Соната для фортепиано № 9 ми мажор, Op. 14, № 1, произведение раннего периода Людвига ван Бетховена, посвященное баронессе Йозефе фон Браун, одной из его покровительниц в то время. Он был составлен в 1798 и аранжирован для струнного квартета композитором в 1801 году (Hess 34), в результате получился более квартетный отрывок и более удобная тональность F мажор.
Соната в трех частях :
Первая часть открывается серией восходящих четвертей в правой руке, затем квартетным эхом фразы в разных октавах. Вторая тема си-мажор основана на нисходящей последовательности, за которой следует восходящая хроматическая пробежка. Развитие полно арпеджио с шестнадцатыми нотами в левой руке и шестнадцатыми -запись левой шкалы сопровождает начало перепросмотра, но движение тихо заканчивается.
Вторая часть менуэ -подобна; основная часть заканчивается тоническим мажорным аккордом. В первый раз это приводит без промежуточной модуляции к трио до Маджоре во главе с Маджоре; после его возвращения код кратко цитирует мелодию до мажор, прежде чем вернуться к ми минору. Антон Шиндлер вспоминал, что Бетховен яростно играл часть ми-минор, прежде чем сделать длинную паузу на аккорде ми-мажор и более спокойным образом описать Маджоре.
Третья часть находится в живая форма сонатного рондо. При последнем возвращении основная тема синкопируется с тройняшками.
Несмотря на кажущуюся простоту, эта соната вводит характер "Sturm und Drang ", который так часто отождествлялся с Бетховеном. Он добавляет драматизма в контраст между лирическими отрывками, которые следуют за очень активными, текстурированными тематическими разделами. Более того, контрастирующая динамика и вариация между мажором и минором, между использованием параллельного минора и субдоминанты его относительного мажора (от ми минор до мажор). Это были новые техники, которые предлагают намек на инновации, которые Бетховен привнес, чтобы положить конец классической эпохе и начать эпоху романтизма.
Пианист и музыковед Чарльз Розен считает обе сонаты Opus 14 «значительно более скромными, чем их предшественники», «предназначенные для использования в домой »и с« небольшими техническими трудностями ». Однако пианист Андрас Шифф, напротив, не согласен с мнением, что «сонаты Opus 14 легче или легче», и в своей лекции по Opus 14 No. 1 (см. Ниже) он заявляет, что они ужасно ужасны. трудно играть и интерпретировать.
По словам Дональда Фрэнсиса Тови, инструментовка этой сонаты для струнного квартета является «одним из самых интересных документов. в истории искусства Бетховена... Вряд ли есть такая планка квартетной версии, которая не пролила бы некоторый свет на природу фортепиано, квартетного письма и общей структуры музыки... он берет одну из своих самых маленьких сонат и показывает [...], что вряд ли бар фортепианной музыки может быть превращен в хорошее квартетное сочинение без большого количества нового материала, кроме радикального преобразования старого ».
Бетховен, Соната для фортепиано ми, соч. 14 № 1, 2-я часть, такты 1-84 b 'a g fis2 a8 g fis4 \)} \\ { |
Бетховен, Соната для фортепиано ми, соч.14 № 1, 2-я часть, 1–8 такты |
Тови выделяет начало второй части Аллегретто как пример не только того, что Бетховен добавляет, но также и то, что он упускает, переосмысливая звучание фортепиано для струнных:
Бетховен, Соната, соч. 14 № 1, 2-я часть, такты 1-8, версия квартета>} "высота = "210" src = "// upload.wikimedia.org/score/c/q/cq8a8fj2rxn923qebe1a4w9ime3dtfg/cq8a8fj2.png" width = "597" /> |
Бетховен, соч. 14 № 1, 2-я часть, такты 1–8, версия для квартета |
«Бетховен проявляет глубочайшее понимание того, что не позволяет четырем струнным инструментам воспроизводить толстые аккорды фортепиано, хотя это было бы возможно с довольно простым дублем. останавливается.”