеличенных историй о каннибализме и экзотических историй об африканском королевстве Дагомея. Жестокое обращение с африканцами в Бельгийском Конго было раскрыто в популярной книге Джозефа Конрада « Сердце тьмы». Возможно, именно из-за этого климата Пикассо и другие художники начали искать вдохновение в африканском искусстве. Интерес Пикассо к африканскому искусству был частично вызван Анри Матиссом, который показал ему деревянную фигурку Конго-Вили.
В мае или июне 1907 года Пикассо испытал «откровение», рассматривая африканское искусство в этнографическом музее во Дворце Трокадеро. Открытие Пикассо африканского искусства повлияло на аспекты его картины Les Demoiselles d'Avignon (завершенной в июле того же года), особенно на обработку лиц двух фигур на правой стороне композиции. Хотя многие кураторы современного искусства пытались сопоставить отдельные африканские маски с лицами этих фигур, африканские маски, использованные в этих примерах, не всегда были точными, и художник черпал идеи из нескольких работ.
Пикассо продолжал развивать стиль, заимствованный из африканского, египетского и иберийского искусства, в течение лет, предшествовавших началу фазы аналитического кубизма в его живописи в 1910 году. Другие работы африканского периода Пикассо включают Бюст женщины (1907, в Национальная галерея, Прага); «Мать и дитя» (лето 1907 г., Музей Пикассо, Париж); Обнаженная с поднятыми руками (1907, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания); и « Три женщины» (лето 1908 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В исторической рефлексии было указано на несколько вопросов, включая сомнения в происхождении этого жанра искусства для Пикассо. Примитивизм как эстетика часто использовался европейцами, заимствуя из незападных культур. Хотя очевидно, что Пикассо в значительной степени вдохновлялся эстетикой чужих культур, многие искусствоведы и критики утверждали, что такое заимствование было модернистским выражением.
Искусствовед Кобена Мерсер охватывает Пикассо девицы Авиньона в своей книге на черном диаспорного искусства под названием Путешествия и См. Он утверждает, что стилистические изменения Пикассо в сторону африканской эстетики были индивидуалистичными и современными, в то время как художники из числа меньшинств практически не получают признания за свои работы, вдохновленные их собственной культурой.
Также проблематично то, что в « Авиньонских девицах» женщины, изображенные в масках, похожих на африканские, предназначены для проституток из квартала красных фонарей Барселоны. Пикассо маскирует эти белые тела, чтобы сделать их сексуализацию приемлемой для европейской аудитории. Однако сам Пикассо сказал о живописи: «Это не эстетический процесс; это форма магии, которая встает между нами и враждебной вселенной, средство захвата власти путем придания формы нашим ужасам, а также нашим желаниям». Для него эти маски были связью людей между собой и враждебной вселенной, которой он хотел противостоять в своем искусстве.
В феврале 2006 года выставка под названием «Пикассо и Африка» демонстрирует работы Пикассо из его африканского периода, а также многие африканские скульптуры, похожие на те, которые он мог бы вдохновить, где они были показаны бок о бок в Йоханнесбурге, Южная Африка, в галерее Standard Bank.. Куратор, участвовавший в выставке, Мэрилин Мартин процитировала статью для Guardian «Пикассо никогда не копировал африканское искусство, поэтому эта выставка не соответствует конкретной африканской работе с Пикассо», цель выставки не состояла в том, чтобы обвинить Пикассо воровства, но чтобы показать, как он превзошел это и создал новую эстетику, сочетающую его собственное и его вдохновение.
Пабло Пикассо, 1907, Nu à la serviette, холст, масло, 116 x 89 см
Пабло Пикассо, 1907, Femme nue, холст, масло, 92 x 43 см, Museo delle Culture, Милан
Пабло Пикассо, 1907, Nu aux bras levés (Обнаженная)
Пабло Пикассо, 1907, голова спящей женщины (этюд для обнаженной натуры с драпировкой), холст, масло, 61,4 х 47,6 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Пабло Пикассо, 1907-08, ваза с цветами, холст, масло, 92,1 x 73 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Пабло Пикассо, 1908, Bols et flacons (Кувшин и чаши), холст, масло, 66 x 50,5 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Пабло Пикассо, 1908, Дриада, холст, масло, 185 х 108 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо, 1908, Trois femmes (Три женщины), холст, масло, 200 x 185 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо, 1908, Сидящая женщина ( Медитация), холст, масло, 150 x 99 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо, 1908, Paysage aux deux characters (Пейзаж с двумя фигурами), холст, масло, 60 x 73 см, Музей Пикассо, Париж
Пабло Пикассо, 1909, Nature morte à la brioche
Пабло Пикассо, 1909, Кирпичный завод в Тортосе (L'Usine, Horta de Ebro), холст, масло, 50,7 x 60,2 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо, 1909, Maisons à Horta (Дома на холме, Орта-де-Эбро), холст, масло, 65 x 81 см, частное собрание
Пабло Пикассо, 1909, Арлекин (L'Arlequin)
Пабло Пикассо, 1909, Buste de femme (Femme en vert, Femme assise), холст, масло, 100,3 x 81,3 см, Van Abbemuseum, Нидерланды. Эта картина из коллекции Вильгельма Удэ была конфискована французским государством и продана в отеле Drouot в 1921 году.
Пабло Пикассо, 1909, Голова женщины (Tête de femme), холст, масло, 60,3 x 51,1 см, Художественный институт Чикаго