Соната для фортепиано в си минор, Op.5 была написана Рихардом Штраусом в 1881–82 годах, когда ему было 17 лет. старый. Соната выполнена в романтическом стиле его юношеских лет. Первой записью произведения была последняя запись канадского пианиста Гленн Гулд.
Соната для фортепиано в четырех частях:
Первая часть и Finale в форме сонаты. Адажио имеет троичную форму со структурой ABA; Скерцо - это «полноценное скерцо в расширенной форме ABABA» (Todd 1992, стр. 30). Первая часть примечательна тем, что основная тема основана на повторяющейся короткой ноте. короткий-короткий длинный, который перекликается с ритмом мотива Судьбы Бетховена Пятой симфонии. Ларри Тодд заявляет, что:
Первая часть соответствует его знакомому четырех нотному мотиву головы из Пятой симфонии Бетховена. Первая часть довольно насыщена мотивом, который появляется в первой теме, мосту и заключительной части экспозиции. Кроме того, большая часть развития посвящена обработке мотива, и в заключительных тактах движения мы находим основную ключевую версию завершения первой части Бетховена ». (Тодд 1992, стр. 28).
В трех последующих движениях «опора на Мендельсона выступает все более и более на первый план». В частности, Тодд утверждает, что Adagio Cantabile Штрауса - это, по сути, мендельсоновская Lied ohne Worte (Песня без слов ) (Тодд 1992, стр. 28-30). В Скерцо и Финале также можно найти отголоски Мендельсона, как по структуре, так и по тактовому размеру и тематическому материалу. Продолжительность выступления примерно 27 минут.
Штраус писал пьесы для фортепиано с семи лет, но фортепианная соната была самой значительной из трех, которым он присвоил номер опуса (два других - его Пять фортепианных пьес, соч. 3, написанная в 1882 г., и Stimmungsbilder, соч. 9, написанная в 1884 г.). После 1884 года его фортепианные произведения были либо для фортепиано с оркестром (Бурлеск ре минор (1886) и Parergon zur Symphonia Domestica (1925)), либо в качестве аккомпанемента к голосу в Lieder или другие инструменты.
Самая известная запись фортепианной сонаты также была ее первой записью, самой последней записью Гленна Гулда (она была записана в период с 1 по 3 сентября 1982 года в Нью-Йорке.). Записи пьесы включают:
название компакт-диска (дата выпуска) | пианист | ссылка |
---|---|---|
Гленн Гулд играет Ричарда Штрауса (2012) | Гленн Гулд | Sony Юбилейное издание Гленна Гулда - 88725413702 |
Рихард Штраус - Фортепианная музыка (2006) | Стефан Веселка | Наксос - 8557713 |
Эмили Бласко играет Берга, Солера и Штрауса (2005) | Эмили Бласко | Ars Harmonica - AH100 |
Рихард Штраус: Фортепианная музыка (1997) | Олег Маршев | Данакорд - DACOCD440 |
Тигран Алиханов в сольном концерте | Тигран Алиханов | Московская государственная консерватория - SMCCD0096 |
Р. Штраус: Полная камерная музыка (2014) | Гитти Пирнер | Блестящая классика - 9231 |