Джованни Баттиста Пьяцетта (также называемый Джамбаттиста Пьяцетта или Джамбаттиста Валентино Пьяцетта ) (13 февраля 1682 или 1683 - 28 апреля, 1754) был итальянским рококо живописцем религиозных сюжетов и жанровых сцен.
Пьяцетта родился в Венеции, в семье скульптора, у которого он получил раннее обучение резьбе по дереву. С 1697 года он учился у художника Антонио Молинари. По словам Пьяццетты, он учился у Джузеппе Мария Креспи, когда жил в Болонье в 1703–05 годах, хотя Креспи не записал формальной опеки. Благодаря Креспи влияние Карло Чиньяни достигло Пьяцетты. Пьяцетта действительно нашел вдохновение в искусстве Креспи, в котором светотень из Караваджо был преобразован в идиому изящного очарования в его изображениях простых людей. На него также произвело большое впечатление запрестольные изображения, созданные другим болонским художником полвека назад, Гверчино.
Около 1710 года он вернулся в Венецию. Там он завоевал признание как ведущий художник, несмотря на свои ограниченные возможности и скромный характер, но в конечном итоге он получил меньшее покровительство как в Венеции, так и особенно за рубежом, чем две другие выдающиеся звезды венецианского позднего барокко / Рококо, Риччи и Тьеполо. однако круг тем Пьяццеты был шире, чем у этих художников; Тьеполо, например, никогда не писал жанровых картин и ограничивался великой историей и религиозными алтарями. Риччи и Тьеполо обладали яркой палитрой и легкой непринужденностью, которые позволили им покрыть фресками несколько метров потолка, хотя и с поверхностностью и гламуром, отсутствующими в более темных и интимных изображениях Пьяцетты. Тем не менее, Тьеполо, который сотрудничал с Пьяцеттой в некоторых проектах, находился под сильным влиянием старшего художника; в свою очередь, яркость и блеск палитры Тьеполо повлияли на Пьяцетту в его последние годы.
Прорицатель, Академия, ВенецияПьяцетта создала искусство теплых, насыщенных цветов и таинственной поэзии. Он часто изображал крестьянство, пусть даже и в пышной манере. Он был очень оригинален в интенсивности цвета, который он иногда использовал в своих тенях, и в потустороннем качестве, которое он придавал свету, который бросает часть композиции в рельеф. Жесты и взгляды его главных героев намекают на невидимые драмы, как в одной из его самых известных картин «Прорицатель» (1740, ныне в Gallerie dell'Accademia, Венеция). Подобную неуловимость он внес в произведения религиозного характера, такие как Сотто в су Слава Св. Доминик в церкви Санти-Джованни и Паоло.
Также примечательны его многочисленные тщательно прорисованные рисунки половинных фигур или групп голов. Обычно это уголь или черный мел с белыми отметинами на серой бумаге, они наполнены тем же духом, что оживляют его картины, и были куплены коллекционерами как самостоятельные работы. Он также изготовил гравюры.
. В 1750 году Пьяцетта стал первым директором только что основанной Accademia di Belle Arti di Venezia, и последние несколько лет своей жизни он посвятил преподаванию. В 1727 году он был избран членом Болонской Академии Клементины. Среди художников в его мастерской были Доменико Маджотто, Франческо Дагиу (il Capella), Иоганн Генрих Тишбейн и Антонио Маринетти. Гравер Марко Питтери работал с его мастерской и гравировал многие его работы. Среди более молодых художников, которые подражали его стилю, были: Джулия Лама, Федерико Бенкович и Франческо Полаццо (1683–1753). Он умер в Венеции 28 апреля 1754 года.
Экстаз Святого Франциска
Святой Антоний Падуанский, Святой Гаэтано и ангел-хранитель
Три доминиканских святых, Джезуати, Венеция
Слава святого Доминика, Санти-Джованни и Паоло, Венеция
Молодая женщина с собакой
Молодой прапорщик
Крестьянка Спящий
Пастух
Смерть Дария
Ребекка у колодца
Жертвоприношение Исаака
Нищий мальчик (1725–30), холст, масло. Чикагский институт искусств
На Викискладе есть материалы, связанные с Джованни Баттиста Пьяцетта. |