Франц Шуберт «s Соната для фортепиано ля минор, D 784 (посмертно опубликован в соч. 143), является одним из основных составов Шуберта для фортепиано. Шуберт написал произведение в феврале 1823 года, возможно, в ответ на его болезнь годом ранее. Однако он не был опубликован до 1839 года, через одиннадцать лет после его смерти. Издатели присвоили ему опус № 143 и посвящение Феликсу Мендельсону. Соната D 784, последняя из трех частей Шуберта, по мнению многих, знаменует новую эру в фортепианном творчестве Шуберта и является глубоким, а иногда и почти навязчиво трагическим произведением.
I. Allegro giusto
Эта часть в тонической тональности ля минор использует новую редкую фортепианную фактуру, которой нет в предыдущих произведениях Шуберта: действительно, более одной пятой части находится в голых октавах. Кроме того, Шуберт также предлагает новый метод временной организации движения (его темпа и ритма), и он очень необычно не использует много модуляции.
Полутоновый ритм первого субъекта с некоторыми пунктирными нотами связан с первым субъектом сонаты D 625. «Вздоховый мотив», впервые встречающийся во 2 и 4 тактах (с акцентированной первой нотой), играет очень важную роль на протяжении всего движения, как в его акцентировании (на сильной доле), так и в его ритме (резкое прерывание на короткой ноте).). Распространение этого мотива означает, что ритм имеет ключевое значение для пианиста, чтобы поддерживать связность на протяжении всего движения. Мелодически первая тема основана на разрешении диссонанса D ♯ –E ( ♯ -) и падающей третьей C – A. Такт 9 переносит этот ритм на бас и использует повторяющиеся плагиальные каденции (iv-i), чтобы вызвать атмосферу похоронного марша. В b.26 возвращается первый испытуемый, теперь в фортиссимо, за которым следуют параллельные аккорды в пунктирных ритмах, напоминающих французскую увертюру, но все же заканчивающуюся на восьмой ноте в слабой доле.
Переход (b.47) ко второму предмету достигается путем ускорения нисходящего третьего мотива, теперь B ♭ –G, а затем переосмысления B ♭ как A ♯ и преобразования его в B, чтобы подготовить появление ми мажора, доминантный мажор, тональность, в которой будет разыгран второй субъект (необычно для движения в минорной тональности). Затем следует победный отрывок, твердо устанавливающий ми мажор, который, по мнению Евы Бадура-Шкода, выражает ритм и тональность слов « Non confundar in aeternam » («Я не погибну в вечности») из Te Deum. Затем следует спокойный, подобный гимну второй предмет, тематически связанный с первым предметом по ритму и мелодии. Он содержит те же самые пессимистичные акцентуации, хотя резкие разрывая на короткую заметке не встречается, пока субъект не начинает распадаться на отдельные регистры в b.75 (она, тем не менее предложила в течение по portato показания), позволяя Внезапное фортиссимо интрузий в незначительный и твердо восстанавливающий ритм вздохов. Вторая предметная область для движений Шуберта короче, чем обычно, что, по мнению Брайана Ньюбоулда, связано с тем, что оно создает «такую иллюзию пространства в [его] почти не меняющихся сомнамбулистических поступках».
Раздел развития (b.104ff) основан на различных воплощениях первого объекта, второго объекта и пунктирного ритма, который впервые появился на b.27. Тональность колеблется между субмедиантом (фа мажор, тональность Анданте) и субдоминантом (ре минор, который ранее появлялся в b.34ff). Перепросмотр (b.166ff) - это разнообразное повторение экспозиции, но без драматического переходного отрывка, который появляется в b.47ff в экспозиции, в пользу пианиссимо- разрешения E ♭ (D ♯) и C как части полностью гармонизированная усиленная шестая к тонике ля мажор: Роберт С. Хаттен отмечает, что по сравнению с «героическим» и «произвольным» переходом в экспозиции переход перепросмотра (b.213ff) «чудесен» и связан с на этот раз настроение второй испытуемой стало еще спокойнее. Спокойствие второго предмета дополнительно обеспечивается тройками, которые только сейчас, кажется, уменьшают влияние мрачного акцента, а за интрузиями фортиссимо теперь следуют диминуэндо, которые предполагают, что в этом отрывке раскрывается трагический вес сонаты.
Кода завершает движение на b.260ff, основанное на «героическом» переходе в экспозиции, таким образом восстанавливая то, что изначально было исключено из перепросмотра. Затем длинный-короткий ритм снова появляется на тонической педали в контрасте высоких и низких регистров из b.278ff, снова предлагая спокойствие второй темы; но грубое прерывание нисходящей трети в фортиссимо в точке b.286–9 (хотя теперь и C ♯ –A) предполагает, что это спокойствие может оказаться лишь временным.
II. Анданте
Фа мажор
Пианист Стивен Хаф писал об этой части: «Вторая часть странно тревожит по трем причинам: из-за почти принудительной нормальности ее темы после горько-сладкой мрачности первой части; потому что эта тема удваивается в голосе тенора, компаньоне, страдающем клаустрофобией. кажется, что это затягивает его, и из-за постоянного бормочущего междометия (ppp) между утверждениями темы ".
Лео Блэк заметил, что Шуберт использовал тот же ритм песни 1818 года «An den Mond, in einer Herbstnacht» в медленной части этой сонаты. Вдобавок Блэк отметил, что Шуберт сделал музыкальный намек в медленной части Сонаты Арпеджионе на сонату D. 784.
III. Allegro vivace
Несовершеннолетний